Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ОДК отгрузила первый отечественный дизель-газотурбинный агрегат М55Р

ОДК отгрузила первый отечественный дизель-газотурбинный агрегат М55Р

Объединенная двигателестроительная корпорация под управлением Ростеха готова к серийному выпуску морских газотурбинных двигателей и агрегатов. В связи с этим событием корпорация организовала встречу с заместителем генерального директора ОДК Виктором Поляковым. Но перед тем корреспондентам устроили весьма радушный прием, и, главное, содержательную экскурсию.

Единственный сборочно-испытательный комплекс во всей стране

В 2017 году Путин лично присутствовал на открытии сборочно-испытательного комплекса, построенного в рамках Федеральной целевой программы по импортозамещению. Комплекс уникален своими испытательными боксами на 15 и 40 МВт. Именно на стенде 40 МВт и проходил испытание ДГТА М55Р.

Вторым пунктом посетили испытательный бокс, где от стенки до стенки раскинулся огромный ДГТА. Ранее агрегаты такого типа производились исключительно за рубежом, однако «размолвка» с Украиной, которая в Советском Союзе считалась базой морского газотурбостроения, подтолкнула Россию искать свой путь. И вот агрегат полностью отечественного производства приветствовал нас.

Первый элемент – дизельный двигатель 10Д49 мощностью 3,7 МВт (Коломенский завод). Далее расположился редуктор (производство ПАО «Звезда», Санкт-Петербург). Следующий элемент – газотурбинный двигатель М90ФР. Вся мощность, производимая агрегатом, потребляется гидравлическим динамометром, имитирующим винт корабля. Сам агрегат расположен по-корабельному, полностью повторяет реальные условия; управляется системой автоматики, состоящей из трех элементов: управление газотурбинным двигателем, дизелем и агрегатом в целом (АО «Концерн «НПО «Аврора», Санкт-Петербург). Испытания проходят в несколько этапов, на каждом из которых проверяется работоспособность всех составных частей. Для тех, кто не разбирается в теме ДГТА, отметим, что корабли в основном ходят на дизельной ветке, более экономичной, а при необходимости, когда требуется набрать скорость, агрегат переходит на газотурбинную ветку мощностью в 20 МВт.

ЭКСПЕРТНАЯ ВСТРЕЧА

Стоит отметить, что беседа по наиважнейшим темам проходила в «домашней» обстановке. Началась быстро и непринужденно без излишних представлений. Заместитель генерального директора ОДК Виктор Поляков сделал акцент на том, что предприятие представляет собой комплекс сконцентрированных компетенций, включающих в себя конструкторскую, технологическую и производственную; а на основе газотурбинных двигателей предприятие производит различного типа газотурбинные установки. Воздух, земля, вода – любые сферы, где может работать ГТД. По экономическим показателям ОДК каждый год увеличивает объем продаж, и, несмотря на сложившуюся обстановку в мире и стране, планирует закончить 2020 год с приростом.

Со слов Полякова, конструкторское бюро всегда внимательно следит за производством и изменением материалов, подпитывая его новыми идеями в том числе из тех программ, которые, казалось бы, закрыли. Продолжаются работы по малоразмерной тематике. Много внимания в уходящем году уделили ГТД-110М: речь об испытаниях по обеспечению надежности машины, используемой на Ивановских «ПГУ».

Об агрегатах

Предприятие работает в интересах головного заказчика – ОСК, агрегаты устанавливают на продукцию корпорации. В перспективе есть портфель заказов на ряд комплектов М55Р. Первый агрегат отправлен в ноябре этого года, отгрузка второго запланирована на первую половину декабря. Таким образом, Объединенная судостроительная корпорация в лице Северной верфи получит полноценную энергетическую установку для корабля, состоящую из двух агрегатов.

Процесс испытаний ДГТА

«Мажорных отклонений не было, были только минорные», – заключил Поляков

И для тех, кто ждет в этом разделе какой-то эксклюзив, сразу скажем, что процесс испытаний ДГТА, несмотря на всю сложность конструкции, прошел в штатном режиме. Специалисты предприятия ОДК, за плечами которых десятилетняя компетенция в области конструирования и производства, что называется, давно собаку съели в своем деле. И секретов тут каких-то особых в области газотурбинных двигателей для них нет. Самой сложной задачей было «подружить» части агрегата друг с другом.

Первое. От болта до полностью агрегата – все сделано из отечественных материалов. Предприятие благодаря этому технологически независимо: что бы ни случилось, на производство ДГТА политика и санкции не повлияют; а это безопасность России. К тому же открываются двери по направлению к бизнесу, которого до этого просто не могло родиться, и к развитию отечественного производства.

Второе. В ОДК всегда присутствовали авиационные технологии с жесточайшими требованиями. Отсюда и качество.

Инфраструктура «Зори-Машпроекта» была создана за деньги Советского Союза, в западных компаниях инфраструктура также складывалась десятилетиями, в России же ее пришлось создавать за короткий промежуток и с хорошими инвестициями. При этом по цене конечный продукт остался достаточно конкурентоспособен.

ОДК рассчитывает в перспективе и на экспорт.

Сколько всего предприятий участвует в кооперации

Основные поставщики и предприятия, с которыми работало ОДК: Северное ПКБ; поставщик дизельного двигателя Д1049 из города Коломна; «Аврора», отвечающая за системы управления; казанские предприятия по контрольным датчикам. «Звезда» из Санкт-Петербурга – предоставила редуктор, «Старт» – топливную аппаратуру, «Агат» – масляную аппаратуру. Это действительно очень широкая кооперация, причем к работе все подошли серьезно, с большой мерой ответственности.

М90ФР, его модернизация и агрегаты разной мощности

Для начала отметим, что сам М90ФР (входит в ДГТА М55Р) является существенной модификацией ДО90.

«Данный двигатель обладает более высоким КПД (на 2 – 2,5 % выше) и более высокой удельной мощностью. Относительно конструктивных доработок и модернизации безусловно мы вносили ряд изменений, прежде всего направленных на повышение надежности. Более точное изготовление, меньшие радиальные зазоры просто-напросто по проточной части – вот за счет чего и достигнуто в целом было качество», – Поляков.

М70ФРУ-2

В рамках программы импортозамещения по контрактам с Минпромторгом были выполнены еще две опытно-конструкторские работы. Уникальные двигатели с реверсивной силовой турбиной М70ФРУ-Р и двигатели М70ФРУ-2, позволяющие выполнять отбор мощности как со стороны силовой турбины, так и со стороны входного устройства, предназначенные для десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» и 12061 «Мурена», изготовлены и находятся на хранении на территории предприятия. Отметим, что по результатам государственных испытаний, конструкторской документации на двигатели присвоена литера «О1«.

Новые материалы в двигателях

Касательно двигателей М90ФР, со слов спикеров, силовая турбина тут использовалась еще 10 лет назад. Соответственно в данном двигателе конструктив, с точки зрения материалов, не менялся. При проектировании двигателя M70ФРУ-Р действительно активно использовались новые материалы. Задействованы аддитивные технологии, чтобы сократить цикл освоения технологической подготовки производства.

На сегодняшний день предприятие не останавливается и совместно с институтом «Прометей» из Санкт-Петербурга (специализируется на разработке и испытаниях, сертификации, материалах морского назначения и применения) двигаемся в сторону разработки новых коррозиестойких жаропрочных материалов, различных видов сплавов, в основном для турбины двигателей.

Система диагностики в морских двигателях

Тут нужно сказать, что морские двигатели спроектированы по определенному заказу под определенные требования. Заказчик достаточно консервативен, поэтому и замер ведется исключительно классических параметров. Расширить диагностику можно при желании заказчика, вопрос лишь в целесообразности.

Система цифрового двойника в морском двигателе

Еще не использовалось. В настоящий момент разработка этого вопроса на уровне один плюс. ОДК планирует реализовывать данный проект совместно с Санкт-Петербургским университетом, и тогда появится шанс выйти к разработке второго уровня: когда информация будет храниться в общих дата-центрах.

До настоящего же момента данные хранятся лишь в виде конструкторской документации.

Первый шаг цифровизации – конструкторские расчетные данные, второй – экспериментальные данные.

Нельзя сказать, что подобного раньше не было в области разработки морских двигателей, но со старыми носителями неудобно и долго работать.

ОДК и уже установленные иностранные двигатели на кораблях

Со слов спикеров, предприятие участвует в поддержании работоспособности агрегатов импортного производства на кораблях, находящихся сейчас в составе ВМФ: техническое сопровождение в процессе эксплуатации, изготовление запасных частей и выполнение ремонта. Когда речь идет о поддержании боеспособности флота, предприятия ОДК могут уверенно сказать, что со своей задачей справляются.

«Это действительно очень интересно – делать двигатель. Я достаточно давно в отрасли, поверьте, и когда подойду к какой-то сложной вещи, посмотрю, как работает технолог, отойду в сторону, и хотя сам имею инженерное образование, не перестаю восхищаться результатами труда коллег», – Поляков.

Агрегаты для гражданского флота

Читать еще:  Большой расход масла в двигателе шкода октавия

Со слов спикеров, такие наработки есть и возможность гражданского применения очень широкая. Речь об освоении Заполярья, шельфовых месторождений. «Оморяченные» двигатели, способные работать в агрессивной среде, подойдут, например, для платформ, больших газовозов, занимающихся транспортировкой СПГ.

Об испытательных стендах. Потребуются ли дополнительные?

На сегодняшний день потребности в дополнительных испытательных стендах не стоит, да и строился он на долгую перспективу. Стоит еще раз сделать акцент на том, что это уникальное сооружение, инженерно сложное, а в России комплекс единственный. Строился не под отдельный конкретный проект. На нем можно испытывать около 23 конфигураций агрегатов в мощностном ряду от 15 до 40 МВт.

Кроме того в периметре ОДК есть еще испытательные стенды, которые позволяют испытать двигатели, предназначенные для агрегатов, в том числе предприятие «Горизонт», находящееся в составе производственного комплекса «Салют».

Турбины Кронштадта

Кто и когда поручил ГТП Кронштадтского морского завода выполнять ремонт корабельных двигателей для ВМФ РФ?

– В 2014 году, в связи с изменением геополитической ситуации в мире и возникшей необходимостью ремонта газотурбинных двигателей для кораблей ВМФ на территории России, Министерство обороны РФ приняло решение поручить Морскому заводу выполнение ремонта корабельных двигателей ДТ59 и ДО63 установки М-9.

В 2015 году мы получили в ремонт первые три двигателя ( ДО63 и ДТ 59) по госконтракту, а перед тем нами были получены в ремонт еще два двигателя ДТ-59 по заказу ОАО «Центр Судоремонта «Дальзавод» и один двигатель ДТ59 с БПК «Адмирал Чабаненко» по заказу филиала «35 СРЗ» ЦС «Звездочка».

Вы выполняете полный цикл ремонта или речь идет о сервисном обслуживании?

– Мы выполняем полный цикл среднего ремонта газотурбинных двигателей, включая испытание на «горячем» стенде, а также производим шеф-монтажные работы, то есть занимаемся установкой двигателей на объект, их наладкой и сдачей заказчику на ходовых и швартовных испытаниях. При необходимости наши специалисты могут выполнять и сервисное обслуживание газотурбинных установок на объектах ВМФ.

Например, несколько лет назад, когда мы ремонтировали двигатели ДЕ59 для ВМС инозаказчика (корабль проходил ремонт на Северной верфи), наши специалисты занимались наладкой и сдачей заказчику отремонтированного оборудования, выходили в море, участвовали в швартовных и ходовых испытаниях корабля.

«Кронштадтский Морской завод», АО

Почему именно Газотурбинное производство Кронштадтского морского завода было выбрано для ремонта ГТД для флота?

– Дело в том, что наше производство было основано еще в 1967 году. При участии специалистов НПП «Машпроект» и ПО «Зоря» (г. Николаев) – единственного в СССР разработчика и изготовителя газотурбинных двигателей судового типа – на КМОЛЗе был создан цех № 38, по сути, филиал ПО «Зоря», для ремонта судовых ГТД кораблей Северного и Балтийского флотов.

С тех пор специализированное газотурбинное производство вот уже 49 лет занимается ремонтом судовых газотурбинных двигателей. Для нужд отечественного ВМФ нами отремонтировано более 350 двигателей различных модификаций — как нереверсивных, так и двигателей с газовым реверсом.

Следует отметить, что даже в те годы, когда Морской завод испытывал экономические трудности и проходил процедуру банкротства, работы на ГТП не прекращались ни на один день.

Когда в 1990-е годы возникли сложности с заказами Военно-Морского флота, руководители ООО «Лентрансгаз» обратились к руководству Морского завода с предложением выполнить ремонт конвертированного судового двигателя ДР59Л, созданного НПП «Машпроект» и ПО «Зоря» для газоперекачивающих станций. Конструктивно этот двигатель почти не отличался от судовых двигателей, традиционно ремонтировавшихся на заводе, что позволило нам в короткие сроки освоить его ремонт. Двигатель был успешно отремонтирован и в 1996 году сдан заказчику. С этого времени ПАО «Газпром» стало нашим основным заказчиком на многие годы.

Оставалась одна большая проблема. Двигатели отправлялись на газоперекачивающие станции после ремонта без испытаний, потому что топливом для двигателя ДР59Л является природный газ, а наша испытательная станция была спроектирована для флотских двигателей, работающих на дизельном топливе. Но мы справились и с этой задачей. В 2009 году мы закончили переоборудование испытательной станции и испытали двигатель ДР59Л, впервые применив оригинальную разработку его запуска и испытания на дизельном топливе. С тех пор на ГТП отремонтировано более 150 двигателей ДР59Л и более 60 блоков ГПА-10 для компрессорных станций ПАО «Газпром».

Но если последние 20 лет ГТП занималось двигателями для нужд Газпрома, как вам удалось не утерять навыки ремонта корабельных двигателей?

– Все эти годы мы продолжали, хотя и в значительно меньших объемах, заниматься ремонтом судовых двигателей. За это время отремонтировано шесть реверсивных двигателей ДО63, также был выполнен ремонт трех двигателей типа ДЕ59 для нужд иностранных флотов.

Какими возможностями (техническими, кадровыми) для выполнения поставленных флотом задач располагает ГТП? В чем преимущество ГТП, в чем его уникальность?

– Уникальность ГТП состоит в том, что это единственное предприятие в России, обладающее комплектом ремонтной документации, оснасткой, стендами и другим оборудованием, разработанным заводом изготовителем ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» для ремонта газотурбинных двигателей типа ДЕ59, ДТ59, ДК59, ДО63 и др.

У нас есть испытательный стенд, позволяющий производить испытание данных двигателей и передавать заказчику готовые к установке на корабли ВМФ турбины. Есть опыт ремонта всех этих типов двигателей, а главное — квалифицированный персонал для выполнения поставленных задач.
Таким образом, на момент возникновения у отечественного флота необходимости в ремонте ГТД у нас оказались в наличии и документация, и налаженное производство, и кадры для ремонта двигателей второго поколения.

Поэтому мы достаточно уверенно приступили к работам по заказу флота.

Какой объем работ способно выполнять ГТП?

– На данный момент у нас в ремонте девять двигателей – пять ДТ 59 и четыре ДО 63. Все в разной степени готовности. Сроки ремонта сжатые, поэтому приходится работать напряженно. Чтобы уложиться в плановые сроки, случается работать и в праздники, и в выходные.

Одновременно продолжаем выполнять заказы по гражданскому ремонту. В плане ремонта 2016 года — пять блоков ГПА-10 и один двигатель ДР59Л.

«Кронштадтский Морской завод», АО

Каков ход работ на данный момент? Есть ли результаты? Какие сложности возникают? Как справляются с проблемами? В частности, документация, ЗИП, оснащение производства?

– На данный момент закончена сборка двух двигателей ДТ59 для ОАО «ЦС Дальзавод», и мы приступили к их испытаниям. Полным ходом идет ремонт двигателей для ВМФ РФ в рамках госконтракта. Двигатель ДТ59 находится в процессе сборки, заканчивается ремонт двух двигателей ДО63.

Еще два двигателя ДО63 разобраны и проходят дефектацию.

Двигатель ДТ59 с БПК «Адмирал Чабаненко» находится на стадии поузловой сборки.

Проблемы возникают, как на всяком производстве. Например, трудности с поставками ЗИПа. Многие материалы, комплектующие и покупное оборудование уже сняты с производства, приходится искать аналоги прорабатывать и согласовывать их замену. Увеличивает сроки ремонта и необходимость закупки всех услуг и покупного оборудования через торговые площадки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Если раньше мы могли оперативно решать эти вопросы, то сейчас, бывает, требуются месяцы для осуществления закупок.

Предполагается ли участие ГТП только для работы с указанными двигателями или ГТП включится в ремонт корабельных ГТД на постоянной основе?

– Программа ремонта газотурбинных двигателей для ВМФ утверждена на срок до 2024 года. Помимо двигателей ДЕ59, ДТ59, ДК59, ДО63 за нами закреплен ремонт двигателей последующих поколений, например, ДР/ДС76 и ДР/ДС77, и перед нами стоит задача по его освоению. Уверены, что справимся с этой задачей.

Читать еще:  Что такое диагностика двигателя порядок работы

Таким образом, вы являетесь на данный момент лидером по ремонту корабельных газотурбинных двигателей?

– В ремонте флотских двигателей второго поколения типа ДЕ59, ДТ59, ДК59, ДО63 мы действительно являемся лидерами.

Сейчас появляются и другие предприятия, желающие осваивать ремонт флотских турбин. Но им еще предстоит освоить документацию, создать необходимую производственную базу, приобрести опыт. Положительные результаты имеются. Например, на одном из предприятий осваивают ремонт ГТД путем замены готовых узлов и деталей.

«Кронштадтский Морской завод», АО

А сможет ли ГТП ремонтировать двигатели последующих поколений? Будет ли оно в дальнейшем ремонтировать двигатели, выпускаемые отечественными предприятиями?

– Если говорить об организации ремонта двигателей 3-го и 4-го поколений в общем, то для этого понадобится серьезное дооснащение нашего производства. Должны быть созданы новые стенды, испытательная станция, изготовлена соответствующая технологическая оснастка. Необходимы большие капитальные вложения.

Вопрос о создании в АО «Кронштадтский морской завод» центра по ремонту газотурбинных двигателей 3-го и 4-го поколений, а также ГТД российского производства в настоящее время прорабатывается на уровне правительства.

«Исследовательские работы по разработке экспериментальной технологии создания цифрового двойника морского газотурбинного двигателя и редуктора в составе агрегата»

По заказу АО «ОДК» специалисты Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab ® ) (ИЦ «ЦКИ») СПбПУ – ключевого подразделения Центра НТИ СПбПУ – приступили к реализации масштабного проекта по разработке цифрового двойника морского газотурбинного двигателя и редуктора в составе агрегата.

В числе целей проекта, рассчитанного на 3 года, – разработка экспериментальной технологии создания цифрового двойника (ЦД) морского газотурбинного двигателя (ГТД), развитие подходов системного инжиниринга на основе моделей в обеспечение устойчивого развития корабельных газотурбинных двигателей и агрегатов, создание ЦД двигателя М90ФР на базе Цифровой платформы CML-Bench™, являющейся собственной разработкой ИЦ «ЦКИ».

ГТД М90ФР применяется в составе дизель-газотурбинного агрегата М55Р, поставляемых для новейших фрегатов проекта 22350. В 2020 году ОДК осуществила поставку «Северной верфи» двух первых агрегатов М55Р для фрегата «Адмирал Головко». На текущий момент после успешно проведенных испытаний третий агрегат отгружен заказчику для фрегата «Адмирал Исаков», и проводятся испытания четвертого агрегата для укомплектования этого корабля. Предполагается, что М90ФР станет основой для перспективных морских двигателей. В частности, ОДК прорабатывает варианты создания двигателей мощностью 25–35 МВт на базе М90ФР.

По результатам реализации проекта Центр НТИ СПбПУ предоставит корпорации высокоточные верифицированные численные математические модели, модули цифровой платформы для создания ЦД морского ГТД и методику разработки морского ГТД на основе моделей и ЦД.

Александр Тамм, и.о. начальника отдела по взаимодействию с ОПК Центра НТИ СПбПУ: «Наша задача – произвести адаптацию под нужды ОДК единой программно-технологической платформы CML-Bench™. По сути, стоит задача взаимоувязать ключевые технологии и методики проектирования, существующие у заказчика, перенести опыт разработки в цифровую среду; дать возможность и инженеру-технологу, и главному конструктору работать в прозрачном процессе подтверждения требований к изделию. Наряду с задачей формирования цифрового опыта проектирования также необходимо разработать цифровые модели двигателя, редуктора, провести широкий спектр виртуальных испытаний, выйдя затем на разработку модификаций установки».

Заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин: «Цифровизация сокращает сроки и стоимость создания морских газотурбинных двигателей нового поколения. Кроме того, цифровой двойник позволит нам предложить заказчикам экономически выгодную услугу – контракт полного жизненного цикла, подразумевающий поставку и обслуживание двигателя на всех этапах эксплуатации».

Кирилл Пятунин, начальник конструкторского отдела систем инженерного анализа предприятия «ОДК»: «В рамках государственного заказа, соисполнителем которого выступает СПбПУ Петра Великого, мы запустили проект по разработке цифровой платформы для создания и управления данными цифровых двойников двигателей, проведения виртуальных испытаний ГТД, узлов и систем, диагностики и прогнозирования технического состояния двигателей. Платформа будет применяться во всех последующих разработках новых изделий ПАО «ОДК-Сатурн», в частности – морского ГТД мощностью 25 МВт».

Проект реализуется в 4 этапа:

  • Этап 1 – подготовка базовых компонентов цифрового двойника, 1 очередь.
  • Этап 2 – разработка экспериментальной технологии создания цифрового двойника ГТД, 1 очередь.
  • Этап 3 – подготовка базовых компонентов цифрового двойника, 2 очередь. Разработка экспериментальной технологии создания цифрового двойника ГТД, 2 очередь. Апробация технологии цифрового двойника, 1 очередь.
  • Этап 4 – разработка экспериментальной технологии создания цифрового двойника ГТД, 3 очередь. Апробация технологии цифрового двойника, 2 очередь.

Срок окончания работ – октябрь 2023 года.

В соответствии с техническим заданием по проекту за это время будет разработано 6 программных продуктов, входящих в состав модулей цифровой платформы, более 380 численных математических моделей систем и узлов ГТД, проведено почти 2000 виртуальных испытаний.

Модель редуктора морского ГТД М90ФР

Полное название проекта: «Исследовательские работы по разработке экспериментальной технологии создания цифрового двойника морского газотурбинного двигателя и редуктора в составе агрегата»

Государственный заказчик: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Государственный контракт от 29.12.2020 г. № 2023020101242000000000000/20208.4470019.09.009 между предприятием «ОДК» и Минпромторгом России, идентификатор 2023020101242000000000000)

Головной исполнитель: Предприятие «ОДК»

Соисполнители: Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab ® ) (ИЦ «ЦКИ») СПбПУ; Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Руководитель работ от СПбПУ: проректор по цифровой трансформации, руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель ИЦ «ЦКИ» СПбПУ А.И. Боровков

«Адмиралы» дождались агрегатов

Объединённая двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех в ноябре 2020 года отгрузила ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» первый серийный дизель-газотурбинный агрегат М55Р с двигателями М90ФР для строящегося фрегата проекта 22350 «Адмирал Головко». Второй агрегат планируется отгрузить в декабре. Потенциал нового для ОДК сегмента корабельных энергоустановок высок: в ближайшее время ожидается поставка нескольких комплектов агрегатов М55Р, агрегатов МА3 для перспективных корветов 20386, агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена». Плюс к тому — возможные экспортные заказы и гражданское применение двигателей М90ФР и его модификаций.

Форсажное импортозамещение

Фрегаты проекта 22350 стали первыми крупными надводными боевыми кораблями, спроектированными и построенными в России в постсоветский период. При стандартном водоизмещении 4550 тонн и длине 135 метров, корабли несут мощное ракетное, противолодочное и зенитное вооружение. Максимальная скорость — до 29 узлов. Автономность достигает 30 суток. Достижение высоких характеристик стало возможным благодаря использованию дизель-газотурбинного агрегата М55Р, имеющего в своём составе форсажный газотурбинный двигатель М90ФР, маршевый дизельный двигатель 10Д49, редуктор РО55 и трансмиссии. На корабль устанавливается по два агрегата, приводящих винты фиксированного шага.

Головной корабль проекта «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду в конце октября 2010 года, а его испытания были завершены только в середине 2018 года. Второй корабль проекта «Адмирал флота Касатонов» заложен в конце ноября 2009 года, вступил в строй в июле 2020 года. Третий и четвёртый корабли, заложенные в 2012 и 2013 годах, находятся в стадии строительства.

Изначально газовые турбины и редукторы для фрегатов поставлялись украинским предприятием «Зоря-Машпроект», в то время как головным исполнителем работ по изготовлению агрегатов М55Р, их поставке, монтажу на корабле и пусконаладочным работам выступало совместное российско-украинское предприятие ЗАО «Турборус».

Однако на фоне осложнения внешнеполитической обстановки на военно-техническое сотрудничество украинских предприятий с Россией был наложен запрет, который распространялся и на поставку газовых турбин и редукторов для фрегатов проекта 22350. Импортные газотурбинные двигатели получили только первые два корабля проекта, дальнейшее исполнение госзаказа на поставку фрегатов оказалось под угрозой. На этом фоне в срочном режиме был запущен проект импортозамещения, в рамках которого головным исполнителем и поставщиком дизель-газотурбинных агрегатов М55Р стало предприятие АО «ОДК».

Основными вехами проекта стали освоение серийного производства двигателей М90ФР на предприятии ОДК, освоение выпуска редукторов РО55 в Санкт-Петербурге на мощностях предприятия «Звезда», строительство и ввод в эксплуатацию сборочно-испытательного комплекса корабельных агрегатов на предприятии ОДК. Состоявшаяся в ноябре поставка первого агрегата М55Р позволяет заключить, что проект импортозамещения успешно реализован. «Ростех последовательно реализует программы разработки современных двигателей всех типов. Создание морских газотурбинных силовых установок и агрегатов — наукоёмкий высокотехнологичный процесс. Подобными компетенциями обладают всего несколько производителей в мире. Мы готовы обеспечить потребность российских судостроителей в новых газотурбинных агрегатах. Второй агрегат данной серии планируется поставить в декабре 2020 года», — отметил первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков. «Начиная с 2014 года мы проводили опытно-конструкторские работы, строили специальный испытательный стенд. Сегодня я констатирую, что мы серийно производим морские газотурбинные двигатели и агрегаты на их основе», — охарактеризовал событие заместитель генерального директора — управляющий директор предприятия ОДК Виктор Поляков. Говоря же в целом о новой для Объединённой двигателестроительной корпорации компетенции, В. Поляков подчеркнул, что «на сегодняшний день Объединённая двигателестроительная корпорация способна разрабатывать, производить, испытывать, устанавливать на корабли и сопровождать в эксплуатации все газотурбинные агрегаты», подразумевая не только М55Р, но и другие изделия морской тематики.

Читать еще:  Газель с тойотовским двигателем расход топлива

Надёжный и экономичный

Задача, поставленная перед предприятием ОДК в части двигателей М90ФР, сводилась к освоению серийного производства, ремонта и сопровождения в эксплуатации ранее разработанного двигателя, на который предприятие имело комплект документации. По словам генерального конструктора предприятия ОДК Романа Храмина, значительных дополнительных работ по улучшению характеристик двигателя не проводилось: проточная часть выполнена без изменений. Впрочем, за счёт использования современных технологических процессов, применения при производстве деталей высокоточного оборудования удалось повысить КПД двигателя примерно на 2-2,5%. «Это более точное изготовление [деталей — «АвиаПорт»], меньшие радиальные зазоры по проточной части, за счёт чего достигается повышенный КПД», — уточнил Роман Храмин. Также заместитель управляющего директора по программам промышленных и морских газотурбинных двигателей предприятия ОДК Иван Беляев отметил, что в ходе работ по освоению двигателя был внесён ряд конструктивных изменений, направленных на повышение надёжности.

По словам топ-менеджеров предприятия ОДК, освоение выпуска двигателя на территории России позволило удержать стоимость продукции на конкурентном уровне. В сравнении со стоимостью импортных двигателей, отечественная продукция выигрывает, не в последнюю очередь, из-за влияния курсовых разниц. «С учётом нынешнего курса наши агрегаты выигрывают по цене. Но я переведу вопрос в другую плоскость. Вы сами видели предприятие, вы видели новые современные технологии. Это совершенно другая культура производства, а следовательно — и высокое качество», — отметил В. Поляков.

Говоря о работах по созданию ДГТА М55Р, представители компании ОДК не обошли вниманием и других участников кооперации. Так редукторную передачу РО55 — ПАО «Звезда», систему управления «Метель-55» и локальную систему управления «Шексна-90» — АО «Концерн «НПО «Аврора», вибродиагностическую аппаратуру ВДА-56 — АО «Технические Системы и Технологии» (все три — г. Санкт-Петербург). Также в кооперации участвуют завод пермское «ОДК-СТАР» (Пермь), «Агат» (г. Гаврилов-Ям), и другие предприятия.

Меж тем конструкции третьего и четвёртого поколения не должны восприниматься как финал программы морского газотурбостроения в этом классе мощности. Ранее в СМИ озвучивались планы создания фрегата проекта 22350М, который получит существенно более мощное вооружение. Но, помимо ударной мощи, возрастёт и его водоизмещение. Поэтому для сохранения или улучшения скоростных характеристик может потребоваться применение новой энергетической установки.

В ОДК видят возможность создания на базе М90ФР нового двигателя мощностью 25 МВт. «Относительно дальнейшего развития на базе этого двигателя семейства ГТД большей мощности, мы знаем, как это сделать, и можем эту машину довести с 20 до 25 МВт. Такие предложения у нас есть, с ними мы выходили к заинтересованным организациям и государственным органам. В настоящее время данные предложения рассматриваются», — подчеркнули в корпорации.

В обеспечение работ по дальнейшему развитию морских двигателей ОДК совместно с ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» ведёт работу по созданию новых коррозионностойких жаропрочных сплавов. Создание новых материалов позволит поднять температуру газа перед турбиной, параллельно улучшив ресурсные характеристики.

Новые горизонты — морские

Крупнейшим проектом в части морского газотурбостроения на сегодняшний день для ОДК видится оснащение ДГТА М55Р фрегатов проекта 22350. По мнению заместителя генерального директора предприятия ОДК, на ближайшие годы прогнозируется загрузка в объёме 8-10 комплектов агрегатов.

Второй корабль, в основе энергетической установки которого служит двигатель М90ФР — корвет проекта 20386. По информации ПАО «ОДК-Сатурн», агрегат МА3 для корвета уже разработан, материальная часть, за исключением редукторного комплекса производства ПАО «Звезда», произведена и находится на предприятии ОДК на ответственном хранении. «Мы ждём редуктор, он должен быть изготовлен ПАО «Звезда» в июне [2021 года — «АвиаПорт»], после чего агрегат будет отгружен заказчику», — рассказал заместитель управляющего директора по программам промышленных и морских газотурбинных двигателей. Непосредственно двигатель М90ФР для корветов отличается от двигателя для фрегатов наличием капотирования. Редукторный комплекс корабля отличается наличием межредукторной передачи. В целом же энергетическая установка корабля получит, помимо газотурбинных двигателей, пару главных электродвигателей АДР-1600-В разработки АО «Силовые машины».

Моторостроители уверены, что у двигателей М90ФР есть перспективы и с точки зрения экспорта, и в части применения в гражданском секторе. «У нас, я считаю, стоят колоссальные задачи по освоению шельфовых месторождений Заполярья. Это, прежде всего, морские буровые платформы, с применением «оморяченных» двигателей, способных работать в агрессивной соляной среде. Это большие газовозы для транспортировки сжиженного газа. Безусловно, гражданское применение очень широкое. Ждём заказов», — заявил В. Поляков. Что же касается исполнения существующих и будущих контрактов, производитель не имеет проблем с выпуском нужного количества двигателей. «Пропускная способность предприятия ОДК позволяет выполнять любые заказы», — уверяет он.

В ходе пресс-конференции были затронуты и вопросы строительства морских газотурбинных двигателей семейства М70. Так в рамках программы импортозамещения по контракту с Минпромторгом были выполнены опытно-конструкторские работы по созданию модификаций двигателя М70ФРУ-2 и М70ФРУ-Р с реверсивной силовой турбиной. «Эти ОКР успешно завершены. По результатам государственных испытаний конструкторской документации на двигатели присвоена литера О1. Что касается двигателя М70ФРУ-2, у нас изготовлены и находятся на территории, на хранении, которые планируются для головных кораблей «Зубр» и «Мурена», — рассказал И. Беляев.

«Без флота Россия не может существовать»

По окончании пресс-конференции Виктор Поляков ответил на вопросы корреспондента «АвиаПорта» относительно развития новой компетенции корпорации.

— Как проходило освоение новой продукции?

— Компетенции, которые мы получили, позволили быстро освоить выпуск морских установок. Производство газотурбинных двигателей — привычная для нас вещь. Вызовом было сконфигурировать весь корабельный агрегат. Но компетенции наших людей, с привлечением профильных институтов, позволили оперативно выполнить проект.

— Какую загрузку предприятию даст новый сегмент бизнеса?

— То, что появилась дополнительная загрузка — это хорошо, но вы видите, какие сейчас есть заказы. В общем объёме предприятия они не превышают пока 10%. Тем не менее, это значимые агрегаты. Когда мы будем их делать по паре в год, это уже будет весомо. Причём мы готовы делать и больше, с точки зрения пропускной способности у нас нет критических мест. Но всё в данном случае зависит от кооперантов. И от заказов.

— На ваш взгляд, как расшить проблемы кооперантов?

— Я думаю, что ситуация на «Звезде» уже стала лучше, они начали системно работать. Но для того, чтобы решить проблему, на базе предприятия надо создать национальный центр по тяжёлым редукторам. Их нужно делать в России. Мы обречены быть морской державой, без флота Россия не может существовать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector