Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расход топлива автомобиля

Расход топлива автомобиля. Как снизить расход топлива? Как экономить топливо? Что для этого нужно?

Многие владельцы автомобилей стремятся к снижению расхода топлива.

И это не удивительно, постоянный рост цен на бензин и дизельное топливо заставляет задуматься о возможностях снижения расхода топлива в наших автомобилях.

Расход топлива автомобиля зависит от многих факторов. И нельзя подходить к этому вопросу однобоко, корректируя и настраивая только, к примеру, работу двигателя.

Рассмотрим вопрос снижения расхода топлива автомобиля в комплексе, в более широком смысле, чем только двигатель и даже ваш автомобиль.

Сначала рассмотрим от чего зависит расход топлива в системе «автомобиль – дорога» (окружающая среда).

Расход топлива в данной системе зависит от многих факторов.

Качество дорожного покрытия – при наличии ям и неровностей на дороге, приходиться тормозить и снова разгоняться, что вызывает повышенный расход топлива.

Интенсивность движения – при движении по дороге с высокой интенсивностью, очень часто приходиться совершать обгоны транспортных средств, которые движутся со значительно меньшей скоростью, чем позволяет дорожная обстановка (трактора, тяжело груженые автомобили, негабарит, местные жители на гужевых повозках и пр.). Сначала приходиться длительное время ехать с малой скоростью, выбирая место для обгона, а затем совершать сам обгон. Все эти маневры не способствуют экономии топлива.

Рельеф местности – подъемы, спуски, повороты. Такие условия характерны для горной или холмистой местности. Естественно, что в поворотах приходиться притормаживать, а затем снова разгоняться, на спусках ехать с включенной передачей, вместо движения накатом. При движении в горах наблюдается наибольший расход топлива автомобиля, по сравнению с другими условиями, за исключением движения в городских условиях.

Погодные условия – направление и сила ветра, наиболее важная составляющая этого фактора, оказывающего значительное влияние на расход топлива автомобиля. О влиянии этого фактора – чуть ниже. Ну, и, конечно же, необходимо учитывать такой важный фактор, как время.

Время, которое вы запланировали для перемещения из пункта «А», в пункт «Б». Это очень важный фактор для расхода топлива автомобиля. Чем меньше времени Вы запланировали на дорогу, тем быстрее Вам придется ехать. При увеличении скорости движения, например с 90км/час час до 120км/час, сопротивление воздуха возрастает не в 1.3 раза как скорость, а в 1.76 раза по сравнению с тем, если бы двигались со скоростью 90км/час. При росте скорости до 140км/час (с первоначальной 90км/час), сопротивление воздуха возрастает в 2.42раза, что естественно, ведет к увеличению расхода топлива автомобиля. При скорости 120км/час и встречном небольшом ветре 5м/с, суммарная скорость воздушного потока составит 138км/час. В такой ситуации, снижение скорости на 10-15км/час, дает вам возможность снизить расход топлива автомобиля, а небольшое снижение скорости, не окажет существенного влияния на время нахождения в пути, особенно, если вы едете на дальние расстояния – 300 – 1000км. В то же время если ветер попутный, и Вы увеличили скорость с 90км/час до 120км/час, суммарная скорость потока составит 102км/час, сопротивление воздуха при этом незначительно возрастет, и фактически, двигаясь со скоростью 120км/час, расход топлива увеличивается незначительно, но Вы получаете преимущество по времени. Я привел этот пример для понимания и учета двух таких факторов, как скорость автомобиля и направление и сила ветра, и их влияние на расход топлива автомобиля. И в этом случае каждый выбирает сам, готов он оплачивать повышенный расход топлива автомобиля, для сокращения времени в пути или нет. Это зависит от вашего планирования, дорожной обстановки, и от ваших приоритетов в конкретный момент времени.

Еще один важный момент. Например, вы выехали на ровный участок дороги, позволяющий двигаться со скоростью 90 – 110км/час. Разогнали свой автомобиль до 100км/час, вышли на повышающую передачу (5 или 6) и едете в установившемся режиме. Попробуйте в данной ситуации «поиграть» педалью «газа». Что значить «поиграть» — чуть отпустите педаль и проверьте скорость по спидометру. Как правило, незначительное ослабление нажатия педали, не приведет к снижению скорости, а если и скорость снизиться, то незначительно – на 3-5км/час, при этом расход топлива может упасть на 0,5-1л, а это реальная экономия топлива. Но в этом необходим навык, необходимо чувствовать автомобиль. Пробуйте, это очень просто.

Теперь рассмотрим расход топлива применительно к системе – «автомобиль».

Расход топлива зависит от технического состояния автомобиля. В первую очередь необходимо контролировать давление в шинах и поддерживать его в пределах который рекомендует производитель.

Необходимо контролировать затяжку ступичных подшипников, а так же контролировать состояние тормозных механизмов – не происходит ли подтормаживание при отпущенной педали тормоза.

Еще один немаловажный фактор, влияющий на расход топлива автомобиля, это углы установки колес. Контролировать необходимо и передние колёса, и задние, особенно у современных автомобилей имеющих многорычажную подвеску. При нарушении углов установки колес, возрастает сопротивление движению, а значит и растет расход топлива автомобиля.

Расход топлива автомобиля зависит от того, какое масло залито в двигатель и коробку передач. Для автомобилей зарубежного производства это не актуально, а вот для автомобилей производства СССР и СНГ это имеет значение. Замена масла на импортное с присадками, снижающими трение в коробке передач и двигателе, может дать экономию топлива до 5%.

Ну и, наконец, мы подошли к важной составляющей в системе «автомобиль», оказывающей значительное влияние на расход топлива автомобиля – это двигатель. От технического состояния двигателя, его настроек зависит расход топлива автомобиля. Для карбюраторных двигателей важное звено это смесеобразование в карбюраторе и система зажигания. Ещё очень многие автомобили ранних лет выпуска оснащены контактной системой зажигания, которая не дает возможности в полной мере использовать потенциал двигателя. Настройка карбюратора то же очень важна, и в вопросе расхода топлива автомобиля эти две системы нельзя рассматривать без взаимосвязи. При настройке карбюратора на обедненную смесь (для экономии топлива) воспламенение смеси при контактной схеме зажигания происходит хуже, чем, если бы стояла бесконтактная система зажигания (БСЗ) с коммутатором. В БСЗ искра более мощная и в связи с этим воспламенение и сгорание смеси происходит более эффективно. В дополнение к БСЗ можно применять блок регулировки угла опережения момента зажигания http://elmec.com.ua/info/22/ , который позволяет осуществлять обратную связь по нагрузке и детонации. Это устройство в свою очередь позволяет повысить мощность двигателя и крутящий момент, а соответственно и позволяет существенно снизить расход топлива автомобиля от 7 до 20% в зависимости от марки и октанового числа бензина.

На автомобилях с инжекторной системой впрыска, количество факторов, влияющих на расход топлива значительно больше. Это чистота системы впрыска (её необходимо периодически подвергать очистке), давление в топливной системе, состояние каталитического нейтрализатора, состояние лямбда-зондов и многое другое. На современных автомобилях электронный блок управления учитывает множество факторов для оценки и формирования сигналов для впрыска топлива. Описать их в одной статье нет возможности. Задача состоит в том, что бы дать понять, что расход топлива современного автомобиля зависит не только от работы и настроек двигателя, но и от других систем автомобиля. Особенно это актуально для моделей последних лет выпуска.

Поддерживайте минимально возможные обороты двигателя, конечно исходя из дорожной обстановки. На рисунке показан график — внешняя скоростная характеристика двигателя УАЗ-Патриот. Примерно такие же графики существуют для всех автомобилей. На ней видно, что с ростом числа оборотов, растет мощность (красная кривая Ne), а с ростом оборотов растет расход топлива. Причем наиболее экономичный режим данного двигателя лежит в пределах 2000-3500об/мин (синяя кривая внизу qe), при котором расход топлива находится в пределах 195-200гр. на 1л.с./час. Вы можете посчитать, сколько будет потреблять двигатель, например при 3250об/мин под нагрузкой. При 3250об/бмин, мощность двигателя составит 100л.с. умножаем на 195гр.л.с./час = 19500гр. или 19.5литра. При 2000об/мин потребление составит 58л.с. х 195грл.с./час = 11310гр. Или 11.3л. Современный двигатели зарубежного производства, в основном более экономичные, исходя из параметра расхода топлива на 1л.с./час, но все двигатели имеют примерно одинаковую характеристику, в которой, с ростом оборотов, растет мощность и соответственно, растет расход топлива. Не рекомендуется поддерживать обороты двигателя ниже 2000об/мин под нагрузкой, т.к. в этом случае снижается давление в масляной системе двигателя, и движение на высоких передачах с малыми оборотами (ниже 2000об/мин), может пагубно сказаться на двигателе.

Большое влияние на расход топлива автомобиля оказывает манера вождения. Особенно в городе, стиль езды приобретает решающее значение. Резкие старты со светофора, торможение перед светофором, перестроения, обгоны, это всё факторы, ведущие к увеличению расхода топлива автомобиля. Но даже в городе можно добиться приемлемого расхода топлива автомобиля, если конечно вы не попали в пробку, в которой приходится «ползти», и вместо 10мин, на прохождение этого участка уходит 40-50мин.

При движении по городу, как правило, светофоры просматриваются издалека. Нет необходимости «топить» педаль «в пол», если Вы видите, что через 100-300метров на светофоре замигал «зеленый», или загорелся «желтый» после «зеленого». В таком случае, выключите передачу и пройдите этот участок накатом (на выбеге), используя кинетическую энергию вашего автомобиля. Как правило, всё равно на светофоре придется тормозить, но при этом Вы не будете выбрасывать топливо «на ветер». При знании дорожной обстановки, расположения светофоров, можно добиться значительного снижения расхода топлива. Ну и естественно, нет смысла стартовать со светофора с педалью в пол. Разгон должен быть интенсивным, но «без фанатизма», но и, не создавая помеху другим участникам движения – с учетом дорожной обстановки.

Ещё одним важным фактором для расхода топлива автомобиля является само топливо, будь то бензин или дизельное топливо. Используйте качественное топливо. Качественное топливо, незначительно дороже, но и расход его значительно (иногда на 5-10%) ниже, чем дешёвого. Вы можете экономить топливо, а значит и деньги, используя качественное топливо. Используйте бензин с октановым числом, рекомендованным заводом – изготовителем. В этом случае я не хочу давать рекомендации. Какой бензин и дизельное топливо заливать, и где покупать, решайте сами. Выбор на сегодняшний день большой. Пробуйте, подбирайте. При использовании качественного топлива появляется еще один положительный эффект, повышается мощность двигателя, автомобиль становиться более резвым, приёмистым, а значит, и разгоняться он будет быстрей, соответственно и снижается расход топлива. Особенно это чувствуется на карбюраторных автомобилях.

Читать еще:  Что такое двигатель лонг лайф bmw

— выбирайте хорошие дороги (если есть выбор), иногда лучше проехать лишних 20-30км, а в некоторых случаях и 100км, по хорошей дороге, чем трястись по «убитой». Сохраните машину, выиграете время, сэкономите топливо;

— контролируйте техническое состояние автомобиля;

— заливайте качественное масло в коробку передач и двигатель;

— используйте качественное топливо;

— планируйте свои поездки. При планировании дальних переездов, «забивайте» в расчеты среднюю скорость 50-60км/час, получиться быстрее – хорошо, а если не получиться, то, по крайней мере, все пройдет по плану, без гонок, а это приведет соответственно, к экономии топлива.

В данной статье мы рассмотрели факторы, которые наиболее значимо влияют на расход топлива автомобиля. Мы не касались вопросов расхода топлива автомобиля при различных неисправностях. В современных автомобилях, неисправность какой либо из систем, может значительно увеличить расход топлива. Как правило, установить неисправность «на глаз» или «на слух», в современных автомобилях удается редко. Например, на приборной панели горит лампа «CHECK ENJIN». Что произошло? Плохой бензин или неисправность? А после заливки некачаственного бензина, могут наступить необратимые изменения в системе управления двигателем. При некоторых неисправностях электронный блок управления (ЭБУ), переходит в аварийный режим работы, давая возможность доехать до СТО, но при этом расход топлива автомобиля растет, и может вырасти в 1,2 -2,0 раза. Необходимо провести диагностику, что бы ответить на вопрос, что произошло, и что делать.

Но исходя из вышеизложенного, можно сказать, что основным фактором повышенного расхода топлива, при прочих равных условиях, является человек, водитель. Его правильное умение выбирать режим движения в различной дорожной обстановке, знание работы систем автомобиля в различных условиях, является определяющим в таком сложном факторе, как расход топлива.

Снизить расход топлива можно даже при движении по городу, если действовать сдержано, заглядывая немного вперёд, прогнозируя действия соседей по потоку, издали контролируя работу светофоров. Конечно «все мешают», и «всех нужно обогнать», но тогда с экономией топлива не очень получиться. Конечно современные двигатели более экономичны по сравнению с двигателями проектировавшимися десять-двадцать-тридцать лет назад, но законы физики никто не отменял.

Условие: необходимо доехать из пункта А в пункт Б. Основные факторы, влияющие на расход топлива это: профиль дороги, время, скорость, масса машины. От того как Вы эти факторы сбалансируете между собой, насколько правильно выберете режим движения в конкретной дорожной обстановке, и будет зависеть расход топлива. Совет один: следите за техническим состоянием автомобиля, за давлением в шинах, пробуйте различные режимы движения, анализируйте результат и не спешите без необходимости.

Наши решения

Экономное управление автомобилем SHAANXI EVRO-3

2.6. Экономное управление автомобилем

Оптимизация состояния автомобиля.
Постоянный уход и техническое обслуживание автомобиля.
Оптимальные показатели расхода топлива достигаются только на автомобиле в безупречном техническом состоянии (например, чистый воздушный фильтр, эффективное охлаждение)
Правильная регулировка спойлера на крыше.
Спойлер на крыше должен быть настроен в соответствии с габаритами кузова или полуприцепа. Только таким образом можно добиться реальной экономии топлива.

Предотвращение излишнего сопротивления движения.
Тщательно закрепленный тент и установка регулируемого каркаса тента на минимально возможную высоту способствует увеличению срока службы тентов, сокращению сопротивления воздуха и значительному снижению расхода топлива.

Точное соблюдение давления в шинах.
Давление воздуха в шинах на 1 Бар ниже нормы приводит к увеличению расхода топлива до 5%. Этот перерасход возникает за счет увеличения работы деформации шины, причем энергия привода преобразуется в тепло. Это также приводит к сокращению срока службы шины.

Бережное отношение к сцеплению
Срок службы сцепления во многом зависит от правильного обращения. При неправильном обращении срок службы значительно сокращается. В худшем случае сцепление может быстро сломаться от перегрева. Чем сильнее загружен автомобиль и чем круче подъем или уклон, тем ниже выбирается передача. Выбор низкой передачи для начала движения и низкой частоты вращения, а также подача газа только после закрытия сцепления значительно сокращается износ сцепления.
Воздействия выбранной передачи и частота вращения двигателя при начале движения с места приведены на графиках (Рис. 37).

Своевременное переключение передач.
Если для преодоления подъема требуется переключение на низшую передачу, переключение следует выполнить незадолго до начала подъема, чтобы войти в подъем с достаточной частотой вращения и преодолеть его по возможности без дополнительных переключений коробки передач.
Внимание! Не переключайте передачи без необходимости, используйте крутящий момент двигателя.
Каждое переключение передачи означает потерю времени и скорости, вызванную прерыванием тягового усилия, и влияет на увеличение расхода топлива. Это также
становится причиной повышенного износа сцепления и синхронизатора.

Со ступенчатой коробкой передач:
Пропускайте передачи по возможности; делите по необходимости.
При переключении на верхнюю и нижнюю передачу следует пропускать ненужные передачи. Делитель коробки передач следует подключать только для того, чтобы на
затяжных подъемах эксплуатировать двигатель в оптимальном диапазоне частоты вращения.

Экономичное обслуживание двигателя
· Запустите двигатель.
Нажатие педали акселератора при запуске двигателя не допускается. Электроника Lвигателя регулирует объем впрыска топлива в процессе запуска двигателя, учитывая при этом также температуру двигателя. Таким образом предотвращается вспрыск нежелательно больших объемов топлива и соответственно — дымление.
· Прогрев двигателя.
Температура двигателя на холостых оборотах при незначительной нагрузке повышается очень медленно. Поэтому двигатель следует прогреть не при неподвижном транспортном средстве, а при движении со средней нагрузкой. Таким образом двигатель коробка передач и ведущие мосты достигают рабочей температуры наиболее экономичным способом. Потерь по времени не возникает, так как в этом случае пропускается время прогрева двигателя во время стоянки.
· Отопление автомобиля
Так как двигатель автомобиля спроектирован в качестве приводного двигателя, его эффективность в качестве «системы отопления» на холостом ходу не является
оптимальной! Система дополнительного отопления потребляет всего от 1/4 до 1/3
объема топлива, которое расходуется двигателем автомобиля на холостом ходу. При этом также сокращаются вибрация, шумность и выхлоп.
· Автомобиль во время стоянки.
Во время продолжительных стоянок автомобиля есть смысл останавливать двигатель. Расход топлива на холостых оборотах составляет от 1 до 2 литров в час.
· Остановка двигателя.
Перед остановкой двигателя не нажимайте на педаль акселератора. Это не дает ничего, кроме излишнего расхода топлива.

Экономичный режим движения
· Низкая частота вращения, высокая нагрузка
Экономичный режим эксплуатации дизельного двигателя с турбонаддувом достигается примерно на 50-70% номинальной частоты вращения и примерно на 80% полной нагрузки. Поэтому в нормальном режиме движения следует по возможности эксплуатировать двигатель в зеленом секторе тахометра с высокой нагрузкой.
· Большая мощность по необходимости; низкая частота вращения по возможности.
При большой потребности в мощности, например, при движении по горным дорогам, при обгоне и вхождении в транспортный поток, следует использовать полную мощность до номинальной частоты вращения.
· Использование тахометра.
Частота вращения имеет определенное значение для соблюдения экономичного режима движения. По возможности включайте передачу, на которой двигатель будет работать в оптимальном диапазоне частоты вращения. Оптимальный диапазон частоты вращения обозначен на тахометре «зеленым сектором».
· Равномерное движение.
Равномерный режим движения без значительных разгонов или колебаний скорости способствует высокой средней скорости при сокращении расхода топлива, например, в
том числе путем использования переключения светофоров.
· Соблюдение дистанции.
Соблюдение достаточной дистанции до движущего впереди автомобиля является не
только мерой безопасности, но и дает возможность адаптации режима движения к изменяющейся ситуации на дороге. Соблюдение большой дистанции позволяет меньше
тормозить и соответственно меньше ускоряться. Это позволяет сократить расход топлива, так как меньше приходится «нажимать на педаль акселератора».
· Использование инерции.
Тяжелое транспортное средство обладает большой инерцией массы. Это означает, что потеря скорости «разогнанного» автомобиля без привода происходит очень медленно. Этот инерционный эффект можно использовать в целях экономии топлива, например, своевременно «сбрасывая газ» перед гребнем горы или двигаясь накатом на ровном участке пути.
При соответствующей дорожной ситуации на ровном шоссе можно отпустить педаль акселератора уже примерно за 800 метров до выезда с автотрассы: потери по времени при этом минимальны.
Перед достижением дна долины следует своевременно отпустить тормоз и набрать инерцию, если это позволяют ситуация на дороге и правила дорожного движения.
Набранную таким образом кинетическую энергию движения автомобиля не нужно «зарабатывать» новым ускорением с расходом дополнительного топлива.
· Предотвращение ненужных остановок и излишних торможений
Медленное рассчитанное движение накатом вместо остановки (например, перед светофором) способствует сокращению расхода топлива благодаря отсутствию необходимости начала движения, и позволяет избежать излишней нагрузки на трансмиссию. При ускорениях с 0 до 60 км/ч 40-тонный автопоезд расходует, например, около 0,5 литров топлива.

Режим вождения Eco

Режим вождения Eco оптимизирует ездовые характеристики автомобиля, способствуя более экономичному и экологичному стилю вождения.

При использовании этого режима вождения вы экономите топливо и заботитесь об окружающей среде.

Следующие характеристики оптимизируются при включении режима Eco :

  • Моменты переключения передач.
  • Управление двигателем и отклик педали газа.
  • Когда водитель отпускает педаль газа на скорости в пределах 65–140 км/ч (40–87 миль/ч) , активируется функция движения накатом Eco Coast и отключается моторный тормоз.
  • Некоторые настройки климатической системы действуют с ограничениями или отключены.
  • На дисплее водителя отображается информация указателя ЕСО, которая помогает поддерживать экологически целесообразный и экономичный стиль вождения.
Читать еще:  Что такое двигатель gdi на galant

Функция движения накатом Eco Coast

На практике функция движения накатом Eco Coast означает отключение моторного тормоза, что позволяет использовать энергию движения автомобиля для увеличения расстояния пробега на холостых оборотах двигателя. Когда водитель отпускает педаль газа, коробка передач автоматически отсоединяется от двигателя, и обороты двигателя падают до оборотов холостого хода с низким расходом топлива.

Лучше всего использовать эту функцию там, где вы можете длительно ехать накатом, например, на дорогах с небольшим уклоном или при планируемом снижении скорости перед участком, где действует ограничение скорости.

Активирование функции движения накатом

Функция активируется, когда педаль газа полностью отпускается при выполнении следующих условий:

  • Активирован режим вождения Eco .
  • Селектор передач установлен в положение D .
  • Скорость автомобиля в пределах прим. 65–140 км/ч (40–87 миль/ч) .
  • Уклон спуска или подъема дороги не превышает прим. 6 % .

При использовании функции движения накатом на дисплее водителя отображается COASTING .

Ограничения

Функция движения накатом недоступна, если

  • температура в двигателе и/или коробке передач отличается от нормального рабочего значения
  • селектор передач перемещается из положения D в положение ручного переключения передач
  • скорость автомобиля вне диапазона прим. 65–140 км/ч (40–87 миль/ч)
  • уклон дороги превышает прим. 6 %
  • Переключения скорости в ручном режиме выполняются с помощью лепестков на рулевом колесе * .

Деактивирование и отключение функции движения накатом

В некоторых случаях появляется необходимость деактивировать или отключить функцию, чтобы воспользоваться моторным тормозом. Например, для соблюдения безопасности при движении на крутых спусках или перед близким обгоном.

Для деактивирования функции движения накатом

  • нажмите на педаль газа или тормоза
  • переместите селектор передач в режим ручного переключения
  • переключите передачу с помощью лепестков на рулевом колесе * .

Для отключения функции движения накатом

  • перейдите на другой режим вождения *
  • отключите режим вождения Eco на панели функций.

Вы можете двигаться накатом на короткие расстояния даже без активирования функции движения накатом, что способствует снижению расхода топлива. Однако активирование функции движения накатом способствует повышению топливной экономичности и позволяет преодолевать накатом более длинные участки пути.

Круиз-контроль Eco Cruise

При использовании круиз-контроля в режиме вождения Eco ускорение и замедление автомобиля происходит не так быстро, как в другом режиме вождения, что дополнительно повышает экономию топлива. Это означает, что скорость автомобиля может быть несколько выше или ниже заданного значения.

  • При активированном круиз-контроле скорость автомобиля на ровной дороге может отклоняться от заданного значения, когда автомобиль катится накатом.
  • На крутом подъеме скорость автомобиля падает до тех пор, пока не включается более низкая передача, и с этого момента начинается незначительное ускорение, позволяющее достичь заданной скорости.
  • На спуске, когда автомобиль двигается накатом, скорость автомобиля может быть немного выше или ниже заданного значения. Обычно для поддержания заданной скорости функция использует моторный тормоз, а при необходимости задействует также и рабочий тормоз.

Указатель Eco на дисплее водителя

Указатель ЕСО на 12-дюймовом дисплее водителя * .

Указатель ЕСО на 8-дюймовом дисплее водителя.

Указатель ЕСО показывает, насколько экономично вы управляете автомобилем:

  • Экономичное вождение подтверждается низким значением указателя и переходом стрелки в зеленую зону.
  • Неэкономичное вождение, например, во время резкого торможения или ускорения, приводит к резкому отклонению стрелки указателя.

Указатель ЕСО имеет также индикатор, который показывает, как бы в данной ситуации управлял автомобилем образцовый водитель. Это положение в указателе обозначено короткой стрелкой.

Eco-климат

Для снижения энергопотребления в режиме вождения Eco автоматически активируется eco-климат.

Примечание

С включением режима вождения Eco изменяются некоторые параметры настройки климатической системы и ограничиваются некоторые функции энергопотребителей. Некоторые настройки можно восстановить вручную, но функции начинают действовать в полном объеме только после отключения режима вождения Eco или выбора для режима вождения Individual * полного спектра функций климат-контроля.

В случае запотевания стекол нажмите на кнопку режима максимального обдува стекол, который действует без ограничений.

Овощной разгон или «тапок в пол» — как выгоднее? Эксперты единодушны

Например, растет число приверженцев теории плоской Земли. Неудивительно, что и в автомобильной среде происходит похожее: всё чаще звучат утверждения, будто бы для экономии топлива разгонять машину следует как можно интенсивнее, не тормозить двигателем, включать «нейтраль» в механической коробке, а также переводить в «нейтраль» селектор автомата при движении под гору. А все дедовские заветы из карбюраторной эпохи пора навсегда забыть.

Ссылаться на учебники тут бесполезно. Поэтому мы решили обратиться с вопросами к нашему автомобильному Олимпу — НАМИ, а также к представительствам автомобильных компаний.

Резко или плавно?

Мне оба аргумента представляются странными. Например, КПД мотора действительно растет с мощностью, но ведь и расход топлива при этом резко возрастает.

Представители Audi, Nissan и Skoda в один голос ответили: оптимальный разгон — плавный. В компании Subaru также рекомендовали такой тип разгона: «При сильном нажатии на педаль акселератора на 10–20% переобогащается смесь, на столько же возрастает на это время и расход топлива. У автомобилей с автоматом или вариатором расход топлива при интенсивном разгоне еще больше увеличивается из-за более поздней блокировки гидротрансформатора».

Занятный ответ дали представители Фольксвагена: «Топливо в автомобиле тратится, в конечном итоге, на нагревание. Мы греем воздух, шины, дорожное покрытие, жидкости в агрегатах. Всё остальное — в трубу. Наиболее экономичным будет тот режим движения, при котором производство тепла минимально. Резкий разгон требует передачи значительных усилий через пятна контакта ведущих колес. Это приводит к увеличению проскальзывания, и вместе с „экономичным“ трением качения мы получаем и трение скольжения, а это — чистое тепло. Передача значительного момента увеличивает трение в трансмиссии — это тоже тепло. В общем, плавный разгон предпочтительнее».

Как тормозить?

Все производители единогласно высказываются за торможение мотором. При этом отдельная сторона вопроса — безопасность движения.

В частности, руководство по эксплуатации Kia вообще запрещает движение автомобиля с выключенной передачей, особенно на скользких покрытиях и спуске. Торможение двигателем создает дополнительное замедление и способствует сокращению тормозного пути.

А Volkswagen опять-таки дал самый «душевный» ответ: «Чем меньше мы прикасаемся к педали тóрмоза, тем экономичнее едем. Тормозá нагреваются — это выброшенная энергия. При торможении двигателем он выделит столько же энергии, но часть ее можно использовать. В простейшем случае мы используем энергию движущегося автомобиля для того, чтобы прокачивать масло и охлаждающую жидкость в двигателе и крутить генератор. А современные преселективные трансмиссии сами решают, можно ли и полезно ли будет разомкнуть трансмиссию при торможении».

Не мешайте автомату работать!

Некоторые водители на светофоре переводят селектор автоматической коробки в «паркинг» — якобы для продления жизни агрегату. А еще говорят, что для экономии топлива, оказывается, при движении под горку надо в автомате тоже задействовать «нейтраль».

Если такой прием и дает призрачную экономию, это однозначно небезопасно. Жизнь и здоровье человека вряд ли стóят нескольких граммов бензина. Похоже, именно так рассуждало и большинство автопроизводителей. Например, в инструкции по эксплуатации Subaru четко сказано: «Не допускайте движения автомобиля, когда рычаг селектора находится в положении N». Пояснение простое: при разомкнутой трансмиссии становится невозможным торможение двигателем, что повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Kia также говорит о возможной потере управляемости. А Nissan добавляет, что это вредно для коробки.

Но можно ли при этом хотя бы гипотетически сэкономить топливо? Skoda отвечает категорически: нельзя. И поясняет: «При движении накатом, когда селектор — в положении D или у механической коробки включена передача, расход топлива равен нулю. При переводе селектора в положение N борткомпьютер показывает, что двигатель топливо расходует».

Таким образом, по всем спорным позициям мнение производителей машин однозначно: мол, не выпендривайтесь, ребята… Могу добавить, что ради эксперимента съездил на одном баке в Питер и обратно на серийной 170‑сильной машине с автоматом (№ 9, 2008). Всем приверженцам резких стартов с выкручиванием мотора предлагаю попробовать повторить то же самое.

Вместо эпилога

Азбучным истинам можно верить. И это закономерно, ведь они подтверждены опытом. Ну а новомодные утверждения следует обосновывать и доказывать, в противном случае они остаются теоретическими предположениями.

Комментарий специалиста

ЕЗДИМ ЭКОНОМНО

Денис Загарин, руководитель Центра испытаний НАМИ

Наиболее экономичный режим — разгон до желаемой скорости с нажатием педали акселератора на 2/3 ее рабочего хода. Такие условия разгона были заложены в стандартный городской ездовой цикл, являющийся частью ездового цикла NEDC для оценки топливной экономичности автомобилей. В настоящее время реализуется более динамичный ездовой цикл WLTР с интенсивными ускорениями, при которых в городских условиях расход топлива резко возрастает. Отсюда общее пожелание: избегайте резких ускорений и торможений.

Режим торможения двигателем по сравнению с переходом в «нейтраль» дает преимущество в экономичности, так как при этом прекращается подача топлива в двигатель. Не забывайте и о правилах безопасности — на автомобилях с АКП запрещено переводить селектор в «нейтраль» не только на спусках, но и при прямолинейном движении.

Что касается экономичного вождения грузовиков, то стóит обратить внимание на удельную мощность двигателя. Чем она больше, тем предпочтительнее будет плавный разгон. Однако при удельной мощности меньше 6,0 л.с. на тонну выгоднее ускоряться резко, так как двигателю тяжело реализовать разгон при работе не на полную мощность. Получается, что без нагрузки экономичнее плавный разгон, а при полной нагрузке всё зависит от удельной мощности двигателя.

Как экономить топливо: приемы экономичного вождения

«Мы ездим на слонах!» — так однажды выразился один эколог о персональном транспорте. Взрослый индийский слон, правда, весит около 3,5 т, тогда как обычный легковой автомобиль втрое легче, но идея продолжает оставаться абсурдной. Чтобы перемещаться в пространстве, мы возим с собой металлическую коробку, раз в пятнадцать превышающую наш вес. К тому же иногда наши «слоны» едят вдвое больше положенного из-за неправильной эксплуатации. Что нужно сделать, чтобы уменьшить их аппетит?

Читать еще:  Что такое забойный двигатель нефть и газ

Самый экономичный автомобиль

Помните анекдот: «Как вы расслабляетесь?» — «А я не напрягаюсь!»? С точки зрения экономичной езды в нем заложен глубокий смысл. При движении на автомобиле мы за счет мощности его двигателя преодолеваем различные силы сопротивления движению. Основных сил четыре: это сила сопротивления качению, сила сопротивления подъему, сила сопротивления воздуха и сила сопротивления разгону. Чем больше суммарная сила сопротивления, тем больше мощности требуется от двигателя для ее преодоления. В какой-то момент двигатель может выйти на максимальную мощность. Если в таком режиме он будет работать какое-то время, то автомобиль при включении соответствующей передачи выйдет на свою максимальную скорость. Двигаться быстрее он уже не сможет: на преодоление силы сопротивления разгону у двигателя больше нет сил. Самую большую скорость можно развить на спуске, когда сила сопротивления подъему меняет знак и начинает помогать двигателю.

Сила сопротивления дороги (это сумма сил сопротивления качению и сопротивления подъему) до 50 км/ч практически не зависит от скорости, но с дальнейшим ее ростом начинает расти. Сила же сопротивления воздуха зависит от квадрата скорости: с ростом последней она значительно увеличивается. Отсюда вывод: чем выше скорость, тем больше суммарная сила сопротивления, тем больше мощности требуется от двигателя. Все эти очевидные факты приведены для того, чтобы понять: можно двигаться быстро, преодолевая значительные сопротивления, а можно медленно, минимизируя их. В последнем случае обычный легковой автомобиль может преодолеть по шоссе 100 км, затратив всего 2 л топлива. Но для этого потребуется заменить стандартный двигатель аппаратом небольшой мощности. Штатный мощный мотор работал бы при небольшой скорости с очень невысоким КПД и свел бы все достоинства такого режима к минимуму.

Если же перевести машину на педальную тягу и оснастить ее маховиком (для безопасного преодоления подъемов), то можно достичь нулевого расхода топлива. Правда, такой автомобиль будет ездить уж слишком медленно, и желающих пойти на столь бескомпромиссные решения найдется немного. С одной стороны, никто не любит ездить слишком медленно, с другой — при определенном снижении мощности двигателя езда становится просто небезопасной. Перестав мечтать о кардинальном снижении расхода топлива, попробуем разобраться, как посадить «слона» на диету, принципиально ничего не меняя.

Правило №1. Не прогревайте автомобиль на месте. При езде двигатель прогревается быстрее, расход топлива меньше.
Правило №2. Тормозите как можно реже. Для этого поддерживайте большую дистанцию до впереди идущих машин, предугадывайте развитие дорожной ситуации.
Правило №3. На скорости отдавайте предпочтение высшим передачам, не раскручивайте двигатель выше 2500-3000 об/мин, никогда не открывайте дроссельную заслонку более, чем на 70%.
Правило №4. На пустой дороге без светофоров разгоняйтесь динамично на 1-й и 2-й передачах, и сразу переходите на 5-ю. Так вы быстрее начнете экономить топливо на высшей передаче.
Правило №5. При торможении двигателем полностью отпускайте педаль акселератора. Только в этом случае подача топлива в двигатель прекратится.
Правило №6. Минимально поднимайте частоту работы двигателя при трогании. Так вы не только сэкономите топливо, но продлите жизнь сцеплению.
Правило №7. Избегайте езды по «пробкам». Из-за работы двигателя на холостых оборотах и с низким КПД, расход на 1 км пробега может возрасти более чем вдвое.
Правило №8. Обычно предпочтительней ехать более длинным маршрутом без остановок, чем коротким с частыми светофорами.

Прожорливый двигатель

Большинство двигателей современных легковых автомобилей можно назвать излишне прожорливыми: ведь они скорее помогают автомобилю развивать высокую скорость, чем экономить топливо. Между тем, зная характеристики своего двигателя, можно добиться того, чтобы он работал максимально эффективно. Внешняя скоростная характеристика работы каждого двигателя показывает, как зависят мощность, крутящий момент и удельный расход топлива от частоты вращения при максимальной подаче топлива. Есть и частичные характеристики, описывающие те же зависимости при промежуточном положении дросселя. Удельный расход топлива обычно принимает минимальное значение при максимальном значении крутящего момента и открытии дроссельной заслонки примерно на 70%. Именно на этом режиме двигатель развивает максимальный КПД. Однако ехать так по трассе практически невозможно: двигатели наших машин достаточно мощны, так что при выходе на такой режим силы сопротивления окажутся ниже сил тяги и автомобиль начнет разгоняться. В реальности для достижения высокой экономичности профессиональные водители отнюдь не стараются вывести двигатель на режим минимального удельного расхода топлива — вместо этого на высшей передаче обычно выбирают режим работы двигателя с меньшим КПД — обороты и открытие дроссельной заслонки ниже оптимальных. Однако за счет того, что скорость автомобиля при этом меньше, а значит, и действующие силы сопротивления ниже, — автомобиль едет экономичнее, чем мог бы при гипотетическом выходе на работу двигателя с максимальным КПД.

Экстремальные экономисты

Рассмотрим способы, которые используют участники различных экоралли. Их цель — проехать определенный путь с минимальным расходом топлива. Стратегия победителей на трассе обычно такова: при старте пилот активно разгоняется на первой и второй передачах (дроссель открыт примерно на 70%) до скорости 70 км/ч, а затем переходит сразу на высшую, обычно пятую, передачу и, набрав около 90 км/ч, начинает ехать с постоянной скоростью. Оптимальная скорость зависит от типа автомобиля и его двигателя. У автомобиля аэродинамической формы с мощным высокооборотистым мотором максимально экономичная скорость наверняка будет выше, чем у маломощной машины с плохой аэродинамикой. Но в среднем такая скорость близка к 90 км/ч — это объясняется тем, что силы сопротивления движению на такой скорости еще не высоки, а двигатель уже работает с достаточно высоким КПД.

Второе очень важное правило экономичной езды состоит в том, что при выходе на постоянную скорость надо забыть о педали тормоза. Именно по этой причине экоралли может быть безумней обычной гонки.

Ради того, чтобы не тормозить, пилоты могут проехать перекресток на загорающийся красный свет или объехать колонну машин, вставших на светофоре, по обочине. Ведь каждое торможение — это выход на неблагоприятный режим работы двигателя и потери топлива на последующее ускорение. Опасными могут стать для участников экоралли и любые обгоны: ведь, обгоняя, они стараются сохранить скорость неизмененной, а не ускоряются, как обычные водители.

Если же торможения все-таки не избежать, то в экоралли может применяться движение накатом (передача не включена) или вообще с выключенным двигателем. При обычной езде такие режимы не просто не рекомендуемы, но и недопустимы. При отключении двигателя перестанет помогать водителю гидроусилитель руля, может раньше времени израсходоваться вакуум в вакуумном усилителе тормозов. Поэтому при обычной езде для достижения экономичности лучше всего при необходимости тормозить двигателем, убирая при этом ногу с педали газа. В этом случае топливо перестает поступать в двигатель и торможение становится минимально энергозатратным. Тут можно вспомнить автомобили-гибриды, которые во время каждого торможения рекуперируют энергию. Но рекуперация эффективна не на 100%, так что и при езде на гибридах приемы экономичной езды не меняются.

Экономия по каплям

Итак, совершаем динамичный разгон на низких передачах, переход на высшую, едем с постоянной наиболее экономичной скоростью и по возможности не тормозим — такая стратегия оптимальна для движения по трассе.

При езде по городу с неизбежными частыми торможениями стратегию придется изменить: здесь лучше сильно не разгоняться и постоянно следить за тем, чтобы дроссельная заслонка никогда не открывалась более чем на 70%, а также не забывать убирать ногу с педали газа при торможении двигателем. Очень важно не перегазовывать при трогании с места (как это делают новички) — только эта мера может сэкономить около 1 л бензина на 100 км.

Дается отмашка, и по полигону Технологического центра Michelin в Ладу начинают на постоянной скорости 80 км/ч наматывать круги два Mercedes S-класса. Машины абсолютно одинаковы, только одна обута в обычные летние шины, а другая — в «зеленые» шины Michelin Energy Saver. Спереди к ним прикреплены два мерных цилиндра, заполненные дизельным топливом. После трех часов езды машины останавливают, и мы, журналисты, можем наглядно убедиться, что энергосберегающие шины действительно экономят топливо. В мерном цилиндре машины, обутой в «зеленые» шины, топлива осталось ощутимо больше. Расчет показывает, что этот автомобиль израсходовал 5,49 литров топлива на 100 км, тогда как конкурент затратил 5,92 л/100 км. Правда, признаются инженеры Michelin, таких данных удалось достичь за счет того, что автомобили двигались с постоянной скоростью. В более привычных условиях езды с разгонами и торможениями «зеленая» шина снижала бы расход топлива примерно на 0,2 л на 100 км и выбросы CO2 примерно на 4 г/км.
Согласно предложению Европейской Комиссии, к 2012 году новые автомобили, продаваемые в ЕС, должны выбрасывать в атмосферу не более 130 грамм CO2 на 1 км. Выполнить строгое требование можно только по крупицам улучшив показатели, влияющие на выброс углекислого газа, и «зеленые» шины тут хорошее подспорье. Поэтому в первый год присутствия на рынке шины Michelin Energy Saver были омологированы на первичный монтаж на более чем 40 различных моделей автомобилей. Так что в будущем машины будут чуть экономичнее.
Говорят, что сегодня с «зелеными» шинами Michelin поймал удачу за хвост. Между тем, энергосберегающие шины компания выпускает с 1992 году. Примечательно, что нынешние «зеленые» шины выделяются не только пониженным сопротивлением качению и высокой износостойкостью, но и высоким уровнем безопасности. В ходе испытаний, проведенных компанией TUV SUD Automotive, выяснилось, что тормозной путь «зеленых» шин короче, чем у их конкурентов.
Цель на будущее — к моменту, когда автомобильный парк в мире возрастет вдвое, уменьшить сопротивление качения вдвое.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector