Задача 12
Задача 12. Двигатель постоянного тока с независимым возбуждением, компенсированный (магнитный поток постоянен)
Двигатель постоянного тока с независимым возбуждением, компенсированный (магнитный поток постоянен), номинальная мощность Рном = 22 кВт, число полюсов 2р = 4, напряжение на выводах U = 220 В, номинальная частота вращения n = 1500 об/мин, КПД . На якоре N = 248 проводников, обмотка – волновая, внутреннее сопротивление обмотки якоря Rя = 0,1 Ом. Напряжение возбуждения Uв = 220 В, сопротивление обмотки возбуждения Rв = 82,5 Ом. Пренебречь падением напряжения на щётках, потерями на трение и вентиляцию, а также реакцией якоря.
1) Рассчитать естественную механическую характеристику, считая сопротивление якорной цепи Rя, рассчитать искусственную механическую характеристику при добавочном сопротивлении в цепи якоря Rдоб = 2 Ом;
2) Определить добавочное сопротивление, включаемое последовательно с якорной цепью, для номинального момента, чтобы получить n = 900 об/мин;
3) Определить, насколько нужно уменьшить напряжение на выводах, если необходимо установить n = 900 об/мин при номинальном моменте;
4) Определить, насколько нужно увеличить сопротивление цепи возбуждения, чтобы частота вращения стала равной = 1600 об/мин при номинальном моменте. Характеристика холостого хода машины приведена в виде таблицы
![]() | 206,5 | ||
![]() | 0,5 | 1,5 | 2,2 |
Решение:
1) Механическая характеристика двигателя – это зависимость частоты вращения от момента n = f(M).
Если считать поток постоянным и пренебречь падением напряжения на щётках, то
.
Получим уравнение прямой, наклон которой к горизонтальной оси определяется величиной m. Теоретически при идеальном холостом ходе Iя = 0 и . В действительности из-за потерь в машине ток в якоре при холостом ходе не может быть равным нулю.
Итак, . Величину СЕ·Ф определим из уравнения ЭДС для номинального режима.
.
об/мин.
А.
nх = 1583, М = 0 – точка Х.Х. естественной механической характеристики (рис. 8).
Вторая точка – определяется номинальным режимом
Мном = .
На графике – естественная механическая характеристика – 1.
Для искусственной механической характеристики первая точка – точка холостого хода.
Вторую точку можно определить как точку пуска: n = 0, М = Мпуск.
А.
Момент в номинальной точке и пусковой момент: ,
. Из двух уравнений находим Мпуск.
На графике – искусственная механическая характеристика 2.
2) Введение добавочного сопротивления в цепь якоря – один из способов регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока (уменьшение).
Так регулирование происходит при постоянном моменте, ток якоря в установившемся режиме остаётся неизменным. Если М = Мном, то и Iя = Iя.ном, а поэтому , делаем числовые подстановки и определяем величину добавочного сопротивления:
.
.
125,064 = 220 – 11,56 — Rдоб·115,6,
Механическая характеристика на графике – 3.
Изменение оборотов ,
.
3) Изменение величины питающего напряжения – ещё один способ регулирования частоты вращения двигателя (уменьшение).
Механические характеристики при сохранении неизменным момента в случае уменьшения напряжения сдвигаются параллельно естественной характеристике. При номинальном моменте разность частот вращения об/мин. Из параллельности прямых следует, что новая частота вращения холостого хода при пониженном напряжении
об/мин.
Для идеального холостого хода:
,
, отсюда
.
Итак, напряжение питания надо уменьшить на 83,4 В. Механическая характеристика на графике – 4.
4) Изменение сопротивления цепи возбуждения – ещё один способ изменения скорости вращения двигателя (увеличение).
Уравнение механической характеристики:
, (
).
Если увеличивается сопротивление цепи возбуждения, ток возбуждения уменьшается, уменьшается и основной поток. Механическая характеристика становится более крутой, частота вращения в режиме холостого хода растёт.
Определим постоянные машины:
,
.
При заданной частоте вращения определим величину магнитного потока:
,
,
,
,
,
.
Выбираем первое решение, так как второе слишком мало для машины с Истинный магнитный поток машины
Частота вращения при холостом ходе:
.
На графике – механическая характеристика – 5.
При магнитном потоке индуцированная ЭДС:
.
По характеристике холостого хода определяется ток возбуждения: .
Требуемое сопротивление цепи возбуждения:
.
Отсюда
Карточка изделия Электродвигатели постоянного тока 4ПФ250МК О4
Результаты поиска на складе 4ПФ250МК О4
Электродвигатели постоянного тока серии 4ПФ габаритов 200-250
Электродвигатели постоянного тока серии 4ПФ с высотой оси вращения 200–250 мм с шихтованным магнитопроводом пред. назначены для работы в регулируемых электроприводах, питаемых от полупроводниковых преобразователей (главным образом, для приводов главного движения металлообрабатывающих станков), в том числе в приводах, оснащенных системами автоматического управления, контроля и диагностики с применением микропроцессорной техники.
Структура условного обозначения
4П — обозначение серии машины
Ф — степень защиты и способ охлаждения
[защищенное IP23 с независимой вентиляцией от постороннего вентилятора IC06]
ХХХ — высота оси вращения в мм
Х — условная длина сердечника якоря
M — первая длина
L — вторая длина
К — наличие компенсационной обмотки. Отсутствие знака означает некомпенсированный двигатель
П — повышенная точность. Отсутствие знака означает нормальную точность
Г — наличие тахогенератора
ХХХ — климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150-69
Основные параметры и размеры
Режим работы электродвигателей продолжительный S1 по ГОСТ183-74. Электродвигатели допускают работу в режимах S2–S8 по ГОСТ 183-74 при условии, что среднеквадратичный ток за цикл не превышает номинальное значение.
Возбуждение электродвигателей независимое 220 В. Механические воздействия по группе М8 ГОСТ 17516.1-90E.
Электродвигатели выпускаются в конструктивном исполнении IMB3, IMV5, IMV6, IMВ35, IMV15, IMV36, IM1002, IM1012, IM1032, IM2002, IM2012, IM2032.
Номинальные параметры компенсированных двигателей типа 4ПФ200K–4ПФ250К
Тип двигателя | Мощность | Напряжение | Ток | Частота вращение | КПД |
кВт | В | А | мин -1 | % | |
4ПФ200МКУХЛ4 | 41.0/25.8 | 220 | 223 | 700/2200/3500 | 82 |
40.0/24.0 | 400 | 122 | 670/2000/3300 | 80.5 | |
48.0/29.3 | 400 | 146 | 900/2200/3600 | 83 | |
81.0/81.0 | 400 | 226 | 1360/3600/3600 | 88 | |
45.0/28.0 | 440 | 123 | 750/2250/3600 | 82 | |
55.0/33.6 | 440 | 146 | 1000/2200/3600 | 84.5 | |
90.0/90.0 | 440 | 227 | 1500/3600/3600 | 89 | |
4ПФ200LКУХЛ4 | 33.0/20.0 | 220 | 191 | 500/1500/2500 | 78 |
33.0/17.8 | 400 | 104 | 450/1350/2500 | 76.5 | |
48.0/27.0 | 400 | 147 | 670/1850/3300 | 81 | |
67.0/56.0 | 400 | 191 | 980/3000/3600 | 86.5 | |
99.0/99.0 | 400 | 275 | 1450/3600/3600 | 88.6 | |
37.0/21.4 | 440 | 105 | 500/1450/2500 | 78 | |
55.0/28.2 | 440 | 149 | 750/1850/3600 | 82.5 | |
75.0/75.0 | 440 | 193 | 1060/3600/3600 | 87 | |
110.0/110.0 | 440 | 275 | 1600/3600/3600 | 89 | |
![]() |
Также предлагается изоляция для использования в очень тяжелых эксплуатационных условиях, в зависимости от требований заказчика.
Система коммутации двигателей очень надежна и исключает нежелательные отказы двигателей из-за воздействия окружающей среды или сбоев электропитания.
Двигатели имеют высокую надежность и крутильную жесткость, что особенно важно для нормальной работы подшипниковых опор.
Сборка осуществляется по модульному принципу, поэтому клеммную коробку можно расположить на любой стороне двигателя или на внешнем кожухе вентилятора радиально или соосно с валом.
Большое внимание уделяется подшипникам. Двигатели с осевой высотой более 200 мм оборудованы системой смазки подшипников с удалением отработанной смазки.
Предлагается также возможность заказать двигатель с дополнительно усиленной подшипниковой опорой. Эта опция необходима при проектировании высокой радиальной нагрузки на вал (цепной или ременной привод).
Еще одно преимущество двигателей постоянного тока SIEMENS- очень низкий уровень шума. Специальная форма полюсов обеспечивает низкие значения радиального биения вала, которые, вместе со специальной формой вентилятора, способствуют снижению уровня излучаемых шумов.
Есть возможность заказать двигатель со встроенным обогревателем для использования там, где по климатическим условиям возможно появление конденсата.
Также возможен заказ двигателей со встроенными приборами, такими как, например:
![]() |
- термистор PTC для регистрации текущей температуры
- микропереключатель или потенциометр для контроля минимальной допустимой длины щеток (фирма СИМЕНС преуспела в увеличении среднего срока службы щеток: 15 000 часов работы в двигателях типа 1G.6)
- воздушная откидная створка с датчиком, предназначенные для контроля и регулирования воздушного потока от вентилятора
- датчик вибрации, который расположен на подшипниковой опоре; сигнал от этого устройства непрерывно оценивается и информирует об условиях работы подшипниковых узлов
- тахогенераторы на различное напряжение и разнообразные импульсные датчики; и другие.
Двигатели постоянного тока серий 1G. 1H. высоты оси 100-132 мм
В настоящее время двигатели данных типов сняты с производства.
Для замены существующих моторов мы готовы предложить пост-производство по чертежам старых электродвигателей или технологии переменного тока. В случае сложного привода (станочные привода, прессы и т.п.) можно использовать современные синхронные машины с соответсвующими системами привода. Для простых приводов можно значительно сэкономить средства, применив стандартные моторы и преобразователи семейства Sinamics G120 с векторным управлением.
Двигатели постоянного тока серии 6, высота оси 160 — 280 мм
Серия 6 включает двигатели с высотой оси от 160 до 280. Диапазон мощностей — от 30 кВт до 510 кВт, моментов от 300 Нм до 3400 Нм. Типы конструкции IM B3, IM B35, IM V1. Скорость вращения — до 4500 об/мин.
Двигатели 4 полюсные, нескомпенсированные.
Благодаря полностью шихтованной конструкции статора допускается скорость изменения тока до 250 IN/сек. Высокопрочная изоляция DURIGNIT 2000® позволяет использовать моторы во влажной (тропической) атмосфере и промышленном окружении. Все обмотки полностью пропитаны. Для защиты от частиц щеток устанавливаются специальные уплотнения.
Двигатели построены на базе модульной системы: базового блока без собственного охлаждения, степени защиты IP23 (тип 1GH6) и различных теплообменников, позволяя гибко выбирать степень защиты и вид охлаждения:
1GH6
с подключением внешних воздуховодов
detector