Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Измерение сопротивления обмоток электродвигателей постоянному току

Измерение сопротивления обмоток электродвигателей постоянному току

Цель проведения измерений сопротивления обмоток электродвигателей постоянному току – выявление дефектов (некачественных соединений, витковых замыканий), ошибок в схеме соединений, а также уточнение параметров, используемых при расчетах и наладке режимов, регуляторов и др.

Измерения, особенно у крупных электродвигателей, следует выполнять с особой тщательностью и высокой точностью. Сопротивление обмоток электродвигателей постоянному току измеряют либо с помощью амперметра и вольтметра, либо двойным мостом . Если сопротивление больше 1 Ома, то необходимая точность измерений достигается одинарным мостом .

У электродвигателей, имеющих только три вывода обмотки статора (соединение обмоток в звезду или треугольник выполнено внутри электродвигателя), сопротивление постоянному току измеряют между выводами попарно. Сопротивление отдельных фаз в этом случае определяется из следующих выражений:

1. Для соединения в звезду (рис. 1,а)

При одинаковых значениях измеренных сопротивлений:

2. Для соединения в треугольник (рис. 1,б)

При одинаковых значениях измеренных сопротивлений:

Рис. 1. Схемы измерения сопротивления обмоток трёхфазных электродвигателей при соединении обмоток: а – в звезду; б – в треугольник

При измерении сопротивления особое значение имеет правильное определение температуры обмотки. Для измерения температуры применяют как заложенные температурные индикаторы, так и встраиваемые термометры и температурные индикаторы, которые должны быть введены не позднее чем за 15 мин до начала измерения сопротивления.

Для измерения температуры обмоток электродвигателей мощностью до 10 кВт устанавливают один термометр или температурный индикатор, для электродвигателей мощностью до 100 кВт – не менее двух, для электродвигателей мощностью от 100 до 1000 кВт – не менее трех, для электродвигателей свыше 1000 кВт – не менее четырех.

В качестве температуры обмоток принимается среднее арифметическое измеренных значений. При измерении сопротивлений обмоток электродвигателя в практически холодном состоянии температура обмоток не должна отличаться от температуры окружающей среды более чем на ± 3 °С.

Если невозможно непосредственно измерить температуру обмоток, электродвигатель должен находиться в нерабочем состоянии до измерения сопротивления обмоток в течение времени, достаточного для того, чтобы все части электродвигателя практически приняли температуру окружающей среды. Изменение температуры окружающей среды за это время не должно быть более ± 5 °С. В качестве температуры обмоток электродвигателя при этом принимают температуру окружающей среды в момент измерения сопротивлений. Измерение сопротивления повторяют несколько раз.

Измерения с помощью амперметра и вольтметра выполняют три раза при различных значениях тока. При применении мостовых схем перед каждым измерением следует нарушать равновесие моста. Результаты измерений одного и того же сопротивления не должны отличаться от среднего более чем на 0,5 %, в качестве действительного сопротивления принимается среднее арифметическое результатов всех измерений, удовлетворяющих этому требованию.

Результаты измерений по отдельным фазам сравниваются между собой, а также с результатами предыдущих (в том числе заводских) измерений. Для сравнения результатов измерений, проведенных при различных температурах обмоток, измеренные значения приводят к одной температуре (обычно к 15 или 20 °С).

Пересчёт сопротивлений с одной температуры на другую может быть произведён по выражениям: (для алюминия):

где Rt1 и Rt2 – сопротивления обмоток при температурах и соответственно.

ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7

Раздел 1. Общие правила

Глава 1.8. Нормы приемо-сдаточных испытаний

Электродвигатели переменного тока

1.8.15. Электродвигатели переменного тока до 1 кВ испытываются по п. 2, 4, 6, 10, 11. ¶

Электродвигатели переменного тока выше 1 кВ испытываются по п. 1-4,7,9-11. ¶

По п. 5, 6, 8 испытываются электродвигатели, поступающие на монтаж в разобранном виде. ¶

1. Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1 кВ. Следует производить в соответствии с разд. 3 «Электрические машины» СНиП 3.05.06-85. «Электротехнические устройства» Госстроя России. ¶

2. Измерение сопротивления изоляции. Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей напряжением выше 1 кВ должны соответствовать требованиям инструкции, указанной в п. 1. В остальных случаях сопротивление изоляции должно соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.8.8. ¶

Таблица 1.8.8. Допустимое сопротивление изоляции электродвигателей переменного тока.

Напряжение мегаомметра, кВ

Обмотка статора напряжением до 1 кВ

Не менее 0,5 МОм при температуре 10-30 °С

Обмотка ротора синхронного электродвигателя и электродвигателя с фазным ротором

Не менее 0,2 МОм при температуре 10-30 °С (допускается не ниже 2 кОм при +75 °С или 20 кОм при +20 °С для неявнополюсных роторов)

Подшипники синхронных электродвигателей напряжением выше 1 кВ

Не нормируется (измерение производится относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах)

3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты. Производится на полностью собранном электродвигателе. ¶

Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса. ¶

Значения испытательных напряжений приведены в табл. 1.8.9. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин. ¶

4. Измерение сопротивления постоянному току: ¶

а) обмоток статора и ротора. Производится при мощности электродвигателей 300 кВт и более. ¶

Измеренные сопротивления обмоток различных фаз должны отличаться друг от друга или от заводских данных не более чем на 2%; ¶

б) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление и проверяется целость отпаек. Значение сопротивления должно отличаться от паспортных данных не более чем на 10%. ¶

5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора. Размеры воздушных зазоров в диаметрально противоположных точках или точках, сдвинутых относительно оси ротора на 90°, должны отличаться не более чем на 10% среднего размера. ¶

Таблица 1.8.9. Испытательное напряжение промышленной частоты для электродвигателей переменного тока.

Испытательное напряжение, кВ

Мощность до 1 МВт, номинальное напряжение выше 1 кВ

Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение до 3,3 кВ

Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 3,3 до 6,6 кВ

Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 6,6 кВ

Обмотка ротора синхронного электродвигателя

8Uном системы возбуждения, но не менее 1,2

Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором

Реостат и пускорегулировочный резистор

Резистор гашения поля синхронного электродвигателя

6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения. Размеры зазоров приведены в табл. 1.8.10. ¶

7. Измерение вибрации подшипников электродвигателя. Значения вибрации, измеренной на каждом подшипнике, должны быть не более значений, приведенных ниже: ¶

Синхронная частота вращения электродвигателя, Гц

Допустимая вибрация, мкм

8. Измерение разбега ротора в осевом направлении. Производится для электродвигателей, имеющих подшипники скольжения. Осевой разбег не должен превышать 2-4 мм. ¶

9. Испытание воздухоохладителя гидравлическим давлением. Производится избыточным гидравлическим давлением 0,2-0,25 МПа (2-2,5 кгс/см 2 ). Продолжительность испытания 10 мин. При этом не должно наблюдаться снижение давления или утечки жидкости, применяемой при испытании. ¶

10. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом. Продолжительность проверки не менее 1 ч. ¶

11. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой. Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования. ¶

Таблица 1.8.10. Наибольший допустимый зазор в подшипниках скольжения электродвигателей.

Определение омического сопротивления обмоток электрических машин постоянного тока. Омическое сопротивление обмоток электродвигателя

Как определить омическое сопротивление машины постоянного тока?

Точность расчета переходных процессов в системах электроприводов в значительной степени зависит от соответствия принимаемых значений параметров и постоянных их действительным величинам. В связи с этим, при наличии возможности произвести экспериментальное определение параметров – лучше выполнить измерения самостоятельно.

Читать еще:  Шкода октавия 2001 года какой двигатель лучше

Сопротивления обмоток независимого и параллельного возбуждения электродвигателей постоянного тока может быть определено как мостовым методом, так и методом амперметра и вольтметра. Сопротивления обмоток дополнительных полюсов, последовательных обмоток возбуждения, компенсационных обмоток, и обмоток якорей, как правило, определяют методом амперметра и вольтметра. При этом для минимизации погрешности за счет сопротивления обмоток амперметра, вольтметр необходимо подключать непосредственно к измеряемой обмотке. Переходное сопротивление контактов может быть соизмеримо с сопротивлением самой обмотки, то питающая цепь, в которую включен амперметр, и цепь вольтметра должны подключаться к различным контактам. При измерении сопротивления обмотки якоря цепи методом амперметра и вольтметра должны подключаться непосредственно к коллекторным пластинам с помощью четырех щупов.

При расчете переходных процессов сопротивления обмоток должно быть приведено к той температуре, при которой она будет работать в реальных условиях.

Падения напряжений в щеточном контакте принимают согласно ГОСТ неизменным, не зависящем от тока якоря и равным для угольных и графитных щеток 2 В (на пару щеток различной полярности), а для медных щеток 0,6 В. Не стоит забывать, что в динамических режимах падение напряжения в щеточном контакте может значительно превосходить эти значения. Как показывают опыты, при внезапном коротком замыкании оно может достигать 100 В. Недостатки экспериментальных данных не позволяют реализовать более точную методику учета влияния щеточного контакта. Часто при расчете принимают напряжение, уменьшенное по сравнению с напряжением сети на 2ΔUщ.

Измерение омического сопротивления обмотки якоря тягового электродвигателя методом «амперметра-вольтметра»

Для выполнения этой части работы используют то же оборудование, что и для контроля качества пайки концов обмотки в петушках коллектора якоря.

Процесс измерения омического сопротивления обмотки якоря состоит из следующих операций: подготовка к измерениям; измерение сопротивления обмотки; подсчет и анализ результатов измерений.

1. При подготовке якоря к измерениям нужно:

а) измерить термометром температуру обмотки якоря. Принято считать, что температура обмотки холодного якоря равна температуре окружающего воздуха на расстоянии 2 м от якоря;

б) найти, к каким медным коллекторным пластинам яко­ря следует приложить иглы измерительных вилок, чтобы вся обмотка находилась под напряжением источника питания.

У якорей электрических машин, имеющих петлевую обмотку с уравнительными соединениями, такие пластины находятся на расстоянии полюсного деления, т. е. отделены друг от друга изоляционными промежутками М (миканитовыми пластинами), число которых:

где К — число медных коллекторных пластин якоря;

Р — число пар полюсов электрической машины.

­Число изоляционных промежутков для якоря тягового электродвигателя ЭДТ-200Б: М = (150 – 2 ) / 2 × 2 = 37.

Таким образом, иглы измерительных вилок необходимо прикладывать к 1-й и 38-й условным медным коллекторным пластинам якоря.

2. Омическое сопротивление меди обмотки якоря измеряют так. Иглы измерительных вилок надежно подсоединяют к выбранным пластинам коллектора якоря. При помощи реостата регулируют и устанавливают силу тока в контролируемой цепи. После этого читают показания амперметра и вольтметра.

Замеры повторяют при трех значениях силы тока. Все зафиксированные значения силы тока и напряжения заносят в карту журнала лабораторных работ.

Во избежание ошибок при изменениях необходимо:

а) обеспечить надёжный контакт между иглами измерительных вилок и пластинами коллектора;

б) омическое сопротивление обмотки измерять при трех значениях силы тока;

в) измерения вести быстро, отсчеты по амперметру и вольтметру снимать одновременно.

3. Подсчеты и анализ результатов измерений следует вести в следующем порядке. Сначала по результатам трех измерений подсчитать омическое сопротивление обмотки якоря в моменты измерений, Ом:

где U — среднее арифметическое значение показаний вольтметра трех измерений, В;

I — среднее арифметическое значение показаний амперметра трех измерений, А;

Если температура обмотки якоря в момент измерения не была равна +20°С, то подсчитанное значение сопротивления R приводят к значению при + 20°С:

где t — температура обмотки якоря в момент измерения, °С;

Rt — измеренное значение активного сопротивления, Ом.

Найденная действительная величина омического сопротивления меди обмотки якоря сравнивается с [1] и затем дается заключение о состоянии обмотки якоря.

Следует учесть, что уменьшение омического сопротивления обмотки по сравнению с допускаемым значением может произойти вследствие замыкания между витками или пластинами коллектора, а увеличение — при наличии повреждений в пайке концов обмотки в петушках коллектора или надрывов в проводниках.

ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ —

Если электродвигатель не будет пущен в эксплуатацию сразу же после поставки, необходимо организовать его защиту от воздействия внешних факторов, таких как влажность, температура и загрязнения, чтобы не допустить повреждения изоляции. Прежде чем включить электродвигатель после длительного хранения, следует измерить сопротивление изоляции.

Если электродвигатель хранится в условиях высокой влажности, должны проводиться регулярные измерения. Практически невозможно сформулировать какие-либо стандарты для минимального фактического сопротивления изоляции электродвигателя, так как сопротивление зависит от конструктивных особенностей электродвигателя, используемого изоляционного материала и номинального напряжения. Исходя из опыта эксплуатации, минимальное сопротивление изоляции можно принять равным 10 МОм.

Измерение сопротивления изоляции выполняется с помощью мегаомметра – омметра с диапазоном высокого сопротивления. Измерение сопротивления производится: между обмотками и «землёй» электродвигателя на которые подаётся постоянное напряжение в 500 или 1000 В. В ходе измерения и сразу же после него на клеммах может присутствовать опасное напряжение, к ним НЕЛЬЗЯ ПРИКАСАТЬСЯ .

Минимальное сопротивление изоляции новых обмоток или обмоток после чистки или ремонта относительно «земли» составляет 10 МОм или более.

Минимальное сопротивление изоляции, R, вычисляется умножением номинального напряжения, Un, на постоянный множитель 0,5 МОм / кВ. Например: если номинальное напряжение составляет 690 В = 0,69 кВ, минимальное сопротивление изоляции: 0,69 кВ ½ 0,5 мегом / кВ = 0,35 мегом

Измерение сопротивления изоляции электродвигателя:

Минимальное сопротивление изоляции обмоток относительно земли измеряется с 500 В постоянного тока. Температура обмоток должна быть 25°C +/– 15°C.

Максимальное сопротивление изоляции должно измеряться с 500 В постоянного тока при рабочей температуре обмоток 80 -120°C в зависимости от типа электродвигателя и КПД.

Проверка сопротивления изоляции обмоток электродвигателя:

Если сопротивление изоляции нового электродвигателя, электродвигателя после чистки или ремонта, который не которое время не эксплуатировался, составляет меньше 10 МОм, это можно объяснить тем, что в обмотки попала влага и их необходимо просушить.

Если электродвигатель эксплуатируется в течение долгого промежутка времени, минимальное сопротивление изоляции может упасть до критического уровня. Двигатель сохраняет работоспособность, если сопротивление его изоляции упало до минимального расчетного значения. Однако, если зарегистрировано такое падение сопротивления, электродвигатель необходимо остановить, чтобы исключить вероятность поражения обслуживающего персонала блуждающими токами.

Измерение — омическое сопротивление — обмотка

Измерение — омическое сопротивление — обмотка

В комплекс послеремонт-ных испытаний большинства контакторов обычно входят проверка сопротивления изоляции, измерение омического сопротивления обмотки катушки электромагнита и определение четкости срабатывания контактора при снижении напряжения. [16]

В комплекс послеремонтных испытаний большинства контакторов обычно входят проверка сопротивления изоляции, измерение омического сопротивления обмотки катушки электромагнита и определение четкости срабатывания контактора при снижении напряжения. [18]

Читать еще:  Греется двигатель на холостом ходу фольксваген

В комплекс послеремонтных испытаний большинства контакторов обычно входят проверка сопротивления Изоляции, измерение омического сопротивления обмотки катушки электромагнита и определения — четкости срабатывания контактора при снижении напряжения. [19]

Если между окончанием монтажа и включением трансформатора прошло более трех месяцев, нужно провести следующие проверки — отбор масла на сокращенный анализ и tg6 при температуре масла не ниже 5 С, измерение сопротивления изоляции ( Reo, 15) и tgS всех обмоток, измерение омических сопротивлений обмоток в рабочем положении переключателей. [20]

Асинхронные двигатели мощностью до 100 кет при напряжении до 500 s проходят следующие испытания: а) внешний осмотр, б) измерение сопротивления изоляции между фазами и относительно корпуса, в) испытание электрической прочности изоляции, г) испытание витковой изоляции, д) измерение омического сопротивления обмотки и е) опыт холостого хода. [21]

При этом производятся: внешний осмотр генератора, коммутационной и вспомогательной электроаппаратуры и кабелей распределительного устройства электростанции; измерения сопротивления изоляции обмоток генератора, возбудителя и кабелей; проверка положения и осмотр вала генератора и возбудителя; проверка зазоров в подшипниках и затяжки гаек крепления подшипников; проверка зазоров междужелезного пространства генератора и возбудителя; измерение сопротивления изоляции коммутационной аппаратуры и измерительных трансформаторов и опробование трехкратным включением и отключением на рабочее напряжение; проверка взаимного положения ротора и статора в аксиальном положении, а также центровки генератора с двигателем; проверка схемы первичной и вторичной коммутации; проверка защиты и автомата гашения поля; проверка состояния измерительных приборов, их опробование на щитах; проверка аппаратуры синхронизации и регулирования напряжения; испытание электрической прочности изоляции обмоток генератора, кабелей и распределительного устройства 6 и 10 кВ; измерение сопротивления рабочего и защитного заземления; проверка фа-зировки генераторов и присоединенных к ним трансформаторов и сетей; измерение омического сопротивления обмоток статора, ротора и возбудителя; опробование генератора и возбудителя при совместной работе на холостом ходу и при нагрузке; опробование генератора при работе в течение 72 ч с номинальной нагрузкой, с контролем нагрева его обмоток и железа; снятие характеристик холостого хода и короткого замыкания генератора. [22]

После монтажа производятся: 1) внешний осмотр генератора, коммутационной и вспомогательной электроаппаратуры и кабелей распределительного устройства электростанции / 2) измерение сопротивления изоляции обмоток генератора, возбудителя и кабелей; 3) проверка положения и осмотр вала генератора и возбудителя, проверка зазоров в подшипниках и затяжки гаек крепления подшипников; 4) проверка зазоров междужелезного пространства генератора и возбудителя; 5) измерение сопротивления изоляции коммутационной аппаратуры и измерительных трансформаторов и опробование трехкратным включением и отключением на рабочее напряжение; 6) проверка взаимного положения ротора и статора в аксиальном направлении, а также центровки генератора с двигателем 6ГЧ; 7) проверка схемы первичной и вторичной коммутации; 8) проверка настройки защиты и автомата гашения поля; 9) проверка пломбы и состояния измерительных приборов, их опробование в работе на щитах; 10) проверка аппаратуры синхронизации и регулирования напряжения; 11) испытание электрической прочности изоляции обмоток генератора, кабелей и распределительного устройства 6 и 10 кв; 12) измерение сопротивления рабочего и защитного заземлений; 13) проверка фазировки генератора и присоединенных силовых трансформаторов и сетей; 14) измерение омического сопротивления обмоток статора, ротора и возбудителя; 15) опробование, генератора и возбудителя при совместной работе на холостом ходу и при нагрузке; 16) опробование генератора при работе в течение 72 ч с номинальной нагрузкой, с одновременным контролем нагрева его обмоток и железа; 17) снятие характеристик холостого хода и короткого замыкания генератора. [23]

На московском заводе Динамо создана и применяется автоматическая линия испытания электродвигателей переменного тока. Машины испытывают на конвейере, при этом электродвигатель последовательно проходит все требуемые операции по технологии испытаний, как-то: измерение омических сопротивлений обмоток статора и фазового ротора, измерение сопротивлений изоляции, коэффициента трансформации, потерь холостого хода и пр. Особенностью этих испытаний является то, что измеряются не абсолютные величины электрических параметров, а только отклонение от номинальных данных в процентах. Это позволяет значительно упростить измерительную аппаратуру и сам процесс испытания всех типов электродвигателей. [24]

Средний ремонт электродвигателей выполняется после 5000 — н6000 ч работы агрегата без демонтажа последнего. Он включает в себя следующий объем работ: полный объем планового осмотра и текущего ремонта; чистку электродвигателя с его полной разборкой и выемкой ротора; обработку поверхности обмоток пропиточным лаком; окраску лаком железа статора; очистку и обточку контактных колец машин с фазным ротором и коллекторов возбудителей; измерение зазоров между статором и ротором; измерение омического сопротивления обмоток статора; измерение увлажненности обмоток статора и при необходимости их сушку; испытание изоляции обмоток статора мегомметром и повышенным напряжением; испытание электродвигателя на холостом ходу; проверку сопротивления растеканию заземляющего устройства. Нормальное сопротивление растекания должно быть не более 4 ом. [25]

В случае невозможности изготовления катушек указанным выше способом во избежание увеличения их перегрева заводы-изготовители, пропитывающие катушки специальным компаундом под вакуумом и давлением, рекомендуют увели-личивать диаметр провода до следующего большего по стандарту, сохраняя число витков, а не омическое сопротивление. На всех катушках, имеющих отклонение от данных завода-изготовителя, обязательно должна быть надпись Замена. Новые катушки должны подвергаться на испытательной станции электроремонтного цеха следующим испытаниям: измерению омического сопротивления обмотки и сопротивления изоляции, испытанию изоляции от корпуса повышенным напряжением и изоляции витков, проверке числа витков. Образцы катушек, имеющих отклонение отданных завода-изготовителя, кроме того, должны испытываться на нагревание и достаточность тягового усилия. [26]

Проверка обмоток электродвигателя. Неисправности и методы проверок

В идеале чтобы была произведена проверка обмоток электродвигателя, необходимо иметь специальные приборы, предназначенные для этого, которые стоят немалых денег. Наверняка не у каждого в доме они есть. Поэтому проще для таких целей научиться пользоваться тестером, имеющим другое название мультиметр. Такой прибор имеется практически у каждого уважающего себя хозяина дома.

Электродвигатели изготавливают в различных вариантах и модификациях, их неисправности также бывают самыми разными. Конечно, не любую неисправность можно диагностировать простым мультиметром, но наиболее часто проверка обмоток электродвигателя таким простым прибором вполне возможна.

Любой вид ремонта всегда начинают с осмотра устройства: наличие влаги, не сломаны ли детали, наличие запаха гари от изоляции и другие явные признаки неисправностей. Чаще всего сгоревшую обмотку видно. Тогда не нужны никакие проверки и измерения. Такое оборудование сразу отправляется на ремонт. Но бывают случаи, когда отсутствуют внешние признаки поломки, и требуется тщательная проверка обмоток электродвигателя.

Виды обмоток

Если не вникать в подробности, то обмотку двигателя можно представить в виде куска проводника, который намотан определенным образом в корпусе мотора, и вроде бы в ней ничего не должно ломаться.

Однако, дело обстоит гораздо сложнее, так как обмотка электродвигателя выполнена со своими особенностями:
  • Материал провода обмотки должен быть однородным по всей длине.
  • Форма и площадь поперечного сечения провода должны иметь определенную точность.
  • На проволоку, предназначенную для обмотки, в обязательном порядке в промышленных условиях наносится слой изоляции в виде лака, который должен обладать определенными свойствами: прочностью, эластичностью, хорошими диэлектрическими свойствами и т.д.
  • Провод обмотки должен обеспечивать прочный контакт при соединении.
Читать еще:  Что такое нмт в двигателях внутреннего сгорания

Если имеется какое-либо нарушение этих требований, то электрический ток будет проходить уже в совершенно других условиях, а электрический мотор ухудшит свои эксплуатационные качества, то есть, снизится мощность, обороты, а может и вообще не работать.

Проверка обмоток электродвигателя 3-фазного мотора . Прежде всего, отключить ее от цепи. Основная часть существующих электродвигателей имеет обмотки, соединенные по схемам, соответствующим звезде или треугольнику.

Концы этих обмоток подключают обычно на колодки с клеммами, которые имеют соответствующие маркировки: «К» — конец, «Н» — начало. Бывают варианты соединений внутреннего исполнения, узлы находятся внутри корпуса мотора, а на выводах применяется другая маркировка (цифрами).

На статоре 3-фазного электродвигателя применяются обмотки, имеющие равные характеристики и свойства, одинаковые сопротивления. При замере мультиметром сопротивлений обмоток может оказаться, что у них разные значения. Это уже дает возможность предположить о неисправности, имеющейся в электродвигателе.

Возможные неисправности
Визуально не всегда можно определить состояние обмоток, так как доступ к ним ограничен особенностями конструкции двигателя. Практически проверить обмотку электродвигателя можно по электрическим характеристикам, так как все поломки мотора в основном выявляются:
  • Обрывом, когда провод разорван, либо отгорел, ток по нему проходить не будет.
  • Коротким замыканием, возникшим из-за повреждения изоляции между витками входа и выхода.
  • Замыкание между витками, при этом изоляция повреждается между соседними витками. Вследствие этого поврежденные витки самоисключаются из работы. Электрический ток идет по обмотке, в которой не задействованы поврежденные витки, которые не работают.
  • Пробиванием изоляции между корпусом статора и обмоткой.

Способы
Проверка обмоток электродвигателя на обрыв

Это самый простой вид проверки. Неисправность диагностируется простым измерением значения сопротивления провода. Если мультиметр показывает очень большое сопротивление, то это означает, что имеется обрыв провода с образованием воздушного пространства.

Проверка обмоток электродвигателя на короткое замыкание

При коротком замыкании в моторе отключится его питание установленной защитой от замыкания. Это происходит за очень короткое время. Однако даже за такой незначительный промежуток времени может возникнуть видимый дефект в обмотке в виде нагара и оплавления металла.

Если измерять приборами сопротивление обмотки, то получается малое его значение, которое приближается к нулю, так как из измерения исключается кусок обмотки из-за замыкания.

Проверка обмоток электродвигателя на межвитковое замыкание

Это самая трудная задача по определению и выявлению неисправности. Чтобы проверить обмотку электродвигателя, пользуются несколькими способами измерений и диагностик.

Проверка обмоток электродвигателя способом омметра

Этот прибор действует от постоянного тока, измеряет активное сопротивление. Во время работы обмотка образует кроме активного сопротивления, значительную индуктивную величину сопротивления.

Если будет замкнут один виток, то активное сопротивление практически не изменится, и определить омметром его сложно. Конечно, можно произвести точную калибровку прибора, скрупулезно замерять все обмотки на сопротивление, сравнивать их. Однако, даже в таком случае очень трудно выявить замыкание витков.

Результаты гораздо точнее выдает мостовой метод, с помощью которого измеряется активное сопротивление. Этим методом пользуются в условиях лаборатории, поэтому обычные электромонтеры им не пользуются.

Измерение тока в каждой фазе

Соотношение токов по фазам изменится, если произойдет замыкание между витками, статор будет нагреваться. Если двигатель полностью исправен, то на всех фазах ток потребления одинаков. Поэтому измерив эти токи под нагрузкой, можно с уверенностью сказать о реальном техническом состоянии электродвигателя.

Проверка обмоток электродвигателя переменным током

Не всегда можно измерить общее сопротивление обмотки, и при этом учесть индуктивное сопротивление. У неисправного двигателя проверить обмотку можно переменным током. Для этого применяют амперметр, вольтметр и понижающий трансформатор. Для ограничения тока в схему вставляют резистор, либо реостат.

Чтобы проверить обмотку электродвигателя, применяется низкое напряжение, проверяется значение тока, которое не должно быть выше значений по номиналу. Измеренное падение напряжения на обмотке делится на ток, в итоге получается полное сопротивление. Его значение сравнивают с другими обмотками.

Такая же схема дает возможность определить вольтамперные свойства обмоток. Для этого необходимо сделать измерения на различных значениях тока, затем записать их в таблицу, либо начертить график. Во время сравнения с другими обмотками не должно быть больших отклонений. В противном случае имеется межвитковое замыкание.

Проверка обмоток электродвигателя шариком

Этот метод основывается на образовании электромагнитного поля с вращающимся эффектом, если обмотки исправны. На них подключается симметричное напряжение с тремя фазами, низкого значения. Для таких проверок используют три понижающих трансформатора с одинаковыми данными. Их подключают отдельно на каждую фазу.

Чтобы ограничить нагрузки, опыт проводят за короткий промежуток времени.

Подают напряжение на обмотки статора, и сразу вводят маленький стальной шарик в магнитное поле. При исправных обмотках шарик крутится синхронно внутри магнитопровода.

Если имеется замыкание между витками в какой-либо обмотке, то шарик сразу остановится там, где есть замыкание. При проведении проверки нельзя допускать превышения тока выше номинального значения, так как шарик может вылететь из статора с большой скоростью, что является опасно для человека.

Определение полярности обмоток электрическим методом

У обмоток статора имеется маркировка выводов, которой иногда может не быть по разным причинам. Это создает сложности при проведении сборки.

Чтобы определить маркировку, применяют некоторые способы:
  • Слабым источником постоянного тока и амперметром.
  • Понижающим трансформатором и вольтметром.

Статор выступает в роли магнитопровода с обмотками, действующими по принципу трансформатора.

Определение маркировки выводов обмотки амперметром и батарейкой

На наружной поверхности статора имеется шесть проводов от трех обмоток, концы которых не промаркированы, и подлежат определению по их принадлежности.

Применяя омметр, находят выводы для каждой обмотки, и отмечают цифрами. Далее, делают маркировку одной из обмоток конца и начала, произвольно. К одной из оставшихся двух обмоток присоединяют стрелочный амперметр, чтобы стрелка находилась на середине шкалы, для определения направления тока.

Минусовой вывод батарейки соединяют с концом выбранной обмотки, а выводом плюса кратковременно касаются ее начала.

Импульс в первой обмотке трансформируется во вторую цепь, которая замкнута амперметром, при этом повторяет исходную форму. Если полярность обмоток совпала с правильным расположением, то стрелка прибора в начале импульса пойдет вправо, а при размыкании цепи стрелка отойдет влево.

Если показания прибора совсем другие, то полярность выводов обмотки меняют местами и маркируют. Остальные обмотки проверяются подобным образом.

Определение полярности вольтметром и понижающим трансформатором

Первый этап аналогичен предыдущему способу: определяют принадлежность выводов обмоткам.

Далее, произвольным образом маркируют выводы первой любой обмотки для соединения их с понижающим трансформатором (12 вольт).

Две другие обмотки соединяют двумя выводами в одной точке случайным образом, оставшуюся пару соединяют с вольтметром и включают питание. Напряжение выхода трансформируется в другие обмотки с таким же значением, так как у них одинаковое количество витков.

Посредством последовательной схемы подключения 2-й и 3-й обмоток вектора напряжения суммируются, а результат покажет вольтметр. Далее маркируют остальные концы обмоток и проводят контрольные измерения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector