Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система охлаждения: уход и обслуживание

Система охлаждения: уход и обслуживание

Заполните форму и мы с Вами свяжемся в течение нескольких минут

Система охлаждения – это важнейший элемент обеспечения надежной работы современного двигателя в условиях высокой теплонагруженности. Оптимальной и наиболее эффективной является жидкостная система охлаждения двигателя, которая позволяет не только охлаждать мотор и контролировать его температуру. При работе системы происходит постоянная циркуляция жидкости (антифриза) по внутренним магистралям а двигателя. Во время циркуляции, жидкость забирает тепло, тем самым снижая нагрев силового агрегата. Циркуляцию антифриза обеспечивает водяной насос (помпа), который приводится в движение ремнем или цепью. Горячий антифриз из двигателя требуется охладить. Для этого служат радиаторы охлаждения в передней части автомобиля, куда и попадает горячий антифриз. Проходя через радиаторы охлаждения, жидкость отдает накопленное тепло в атмосферу. Эффективное охлаждение при движении обеспечивает набегающий воздушный поток, поступающий через радиаторную решетку. При критической температуре жидкости срабатывает принудительный электровентилятор, который дополнительно нагнетает воздушную массу.

ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗМОЖЕН ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ:

— Грязный радиатор охлаждения

Радиатор охлаждения находится в передней части моторного отсека и на его поверхности со временем накапливается большое количество пыли и грязи. Из-за этого система не может обеспечить необходимое охлаждение антифриза и горячий антифриз поступает обратно в двигатель, не давая эффективного охлаждения. Соответственно, все детали мотора автомобиля вынуждены работать в условиях превышенной температуры. Это существенно увеличивает нагрузку и приводит к их преждевременному износу. Также высокие тепловые нагрузки создают риск перегрева. Перегрев двигателя способен привести к серьезному ремонту или замене ДВС в сборе, что выйдет намного дороже, чем плановая и своевременная промывка радиаторов охлаждения. Поэтому, нужно проводить проверку состояния радиаторов, при каждом техническом обслуживании.

— Недостаточное количество охлаждающей жидкости (антифриза)

Охлаждение двигателя –основная задача антифриза. Он омывает двигатель, понижает его температуру, забирает тепло и защищает систему охлаждения разными присадками. Недостаточное количество антифриза резко ухудшает охлаждение головки блока цилиндров – наиболее горячей части ДВС, может привести к образованию воздушных пробок и полному прекращению циркуляции жидкости.

— Неисправность электровентилятора охлаждения

Наибольшую часть времени работы двигателя тепло отводится набегающим потоком воздуха. Но при низкой скорости движения или стоянке с работающим мотором набегающего воздушного потока недостаточно для охлаждения ДВС. В таких случаях включается электровентилятор и обеспечивает прохождение большого количества воздуха через радиатор для охлаждения.

Причинами отказа электровентилятора могут быть перегоревший предохранитель, заклинивший электродвигатель, выход реле из строя, износ подшипников. Для устранения неисправностей потребуется проверить электрическую цепь. Если причина в отказе электродвигателя – его необходимо заменить на новый.

— Заклинивший термостат

Термостат – это основной компонент установления рабочей температуры ДВС. Основная задача термостата — регулировать объем подачи охлаждающей жидкости в радиатор и тем самым поддерживать рабочую температуру двигателя. По причине естественного износа или коррозии возможно неполное открытие или заклинивание термостата в закрытом положении. Это приводит к недостаточной циркуляции жидкости в большом круге системы охлаждения и перегреву двигателя.

— Неисправность водяного насоса (помпы)

Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости. При выходе из строя он перестает перекачивать жидкость. Также может произойти течь жидкости через помпу. Способ решения проблемы – замена насоса.

— Воздушные пробки в системе охлаждения

При работе двигателя на повышенных температурах возникает риск образования пузырьков газа в жидкости охлаждения. Для снижения этого явления в системе охлаждения двигателя применяют повышенное давление.

Основным элементом, задающим максимальное рабочее давление является пробка расширительного бачка. При закисании ее клапана в открытом положении снижается температура кипения, и охлаждающая жидкость периодически выплескивается из расширительного бачка. Замена пробки устраняет эту неисправность. Воздушные пробки также могут образоваться по причине неисправности прокладки головки блока цилиндров.

УХОД И ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Проверка, обслуживание и замена узлов системы охлаждения регламентируется автопроизводителем. Эту информацию можно найти в сервисной книжке автомобиля. Рекомендуем регулярно осматривать узлы системы охлаждения на предмет дефектов при каждом техническом обслуживании, так как своевременная замена вышедших из строя деталей поможет избежать крупных затрат.

Признаки неисправности системы охлаждения:

  • утечка охлаждающей жидкости;
  • резкий запах в салоне автомобиля при включении системы отопления;
  • слабый прогрев двигателя в холодную погоду;
  • перегрев ДВС.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРЕГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ:

Проверка, обслуживание и замена узлов системы охлаждения регламентируется автопроизводителем. Эту информацию можно найти в сервисной книжке автомобиля. Рекомендуем регулярно осматривать узлы системы охлаждения на предмет дефектов при каждом техническом обслуживании, так как своевременная замена вышедших из строя деталей поможет избежать крупных затрат.

Признаки неисправности системы охлаждения:

  • утечка охлаждающей жидкости;
  • резкий запах в салоне автомобиля при включении системы отопления;
  • слабый прогрев двигателя в холодную погоду;
  • перегрев ДВС.

— Промывка системы охлаждения двигателя

Промывка радиаторов охлаждения рекомендуется примерно 2 раза в год: весной для того чтобы смыть песок, грязь и реагенты после зимы, и в июле-августе для очистки ячеек от пуха и семян деревьев. Эта процедуру рекомендуется выполнять с демонтажем и тщательной очисткой каждого радиатора охлаждения.

— Замена охлаждающей жидкости

Антифриз – это незамерзающая жидкость применяющаяся в системе охлаждения двигателя, а его эффективность определяется антикоррозийными, антипенными и прочими присадками с ограниченным сроком годности. С течением времени жидкость теряет свои свойства, разрушаются присадки, поэтому необходимо регулярно проводить замену антифриза.

В новых машинах охлаждающую жидкость меняют примерно раз в три года или каждые 60 тысяч километров пробега. В старых автомобилях или авто с большим пробегом примерно раз в 40-50 тысяч километров, руководствуясь внешним видом и консистенцией антифриза. Правильнее всего ориентироваться на рекомендации производителя жидкости или изготовителя автомобиля. Но бывают причины и для срочной замены антифриза:

  • помутнение, изменение цвета жидкости;
  • осадок в виде хлопьев;
  • появление механических частиц в хладагенте;
  • усиление пенообразования даже при малейших колебаниях;
  • загустение жидкости;
  • значительное уменьшение объемов охлаждающей жидкости.

10 причин перегрева мотора

Хорошее время лето, вот только у многих автомобилистов может появиться проблема — перегрев двигателя. Стоя в пробках, внимательно и настороженно наблюдают они, как неуклонно лезет вверх температура двигателя. Еще не хватало «закипятить» мотор на дороге!

Помимо нервотрепки, потери времени, которое требуется на периодические стоянки с открытым капотом, удара по престижу и репутации, вызванному либо сочувственными, либо презрительными взглядами из проезжающих мимо машин, все это крайне неполезно для мотора.

Даже однократный кратковременный перегрев мотора может обеспечить ему массу проблем в дальнейшей жизни. Дело в том, что у мотора есть немало деталей, которые очень чувствительны к повышенным температурам. Во-первых, это маслоотражательные колпачки клапанов. Резинка, что с нее возьмешь! Да даже если колпачки силиконовые, то все равно — и они перегревов не любит. Во-вторых, это поршневые кольца, маслосъемные в первую очередь. Пружинные расширители маслосъемных колец при высоких температурах «отпускаются», теряют упругость. И это кольцо превращается в простое украшение поршня. И первое, и второе влечет за собой резкий рост масляного аппетита двигателя. Но, помимо необходимости частого долива масла и дымного выхлопа, рост расхода масла имеет еще одну опасную сторону. Поверхности камеры сгорания зарастают отложениями, препятствующими нормальному охлаждению двигателя, что усугубляет ситуацию с перегревами.

И даже не это самое страшное. Детали, как известно, при нагреве расширяются. Если все штатно, то при охлаждении они возвращаются в исходное состояние. Как говорят механики, деформация линейна, остаточных деформаций нет. А при перегреве — расширяются больше, чем это предписано конструкцией. И деформация может выйти за границы «линейного закона» — перейти в пластику. А это ведет к тому, что после охлаждения деталь уже не вернется к начальному состоянию — появляются остаточные деформации. Отсюда коробление блока и головки цилиндров, рост размера поршней вплоть до их задира. Вот это уже совсем неприятно, поскольку требует серьезного ремонта двигателя. Ну, наверное, хватит страшилок. Давайте разбираться с причинами.

Почему же вдруг начинает греться мотор? Причин можно насчитать с десяток. Причем перегрев может быть и внешним и, что более опасно, внутренним. Признак внешнего перегрева — рост температуры охлаждающей жидкости. Это мы видим и можем оперативно на него среагировать. А вот внутренний перегрев снаружи сразу не заметен. Тепло как бы остается внутри мотора, повышения температуры жидкости практически нет. Но двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь, детонацией и калильным зажиганием, и, в худшем варианте, — задирами поршней.

Четко прослеживается аналогия с человеческим организмом. Как и у человека, повышение температуры мотора — это свидетельство того, что «организм» сопротивляется. Даже при исправном термостате некоторый рост температуры двигателя в определенных ситуациях дело нормальное. Долгое стояние в пробках, езда в горку с полной нагрузкой — повышение температуры неизбежно. Но это проявление «внешнего» перегрева. А вот вспомните ситуацию, когда плохо совсем, а температура низкая! Это еще хуже, чем, допустим, 38 на градуснике. «Организм не борется», — говорят в таких случаях. У мотора — аналогично. Бывают ситуации, когда «внутренний пожар» никак не отражается на указателе температуры. Это перегрев «внутренний».

Читать еще:  Бестопливный двигатель на магнитах своими руками

Причины двух видов перегрева разные. Начнем с «внешнего».

Первая причина, и самая простая, — недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Вода, или тосол — это жидкость, которая, как известно, дырочку найдет. В системе охлаждения мотора, с кучей трубок, трубочек, патрубков, хомутиков и прокладочек, таких дырочек может быть много. Вот и уходит постепенно тосол и из расширительного бачка, и из радиатора системы охлаждения. Свидетельство этого — белые потеки на внешних поверхностях двигателя, капли тосола под машиной после длительной стоянки. А уж совсем плохо, если тосол уходит в масло и в цилиндры двигателя. Как уже говорилось ранее, такое возможно при разрушении или прогаре прокладки блока цилиндров, короблении посадочных поверхностей головки или блока. Тут последствия могут быть куда жестче: от гидроудара до заклинивания коленчатого вала.

Вторая причина — малая эффективность воздушного охлаждения радиатора. Этому может быть тоже несколько причин. Если вентилятор приводится ремнем от коленчатого вала, то может ослабнуть натяжение этого ремня. Если привод вентилятора электрический, то может дурить датчик температуры. А еще это может быть следствием сильного загрязнения ребер радиатора системы охлаждения. Грязь — очень плохой проводник тепла, а под капотом ее обычно достаточно. Кстати, о сильном загрязнении радиатора говорит малая скорость нормализации температуры при начале движения после длительной стоянки. В нормальном состоянии обдув радиатора при движении даже со средней скоростью приводит к очень быстрому снижению температуры до нормальной. Если этого нет, радиатор надо мыть или вообще менять!

Третья причина — нарушения в работе термостата. Тут тоже все понятно. По мере накопления отложений в системе охлаждения подвижность упругого элемента термостата теряется, и он перестает реагировать на температуру тосола, выходящего из двигателя. Дальше все зависит от того, в каком положении он зависнет — либо постоянно начнет гонять жидкость по большому контуру, и мотор будет труднее прогреваться; либо по малому, тогда перегревы неизбежны. А особенно термостат «любит» воду, а лучше всего — жесткую, с большим содержанием солей и минералов. Тут зависания его упругого элемента можно ждать уже через пару тысяч километров после замены. Некоторые герметики системы охлаждения тоже могут дать аналогичный эффект, особенно если ими злоупотреблять.

Четвертая причина лежит в области неправильной регулировки системы зажигания или впрыска. Позднее начало сгорания сдвигает момент окончания горения топлива практически к моменту открытия выпускных клапанов, а то и еще дальше. Тогда сгорание не кончится и на выпуске. Итог — резкий рост температуры отработавших газов. Головка блока цилиндров до 40–50% тепла получает именно из выпускной системы. Если добавить к этому очень сложные условия охлаждения головки, то избежать кипения тосола в такой ситуации, скорее всего, не получится. Паровые пробки в полостях охлаждения «затыкают» весь контур охлаждения, вот вам и тяжелый перегрев.

Пятая причина — длительная работа бензинового двигателя в условиях детонации. О детонации можно говорить много, но один из «сухих остатков» этого разговора — резкий рост износа деталей двигателя при детонации.

Шестая причина — длительная работа двигателя в нерасчетных режимах. Эффективность работы системы охлаждения зависит от расхода охлаждающей жидкости, прокачиваемой через контур охлаждения. А расход жидкости зависит от частоты вращения коленчатого вала: чем она больше, тем больше тосола гонит помпа через полости системы охлаждения. Но вот частая ситуация. Лето, жарко. Загородная трасса, трудяга-«жигуленок» тянет на дачу многочисленное семейство с детьми, кошками, огромным верхним багажником и прицепом, заваленным всякими нужными вещами. А на пути — длинный-длинный подъем, по которому с трудом и дымом тянется старенький «КамАЗ»-лесовоз. И не обогнать — навстречу поток машин… Итог очевиден и многим знаком — кипение двигателя. А все почему? Скорости набегающего воздушного потока не хватает, ползем ведь еле-еле. Обороты двигателя малые, система охлаждения работает через пень-колоду, а педаль в пол — нагрузка на мотор сумасшедшая. Вот и все самые неблагоприятные факторы в одну кучу собираются.
Та ситуация, которая описана, характерна для так называемых буксировочных режимов работы двигателя. Это самое то, что нужно для скорейшего отправления бензинового мотора на свалку. А еще мотор очень не любит длительное стояние в пробках, когда он молотит на холостых. Хоть нагрузка и минимальна, но набегающего потока вовсе нет, только от вентилятора. А его может и не хватить.

Cедьмая причина — прогар выпускного клапана. Тут все понятно. Трещина в клапане пускает на выпуск высокотемпературные газы еще на такте сгорания, а это повышает температуру отработавших газов и, следовательно, деталей двигателя. Реагирует на это и температура охлаждающей жидкости.

Первые семь причин — это «внешний» перегрев. Мы можем как-то оперативно на него прореагировать, потому что видим, как стрелка указателя температуры постепенно приближается к красной черте. Значительно опаснее следующие причины, поскольку они вызывают «внутренний» перегрев двигателя, который проявляется уже своими последствиями.

Итак, восьмая причина — большое количество отложений в полостях охлаждения. При длительной работе на стенках полостей охлаждения, особенно головки блока цилиндров, накапливается слой отложений, чаще всего минеральных солей, выделившихся из тосолов или воды. Они очень вредны. Во-первых, отложения перекрывают часть сечения каналов и уменьшают тем самым расход жидкости. Во-вторых, они плохо теплопроводны, и поэтому создают дополнительное сопротивление для потока тепла, который должен отбираться тосолом. Вот и идет внутренний перегрев. Внешне, на указателе температуры, все нормально, а внутри — слишком горячо! Кстати, отложения могут дать и внешний перегрев, расход-то тосола уменьшается, вот его температуры и растут. Но все-таки внутренний перегрев здесь будет более выраженным и опасным. А еще эти отложения повышают опасность возникновения крайне опасного явления — кавитации полостей охлаждения, при котором металл стенок двигателя может быть «съеден» до сквозных дыр очень быстро. Часто повреждения, наносимые кавитацией, путают с обычной коррозией и относят к использованию некачественных тосолов. Внешне они похожи, и действительно те и другие вызваны «левым» происхождением охлаждающей жидкости, но причины их возникновения разные. Впрочем, какая вам разница, отчего потечет блок или головка — от кавитации или коррозии? То и другое одинаково неприятно.

Девятая причина — большой уровень отложений в камере сгорания. Вот это четкий внутренний перегрев двигателя. Камера сгорания при этом как бы теплоизолируется слоем нагаров, практически неспособных проводить тепловой поток. Особенно это характерно для моторов с изрядным износом, где в цилиндры идет много масла. Оно плохо горит и дает эти самые отложения в цилиндрах. Причем все развивается как цепная реакция: перегревы вызывают повышенный расход масла, он увеличивает слой отложений в камере сгорания, и перегревы еще более увеличиваются. И опять, внешне, со стороны указателя температуры двигателя, все благополучно. Поток-то тепла в тосол уменьшился, и температура остается нормальной. А вот мотор «тупеет», валит сизый дым из трубы, по утрам не завестись. Опасны эти отложения еще и тем, что при их большом количестве они могут вызвать и раннее, и позднее калильное зажигание, очень опасную аномалию сгорания в бензиновом моторе.

Наконец, последняя в нашем описании, десятая причина возможных внутренних перегревов — это нерациональное использование ряда присадок к моторному маслу, тех, что относятся к классу автохимии. Дело в том, что принцип работы определенного класса присадок — это наращивание металлокерамического слоя на поверхностях цилиндров. А металлокерамика — мощный теплоизолятор, и работает он, с точки зрения перегревов, аналогично внутренним отложениям в камере сгорания, описанным выше. Поэтому, несмотря на очевидные преимущества металлокерамического слоя в плане трения и износа, перестараться с ним опасно. У нас были случаи, когда после подобной обработки межкольцевые канавки у поршней вышибало на первой сотне километров пробега. И это тема для отдельной статьи, к которой мы обязательно вернемся в дальнейшем.

Итак, при самом беглом взгляде на закипевший мотор мы нашли целых десять возможных причин его перегрева. Так как быть, чтобы избежать этого опасного явления? Советов в целом немного, и все они сводятся к одному: надо следить за мотором своего автомобиля. Правильная регулировка, своевременная подтяжка ремня привода помпы и вентилятора, если они есть, конечно, использование качественных бензинов, не детонирующих даже в самых сложных условиях, — это азбука эксплуатации. А еще надо помнить, что чистоту любят не только люди! Слой грязи на радиаторе, внешних поверхностях мотора снаружи не виден, но мешает его работе изрядно. Еще больше мешают грязь и отложения на поверхностях внутренних полостей мотора. А вот с ними поможет справиться «подкапотная» автохимия, благо очистителей двигателя в продаже нынче много!

Читать еще:  Что такое пкв в двигателе внутреннего сгорания

Перегрев двигателя: 9+ причин и все последствия

Современный двигатель перегревается быстро — зачастую водитель даже не успевает среагировать должным образом. Нынешние моторы «горячее» предшественников, ведь с увеличением рабочей температуры растет КПД. У современных двигателей обычно она не превышает 105 °C (у предшественников около 80 °C), а в пробках температура достигает 115–125 °C. Однако конструкционные материалы, равно как и смазки, имеют температурный предел работоспособности — и на этом рубеже каждый лишний градус становится реально опасным.

Любопытно, что на многих автомобилях (Nissan Note, Honda Jazz, Лада Гранта первых годов выпуска) указатель температуры охлаждающей жидкости отсутствует. Имеется лишь индикатор перегрева, срабатывающий, когда температура перешагивает критический рубеж. Бывают и «фиктивные» приборы: например, на автомобилях Renault Logan, Лада Ларгус или Nissan Almera на дисплее высвечиваются четыре деления как при 80 °C, так и при 105 °C.

Неудивительно, что водитель может оказаться не готов к оперативным действиям — особенно в сложной дорожной обстановке.

Почему больше греются?

Помимо того, что современный мотор сам по себе больше нагревается, у него появились соседи, которые дополнительно подогревают обстановку. Например, каталитические нейтрализаторы, которые на большинстве современных автомобилей располагаются в непосредственной близости от мотора.

Кондиционер тоже способствует росту температуры: его конденсатор не только выделяет тепло, но и затрудняет проход воздуха к радиатору двигателя. Вдобавок между этими теплообменниками неизбежно скапливается грязь (пух, листья), препятствующая нормальному охлаждению. Кроме того, в угоду снижения общей массы радиаторы стали тонкими, а заправочные объемы антифризом уменьшились почти вдвое — в штатном режиме система охлаждения работает нормально, но аварийного запаса практически нет.

Автоматическая коробка — ещё один источник тепла, способствующий росту температуры под капотом.

Турбонаддув также повышает градус. Тем более, если мотор снабжен интеркулерами, которые тоже подогревают моторный отсек.

Эксплуатационные причины

Перегруз машины может запросто ­привести к перегреву мотора. Как и ухудшившаяся аэродинамика при перевозке объемного груза на крыше. Еще один вариант — движение по тяжелому ­бездорожью (колея, песок).

Эксплуатация в горных условиях ухудшает температурный режим двигателя сразу по двум причинам: растет нагрузка на двигатель и снижается плотность охлаждающего радиатор воздуха.

Дополнительную нагрузку на двигатель и, следовательно, перегрев могут вызвать неисправности в ходовой или трансмиссии, затрудняющие движение автомобиля: «прихватывают» тормоза, приспущены шины, нарушены углы установки колес, пробуксовывает сцепление или гидротрансформатор.

Причины в моторе

Недостаточное количество антифриза ухудшает охлаждение верхней, наиболее горячей части мотора — головки блока цилиндров, а затем приводит к полному прекращению циркуляции жидкости. Антифриз чаще всего уходит через резиновые патрубки или прохудившиеся радиаторы — основной и отопителя. Если паровой клапан пробки радиатора или расширительного бачка, призванный поддерживать повышенное давление в системе (у некоторых автомобилей до 1,5 бар), не герметичен, то температура кипения жидкости снизится. Тогда при повышенных нагрузках двигатель закипит.

Заедание клапана термостата в закрытом положении не позволит жидкости циркулировать через радиатор и охлаждаться.

Насос системы охлаждения может перестать вращаться из-за обрыва ремня привода. Случается, что коррозия съедает лопасти крыльчатки, или она начинает проворачиваться на валу. На некоторых автомобилях привод насоса осуществляется через муфту, которая может выйти из строя.

Перегреваться мотор может, если не срабатывает электровентилятор охлаждения радиатора. Причин несколько: вышли из строя электродвигатель, реле включения или датчик, повреждена проводка.

У некоторых двигателей используется теплообменник «масло — охлаждающая жидкость». При его негерметичности масло будет продавливаться в систему охлаждения, образуя эмульсию. Она забивает тонкие трубки радиатора, ухудшая теплообмен. Тот же эффект вызовет негерметичность прокладки головки блока в зоне масляного канала.

Негерметичность прокладки головки блока цилиндров приводит к выдавливанию охлаждающей жидкости газами, которые первым делом осушают головку блока цилиндров.

Косвенно увеличивать нагрев двигателя могут низкооктановое топливо, неточно выставленные фазы газораспределения, разрушенные керамические блоки каталитического нейтрализатора, большое количество нагара в камерах сгорания, нерекомендованные свечи, вызывающие калильное зажигание.

Последствия перегрева

При перегреве страдают обычно две зоны двигателя. Первая — уплотнение газового стыка. Деформация головки блока цилиндров и в меньшей степени самого блока приводят к потере герметичности стыка. Причем длинный мотор, например рядный шестицилиндровый, страдает больше, чем короткий, у которого головка всего на два цилиндра (оппозитные Subaru).

Вторая зона — цилиндропоршневая группа. При небольшом перегреве дело может ограничиться небольшими задирами и потерей упругости поршневых колец (особенно если маслосъемные — чугунные). При сильном перегреве поршни буквально «намазывает» на стенки цилиндра, а кольца намертво зажимает в канавках поршней.

В обоих случаях мотору потребуется разборка, диагностика и дорогостоящий ремонт.

Наши рекомендации

В сильную жару перегреть мотор проще, чем в мороз. Поэтому чем выше температура за бортом, тем бережнее надо обращаться с мотором — избегать резких ускорений и торможений. Не забывайте тормозить двигателем: сгорания топливовоздушной смеси при этом не происходит, а охлаждающая жидкость интенсивнее циркулирует по системе.

Вспомните про чистоту радиатора: на некоторых моделях его оправданно мыть при каждом ТО. Но обычно достаточно устраивать ему водные процедуры раз в два-три года.

Полная замена охлаждающей жидкости требуется не реже чем раз в 60 000–80 000 км. К такому пробегу обычно антифриз начинает терять свои свойства. А его состояние сказывается не только на температурном режиме, но и на ресурсе основных ­узлов системы охлаждения.

Рекомендуем установить точный цифровой термометр. Если не хотите встраивать дополнительный прибор, используйте программу для смартфона в сочетании с адаптером ELM 327, который подключается в диагностический разъем OBD II.

Некоторые производители автокомпонентов выпускают термостаты с разной температурой открытия. Например, для популярного 1,6‑литрового мотора Renault К4М есть термостаты на 82 градуса, а есть на 86. Четыре градуса — существенная разница. Для автомобилей с очень напряженным тепловым режимом (в силу и конструктивных, и эксплуатационных причин) лучше подобрать термостат с более низкой рабочей температурой.

И не забывайте регулярно обслуживать машину и устранять возникающие неисправности. Тогда не придется куковать на дороге из-за перегрева и судорожно искать телефонный номер эваку­атора.

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

  • ford
    • Ремонт
    • Техобслуживание
  • volkswagen
    • Ремонт
    • Техобслуживание
  • mazda
    • Ремонт
    • Техобслуживание
  • skoda
    • Ремонт
    • Техобслуживание
  • audi
    • Ремонт
    • Техобслуживание

Сертифицированный автосервис
с безупречным именем

Мы просто делаем свою работу честно!

Сертифицированный автосервис
с безупречным именем

Возможность установки неоригинальных
запчастей с гарантией.

Сертифицированный автосервис
с безупречным именем

Ремонт без снятия с гарантийного
обслуживания дилерского центра.

Сертифицированный автосервис
с безупречным именем

Двухлетняя гарантия на работу!

Сертифицированный автосервис
с безупречным именем

Самое короткое время
оформления и соблюдение сроков.

Статьи

Перегрев, потеря мощности в жаркую погоду

Из личного опыта

За свою водительскую карьеру я перегревал двигатель не один раз, но в основном эти «разы» относятся к тем этапам моей автомобильной биографии, которые приходились на автомобили так называемой классической эры – советские и ближние пост-советские автомобили. В тех моторах зазор, например, между цилиндром и поршнем составлял несколько десятых долей миллиметра.

Мотористы их так и называют «десятками»

Зазоры в современном двигателе исчисляются «сотками», то есть сотыми долями миллиметра. И если раньше можно было относительно безболезненно «закипятить» мотор, дать ему остыть и потом ехать себе дальше, до ближайшего водоема, то сегодня даже легкий и кратковременный перегрев двигателя может привести к необратимым последствиям и к катастрофическим опустошениям в кошельке своего владельца.

Теория

В цилиндрах двигателя внутреннего сгорания развиваются температуры от 600 до 1200 градусов, в зависимости от степени сжимаемой топливо-воздушной смеси и октанового числа топлива. Словом – там жарко! Для борьбы с высокой температурой и была придумана система охлаждения (грузовые чешские Татры, некоторые двигатели автомобилей Порше, а также двигатели для малых судов и мотоциклетные моторы с воздушным охлаждением мы, понятно, в расчет не берем).

Двигатель греется при больших нагрузках, при использовании некачественного топлива и «левого» моторного масла, а летом, например – при включении кондиционера.

Оборудование и элементы системы охлаждения

  • собственно водяная «рубашка» блока цилиндров и головки блока ДВС представляет собой систему полостей и каналов, по которым циркулирует охлаждающая жидкость и отводит тепло от горячих и раскаленных поверхностей и деталей;
  • радиатор (или радиаторы) системы охлаждения;
  • патрубки и магистрали;
  • водяной насос (помпа);
  • термостат закрывает (или открывает) движение горячей охлаждающей жидкости по малому кругу при прогреве холодного двигателя или по большому кругу через радиаторы для его охлаждения;
  • жалюзи открывают, закрывают или перенаправляют потоки воздуха через радиаторы;
  • вентилятор устанавливается, как правило, после радиатора для обеспечения притока большего количества воздуха через радиатор в случае необходимости;
  • датчики температуры, и их может быть несколько, которые показывают температуру охлаждающей жидкости в разных контрольных точках системы;
  • контроллеры и прочие управляющие приборы, которые по команде термомеханических процессов или электроники включают или выключают вентиляторы, помпы и термостаты.
Читать еще:  Шум в двигателе ваз на оборотах 2000

Факторы, способствующие перегреву двигателя

  • засорение сот и вообще загрязнение наружной поверхности радиатора, что снижает эффективность его теплоотдачи;
  • неработающий, несправный термостат;
  • потери охлаждающей жидкости вследствие подтеканий и испарений;
  • засорение или поломка клапана крышки расширительного бачка.

Практика

Самой «неприметной» и при этом самой распространенной причиной перегрева двигателя является засорение сот радиатора и вообще поверхности радиаторов охлаждения. В современной иномарке особенно «любят» засоряться зазоры между радиаторами системы охлаждения и радиаторами масляной системы и системы кондиционирования. В эти зазоры трудно заглянуть, и туда мало кто заглядывает, а «из работы» выпадает порой до четверти «радиаторной площади».

Лечится эта болезнь просто: промывкой и продувкой радиаторов и их сот на мойке из пистолета под давлением. Иногда – с применением специальных моющих средств. При этом давление из моечного пистолета не должно превышать 0,5 атм., чтобы не повредились хрупкие пластиковые элементы и алюминиевые магистрали системы кондиционирования, а также соты самих радиаторов. Именно поэтому на «нормальной» мойке чистку радиаторов и мойку моторного отсека не поручают ученикам и новеньким.

Уменьшить загрязнение и повреждение радиаторов можно за счет установки мелкоячеистой сетки в решетку радиатора или бампера сразу же после покупки автомобиля – очень помогает!

И в компании Apollo Motors такую услугу оказывают.

Из личного опыта.

К слову, систематически проводите мойку двигателя и вообще всего моторного отсека. И это не вопрос гигиены или чистоплотности владельца, а вопрос чисто технический: в грязном замасленном моторном отсеке механики находят гораздо больше неисправностей.

Но возвращаемся к системе охлаждения. Иногда мойкой радиаторов обойтись невозможно, поскольку грязь буквально въедается в металл и пластики, и тогда радиатор (или радиаторы) приходится демонтировать. А это – разборо-сборочные работы, то есть – лишние затраты из вашего кошелька.

Чистку и мойку радиатора системы охлаждения рекомендуется проводить как минимум раз в год. Я, например, делаю это накануне периода весна-лето, а кому-то удобнее наоборот, осенью, после июльско-августовского тополиного пуха или излишне пыльного летнего отпуска. А моторный отсек я всегда мою после грязной, слякотной осени-зимы-весны.

Термостат

Его проверка на современном автомобиле производится специальным диагностическим оборудованием. А если у вас не совсем современная иномарка, но работоспособность термостата проверить хочется, то его банально кидают в кипящую воду и смотрят – открылся или нет.

Чем грозит неработающий термостат?

Если его заклинило в режиме «открыто», то охлаждающая жидкость будет циркулировать по большому кругу, и время прогрева двигателя (и салона) будет увеличено, а это влечет за собой, в лучшем случае, перерасход топлива.

Если – в положении «закрыто», то не будет происходить эффективного охлаждения рубашки ДВС, то есть наступает тот самый перегрев двигателя, и здесь последствия будут гораздо более серьезными, о них мы подробнее поговорим нескольким абзацами ниже.

Подтекания и испарения

Это естественный процесс, при котором происходит потеря охлаждающей жидкости, ее уровень опускается ниже отметки minimum, что влечет за собой появление воздушных пробок в системе. А это, в свою очередь, ведет к приостановке или полной остановке циркуляции жидкости в системе, и, как следствие тот самый, катастрофический для кармана владельца, перегрев мотора.

Засорение или поломка клапана крышки расширительного бачка

На эту злосчастную крышечку порой не обращают внимания даже сами сервисмены, а ее роль в системе охлаждения современного автомобиля очень высока. Дело в том, что современные антифризы закипают при температурах далеко за 100оС, а при повышенном давлении в системе эта цифра поднимается и еще выше, до 130-135 градусов. То есть температурный диапазон работоспособности мотора находится довольно в широких пределах: от 70 до вышеуказанных 135 градусов. Неработающая крышечка расширительного бачка этот диапазон, как вы понимаете, значительно сужает.

Водяной насос

Помпа не всегда умирает «насмерть». Гораздо более печальный и вялотекущий процесс происходит постепенно – с ослаблением натяжения ремня вентилятора и водяного насоса, если он у вас не механический или электрический. А на «умерший» водяной насос вам сразу же укажет стрелка температуры охлаждающей жидкости.

Водяной насос – один из самых дорогих узлов в системе охлаждения, и на некоторых моделях требует внимательного и регулярного к себе внимания.

Датчики и указатели

Иные производители в угоду покупателям убирают с приборной панели указатель температуры и оставляют водителю только сигнальную лампочку. Об это когда-то «споткнулась» General Motors. В какой-то период автомобили Opel комплектовались только сигнальной лампочкой, а на автомобилях Chevrolet оставили стрелочный указатель охлаждающей жидкости (обе компании входят в империю GM). И когда количество обращений владельцев Опелей по поводу перегретых моторов угрожающе начало увеличиваться, на приборную доску были возвращены полноценные указатели температуры.

Если в вашем автомобиле – сигнальные указатели, то вы должны быть особенно внимательны к каждому из них! И не только к сигнальному светодиоду системы охлаждения.

Последствия перегрева

Лучше предотвратить, чем лечить, гласит житейская мудрость. Можно и нужно потратиться на своевременную мойку и диагностику. В крайнем случае, можно пойти на замену каких-то малосущественных узлов (даже той же, безумно дорогой помпы), чем потом понести гораздо более существенные финансовые потери. Лучше купить новую помпу, которая может стоить несколько сотен долларов, чем потом искать новую головку блока, которая вдруг стала «пропеллером», то есть искривилась. Такой ремонт сродни капитальному, и выливается в цену бюджетной иномарка А-класса

Итак, первичные последствия перегрева:

  • потеря мощности двигателя;
  • перерасход моторного масла;
  • увеличение расхода топлива.

И все это – цветочки по сравнению с нашим незнанием, невниманием или нежеланием что-то сделать превентивно. Поэтому рассмотрим:

Последствия систематического перегрева:

  1. Задиры в паре поршень-цилиндр.
  2. Это происходит при существенном (или систематическом) температурном расширении, когда поршень «прихватывается» к стенкам цилиндра, обеспечивая так называемую тяжелую посадку. Как следствие – расточительный ремонт: расточка, хонинговка, подбор новой группы поршней, включая новые поршневые кольца. А их, с одной стороны всего 2 (два) типа, компрессионные и маслосъемные, но их количество, включая всевозможные расширители, в том числе молибденовые вставки, на современном поршне насчитывается до 12-16 штук.
  3. Пробой прокладки головки блока цилиндров. В этом случае возможны два варианта: либо охлаждающая жидкость попадет в систему смазки, что может привести к заклиниванию коленвала, либо газы из системы выпуска будут попадать в систему охлаждения. В любом случае двигатель придется ремонтировать.
  4. При высокой температуре или долговременном перегреве «коробит» головку блока цилиндров. Она становится похожей на пропеллер. Именно так эту ситуацию мотористы и называют – пропеллер. При изгибе привалочной плоскости головки блока к блоку цилиндров более, чем на 0,25-0,30 мм – головке еще не «хана», но она уже подлежит механическому ремонту (шлифовке), причем без особой надежды. А при изгибе более указанных параметров головка однозначно подлежит замене. И это уже не сотни, а тысячи долларов. В случае, например, с автомобилем Форд Мондео/Ford Mondeo 2014 модельного года, то есть – последнего поколения, со скромным 1,6-литровым бензиновым мотором, ремонт головки блока составит приблизительно 1,6-1,8 тысячи тех самых американских зеленых денег.

Из личного опыта

Служебную Волгу ГАЗ-24 я когда-то перегревал даже два раза. В первый раз – просто пронесло, а во второй – обошлось затяжкой болтов крепления головки к блоку (с последующей регулировкой клапанов, понятно). То есть, без серьезного ремонта.

Иномарка – совсем другое дело. Я ведь не зря начал статью с величины зазоров в сопряженных парах стародавнего двигателя и современного. Именно поэтому он и является таким капризным и весьма требовательным к нормальному температурному режиму.

Внештатный корреспондент Apollo Motors

Постскриптум:

Каким должен быть уровень масла в картере двигателя? Ближе к отметке max или к отметке min?

Много споров вокруг этого вопроса, а вы можете озадачиться другим: а какое отношение к перегреву двигателя имеет уровень масла в картере?

Летом я всегда держу уровень максимальным, тогда оборачиваемость большого объема масла в системе позволяет эффективнее охлаждать двигатель, ведь масло, помимо смазывающих своих свойств, выполняет еще и функцию теплоотвода (вспомните лекции в автошколе).

Зимой я держу уровень масла на отметке – минимум, тогда мотор на морозе быстрее прогревается.

Мастера компании Apollo Motors могут вам рассказать, что иной раз к ним привозят на лафете эвакуатора машинку (розовую такую, или желтенькую), которая «не едет и пар из-под капота. ». Причем с системой охлаждения там все в порядке, а масляный щуп – сухой!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector