Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На британском авианосце случилась вспышка коронавируса у привитых моряков

На британском авианосце случилась вспышка коронавируса у привитых моряков

Они заразились после посещения Кипра

На борту нового британского авианосца «Королева Елизавета» (HMS Queen Elizabeth), вошедшего в Индийский океан, произошла вспышка коронавируса. COVID-19 диагностировали у сотни членов экипажа. Заболевшие выявлены и на других кораблях, сопровождающих громадное судно. При этом министр обороны США уверяет, что все моряки были привиты двойной дозой вакцины.

Авианосец продолжит выполнение своих оперативных задач, и COVID-19 не внесет изменения в намеченные планы по развертыванию авианосной ударной группы. Более того, глава министерства обороны Великобритании Бен Уоллес заявил, что поддержит капитана Queen Elizabeth, «какое бы решение он ни принял».

«Мы не собираемся попадать в ситуацию, когда мы подвергаем кого-либо риску, – приводит слова Бена Уоллеса Sky News. – Прежде всего мой долг – защищать команду».

Глава военного ведомства также уведомил, что вспышка коронавируса находится под контролем, поскольку члены команды получили двойные дозы вакцины против COVID-19: «Поэтому вы будете рады узнать, что никаких серьезных последствий для любого из членов экипажа нет, и мы справимся с этим».

Примерно 100 случаев заражения зафиксировано среди экипажа флагмана. Заболевшие выявлены и на других кораблях, сопровождающих авианосец. Всего в авианосной ударной группе насчитывается около 3700 человек личного состава. Первые случаи заболевания были зарегистрированы 4 июля.

Как сообщает газета The Sun, которая первой опубликовала эту историю, британские моряки заразились, когда сошли на берег во время остановки в Лимассоле на Кипре.

На этом плохие новости для британского королевского флота не закончились. У эсминца типа 45 HMS Diamond, также входящего в состав ударной авианосной группы, возникла проблема с двигателем, которая к тому же затронула и другие корабли этого класса.

«HMS Diamond не сломался, он движется рядом, его починят в ближайшее время, – сказал Бен Уоллес. – Однако это не парализующий фактор. Это немного задерживает корабль, но я думаю, что через несколько недель он продолжит поддерживать ударную авианосную группу».

Напомним, в прошлом году командование военно-морскими силами Соединенных Штатов включилось в борьбу против распространения коронавируса после того, как на борту авианосца Тихоокеанского флота «Теодор Рузвельт» произошла масштабная вспышка COVID-19, в ходе которой были заражены почти 1000 человек.

В итоге около 5 тысяч членов экипажа были помещены на 55-дневный карантин в порту Гуам на Филиппинах, а заболевших сняли с борта. На судне было развернуто широкомасштабное тестирование на COVID-19. Американский авианосец удалось вернуть в море только спустя три месяца.

Кроме того, уволили командира флагмана Бретта Крозье. Его рапорт о распространении вируса на авианосце попал в распоряжение журналистов. Занимавший тогда должность и.о. министра ВМС США Томас Модли резко раскритиковал Крозье за случившееся, подчеркнув, что тот «либо наивен, или глуп». Впоследствии Модли извинился за свои высказывания, а затем и вовсе покинул свою должность.

Менее крупные вспышки коронавирусной инфекции были и среди экипажей американских авианосцев «Рональд Рейган» и «Нимиц». Их командование заявляло, что ситуацию удалось нормализовать в кратчайшие сроки.

По словам специалистов, несмотря на то, что каждый авианосец оснащен специальным медицинским блоком, где можно проводить даже самые сложные хирургические операции, в борьбе с коронавирусной инфекцией на борту он практически бессилен. Главная проблема в том, что в пространствах с искусственной вентиляцией вирусы распространяются еще более стремительно. Именно поэтому военно-морские корабли – идеальная среда для распространения коронавируса.

Ранее отставной адмирал ВМС США Джеймс Ставридис рассказал Би-би-си, что повторных вспышек вируса на авианосцах просто не избежать: «Проблемы будут только усугубляться. Вы не можете просто взять, пришвартовать судно и отправить всех моряков на карантин. Дело в том, что на борту тонны оружия, оборудование на миллиарды долларов, а также пожароопасные элементы и ядерные реакторы».

Трамплин (авиация)

Трамплин (в авиации) — наклонная рампа, выгнутая вверх, которая позволяет самолёту взлетать с укороченным разбегом. При использовании трамплина можно достичь отрыва с более низкой скоростью, чем та, которая требуется для взлёта с горизонтальной полосы. Трамплины обычно используются для взлёта самолётов с авианосцев, у которых нет катапульты.

Считается, что первое использование трамплина произошло во время Второй мировой войны, когда на британский авианосец «Furious» была установлена временная рампа, чтобы облегчить взлёт тяжело нагруженных самолётов «Барракуда», атаковавших немецкий линкор «Тирпиц». В эпоху «холодной войны» эта концепция изучалась как средство сокращения длины полётной палубы будущих авианосцев, а также для облегчения работы в море все более тяжёлых самолётов. Королевский флот проявил интерес к трамплинам в 1970-х годах, проведя серию испытаний в сочетании с недавно разработанным истребителем вертикального или укороченного взлёта «Харриер», и установил трамплины на авианосцы следующего поколения типа «Инвинсибл».

После того, как трамплин доказал свою эксплуатационную ценность, многочисленные военно-морские службы использовали его в своих авианосцах и десантных кораблях, а также в порядке эксперимента — на суше. При использовании трамплина посадка может осуществляться как с помощью аэрофинишёра (укороченный взлёт, посадка с аэрофинишёром, STOBAR), так и средствами вертикальной посадки самого самолёта (укороченный взлёт, вертикальная посадка, STOVL). Среди авианосцев, построенных в последние десятилетия, большинство не оснащены катапультами отчасти из-за снижения стоимости и сложности операций по взлёту с трамплина.

Содержание

  • 1 Принципы
  • 2 История
  • 3 Авианосные операции
    • 3.1 STOBAR
    • 3.2 STOVL
  • 4 Наземные операции
  • 5 Корабли, оснащённые трамплинами
  • 6 Примечания
  • 7 Список использованных источников
  • 8 Внешние ссылки

Принципы [ править | править код ]

Самолёт с неподвижным крылом набирает взлётную скорость во время длительного разбега. По мере увеличения скорости крылья создают увеличивающуюся подъёмную силу. На достаточно высокой скорости подъёмная сила превысит вес летательного аппарата, и самолёт станет способным к продолжительному полёту. Если самолёт набирает взлётную скорость, используя только свои собственные двигатели, требуется длинная взлётно-посадочная полоса. Полётная палуба авианосца слишком коротка, чтобы большинство самолётов могли достичь скорости взлёта.

Трамплин в конце полётной палубы отклоняет вектор скорости самолёта на небольшой угол вверх, преобразуя часть поступательного движения самолёта в положительную скорость набора высоты. Поскольку самолёт все ещё движется с недостаточной для взлёта скоростью, он начинает терять высоту, однако взлёт с трамплина даёт самолёту небольшое дополнительное время для продолжения разгона уже в воздухе [1] .

Многие современные авианосцы не имеют катапульты, поэтому тяжёлые самолёты должны взлетать с использованием собственных двигателей. Трамплины позволяют взлетать с более тяжёлой нагрузкой, чем позволяет горизонтальная палуба. Однако трамплин не является полноценной заменой катапульты [2] . Такие самолёты, как F/A18, которые обычно взлетают с катапульты, могут также взлетать с трамплина, однако это возможно только за счёт уменьшения запаса топлива и/или боевой нагрузки, что отрицательно сказывается на его боеспособности [3] .

История [ править | править код ]

Ранние авианосцы могли запускать самолёты, просто разворачиваясь против ветра и добавляя к скорости самолёта собственную скорость корабля. Во время Второй мировой войны палубные самолёты стали настолько тяжёлыми, что возникла необходимость в дополнительном оборудовании для ускорения самолёта при взлёте. Палубные катапульты использовались для разгона самолётов до взлетной скорости, особенно при запуске тяжёлых самолётов или когда было неудобно менять курс авианосца [4] . Трамплин был впервые применён в 1944 году, когда британский авианосец «Фьюриэс» нанес удар по немецкому линкору «Тирпиц». Относительно грубый трамплин был временно установлен в конце полётной палубы, что помогло взлететь тяжело нагруженным авиабомбами самолётам «Барракуда» [5] [6] .

Читать еще:  Что сделать с двигателем от электромясорубки

В годы, последовавшие за Второй мировой войной, тенденция к увеличению количества тяжёлых палубных самолётов продолжалась, вызывая опасения, что в конечном вес самолётов превысит реальные возможности любой катапульты. Были проведены исследования альтернативных методов содействия взлёту. В исследовании NACA, завершенном в 1952 году, предлагалось ставить трамплин после катапульты [7] [1] .

Британский исследователь Д.Тейлор в своей магистерской диссертации 1973 года предложил использовать трамплин для облегчения взлёта самолётов «Харриер». Его конструкция трамплина с изгибом поначалу была встречена скептически, но официальные лица одобрили испытания этой конструкции [6] . Первые испытания, в которых были опробованы различные углы наклона аппарели, проводились в испытательном авиационном центре RAE Bedford. В качестве самолёта использовался двухместный демонстратор Harrier G-VTOL. Результаты были проверены с помощью компьютерного моделирования. Испытания продемонстрировали, что характеристики улучшаются с увеличением угла наклона трамплина, но проектировщики выбрали минимальный угол, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на шасси самолёта [8] .

В 1970-е годы Королевский флот рассматривал возможность строительства крейсера с полной полётной палубой или легкого авианосца и решил использовать в проекте трамплин [6] . Соответственно, авианосцы типа «Инвинсибл» строились с трамплинами, что значительно сокращало расстояние, необходимое «Харриерам» для взлёта, даже при наличии значительной полезной нагрузки [8] [9] . Трамплин оказался относительно дешёвым и простым устройством, состоящим из стальной конструкции без каких-либо движущихся частей. Трамплин был сооружён на первом кораблей в серии, авианосце «Инвинсибл», когда он строился в Барроу, угол наклона составлял 7º. 30 октября 1980 года летчик-испытатель капитан-лейтенант Дэвид Пул совершил первый взлёт с трамплина в море на самолёте «Харриера». «Илластриэс» также изначально был оборудован пандусом с углом наклона 7°, а на «Арк Ройял» угол был увеличен до 12°, поскольку эта величина была признана оптимальной. Два предыдущих корабля впоследствии были модернизированы и получили трамплины с углом 12°.

После успеха «Харриера» трамплин стал признанным методом запуска самолётов без такого сложного оборудования как катапульта. Поздние модели трамплинов имеют усовершенствования по сравнению с оригинальной конструкцией. Было установлено, что даже относительно небольшие выбоины или дефекты на абсолютно гладкой поверхности вызывают трещины в шасси самолёта. Именно по этой причине Королевский флот ввел более строгие конструктивные допуски в характеристики трамплина авианосцев типа «Куин Элизабет» [6] . Современный трамплин можно построить как единую съёмную конструкцию, размещаемую на носовой полётной палубе, а не полностью интегрировать в носовую часть корабля.

Трамплины устанавливаются не только на авианосцы, но и на многочисленные десантные вертолётоносцы, чтобы облегчить эксплуатацию самолётов STOVL [6] . УДК типа «Хуан Карлос» ВМС Австралии и Испании также были оснащены трамплинами. Несколько необычно то, что ВМС США никогда не использовали трамплины на своих десантных кораблях, несмотря на то, что они активно использовались самолётами VSTOL, такими как «Харриер» и F-35.

К началу двадцать первого века оборудованные трамплинами авианесущие корабли находились на вооружении ВМС Великобритании, Китая, Индии, Италии, России, Испании и Таиланда [6] . После вывода из состава флота бразильского авианосца «Сан-Паулу» в 2017 году США Штаты и Франция остались единственными странами, которые все еще используют авианосцы с катапультами.

Авианосные операции [ править | править код ]

STOBAR [ править | править код ]

Авианосцы, с которых обычные самолёты взлетают с помощью трамплина, а садятся с помощью аэрофинишёра называются STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery). Пилот увеличивает тягу самолёта за счёт включения форсажных камер, удерживая самолёт торможением. На палубе авианосца перед шасси поднимаются две панели, обеспечивая неподвижность самолёта. По команде пилот отпускает тормоз; панели из палубы возвращаются в свои гнезда, самолёт начинает двигаться вперёд с максимальной тягой. Преодолев трамплин, самолёт приобретает одновременно горизонтальную и вертикальную составляющую скорости [10] [11] .

МиГ-29 с помощью трамплина авианосца «Кузнецов» может взлетать со скоростью около 130 км/ч вместо обычных 260. Взлётная скорость, однако, зависит от многих факторов, таких, как полная масса [12] .

За исключением США и Франции, все ВМС мира, имеющие авианесущие корабли, вооружённые самолётами, используют для взлёта трамплины [13] .

STOVL [ править | править код ]

Авианосцы, рассчитанные на укороченный взлёт и вертикальную посадку называются STOVL (Short Take-Off, Vertical Landing). Самолёты совершают обычный взлёт с пробегом по палубе при максимальной тяге двигателей. Когда самолёт приближается к трамплину, поворотные сопла ориентируются так, чтобы обеспечить одновременно подъемную силу и тягу вперед. Это обеспечивает больший взлётный вес, чем горизонтальный взлёт без посторонней помощи, потому что трамплин обеспечивает вертикальный импульс в момент, когда это наиболее необходимо [14] .

Взлёт с трамплина считается более безопасным, чем взлёт с плоской палубы. Когда «Харриер» стартует с американского LHA, он заканчивает разбег и начинает полёт в 18 метрах выше уровня воды, не имея положительной вертикальной скорости. Используя трамплин, «Харриер» отрывается с положительной вертикальной скоростью и только за счёт инерции поднимается на высоту от 45 до 60 м над водой [13] .

В 1988 самолёты AV-8B Harrier II Корпуса морской пехоты США провели серию испытательных полётов на испанском лёгком авианосце Принсипе де Астуриас (авианосец). Было установлено, что разбег на полной длине 230 м палубы УДК «Тарава» эквивалентен разбегу длиной 90 м с авианосца, оснащённого трамплином с углом наклона 12°. Это резкое улучшение характеристик произвело на специалистов сильное впечатление [13] .

Наземные операции [ править | править код ]

В начале 1990-х годов ВВС США изучали возможность использования трамплинов для базовой авиации; этот подход рассматривался как «возможное решение проблемы недостаточного количества взлётно-посадочных полос в Европе» во время холодной войны. Было определено, что при использовании трамплина с углом вылета 9° расстояние, необходимое для взлёта F/A-18 Hornet, сокращается примерно вдвое. [15]

Точка опоры в океане. Почему у России нет авианосца

Российские авианосцы — тема, безусловно, спорная. Информация о кораблях подобного класса, которые могли бы в будущем пополнить состав Военно-морского флота (ВМФ) России, появляется регулярно. Дискуссии о целесообразности их постройки ведутся с начала 2000-х годов, когда отечественная оборонка начала «вставать на ноги». Однако дальше публичных заявлений представителей ВМФ РФ, судостроителей и предварительных проектов дело не пошло.

Так, на форуме «Армия-2019» и Международном военно-морском салоне (МВМС) в Санкт-Петербурге были продемонстрированы в качестве моделей несколько перспективных проектов, причем как с атомной, так и с обычной двигательной установкой. Однако развивать строительство этих кораблей Россия будет исходя из имеющихся возможностей. «За авианосцами будущее. Атомный авианосец, конечно, будет, но не в ближайшей перспективе», — заявлял главком ВМФ РФ Николай Евменов.

«Стоит ли нам в это ввязываться?»

В боевом составе ВМФ находится единственный неатомный авианосец «Адмирал Кузнецов» (по отечественной классификации — тяжелый авианесущий крейсер). Неоднократно заявлялось, что флот получит перспективный авианосец с атомной энергетической установкой к концу 2030 года, а его водоизмещение должно составлять не менее 70 тыс. т.

Читать еще:  Вакуумный усилитель тормозов влияет на обороты двигателя

Еще в 2015 году Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) разработал и представил широкой публике аванпроект авианосца для иностранных заказчиков, который также предлагался и для отечественного флота. Проект 23000 получил название «Шторм». Водоизмещение — 80–90 тыс. т, силовая установка — комбинированная (и атомный реактор, и газотурбинный двигатель). Авиагруппа — до 60 единиц, причем палубные истребители — пятого поколения Су-57, МиГ-29К/КУБ и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.

Также показывался концепт-проект среднего авианосца с атомным реактором и вспомогательной газотурбинной установкой водоизмещением уже 76 тыс. т, способного нести до 100 летательных аппаратов.

Свою модель атомного авианосца проекта 11430Э «Ламантин» продемонстрировало и Невское проектно-конструкторское бюро. Корабль водоизмещением 80–90 тыс. т получит атомную энергетическую установку и две электромагнитные катапульты. В составе авиагруппы — до 60 летательных аппаратов, в том числе тяжелые и легкие истребители, корабельные вертолеты и даже самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Также предусмотрено базирование до 10 беспилотников.

«Работа Крыловского центра направлена на предвосхищение ожидания ВМФ. Поэтому и целый набор различных проектов кораблей авианосного класса, которые флот при определенных обстоятельствах мог бы закупить», — рассказал ТАСС военный эксперт Дмитрий Литовкин.

Однако самая главная проблема — это деньги. По неофициальным данным, на создание концепции тяжелого атомного авианосца типа «Шторм» было затрачено около 300 млн рублей. И это только выработка концепции.

«Даже проект нового авианосца-полукатамарана с водоизмещением 44 тыс. т от КГНЦ оценивается в $3–4 млрд. А что уж говорить о 360-метровом авианосце проекта «Ламантин»? Там счет пойдет под полтриллиона рублей. Для Минобороны в нынешних условиях это явно неподъемная сумма», — считает руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов. По его мнению, именно дороговизна строительства является тем фактором, который ставит палки в колеса авианесущим проектам.

«Авианосец — проекция силы»

Попов считает, что если тот или иной проект будет сопоставим по финансовым средствам с атомным крейсером типа «Петр Великий», то тогда, возможно, и можно строить. Но специалист склонен к тому, что развивать нужно больше вооружений оборонительного характера. «Это присуще нашей стратегии развития. А авианосец к этому уже отнести не совсем можно будет. Сейчас у нас все носит оборонительный характер, даже стратегические атомные подлодки, которые рассчитаны на ответные удары. Мы не планируем наступательных операций и развязывание войны», — говорит он.

Авианосец — проекция силы, считает Литовкин. «У нас последний раз проецирование силы произошло в Сирии, когда там была создана воздушная группировка и в том числе был флот с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Собственно, все: и это за последние 20 лет. У России нет каких-либо геополитических задач в регионах мира, где мы могли бы проецировать силу и авианосец был бы олицетворением наших амбиций и возможностей».

Американцы начали строить авианосцы еще до Второй мировой войны. «США фактически островное государство, которое если хочет проецировать силу, то ему нужно куда-то идти, а идти они могут только по морю. Поэтому у них основная боевая мощь — это флот. А авианосец — это плавучие острова, которые позволяли поддерживать и проводить сухопутную операцию с моря. У них же все действия во время военной кампании в Ираке были с кораблей. Это только сейчас они развернули авиационную базу в Катаре», — говорит эксперт.

Поэтому тут возникает вопрос: есть ли у нас задачи в отдаленных регионах мира? «А задачи стратегические под авианосцы есть? — спрашивает генерал Попов. — Военная доктрина России является сугубо оборонительной. Поэтому нужно ли нам сегодня втягиваться в очередную гонку вооружений на море?»

В свою очередь руководитель Бюро военно-политического анализа тоже задается вопросом: «Не станут ли будущие российские авианосцы, в строительство которых были вложены астрономические суммы, удобными целями для западных ракет? Сумеем ли мы к окончанию их строительства обеспечить полную безопасность самим кораблям, транспортируемой авиации и личному составу?» По мнению Михайлова, этот вопрос остается весьма спорным, ведь наши западные конкуренты тоже не стоят на месте в военно-техническом развитии.

Слово и дело

Конечно, по словам Михайлова, в строительстве новых авианосцев есть и объективные плюсы: это и мощнейший военно-технологичный импульс для российского оборонно-промышленного комплекса, и имиджевый прорыв для России в целом, ну и, конечно, подобные корабли могут значительно укрепить военно-морскую мощь страны.

Если говорить о северной части России, то там авианосец, по мнению генерала Попова, будет не совсем пригоден для действий. «Нужно будет достаточно много ледоколов. А у нас есть решение другого характера. Если нам понадобятся аэродромы подскока на северах, то там с ноября по май ледовая обстановка позволяет использовать аэродромы как для стратегической авиации, так и транспортной. И у нас есть такой опыт уже. И даже посадить истребители-бомбардировщики, которые смогут наносить ответные удары. А в летней период у нас есть аэродромы в Анадыре и на Чукотке, которые необходимо развивать дополнительно», — считает он.

Опять же нужно понимать, что сейчас идет программа по модернизации тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Петр Великий», которым, по мнению Литовкина, логично было бы придать еще и авиационное крыло — ударную авиацию.

«Так, МиГ-29К, которые в свое время были созданы для Индии и сейчас наш ВМФ их покупает, стали первыми истребителями, которые получили на вооружение противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и противорадиолокационные ракеты Х-31. Это первый истребитель, на котором отработано применение этих ракет. И то, что сейчас эти самолеты эксплуатируются в индийских ВВС и заказываются еще дополнительно, говорит о том, что машина удачная», — говорит военный эксперт о самолетах, которые входят в состав авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов».

Поэтому, по словам эксперта, когда мы столкнулись с опасностью присутствия американского авианосного флота, а у нас не было возможности делать авианосцы, мы стали создавать подлодки проекта 949 (серия подводных лодок с крылатыми ракетами «Гранит» дальнего действия, предназначенных для борьбы с мощными корабельными группировками — прим. ТАСС), чтобы хотя бы одной мощной ракетой потопить авианосец и закончить любую военную кампанию. «На тот момент у нас были лучше крылатые ракеты. То есть у нас был асимметричный ответ. Пошли по такому пути: мы не делаем авианосцы, зато мы можем вас утопить», — говорит Литовкин.

Пока у нас есть ударные подводные лодки проекта 949 и скоро будут «Ясени», мы в принципе, по мнению эксперта, задачу противоавианосной борьбы решаем, однако нужна все же и авиация.

«Нам исключительно нужен атомный корабль, потому что за «Адмиралом Кузнецовым» идет танкер… а у США все атомные. За ними танкер обеспечения, может, и приходит раз в полгода питания подбросить, но у них и базы по всему миру», — говорит Литовкин. У них нет проблем с логистикой, а нам придется действовать самостоятельно.

Читать еще:  Что такое система двигателя внутреннего сгорания

И опять же, то, что сейчас восстанавливаются атомные ракетные крейсера — это автономный океанский флот, который будет длительное время действовать самостоятельно. «Скорость такого крейсера — больше 30 узлов, дизельный авианосец за ним может не угнаться. А корабли в группе должны идти с одинаковой скоростью. То есть если мы будем медленно идти за авианосцем, то потеряется маневренность, а если крейсера пойдут быстрее, то потеряем авианосец, который тут же потопят», — заключает эксперт.

Ключ на старт

Строить авианосцы Россия планирует, просто сейчас не пришло время. Эта тематика является для Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) актуальной, и предприятия готовы к этой работе. «Время пришло восстановить техническую готовность того, что у нас есть, и дать задел на будущее», — говорил главком ВМФ.

В свою очередь, глава ОСК Алексей Рахманов подчеркивал, что специалисты и технические компетенции для постройки авианосца тех размерностей, о которых говорили, существуют. «Как только будет сигнал «на старт», тут же приступим к этой работе», — сказал он.

После развала СССР единственная верфь, которая строила авианосцы, находилась в Николаеве (Украина). «И у нас есть задача создать такую верфь, которая могла бы строить такие крупные корабли. Рассматривалось крупнейшее судостроительное предприятие «Севмаш» в Северодвинске, но там сейчас массово строят атомные подводные лодки проектов «Ясень» и «Борей». И ему уж точно не до авианосцев», — говорит Литовкин.

Также не первый год идут разговоры о том, что необходимо модернизировать 35-й судоремонтный завод в Мурманске для того, чтобы там ремонтировать тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». По словам эксперта, там из двух доков хотят сделать один. Кроме того, специалисты не исключают, что та верфь, которая сейчас строится на Дальнем Востоке (верфь крупнотоннажного судостроения «Звезда» — прим. ТАСС), будет предусматривать строительство авианосцев.

В целом, все представленные за последнее время проекты авианосцев на перспективу выглядят более эффективными и соотносящимися по «цене и качеству». Однако решающее слово остается все-таки за военным ведомством.

Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения обороноспособности государства мы себя прикрываем полностью: у нас есть возможности, чем и как ответить, защищая зону экономических интересов России. Не исключено, что в будущем наши интересы могут поменяться в глобальном плане и необходимо будет поставить где-то в океане «точку опоры», которая обеспечит интересы России вдали от берегов. Но пока все это планы.

Выбор сделан в пользу паровых

Китайские СМИ впервые обнародовали подробности, касающиеся строительства на верфях Шанхая третьего в стране авианосца. Согласно источникам гонконгской газеты South China Morning Post (SCMP), близким к руководству ВМФ КНР, авианосец будет оснащен паровой катапультой, а не взлетной рампой, как два его предшественника. Не исключено, что необходимые детальные данные для создания катапульты были получены китайскими военными при посещении крымского полигона НИТКА. По завершении строительства Китай будет обладать вторым по численности действующим авианосным флотом мира, что позволит ему более уверенно чувствовать себя в противостоянии с США.

О том, что в Китае будут построены два новых авианосца, стало известно еще в 2013 году, но до августа 2016 года какая-то информация была только о первом из них, Type001A. В августе на специализированных китайских сайтах стали появляться фотографии корпуса Type002, стоящего на шанхайских верфях компании Jiangnan Shipyard. В тот момент еще не было понятно, будет ли на корабле установлена паровая или электромагнитная катапульта. Этот вопрос принципиально важен, так как наличие электромагнитной катапульты указывало бы на то, что новый китайский авианосец будет иметь ядерную установку и по своему уровню будет сопоставим с новейшим американским авианосцем Gerald R. Ford. Как сообщили вчера SCMP близкие к руководству ВМФ КНР источники, с установкой ядерных двигателей на корабли у страны пока «есть проблемы».

Выяснилось, что новый авианосец будет оснащен как минимум тремя паровыми катапультами. Это стандартное оборудование американских кораблей такого класса, позволяющее запускать самолеты большого веса. Но для китайских ВМФ это будет значительным прорывом: и авианосец «Ляонин» (бывший советский авианесущий крейсер «Варяг»), и Type 001A оснащены всего лишь взлетной рампой. Она не обеспечивает подъем самолетов с максимальным взлетным весом, из-за чего китайские палубные истребители J-15 проводят пока тренировочные полеты либо с неполным топливным баком, либо без части вооружения. Использование паровой катапульты позволит эти проблемы устранить. «Некоторое время назад в сети появились снимки J-15 с измененной стойкой шасси, которые позволяют определить, что истребители могут быть запущены с катапульты»,— сообщил «Ъ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин (именно за усиленную переднюю стойку осуществляется зацеп самолета катапультой при его разгоне).

Новый китайский авианосец будет иметь водоизмещение около 85 тыс. тонн. Его спуск на воду, по словам гонконгского военного эксперта Лян Голяна, произойдет не ранее 2021 года. Датой спуска на воду Type 001А называют 2017 год, но до его полноценного включения в боевые группы пройдет еще как минимум три-четыре года. Единственный действующий китайский авианосец «Ляонин» в настоящий момент используется сугубо как тренировочный и в боевых операциях участия не принимает. Последний его поход состоялся в конце декабря 2016 года, когда «Ляонин» впервые вышел в Тихий океан, пройдя, к неудовольствию Токио, между японскими островами Мияко и Окинава.

Василий Кашин также указал, что китайская паровая катапульта вполне могла быть создана при помощи советских технологий. «Образец советской экспериментальной катапульты для авианосцев был размещен на крымском полигоне НИТКА, и известно, что китайцы очень активно все там исследовали»,— отметил в разговоре с «Ъ» эксперт. Полигон НИТКА, расположенный близ города Саки в Крыму, был построен в конце 1970-х годов. Он располагает тренажером паровой катапульты, хотя ни один советский корабль этого устройства так и не получил. До смены Крымом юрисдикции в 2014 году китайцы активно изучали схему НИТКА и построили по его подобию собственный испытательный полигон в провинции Ляонин. Судя по спутниковым снимкам ноября 2016 года, на этом полигоне установлены тренажеры как паровой, так и электромагнитной катапульт.

После избрания Дональда Трампа президентом США в сети стало появляться все больше информации о прежде засекреченных китайских образцах вооружений. По мнению Василия Кашина, это может быть связано с агрессивной риторикой нового главы Белого дома, обещавшего начать с КНР торговую войну и планировавшего перекрыть ей доступ к островам Южно-Китайского моря. После ввода в строй авианосцев Type001A и Type002 общее количество кораблей этого класса у Пекина достигнет трех, что поставит страну на второе место после США по их числу. Это, согласно открытым китайским стратегическим документам 2013-2016 годов, позволит стране перейти от «операций по защите побережья» к «операциям в открытых водах».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector