Правильная обкатка скутера
Правильная обкатка скутера
Следует отметить, что обкатку следует производить не только для нового скутера, но и после капремонта или замены двигателя или других основных узлов мопеда.
Срок службы Вашего скутера напрямую зависит от того, как будет произведена обкатка. Именно в первые 500 — 1000 км происходит большинство поломок, связанных с браком или неправильными условиями обкатки. Зачем нужна эта обкатка, я так хочу поездить на полном газу! Повторяю еще раз это очень важно. (особенно для скутеров из Китая) В новом двигателе шестеренки, поршень, коленвал, да и все остальные части еще не притерлись друг к другу. Чтобы это происходило в оптимальных условиях, необходимы щадящие режимы вождения. Изготовитель устанавливает продолжительность обкатки и предписывает обкатывать скутер в течении первой 1000 км. При этом разрешено двигаться со скоростью не более 80% от максимальной, нельзя двигаться на полном газу и ехать продолжительное время с постоянной скоростью. На практике это означает что разрешается ездить со скоростью 45-50 км/ч. Думаю в городе нормально. Что касается езды на полном газу (по собственному опыту и опыту других обладателей китайских четырехтактников), то если Вы дадите полный газ, ехать можно, но недолго (метров 300 — 400). После этого переходите снова в обкаточный режим. Я все же рекомендовал бы, воздержаться от езды на максимальных оборотах, особенно в первые 500 км. Длительное движение с полностью открытой дроссельной заслонкой и максимальными оборотами двигателя непременно приведет к перегреву цилиндра. Впоследствии мотор Вашего скутера будет очень быстро перегреваться и, как следствие, терять мощность, а скутер — скорость. Еще на поломки, причиной которых явилась неправильная обкатка не распространяется гарантия. Так что смиритесь с ездой по правой полосе в первую 1000 км, зато потом можно будет прокатиться с ветерком!
Это касалось двигателя. Перейдем к остальным частям. Хотя в инструкции по эксплуатации написано, что первый техосмотр нужно производить после 500 км или одного месяца езды, я рекомендую проконтролировать все узлы уже после первой недели. Это касается всех узлов крепления (крепление облицовки, двигателя, передней вилки и колеса, заднего колеса, тормозных механизмов и т.д.).
Что касается замены моторного и трансмиссионного масел, то я советую не дожидаться, когда Вы проедете первые 500 км (как стоит в инструкции), а сменить его уже через 300 км. Никто не знает насколько чисто был собран мотор, в нем может присутствовать металлическая пыль или стружка. Частицы металла будут непременно в масле, ведь все детали еще притираются. Поэтому было бы лучше производить замену масла 3 раза в первые 1000 км, а именно после 300, 600 и 1000 км пробега. Что касается масла, то на нем лучше не экономить, покупайте марки известных фирм, обязательно в проверенных магазинах, не советую приобретать масло на рынке, где вероятность покупки подделки пока велика.
Отдельно хотелось бы сказать о клапанах. При покупке нового скутера спросите, производил ли продавец настройку зазора клапанов. Все дело в том, что некоторые моторы (подчеркиваю, не все, но встречались случаи) поступают с завода с зазором клапанов намного меньше рекомендуемого, или вообще без оного. Чем это вызвано неизвестно, может невнимательностью сборщиков на заводе, а может попыткой производителя сделать мотор тише. В любом случае, не мешало бы проверить зазор. Работа это не трудная, времени много не требует. Заодно посмотрите, все ли в порядке в моторе. Главное правило: чистота и проверка зазоров на холодном двигателе.
Советы для обкатки двухтактного скутера:
Чтобы уменьшить время обкатки и количество проблем, советую сделать так:
1. Покупаем масло СИНТЕТИКУ 2Т (хорошую, например, Motul 2T800) 1 литр.
2. Сливаем заводское масло из маслобака, наливаем туда 750 грамм масла синтетики.
3. Покупаем бензин A95 Eвро. Отливаем 10 литров и добавляем туда 150 грамм масла синтетики. Тщательно взбалтываем и оставляем на часок, чтобы растворилось. 4. Сливаем заводской бензин из бензобака, наливаем нашу смесь бензина с маслом.
5. Заводим мотор (скутер на подножке с вывешенным задним колесом) и оставляем его работать на холостом ходу до выработки полного бака. При этом неплохо выставить обороты холостого хода такими, чтобы заднее колесо скутера понемногу вращалось.
6. Опять наполняем бензобак нашей смесью, выставляем нормальные обороты холостого хода и начинаем ездить. Избегаем движения со скоростью выше 40 км/ч, затяжных подъемов и езды вдвоем. В таком режиме ездим примерно 500 км по спидометру (оставшейся от 10л после пп.5 смеси как раз должно хватить). 7. Сливаем заводское масло из заднего редуктора, наливаем туда Dextron-II (масло для автоматических коробок). Выворачиваем свечку и ставим вместо нее новую (эту можно оставить про запас). Если смесь кончилась — делаем новую, на 10 литров бензина 100 грамм оставшейся синтетики.
8. Ездим еще 500 км практически нормально — разгоняемся, иногда можно и вдвоем, и т.д. Избегаем только длительных перегрузок, чреватых перегревом мотора (например, вдвоем на полном газу час подряд в горы).
9. Сливаем Dextron из заднего редуктора, наливаем туда новый.
10. Когда синтетика в маслобаке подойдет к концу — переходим на полусинетику (например, Motul Scooter-2T Technosynth) и бензин A95 без Евро. Бензин — из-за цены, а масло — из-за того, что на современной полусинтетике меньше износ обкатанного мотора 50сс в стандартных режимах.
11. В эксплуатационных режимах мои рекомендации следующие:
Для «Гонщиков» и тяжелых режимов работы (езда в основном вдвоем) Dextron менять каждые 2000 км, добавлять масло в бензин в пропорции 1:100. Ремень вариатора проверить через 8000 км пробега или при существенном падении максимальной скорости, заменить при износе более 6 мм по ширине.
При более умеренной эксплуатации — Dextron менять через 4000 км для Yamaha и 6000 км для Suzuki, масло в бензин можно не добавлять. Ремень вариатора проверить через 12000 км пробега или при существенном падении максимальной скорости, заменить при износе более 8-10 мм по ширине.
По поводу Dextron-II в заднем редукторе: это масло лучше обычного трансмиссионного работает при высоких оборотах шестерен (не забывайте — входной вал заднего редуктора крутится со скоростью до 20.000-30.000 об/мин) и меньше при этом пенится. Кроме того, у него выше моющие свойства. Dextron мной многократно испытан в редукторах Yamaha Jog и показал себя наилучшим маслом для этих узлов, причем с ним заметно уменьшаются потери мощности двигателя на максимальной скорости и увеличивается выбег скутера при сброшенном газе, что благотворно влияет на динамику и экономичность аппарата.
Обкатка нового китайского мотоцикла
Обкатка нового китайского мотоцикла
Вы только что стали счастливым владельцем нового мотоцикла? Вам так и хочется опробовать его, пролетев на огромной скорости со своей подружкой по ночному шоссе? Не спешите. Если вы хотите, чтобы двухколесный конь служил вам верой и правдой, то обязательно пройдите процесс обкатки. Это гарантия того, что с двигателем мотоцикла ничего не случится, в процессе дальнейшей эксплуатации он не будет постоянно приносить вам проблемы и доставлять неудобства. Обкатка осуществляется на всех видах мототехники по одному и тому же принципу.
Что такое обкатка?
Обкатка мотоцикла – это процесс притирки различных трущихся поверхностей в двигателе и трансмиссии. В первые несколько сот километров кольца и поршень притираются к хонингованным стенкам цилиндров, вследствие чего увеличивается компрессия и, соответственно, мощность двигателя. Происходит тотальное «привыкание» одних деталей к другим. Данный процесс обязателен для новых мотоциклов, а также проводится после капитального ремонта двигателя.
Обычно процесс обкатки длится:
1-2 тысячи километров для скутеров и мопедов;
1,5-2,5 тысячи километров для мотоциклов с воздушным охлаждением;
2-3 тысячи километров для мотоциклов с водяным охлаждением.
В это время необходимо внимательно следить за температурой двигателя, ни в коем случае не допускать его перегревания, соблюдать рекомендованный скоростной режим и не превышать обороты двигателя (не газовать до упора). Обратите также внимание, что мотоциклам с воздушным охлаждением требуются более частые остановки: необходимо давать остывать двигателю через каждые 30-40 минут работы. В случае, если сразу после покупки нового мотоцикла водитель забывает пройти обкатку, вероятность выхода из строя узлов резко повышается.
Что происходит при обкатке?
Обкатка нового мотоцикла – обязательная процедура. В этот период происходит притирка различных движущихся деталей, в результате чего уменьшается трение в двигателе и ходовой части. Что происходит с мотоциклом, когда он проезжает первую тысячу километров? У него:
- Растягиваются до рабочего состояния цепи.
- Ослабевают некоторые болты за счет вибрации и температурного расширения.
- Резьбовые соединения становятся на свое место, приминаются прокладки, разрабатываются оболочки тросиков, прижигается лишняя смазка.
- У рычагов тормоза и сцепления появляется свободный ход (рабочий люфт).
- Происходит притирка всех движущихся деталей.
- Двигатель выходит на рабочий режим.
Правильная обкатка мотоцикла
Для того чтобы безболезненно пройти обкату и подготовить двухколесного коня к дальнейшей беспроблемной эксплуатации, вам необходимо учитывать некоторые нюансы и соблюдать перечисленные ниже правила. Самыми важными в процессе обкатки считаются первые 500-700 километров.
1. Сразу после покупки мотоцикла обязательно дайте двигателю мотоцикла прогреться. Заведите его и дайте 10-20 минут поработать на холостом ходу для того, чтобы двигатель набрал рабочую температуру, произошло заполнение масляных каналов и возникло необходимое давление. Затем заглушите двигатель и оставьте на 20-40 минут остыть. Никогда не газуйте в процессе прогрева – это может привести к выходу двигателя из строя.
2. Не перегружайте мотоцикл. Если у вас по документам скутер или одноместный мотоцикл, даже не думайте о том, чтобы взять с собой пассажира в период обкатки. Даже если мотоцикл рассчитан на два человека, не следует рисковать – вначале поездите самостоятельно. Выбирайте для движения пустые и ровные трассы, старайтесь не преодолевать резкие подъемы и спуски. Рекомендуется, чтобы обкатку делал не начинающий водитель, а человек, уверенно ездящий за рулем: он не будет «дергаться» и перегружать двигатель. Обкатку рекомендуется делать в прохладное время суток, чтобы излишне высокая температура окружающей среды не провоцировала дополнительные нагрузки на необкатанный двигатель.
3. Соблюдайте рекомендованный скоростной режим. Не превышайте скорость, указанную в инструкции, не задирайте обороты двигателя больше, чем на половину от возможностей транспортного средства – старайтесь держать их в диапазоне от 3 до 5 тысяч оборотов, а передачи переключать между 4 и 5 тысячами оборотов. При этом не двигайтесь с минимально возможной скоростью – старайтесь варьировать ей в разрешенном диапазоне. Если постоянно ездить с минимальными нагрузками, то детали могут неправильно усесться и заглянцеваться, поэтому важно давать двигателю различные нагрузки в указанных производителем пределах. Переключайте скорости, тормозите, поворачивайте, разгоняйтесь, но не резко.
После накатки примерно 600 км, вы почувствуете, что транспортное средство стало быстрее разгоняться, а температура двигателя снизилась. Это означает, что произошла первичная притирка деталей. После этого вы можете изредка увеличивать скорость на 10 км от рекомендованной. Чаще пользуйтесь коробкой передач. После 1000 километров рекомендуется посетить сервисную станцию для дополнительной настройки карбюратора и уже можно брать пассажиров. Но не забывайте про плавное движение.
Полностью обкатка считается законченной к 5 тысячам километров пробега. Так что накатка нескольких тысяч километров еще не значит, что сразу после этого надо выехать на трассу и разогнать мотоцикл до максимально возможных скоростей; старайтесь избегать 100% открытия дросселя и не выкручивайте газ до упора.
Если хотите обкатать новый мотоцикл правильно, то запомните простую истину: нельзя ездить на новой технике без остановок. При пробеге до 100 километров рекомендуется делать остановки через каждые десять километров. Остановитесь, постойте 10-15 минут, чтобы двигатель немного охладился. При пробеге до 1000 километров рекомендуется делать паузы через каждые 25 километров. Следите за температурой двигателя, особенно в жаркие солнечные дни и в пробках – его очень легко перегреть.
Какой бензин выбрать?
Заливайте в бак только тот бензин, который рекомендован производителем. Причем старайтесь заправляться на официальных заправках, на которых продают только качественное топливо. Узнайте о таких заправках у своих опытных товарищей, если не имеете собственного опыта.
Также крайне важно использовать качественное масло.
Несколько важных советов:
- Во время первичной обкатки вовремя переключайте передачи – на 4-5 тысячах оборотов.
- После прохождения 300 километров рекомендуется сменить масло. За этот период все металлические стружки и частицы уже слезут с деталей, и в будущем они могут повредить зеркало цилиндров. Не забывайте и про дальнейшую замену масла: на 600, 1200 тыс. км. и далее через каждые 1,5 тыс. км.
- Старайтесь до 2 тысяч километров не перегружать мотоцикл. Не выкручивайте ручку на полную, особенно при холодном двигателе. Старайтесь не обгонять другие транспортные средства – вам в любом случае придется превысить скоростной режим.
- После окончания обкатки проверьте все узлы и агрегаты, подтяните болты, смените масло при необходимости. Лучше всего обратиться в профессиональный сервис, где вашу технику полностью проверят.
Вот, в принципе, и все основные правила и советы о том, как проходить обкатку мотоцикла. Будьте благоразумны, не перегружайте технику, соблюдайте правила, и ваш мотоцикл отблагодарит вас!
Обкатка скутера
Детали нового двигателя, такие как: шестеренки, поршень, коленчатый вал, да и все остальные еще не притерлись друг к другу, для оптимальных условий необходимы щадящие режимы вождения. Изготовитель устанавливает продолжительность обкатки и предписывает обкатывать скутер в течение первой тысячи километров. При этом разрешено двигаться со скоростью не более 80% от максимальной скорости, не рекомендуется двигаться на полном газу и ехать продолжительное время с постоянной скоростью. Разрешается ездить со скоростью 35-40 км/ч., вполне нормально для города. На полном газу ехать разрешается недолго (метров 300 — 400).
После этого необходимо перейти снова в обкаточный режим. В целом рекомендуется воздержаться от езды на максимальных оборотах, особенно первые пятьсот километров, потому как длительное движение с полностью открытой дроссельной заслонкой и максимальными оборотами двигателя непременно приведет к перегреву цилиндра. Впоследствии мотор скутера станет быстро перегреваться и, соответственно, терять мощность, а скутер начнет терять скорость. Еще одним минусом является тот факт, что на поломки, причиной которых явилась неправильная обкатка, не распространяется гарантия. Потому придется смириться с ездой по правой полосе в первую тысячу километров, зато, правильно проведя обкатку, можно будет прокатиться с ветерком, не боясь внезапных остановок и поломок в пути.
Перейдем к остальным частям. Несмотря на рекомендации, указанные в инструкции по эксплуатации, о прохождении первого техосмотра после пятистах километров или одного месяца езды, лучше все-таки проконтролировать все узлы крепления уже после первой недели. Это касается всех узлов крепления (крепление облицовки, двигателя, передней вилки и колеса, заднего колеса, тормозных механизмов и т.д.). Во время обкатки может наблюдаться повышенная вибрация, а значит, есть вероятность, что «недотянутые» винты и гайки могут ослабнуть или даже открутиться.
Не забывайте проверять регулировку тормозов, в приводах тормозов большинства скутеров устанавливаются тросы, которые могут вытягиваться. Помимо этого производится обкатка самих тормозных колодок, которая, несомненно, влияет на регулировку тормозов.
Замену моторного и трансмиссионного масел лучше произвести через 250-300 км, а не спустя 500 км, как гласит инструкция. Никому не известно насколько чисто был собран мотор, в нем может присутствовать металлическая пыль или стружка. Во время притирки деталей, частицы металла непременно окажутся в масле. Исходя из всего вышеизложенного, целесообразнее произвести замену масла в первую тысячу км 3 раза, после 300, 600 и 1000 км пробега. При выборе масла лучше не экономить, покупайте марки известных фирм, обязательно в проверенных магазинах, не стоит приобретать масло на рынке, где вероятность покупки подделки достаточно велика.
При покупке нового скутера следует поинтересоваться у продавца, производил ли он настройку зазора клапанов. Некоторые моторы поступают с завода с зазором клапанов намного меньше положенного, или вообще без зазоров. Чем это вызвано остается только предполагать, может халатностью сборщиков на заводе, а может попыткой производителя сделать мотор тише. В любом случае, проверка зазора не помешает. Это совсем несложно сделать, времени много не требует. Заодно убедитесь, все ли в порядке в моторе. Главное правило: чистота и проверка зазоров производится на холодном двигателе.
Следует отметить, что обкатку следует производить не только для нового скутера, но и после капремонта или замены двигателя или других основных узлов мопеда.
Обкатка двигателя
Во времена торжества исторического материализма осуществить даже небольшой ремонт на СТО, тем более замену какой-либо дефицитной запчасти, а дефицитом было практически все, фраза «заехал на техстанцию (слово сервис в лексиконе советского человека имело скорее ругательное значение) и сделали, вызывала недоумение и вопросы «в честь чего и каким образом», кстати, новые машины получались (именно получались, просто купить новый автомобиль было нереально) именно там и расставшись с энной суммой, чтобы выбрали самую лучшую – внутрь не всегда пускали – режимный объект, получал таки заветное, а на вопрос «как в дальнейшем?» получал общий ответ, с пожеланием хорошего пути.
Весь ремонт как капитальный, так и текущий переместился в гаражи, частный сектор и во дворы, именно там кудесники гаечного ключа и акулы всяческих зазоров и допусков творили священнодейство и проводился большой хурал знатоков. Именно там рожденное в жарких спорах не всегда вменяемых производителей работ и прислушивающегося к непонятно-завораживающим терминам, слово «ОБКАТКА» приобрело легендарный статус и прочно вошло в мозг на генетическом уровне. То страшное, но все-таки веселое время, ушло безвозвратно, слоган при продаже авто «еще обкатку не прошел» был популярен до нельзя, машины обкатывались долго, если не хотелось везти далеко или тяжелое, отмазка – двигатель на обкатке – воспринималась с пониманием и сочувствием – мучается человек, что с него взять. Обкатывали годами, некоторые по уверению знающих людей, продавали машину не завершив столь важный процесс.
Прогресс шагнул далеко вперед, но легенда о страшных последствиях не обкатанного двигателя – как минимум техногенная катастрофа всего авто – живет даже у владельцев суперсовременных машин, тяжелое наследие тоталитарного режима. Практически ВСЕ автопроизводители производят обкатку в заводских условиях и транспортное средство поступает к дилеру полностью готовым к эксплуатации просто рекомендуют первые 2000 км не ездить на максимальных режимах и не грузить на 100%. Случаев поломок из-за некачественной обкатки автомобиля с автосалона пока не зафиксировано, достаточно соблюдать регламентные промежутки замены масла, фильтров и антифриза, правда с учетом манеры вождения и наших замечательных дорог их придется сократить, так что относительно новых автомобилей обкатку можно завершить фразой из популярной телепередачи «легенда разрушена».
Теперь о двигателях после простого и полного ремонта, здесь обкатка двигателя может потребоваться. Замена ремня ГРМ или цепи газораспределительного механизма вместе с роликами, натяжителями и помпы обкатки не требует, но первые 100 км нежелательна эксплуатация двигателя на пределе, пусть чуть притрутся, больше ничего не требуется, а вот о работах, связанных как с полной, так и с частичной разборкой стоит поговорить. Если снималась только головка (головки) блока для притирки клапанов или их замены, менялся распределительный вал или гидрокомпенсаторы (в более ранних моделях – рычаги клапанов и толкатели), а также при замене прокладки ГБЦ достаточно поменять масло, фильтр и километров 500 не насиловать мотор – все, следующую замену масла желательно сделать на половине регламента.
Обкатка двигателя после капремонта
Капитальный ремонт – тема особая, здесь имеет значение буквально все. Если блок цилиндров подвергался расточке под следующий размер, то соответственно меняются и поршни, и кольца, а коленчатый вал или шлифовался под ремонтный размер, или просто менялись подшипники скольжения (вкладыши), не говоря об остальных деталях, которые могут подлежать замене, а их достаточное количество, обкатка потребуется обязательно пока сопряженные детали не отшлифуются до так называемого зеркала, для этого необходимо время и правильный подход, чтобы мотор работал долго и хорошо. Такой ремонт должен производить только высококлассный специалист, поэтому о тонкостях работы рассказывать бесполезно – главное результат – хорошо отремонтированный двигатель.
Холодная обкатка, когда снятый двигатель на специальном стенде прокручивается электромотором, как это делается на заводах-изготовителях, в наших условиях маловероятна по причине отсутствия оного, а если и найдется, то затраты на процедуру многим отобьют охоту, так что придется самому.
После установки на автомобиль и правильной заливки масла (категорически нельзя заливать в снятый фильтр, масло – может возникнуть воздушная пробка), а также антифриз, двигатель надо завести и если в течение 5 секунд контрольная лампочка давления не погасла — глушить немедленно, если все нормально 3 минуты работы и глушим. Действо необходимо повторить раз 15, увеличивая постепенно время работы и рабочую температуру, но и промежуток между запусками. После этого дать остыть до 40 градусов и дать поработать минут 25, естественно на холостых оборотах.
Моторное масло заливается исходя из рекомендаций завода-изготовителя, никаких присадок – убьете мотор. Естественно, если ремонт проводил профессионал, то автомобиль получается готовый к обкатке, которую уже будет делать непосредственно владелец. Тут тоже ничего сложного. Первые 50 км необходимо проехать не быстро, на очень средних оборотах (1500-1800оборотов в минуту) и не выше третьей передачи на механической коробке передач, с АКПП понятно и всячески избегая пробок и крутых подъемов, далее скорость можно поднять до 60 км и в таком режиме проехать еще 200 км, естественно следя за температурой двигателя, если поднимается, надо глушить и остудить мотор хотя бы до 60 градусов. Обороты на 200 можно приподнять. Далее до 600км пробега можно увеличить скорость до 70 км/час при тех же оборотах, а до 1000 уже можно и 90, но не более. Чтобы двигатель имел большой ресурс и продуктивно работал желательно все это делать на более-менее свободной дороге. Вот и все, после тысячи обязательно сделать замену масляного фильтра и самой смазки заменить смазку, в принципе ничего военного.
Хороших вам дорог на исправных автомобилях.