Что такое капитальный ремонт двигателя
Что такое капитальный ремонт двигателя
Очередной вопрос от читателя:
«Добрый день. Подскажите, пожалуйста — что такое капитальный ремонт двигателя и как его понять? Просто мне сказали, что нужно ремонтировать весь двигатель – «капиталить», выставив за это очень большой счет? Так ли это дорого? И как определить, что нужен именно такой ремонт? Заранее спасибо, Елена»
Постараюсь рассказать вам о таком ремонте двигателя, но забегая вперед скажу – это реально дорого …
Для начала небольшое определение
Капитальный ремонт двигателя – это ремонт, который затрагивает практически все узлы двигателя. Если вам назначен такой ремонт, то это значит либо очень большой износ двигателя (очень большой пробег), либо механическое повреждение (как например при гидроударе). При таких моментах двигатель не может работать нормально, а иногда вообще не может работать, и для того чтобы его запустить меняют практически все детали.
А теперь немного подробнее …
Причины для «капиталки»
Ох, Елена, за двигателем нужно ухаживать, менять масло через определенный пробег, менять – добавлять охлаждающую жидкость (чтобы избежать перегрева), менять свечи и ремень или цепь ГРМ. Эти элементарные правила нужно соблюдать всегда! Тогда и двигатель будет ходить очень долго. Однако двигатель может повредиться, например при аварии, или как я уже писал при гидроударе, это уже немного другая история, но факт остается фактом — нужен капитальный ремонт!
Простыми словами в двигателе меняют практически все, начиная от каленвала, поршнями, кольцами, шатунами и т.д. – заканчивая распредвалом и его распределительным механизмом (клапана, ремень – цепь и т.д.). Иногда меняют и сам блок двигателя, если он разрушен (бывает, пробивает при заклинивании двигателя или при гидроударе). Двигатель вообще очень сложная вещь, а если двигатель турбированный или дизельный, то сложнее и дороже в разы.
Небольшая схема двигателя в разрезе для небольшого понимания.
Теперь по пунктам:
1) Итак, капитальный ремонт двигателя нужен, когда двигатель сильно изношен, это самый безобидный. Такое бывает – автомобиль толком не едет, троит (тарахтит как трактор и не едет), из выхлопной трубы идет черный дым, бортовой компьютер показывает ошибку «CHECK ENGINE», масло льете как бензин (очень большой расход масла). Все это говорит о «капиталке», нужно вскрывать двигатель и все смотреть, в первую очередь поршни и кольца, заодно можно посмотреть каленвал (вкладыши каленвала), опять же смотрим распредвал, клапана и ремень или цепь. Безобидный этот ремонт потому, что не произошло разрушения двигателя, то есть блок не пострадал, там целы и каленвал и все остальные части. При такой «капиталке» — как правило, меняются маслосъемные кольца, иногда меняют вкладыши у каленвала, желательно поменять клапана и газораспределительный механизм.
2) Если двигатель не разрушен, но его заклинило! Плохо! Происходит из-за масляного голодания, а также плохого охлаждения двигателя (нет тосола или антифриза). Клинит как обычно нижнюю часть двигателя, а именно поршни в блоке. При хорошем стечении обстоятельств – достаточно вытащить поршни, заменить их если они разрушены. Проточить блок двигателя под новые поршни, отшлифовать распредвал, поставить новые вкладыши, посмотреть на шатуны (если сломаны заменить). В верхней части посмотреть на клапана, если погнуты заменить, также меняем цепь или ремень ГРМ. Если блок не разрушен, то это дорого, но не так как если бы блок был полностью разрушен!
3) Если двигатель разрушен. Это очень плохо! И очень дорого! Разрушить его может банальное масленое голодание (когда в двигателе мало или совсем нет масла), также еще раз повторюсь, например гидроудар, или поврежден при аварии. В таком случае капитальный ремонт может выйти в копеечку, если брать все запчасти новыми, то стоимость такого ремонта может достигать 20 — 30 % от стоимости автомобиля. Что нужно менять. Если разрушен блок двигателя, то нужно менять практически все, легче купить новый (или рабочий блок) уже с каленвалом (вкладыши), шатунами, поршнями, маслосъемными кольцами. Старый блок если он разрушен уже не восстановить, как не восстановить и все части, которые у него внутри! Был очевидцем одного случая — когда на СТО блок даже разобрать не смогли, так его заклинило! Однако верхняя часть двигателя, с газораспределительным механизмом, как обычно не страдает! Поэтому соединяют нижнюю новую часть и верхнюю старую.
Сколько стоит капитальный ремонт двигателя?
Да это дорого! Как ни крути — двигатель придется снимать, вскрывать, вытаскивать все внутренности и по надобности менять. Причем запчасти тут меняются целыми наборами, то есть, если кольца — то на все 4-ре цилиндра, если поршни — то также все 4 и т.д. А вот если у вас разрушен еще и блок двигателя, то это очень дорого, как я писал выше, стоимость нового блока в сборе, может достигать 20 % от стоимости вашего автомобиля!
СОВЕТ. Если у вас разрушен блок, то нужно посмотреть аналогичный б/у двигатель на «разборах», это будет в разы дешевле, аналогичного нового! Однако нужно ехать со знающим механиком, чтобы не купить сильно изношенный двигатель!
Если подвести сухие цифры:
— Hа неофициальных станциях капитальный ремонт начинается от 40 — 80 000 рублей (все зависит от класса вашего автомобиля), это без учета запчастей.
— На официальных станциях от 60 — 100 000 рублей
Как определить, нужен ли капитальный ремонт двигателя?
И тут все просто. Если у вас двигатель тарахтит, валит черный дым из трубы (так что солнца не видно), масло улетает литрами на 100 км, вылезают всевозможные ошибки на бортовом компьютере или панели приборов. Уже стоит задуматься!
Также если двигатель не заводится и даже не крутит (аккумулятор и стартер в порядке), тянем на эвакуаторе на СТО, запросто может его заклинить!
Ну и если у вас двигатель разорвало (оторвало кусок) и вытекли все жидкости, прямой путь на капитальный ремонт!
Следите за двигателем своего автомобиля, ведь легче отдать 1500 – 2000 рублей на масло и 300 – 500 рублей на антифриз или тосол, чем затем выкладывать сотни тысяч на капитальный ремонт!
И в конце посмотрите очень интересный ролик, где показывается капитальный ремонт за 2 минуты!
(13 голосов, средний: 4,69 из 5)
Когда нужно делать капитальный ремонт двигателя
Надежность современного автомобиля достаточно высока, и на ее обеспечение производителями тратятся значительные средства. Но тем не менее, со временем пробег машины растет, что-то в ней начинает периодически ломаться, появляются какие-то подозрительные стуки и шумы, увеличиваются затраты на поддержание авто в исправном состоянии, ухудшается его динамика. И в голове начинает формироваться крамольная мысль, а не пришло ли время делать капитальный ремонт двигателя?
- Какой возможен пробег двигателя до капитального ремонта
- Когда делать капитальный ремонт двигателя?
- Причины повышенного износа мотора
- Как проводится капитальный ремонт
Какой возможен пробег двигателя до капитального ремонта
Ответить на такой вопрос однозначно достаточно сложно – все определяет техническое состояние мотора. Привязывать его к какой-то определенной величине, например, такой как пробег, несколько неправильно. Но в качестве справочной величины он может быть использован, хотя только ориентировочно. Так, капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2109 может быть востребован, когда его пробег составит сто тысяч километров, а то даже раньше, или значительно позже, при показаниях спидометра превышающих 150 тысяч километров.
Пробег импортных автомобилей до капитального ремонта, как правило, больше и превышает 250 тысяч километров. Указываются и другие значения, когда пробег может составлять миллион километров. Однако в любом случае, принимая решение делать для двигателя капитальный ремонт, определяющим должен быть не пробег, а его техническое состояние.
Когда делать капитальный ремонт двигателя?
Для определения этого требуется диагностика, хотя предварительная оценка о его необходимости может быть выполнена по косвенным причинам.
Среди них стоит отметить:
- Стук при работе двигателя. Он свидетельствует об износе вкладышей и шеек коленвала. Если такой стук слышен без всяких приборов типа стетоскопа, то откладывать капитальный ремонт надолго не стоит.
- Увеличенный в процессе движения расход масла и синий выхлоп. Это говорит о том, что износ цилиндров и поршней двигателя уже достиг критической величины, и он начинает потреблять масло из картера.
Однако окончательное решение о том, что пора делать мотору капитальный ремонт, необходимо принимать после соответствующей его диагностики. В тех случаях, когда в цилиндрах двигателя величина компрессии снижается значительно ниже нормы (для автомобилей ВАЗ она должна быть десять-двенадцать), а давление масла падает, это является достаточно веским основанием необходимости ремонтировать мотор.
Правда, в некоторых случаях, падение компрессии может быть вызвано прогоранием клапанов, а расход масла обусловлен западанием колец, но это приведет только к тому, что вместо капитального ремонта мотора придется делать средний.
Причины повышенного износа мотора
Однозначно установить, что конкретно привело к износу двигателя, невозможно, однако существует несколько основных причин, способствующих этому.
- Несвоевременная смена масляного фильтра и масла. По мере эксплуатации, тем более, если при этом пробег значительный, масло теряет многие свои свойства, и ухудшаются условия работы деталей двигателя, что приводит к их износу и, как следствие, приближает срок капитального ремонта.
- Использование некачественного масла приближает срок начала капитального ремонта. Поэтому очень ответственным является выбор масла для двигателя, независимо от того, иномарка это или ВАЗ. Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2106 по своему содержанию мало чем отличается от ремонта мотора иномарки, не стоит экономить на таком компоненте при эксплуатации машин семейства ВАЗ.
- Плохие фильтры (топливный и воздушный), а также их несвоевременная замена, приводит к попаданию абразивных частиц в мотор, вызывает его преждевременный износ и сокращает пробег автомобиля.
- Условия эксплуатации и хранения автомобиля в значительной степени влияют на сроки проведения ремонта, в том числе и для автомобилей ВАЗ. Повышенная окружающая температура и движение при максимальных нагрузках, способствуют преждевременному износу мотора. В то же время, один пуск в зимнее время при температуре минус двадцать градусов эквивалентен, по оценкам специалистов, пробегу в сто-сто пятьдесят километров.
- Режим движения. Если основной пробег автомобиля выпадает на режим движения по трассе, то износ мотора будет значительно меньше, чем в городских условиях. По оценкам экспертов, до семидесяти процентов износа приходится на момент пуска. Так что режим «такси» для любого авто, независимо ВАЗ это или иномарка, сказывается отрицательно на состоянии мотора и приближает срок проведения ремонта.
Как проводится капитальный ремонт
Однозначно описать весь этот процесс достаточно сложно, ведь возможно, ремонтировать придется разные узлы. В ходе выполнения диагностики может быть выяснено, что надо восстанавливать:
- головку блока цилиндров;
- коленвал;
- непосредственно блок цилиндров.
Для каждого из видов ремонта потребуется выполнение своих, сугубо специфических, работ. Может понадобиться расточка блока цилиндров, гильзование (если ремонт уже не первый), замена поршневой группы, шлифовка или же замена коленчатого и распределительного валов. Однако перед этим производится демонтаж двигателя и его дефектовка. Во многих случаях для восстановления мотора потребуется замена деталей. И если для авто семейства ВАЗ это чаще всего не представляет никаких трудностей, то для иномарок иной раз требуется затратить много времени на поиски нужных запчастей. А вот с качеством деталей ситуация обратная – часто качество запчастей ВАЗ может желать лучшего, тогда как для иномарок это является исключением.
После окончания капитального ремонта двигатель собирают и проводят холодную обкатку. Его закрепляют на стенде и с помощью внешнего электродвигателя принудительно заставляют вращаться коленвал, при этом в двигатель залито масло и охлаждающая жидкость. Такая обкатка должна проводиться для всех двигателей, независимо от того, это мотор ВАЗ или иномарки.
Заключительным этапом ремонта должна быть установка двигателя на автомобиль и его регулировка.
Немаловажное значение для проведения качественного ремонта является выбор места и используемые запчасти. Независимо, что надо ремонтировать – ВАЗ или иномарку, это будут если не основные, то во многом определяющие параметры, влияющие на стоимость выполнения работ. И если зачастую двигатель машин ВАЗ ремонтируют в гаражах или в небольших мастерских, благодаря большому количеству специалистов, то для ремонта иномарок приходится пользоваться услугами специализированных центров, а это будет значительно дороже.
Капитальный ремонт мотора хоть и неприятная процедура, но зачастую необходимая, в результате которой автомобиль должен восстановить свои первоначальные характеристики. Отдалить его можно за счет использования качественных ГСМ, своевременного обслуживания авто и применения нужных расходных материалов.
» alt=»»>
С чего следует начинать капитальный ремонт двигателя ВАЗ?
Когда необходим капитальный ремонт
Капремонт (или как принято говорить в народе – «капиталка») требуется далеко не всегда. Многим любителям кажется, что большой пробег – это уже причина для глубокого вмешательства в силовой агрегат, однако это не так.
Аналогично это касается утверждения и от обратного – малый пробег вовсе не означает, что капремонт может не потребоваться.
Чаще всего своевременная замена масла, замена фильтров и всех расходников даёт все основания рассчитывать на долгий срок службы мотора Вашего авто.
Цилиндро-поршнева группа – далеко не весь двигатель. И если вы стали замечать, что машина «съедает» слишком много масла = достаточно обратить внимание сперва на кольца, втулки и колпачки, ответственные за отражение масла.
Двигатель в процессе капитального ремонта
Состояние поршней можно понять по давлению в цилиндрах, измеряя компрессию и следя за её тенденцией, можно, фактически не вмешиваясь в структуру двигателя, понять о состоянии поршней.
Особенности капремонта
Если вы собрались всё же проводить капитальный ремонт, то следует помнить, Ваша основная цель – вернуть состояние мотора до уровня, которым обладал двигатель до начала вашего использования.
Вы будете менять поршни, кольца, клапана и все узлы, соединяющие их между собой. Поскольку капитальный ремонт чаще всего проводят в «очень истощённом» моторе, то возможно потребуется полная замена головы блока цилиндров.
Очень часто капитальный ремонт преследует такую цель как «исправление эллипса цилиндров». За долгие годы службы, поршни «протёрли» цилиндры с одной стороны сильнее, а с другой – меньше из-за чего идеальный круглый обод цилиндра стал эллиптическим. Исправить это можно проточкой. Однако проточка – очень серьёзная и ответственная работа, так как по её окончанию цилиндр должен быть внутри зеркально гладким. Чаще всего эту услугу заказывать лучше у специалистов.
При капитальном ремонте также следует заменить все подшипники – и коренные, и шатунные. Клапанные устройства, чаще всего, также подлежат замене. Если при капитальном ремонте некоторые запчасти покажутся вам «как новыми», в то время как другие – изношенными, то заменив изношенные на новые, следует ожидать, что те компоненты, которые вы решили оставить, станут «слабым местом» мотора и довольно скоро дадут сбой.
Необходимо провести диагностику стартера, генератора и распределителя.
Помните, после капитального ремонта автомобиль должен функционировать точно, как новый и 100-150 тысяч километров машина должна служить Вам безотказно. Именно поэтому специалисты советуют не экономить, если Вы решили обновить свой мотор.
В тех случаях, когда вы предпочитаете выполнять работу подобного рода собственноручно, то следует разобрать двигатель на составляющие и определите состояние, в котором он находится в данный момент. К тому же это позволит вам узнать, что поручить специалистам сервиса.
Капитальный ремонт двигателя. Когда, зачем и как
Ни одна вещь в мире не служит вечно. Это, безусловно, относится и к автомобильному двигателю. Его ресурс может быть весьма длительным, но не бесконечным. Силовой агрегат в процессе эксплуатации подвергается очень значительным нагрузкам, поэтому даже при бережном к нему отношении рано или поздно наступает момент, когда без серьезного ремонта уже не обойтись. Капитальный ремонт мотора — сложная и трудоемкая работа, которую под силу выполнить только подготовленным специалистам. К тому же, потребуется специальное оборудование и инструменты. Попытки неквалифицированного вмешательства скорее всего только ухудшат ситуацию и приведут к дополнительным финансовым затратам.
Что приводит к сокращению ресурса двигателя
Неправильная эксплуатация и пренебрежение рекомендациями производителей ускоряют износ агрегата и приближают его капитальный ремонт.
Среди негативных факторов, способствующих изнашиванию и разрушению деталей и узлов двигателя, можно выделить следующие.
- Несоблюдение периодичности замены моторной смазки и масляного фильтра.
Применение моторного масла значительно снижает истирание взаимодействующих в процессе работы деталей. Циркулирующее в системе смазки масло способствует отводу излишнего тепла и помогает избежать перегрева мотора. При этом также удаляются продукты трения и частицы мусора из зазоров между трущимися деталями. С течением времени эксплуатационные характеристики моторного масла ухудшаются, оно становится непригодным для полноценного выполнения своих функций. Поэтому его необходимо своевременно заменять с рекомендованной периодичностью.
Регулярная замена масляногофильтра способствует очищению масла и позволяет избежать попадания в систему смазки посторонних частиц, вызывающих ускоренный износ трущихся деталей.
Каждый двигатель имеет свои специфические особенности и требует для своего нормального функционирования моторноемасло с соответствующими характеристиками. Использование неподходящей или низкокачественной смазки может не дать достаточного эффекта, а в некоторых случаях даже привести к негативным последствиям.
Если появились симптомы неисправности мотора, но вы оттягиваете с решением вопроса, то небольшая проблема может перерасти в большую.
Свою лепту в преждевременный износ двигателя вносят также неправильно подобранные свечи зажигания, неточная фазировка ГРМ, неисправная система впрыскивания горючего.
Какие симптомы подскажут, что капремонт двигателя уже не за горами
При нормальной эксплуатации двигатель современного автомобиля без капитального ремонта служит в среднем 200-300 тысяч километров пробега, реже — до 500 тысяч. Некоторые дизельные агрегаты хорошего качества способны продержаться 600-700 тысяч, а иногда даже дольше.
Некоторые признаки в поведении мотора могут подсказать, что приближается тот малоприятный момент, когда капремонт станет насущной необходимостью.
- Заметно увеличившиеся аппетиты двигателя в отношении смазки. Если вам то и дело приходится доливать моторное масло, значит очень велика вероятность того, что силовой агрегат нуждается в ремонте. Причинами повышенного расхода смазки могут быть также подтекания масла, неисправные маслосъемные колпачки и кольца.
- Повысившийся расход горючего.
- Значительное снижение мощности агрегата.
- Пониженная компрессия в цилиндрах.
- Постоянные проблемы с запуском двигателя.
- Мотор перегревается.
- Перебои в работе агрегата, троение, детонация, стук и другие явно посторонние звуки.
- Неустойчивая работа на холостых оборотах.
- Дымный выхлоп.
Если двигатель не прогрет, белый пар из выхлопной трубы при низкой температуре окружающей среды или высокой влажности — нормальное явление. Однако белый выхлоп у прогретого мотора говорит о попадании антифриза в камеры сгорания. Причиной может быть повреждение прокладки или трещина в ГБЦ.
Черный выхлоп свидетельствует о неполном сгорании смеси и образовании сажи, а значит имеются проблемы в системе впрыска или зажигания.
Сизый дым из выхлопной трубы указывает на повышенное выгорание масла и возможные проблемы с шатунно-поршневой группой.
Появление одного из вышеперечисленных признаков — еще не повод затевать серьезный ремонт двигателя. Возможно, проблему можно решить без дорогостоящей и хлопотной «капиталки». А вот наличие сразу нескольких тревожных симптомов говорит о том, что пора отправлять ваш движок на капитальный ремонт. Только сначала убедитесь, что неисправности не вызваны какими-то иными причинами, иначе серьезные финансовые издержки могут оказаться напрасными.
Из чего состоит капремонт ДВС
Капитальный ремонт призван восстановить изначальные эксплуатационные характеристики силового агрегата в максимально достижимой степени. При этом капремонт не следует путать с переборкой, когда агрегат разбирают, проводят осмотр и профилактику, заменяют отдельные наиболее проблемные детали. «Капиталка» — это целый комплекс восстановительных работ, который предусматривает тщательную диагностику и замену большого количества деталей.
Капитальный ремонт требует высокой квалификации автомехаников и обычно обходится весьма дорого. Возможно, удастся найти варианты подешевле, но качество исполнения работ в таких случаях может оказаться под сомнением. Не исключено, что немалые деньги окажутся выброшенными на ветер. Поэтому, если вашему движку потребуется «капиталка», вам предстоит сделать непростой выбор.
Во что обойдется капитальный ремонт, заранее сказать нельзя. Всё будет зависеть от конкретного состояния агрегата и от того, какие детали необходимо будет заменить.
«Капиталка» начинается с демонтажа и разборки двигателя. Агрегат очищается от масла, герметика, нагара и других наслоений с использованием спецсредств. Затем проводится тщательный осмотр, дефектовка, делаются необходимые замеры.
Зазор между поршнем и стенкой цилиндра должен быть в пределах 0,15 мм. В противном случае чугунные цилиндры растачивают, а стенки полируют с помощью так называемых хонинговальных головок (подобная полировка получила название хонингование). Таким образом цилиндры подготавливают для установки новых поршней и колец увеличенного (ремонтного) размера. Если блок цилиндров изготовлен из алюминия, расточка производится под установку чугунных втулок (гильз).
Дефектовка коленвала включает в себя замер диаметров коренных и шатунных шеек. В зависимости от состояния коленвал восстанавливают либо меняют.
Капитальный ремонт также включает в себя процедуру опрессовки блока цилиндров и ГБЦ, при которой проверяется герметичность каналов системы охлаждения.
Устраняются трещины, проверяются и шлифуются сопрягаемые поверхности блока цилиндров и головки.
Разбирается и проверяется масляный насос, при необходимости его заменяют.
Производится проверка и чистка форсунок.
Обязательной замене подлежат все прокладки, вкладыши, сальники и кольца. Меняются маслосъемные колпачки, клапаны и их направляющие втулки. В зависимости от степени изношенности и ремонтопригодности меняются или ремонтируются другие детали.
Чтобы взаимодействующие детали притерлись друг к другу, после сборки мотора в течение часа производится его холодная обкатка на специальном стенде. Затем агрегат устанавливается на автомобиль, заливается свежее моторное и трансмиссионное масло, а также новая охлаждающая жидкость. И в завершение производятся необходимые регулировки (зажигание, холостой ход, токсичность выхлопа).
Горячая обкатка
После капитального ремонта мотор обязательно следует обкатать как минимум на протяжении 3-5 тысяч километров. В этот период следует избегать резких ускорений, торможений двигателем, не злоупотреблять высокими оборотами и в целом соблюдать щадящий режим работы. Не забывайте также прогревать мотор перед началом движения.
Очень полезной будет внеочередная замена моторного масла и масляного фильтра, так как в процессе притирания деталей стружки и прочего мусора будет больше, чем обычно. Первую замену рекомендуется произвести после пробега в 1 тысячу километров, затем еще через 4-5 тысяч.