Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое полюсное деление асинхронного двигателя

Что такое полюсное деление асинхронного двигателя

Рейтинг 2.9/5 (81 голосов)

Линейный двигатель является электрической машиной, принцип работы которой основан на использовании энергии бегущего магнитного поля. Основное преимущество таких двигателей состоит в отсутствии кинематических цепей для преобразования вращательного движения в линейное, что существенно упрощает конструкцию приводимого в движение механизма и повышает его КПД. Существует большое разнообразие линейных двигателей. В настоящее время больший интерес проявляется к асинхронным линейным двигателям как относительно простым по конструкции.

Эти двигатели можно представить как разрезанную по образующей и развернутую в плоскость обычную асинхронную машину вращательного движения. Развернутый в плоскость статор асинхронного двигателя является первичным элементом, а развернутый ротор вторичным элементом линейного двигателя (рис. 1).

Стальной сердечник первичного элемента выполняется шихтованным, а в его пазах укладывается многофазная (обычно трехфазная) обмотка. Вторичный элемент выполняется с короткозамкнутой обмоткой, уложенной в пазы стального сердечника, или представляет собой сплошную токопроводящую пластину. Пластина изготовляется из меди, алюминия или ферромагнитной стали. При включении обмотки первичного элемента в многофазную сеть образуется магнитное поле, которое перемещается вдоль магнитопровода со скоростью

где τ — полюсное деление;

f1 — частота питающего напряжения.

При своем перемещении магнитное поле индуктирует во вторичном элементе машины ЭДС. Эта ЭДС вызывает токи, от взаимодействия которых с магнитным полем образуется механическая сила (тяговое усилие), стремящаяся сдвинуть элементы относительно друг друга.

В линейном двигателе в зависимости от его конструкции и назначения возможно относительное перемещение как первичного, так и вторичного элемента. Как и в обычном асинхронном двигателе, перемещение элемента происходит с некоторым скольжением относительно поля

S = (v1 v) / v1

где v — скорость движения элемента.

Номинальное скольжение линейного двигателя равно 2-6%.

На работу линейного двигателя оказывают существенное влияние краевые эффекты, возникающие из-за конечных размеров разомкнутых магнитопроводов элементов. Это приводит к ухудшению таких характеристик, как тяговое усилие, коэффициент мощности и КПД.

Линейные двигатели могут быть успешно применены на ленточных и тележечных конвейерах, в приводах эскалаторов и движущихся тротуаров, в металлорежущих и ткацких станках, где рабочие органы совершают возвратно-поступательное движение. Большие перспективы имеет применение линейных двигателей для транспорта. Основным преимуществом линейного двигателя в этом случае является

возможность получения высоких скоростей движения до 400-500 км/ч.

Что такое полюсное деление асинхронного двигателя

Главная Асинхронный двигатель и асинхронные машины

где D — диаметр внутренней расточки статора (для обмотки статора) или диаметр ротора (для обмотки ротора); р — число пар полюсов.

Обмотки асинхронных машин и создание вращающегося магнитного поля

в асинхронных машинах при прохождении по многофазной обмотке статора переменного тока создается вращающееся магнитное поле, которое индуцирует в обмотках статора и ротора переменные ЭДС. Питание обмотки статора несинусоидальным напряжением или несинусоидальное распределение индукции по окружности статора и ротора приводит к ухудшению энергетических показателей машины. Поэтому при проектировании обмоток применяют ряд мер для подавления высших гармоник МДС и ЭДС.

2.1. Общие принципы выполнения многофвзных обмоток

Основные элементы обмоток. В электрических машинах переменного тока обмотки размещают в пазах, расположенных на внутренней поверхности статора и на внешней поверхности ротора. Проводники, находящиеся в пазах, соединяют между собой, при этом образуется ряд катушек (рис. 2.1, а). Расположенные в соседних пазах катушки, соединенные последовательно и относящиеся к одной фазе, образуют катушечную группу. В общем случае каждая фаза обмотки состоит из нескольких катушечных групп, соединенных последовательно или параллельно. Параллельное соединение применяют при больших фазных токах или при необходимости переключения отдельных катушечных групп.

Простейшим элементом обмотки является виток (рис. 2.1, б), состоящий из двух или нескольких параллельных проводников 1 я 2, которые размещены в пазах, находящихся друг от друга на некотором расстоянии у. Это расстояние (шаг обмотки) приблизительно равно одному полюсному делению т, под которым понимают длину дуги, соответствующую одному полюсу:


Рис. 2.1. Расположение катушек трехфазной обмотки на статоре (а) и образование витка из двух проводников (б)

Полюсное деление выражают не только в единицах длины, но и в числе пазовых делений: x=z/2p (z — общее число пазов статора или ротора) или в электрических градусах. При этом два полюсных деления соответствуют 360 эл. град., а т — 180 эл. град.

Когда у=х, шаг называют диаметральным или полным, при у х — удлиненным. Часто шаг выражают в относительных единицах в виде р = г т; разность -у/х называют укорочением шага.

Обычно витки, образованные проводниками, лежащими в одних и тех же пазах, объединяют в одну или две катушки (рис. 2.2). Иногда их называют секциями. Их укладывают таким образом, чтобы в каждом пазу были размещены одна сторона катушки или две стороны разных катушек — одна над другой. В соответствии с этим различают одно- и двухслойные обмотки.

Расположенные в соседних пазах стороны катушек одной катушечной группы занимают q пазов и образуют фазную зону с углом a=2npq/z.

В обмотках трехфазных машин (число фаз /n=3) обычно на каждом полюсном делении т располагается три катушечных группы по q пазов в каждой. При этом фазная зона занимает дугу окружности статора или ротора, равную лО/2рт=х/п1 = 2п/6= = 60 эл. град.; такие обмотки называют шестизонными. В ряде случаев применяют обмотки, в которых 3q пазов занимают два

Рис. 2.2. Устройство катушек обмотки статора при однослойной (а) и двухслойной (б) обмотках

полюсных деления. Фазная зона в таких обмотках занимает 2т 71=2я/3==120 эл. град.; эти обмотки называют трехзонными.

Для трехфазных двигателей наивыгоднейшими являются шести-зонные обмотки, так как при одинаковом числе пазов в машине эффективное число витков в фазе в такой обмотке увеличивается в 1,15 раза по сравнению с трехзонной обмоткой. С трехзонной обмоткой выполняют только однообмоточные двухскоростные двигатели и двигатели с (7=0,5.

Однофазные обмотки выполняют с углом а=2я/3, т. е. с заполнением */з пазов, а двухфазные обмотки — с а=я/2.

Для шестизонных обмоток число катушек в катушечной группе

Эта величина также представляет собой число пазов, приходящихся на полюс и фазу.

Обмотки в большинстве случаев выполняют с целым числом пазов на полюс и фазу. При дробном q углы фазных зон только в среднем равны 2я/6 или 2я/3; в реальной машине часть фазных зон имеет углы а меньшие, а часть — большие этих значений.

Читать еще:  Электросхема регулировка оборотов двигателя коллекторного с тахогенератором

2.2. Магаитодвижущие силы многофазных обмоток

Индукция в воздушном зазоре электрической машины переменного тока определяется распределением магнитодвижущей силы (МДС) вдоль окружности статора. Если пренебречь магнитным сопротивлением стальных участков магнитной цепи машины, то при равномерном воздушном зазоре кривая распределения индукции 5в в воздушном зазоре, называемая кривой магнитного поля машины, имеет такой же вид, как и кривая распределения МДС.

Результирующая МДС всех фаз, расположенных на статоре или на роторе, должна создавать в воздушном зазоре машины вращающееся магнитное поле. Для этогб каждая из обмоток, питающаяся от синусоидально изменяющегося напряжения, должна иметь МДС, синусоидально распределенную в пространстве, т. е. по расточке статора или окружности ротора. Несоблюдение этих условий (питание от несинусоидального напряжения или несинусоидальное распределение МДС) приводит в многофазных обмотках к появлению высших гармонических магнитного поля, вращаю-

щихся в противоположные стороны с различными частотами. Это ведет к ухудшению энергетических показателей машины.

Считаем, что обмотки получают питание от источника чисто синусоидального напряжения, и выясним, как должна быть выполнена обмотка переменного тока, чтобы распределение ее МДС было синусоидальным.

Рис. 2.3. Поперечный разрез статора двухполюсной машины с сосредо-точеииой обмоткой (а) и диаграмма распределения создаваемой ею МДС (б)

МДС сосредоточенной обмотки. Для установления величины и характера распределения МДС обмотки рассмотрим вначале двухполюсную машину с простейшей сосредоточенной обмоткой (рис. 2.3, а), у которой все витки, включенные в фазу А-Х, находятся в двух пазах, расположенных в диаметральной плоскости. При протекании тока от начала фазы Л к ее концу X возникает двухполюсный магнитный поток, силовые линии которого направлены, как показано на рис. 2.3, а. Каждая силовая линия этого потока сцеплена со всеми w витками катушки данной фазы. При этом создаваемая катушкой МДС FK=I,i=iw. При максимальном значении тока в катушке эта МДС имеет максимальную величину к1п=/п =К2/гг). Примем, что вся указанная МДС расходуется на преодоление магнитного сопротивления воздушных зазоров, т. е. что магнитное сопротивление ферромагнитных участков магнитной цепи машины равно нулю. При этом распределение МДС вдоль окружности статора будет иметь прямоугольную форму (рис. 2.3, б). Во всех точках воздушного зазора будет действовать неизменная МДС F=0,5Fk; при переходе через середину пазов знак ее изменяется в соответствии с изменением полярности статора на данном участке.

Прямоугольное распределение МДС можно разложить в ряд Фурье и представить в виде суммы гармоник. При этом для момента времени, соответствующего максимальному току в катушке.

/= =(/2/2) Iw (4/л) [cos (ял;/т)4-(1/3) cos (Зял;/т)4-+ (1/5) cos (5ял;/т) +. +(1/л) cos (лял;/т)],

где X — расстояние от оси симметрии обмотки, называемой осью фазы (см. рис. 2.3, б).

Следовательно, амплитуда первой гармоники МДС для сосредоточенной обмотки при максимальном значении тока

Разложение в ряд Фурье позволяет количественно оценить отклонение кривой МДС от синусоидальной формы. При сосредоточенной обмотке это отклонение очень велико, поэтому такая обмотка получила весьма ограниченное применение.

Рис. 2.4. Поперечный разрез статора двухполюсной машины с распределенной обмоткой (а) и диаграмма распределения создаваемой ею МДС (б)

МДС распределеииой обмотки. Для улучшения формы кривой распределения поля обмотку каждой фазы размещают в нескольких пазах. Это улучшает и условия охлаждения обмотки.

На рис. 2.4, а показана двухполюсная машина, у которой обмотка фазы расположена в шести пазах (при д=3). МДС распределенной обмотки можно определить как сумму МДС трех сосредоточенных катушек с числом витков в каждой ш=ш/3, сдвинутых в пространстве на угол а=л6/т, где b — расстояние между осями соседних пазов. В общем виде для каждой катушечной группы а=л/тд.

Форма распределения результирующей МДС получается в этом случае ступенчатой (рис. 2.4, б). При максимальном значении тока в фазе отдельные катушки создают в воздушном зазоре следующие значения МДС:

катушка, расположенная в средних пазах 2-2,

Аналитическое выражение для результирующего распределения МДС обмотки можно получить, суммируя МДС каждой из катушек. Наиболее удобно это сделать, изобразив векторами пространственные гармонические составляющие МДС.

Амплитудные значения первой, третьей и других гармоник результирующей МДС можно определить путем векторного сложения амплитуд соответствующих

гармоник МДС Fnx, Fn2x,

Fnzx отдельных катушек. При этом следует учитывать, что первые гармоники этих МДС сдвинуты относительно друг друга на угол а, третьи на угол За и т. д. На векторной диаграмме (рис. 2.5, а) показано сложение векторов f nil, F 2 и fnsi амплитудных значений первых гармоник указанных МДС, которые равны по модулю, но сдвинуты относительно друг друга на угол а. При этом амплитудное значение первой гармоники результирующей МДС fi = 27?sin (За/2), где /? -радиус окружности, описанной вокруг векторов F u, F 2u Р зи определяемый из условия 2/? sin (а/2) =f nii = fn2i==fn3i=fn=0,9/aj/3. Таким образом,

Fi = (0,9fW/3) sin (3a/2)/sin (а/2), (2.5)

Рис. 2.5. Диаграмма сложения векторов МДС катушек статора при распределенной обмотке

или в более общем виде (заменяя число три величиной q) Fi = 0,9/w sin sin (a/2)I.

Сравнивая между собой (2.4) и (2.5а), можно установить, что амплитуда первой гармоники результирующей МДС при распределенной обмотке отличается от соответствующей величины при сосредоточенной обмотке только множителем

= sin (gal2)/[q sin (а/2)], (2.6)

называемым коэффициентом распределения обмотки для первой гармоники. Этот коэффициент равен отношению векторной суммы МДС, создаваемых катушками, расположенными во всех пазах данной фазы, к их алгебраической сумме. Если увеличить число q в пределах некоторого заданного угла e=qa, то в идеализирован-

ВЫБОР ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ И РАСЧЕТ ОБМОТКИ СТАТОРА

Расчет асинхронных машин начинают с определения главных размеров: внутреннего диаметра статора D и расчетной длины воздушного зазора ld. Размеры D и ld связаны с мощностью, угловой скоростью и электромагнитными нагрузками выражением машинной постоянной:

. (1.1)

Расчет проводят, задаваясь на основании имеющихся рекомендаций значениями электромагнитных нагрузок (A и Bd), коэффициентов (ad, kB и kоб), и приближенно определяют расчетную мощность Р ’ . Остаются два неизвестных (D и ld), однозначное определение которых без дополнительных условий невозможно. Таким условием является отношение l=ld/D.

Читать еще:  Шум при работе двигателя опель астра

У большинства выполненных асинхронных двигателей общего назначения отношение l изменяется в достаточно узких пределах, характерных для заданного исполнения и числа полюсов машины. Это позволит однозначно определить главные размеры, исходя из (1.1).

Выбор главных размеров проводят в следующей последовательности.

Высоту оси вращения предварительно определяют по рис. 1.7, а или б для заданных P2 и 2р в зависимости от исполнения двигателя.

Затем из ряда высот осей вращения (табл. 1.6) берут ближайшее меньшее стандартное значение h.

Наружный диаметр статора Dа берут из второй строки табл. 1.6 в зависимости от выбранной высоты оси вращения.

Приведенные в таблице наружные диаметры статоров для каждой из h нормализированы и соответствуют данным серии асинхронных машин 4А. При выбранном значении h изменение Dа в меньшую сторону нецелесообразно, так как при этом возрастут электромагнитные нагрузки. Увеличение Dа при той же h требует тщательной конструкторской и технологической проработки, доказывающей возможность такого изменения.

Внутренний диаметр статора D определяется по приближенному выражению:

. (1.2)

Коэффициент КD (табл. 1.7) характеризует отношения внутренних и наружных диаметров сердечников статоров асинхронных двигателей серии 4А при различных числах полюсов.

Далее находят полюсное деление t, м,

t=pD/2p. (1.3)

и расчетную мощность Р ’ , Вт,

, (1.4)

где Р2 мощность на валу двигателя, Вт;

kE отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, которое может быть приближенно определено по рис. 1.8.

Предварительные значения h и cosj, если они не указаны в задании на проектирование, могут быть взяты по кривым рис. 1.9 и 1.10, построенным по данным двигателей серии 4А.

Предварительный выбор электромагнитных нагрузок А, А/м, и Вd,Тл, должен быть проведен особо тщательно, так как они определяют не только расчетную длину сердечника, но и в значительной степени характеристики машины.

Рекомендации по выбору А и Bd, представлены в виде кривых на рис. 1.11—1.13.

Коэффициент полюсного перекрытия ad и коэффициент формы поля kB в асинхронных машинах определяются степенью уплощения кривой поля в зазоре, возникающей при насыщении зубцов статора и ротора. Значения коэффициентов предварительно принимают равными:

ad = 2/p»0,64; kB = p/2 = 1,11.

Рис. 1.7 Высота оси вращения h двигателей серии 4А различной мощности и частоты вращения.

а — со степенью защиты IP44; б — с IP23.

Рис. 1.8 Значения коэффициента KE.

Рис. 1.9 Примерные значения КПД и cosj асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44.

а — двигателей мощностью до 30 кВт;

б — двигателей мощностью до 400 кВт.

Рис. 1.10 Примерные значения КПД и cosj асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP23.

Высоты оси вращения электрических машин (по ГОСТ 13267-73) и соответствующие им наружные диаметры статоров асинхронных двигателей серии 4А

h, мм
Da, м0,0890,10,1160,1310,1490,1680,1910,225
h, мм
Da, м0,2720,3130,3490,3920,4370,5300,5900,660

Отношение КD=D/Dа в двигателях серии 4А при различных числах полюсов

2p8-12
KD0,52-0,570,64-0,680,70-0,720,74-0,77

Расчетная ширина радиальных каналов при bk=10 мм

d, мм1,51,61,71,81,92,02,53,0
, мм7,37,17,06,96,86,76,25,7

Зубцовое деление статора при прямоугольных пазах t1, м

Полюсное деление t, мНапряжение, В
до 660
0,40,020-0,0280,026-0,0320,028-0,038

Рис. 1.11 Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44.

а — при высоте оси вращения h£132 мм; б — при h=160¸250 мм; в — при h³280 мм с продуваемым ротором.

Предварительное значение обмоточного коэффициента kоб1 для однослойных обмоток kоб1=0,95¸0,96, для двухслойных и одно-двухслойных обмоток при 2р=2 kоб1=0,90¸0,91 и при большей полюсности kоб1=0,91¸0,92.

Рис. 1.12 Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP23.

а — при высоте оси вращения h=160¸250 мм; б — при h³280 мм.

Рис. 1.13 Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей высокого напряжения со степенью защиты IP23 при U=6000 В.

Рис. 1.14 Отношение l=ld/t у двигателей серии 4А.

а — со степенью защиты IP44; б — с IP23.

Синхронная угловая скорость вала двигателя W, рад/с, рассчитывается по формуле

или , (1.5)

где n1 — синхронная частота вращения, об/мин;

f1 — частота питания, Гц.

Из (1.1) с учетом значения ad расчетная длина воздушного зазора, м,

. (1.6)

Отношение l = ld/t должно находиться в пределах, показанных на рис. 1.14 для принятого исполнения машины. Если l оказывается чрезмерно большим, то следует повторить расчет для ближайшей из стандартного ряда большей высоты оси вращения h. Если l слишком мало, то расчет повторяют для следующей в стандартном ряду меньшей высоты h.

Для расчета магнитной цепи помимо ld необходимо определить полную конструктивную длину и длину стали сердечников статора (l1 и lст1) и ротора (12 и lст2). В асинхронных двигателях, длина сердечников которых не превышает 250—300 мм, радиальных вентиляционных каналов не делают. Сердечники шихтуются в один пакет. Для такой конструкции

В более длинных машинах сердечники подразделяют на отдельные пакеты длиной 40—60 мм. Крайние пакеты могут быть более длинными. В двигателях с литой короткозамкнутой обмоткой ротора число пакетов из-за сложности заливки уменьшают и пакеты выполняют более длинными.

Стандартная ширина радиального воздушного канала между пакетами Ьк=10 мм. Число пакетов nпак и их длина lпак связаны с расчетной длиной следующим соотношением:

целое число. (1.8)

При этом число радиальных каналов nк=nпак1.

Длина стали сердечника статора в таких машинах

или при пакетах разной длины

Конструктивная длина сердечника статора

Окончательное значение ld для мащин с d ’ d, (1.14)

.

Конструктивную длину сердечника ротора в машинах с h 2 , определяют, исходя из тока одной параллельной ветви и допустимой плотности тока в обмотке:

С точки зрения повышения использования активных материалов плотность тока J1 должна быть выбрана как можно большей, но при этом возрастают потери в меди обмотки. Увеличение потерь сказывается, во-первых, на повышении температуры обмотки и, во-вторых, на КПД двигателя.

Нагрев пазовой части обмотки зависит от произведения линейной нагрузки на плотность тока (AJ)Поэтому выбор допустимой плотности тока производят с учетом линейной нагрузки двигателя:

Читать еще:  Что такое тяговая характеристика тягового двигателя

J = (AJ)/A. (1.25)

Значения AJ для асинхронных двигателей различного исполнения и мощности приведены на рис. 1.16.

Рис. 1.16 Средние значения произведения (AJ) асинхронных двигателей.

а — со степенью защиты IP44, h£132 мм; б — то же при h=160¸250 мм; в — то же при h=280¸355 мм (при продувном роторе); г — со степенью защиты IP23; при h=160¸250 мм; д — то же при h=280¸355 мм; е — то же при U=6000 В.

В обмотках, предназначенных для механизированной укладки, диаметр изолированного провода обычно берут не более 1,4 мм, а при ручной укладке (двигатели с h>l60 мм) — не более 1,7 мм.

Если расчетное сечение эффективного проводника в машинах со всыпной обмоткой выше значений, соответствующих указанным диаметрам, то эффективный проводник разделяется на несколько элементарных. Для этого по табл. П.28 подбирается сечение qэл и число элементарных проводников nэл, составляющих один эффективный, таким образом, чтобы диаметр dэл элементарных проводников не выходил за указанные пределы, а их суммарная площадь сечения была близка к расчетному сечению эффективного проводника:

В современных машинах стремятся уменьшить число элементарных проводников в одном эффективном до 5—6, а в обмотке, предназначенной для механизированной укладки, до 2—3, для чего увеличивают число параллельных ветвей. В двухполюсных двигателях nэл увеличивают, поскольку число параллельных ветвей в них не может быть более двух.

После окончательного выбора qэл, nэл и а следует уточнить плотность тока в обмотке, которая может несколько измениться по сравнению с предварительно принятой при подборе сечений элементарных проводников:

(1.27)

Корректировка, которая может потребоваться в ходе последующего расчета, как правило, не вносит существенных изменений в полученные данные.

Обмотка статора электродвигателя

обмотке якоря машины постоянного тока число витков секции стремятся сделать по возможности небольшим. Причина этого в том, что секция якоря при коммутации размыкается и замыкается и в ней возбуждается нежелательная э. д. с. самоиндукции, тем больше, чем больше число витков.

Статор асинхронного двигателя не имеет коллектора, размыканий секций при работе не происходит и их число витков можно брать значительным, что особенно важно для получения большой э. д. с. обмотки.

На рис. 10-9 показана секция обмотки статора, имеющая четыре витка. Однако, если число витков секций велико, то паз получается большим, а поверхность сердеч ника б лагодаря этому число пазов увеличивается, величина паза уменьшается, а сталь сердечника используется лучше.

Рис. 10-9. Секция обмотки статора.

Все провода секций изолируются вместе и в дальнейшем секция будет изображаться одновитковой, независимо от числа ее витков (рис.10-11).

При постоянной, частоте тока, проходящего в обмотке, скорость вращения магнитного потока зависит только от того числа пар полюсов, на которое построена обмотка статора.

Рис. 11-10. Соединение двух секций обмотки статора.

Так, при f = 50 гц и при р — 1,2, 3, 4 и т. д. скорости вращения потока будут соответственно п1 = 3 000, 1 500, 1 000, 750 об/мин и т. д. Кроме того, при заданном р на каждый полюс от каждой фазы должно, очевидно, приходиться некоторое число пазов. Тогда все число пазов статора должно быть равно:

z = 2pmq,

где 2 р — число полюсов или полюсных делений (полюсное деление — расстояние между серединами двух разноименных, рядом лежащих полюсов всегда равное 180 эл. град);

Рис. 10-11. Обозначение секций.

m — число фаз обмотки;

q — число пазов на полюс и фазу, т. е. число пазов, занятых каждой фазой на каждом полюсном делении.

Пусть 2p = 2, т — 3, q = 2. Число пазов статора согласно формуле (10-2) получается 12. В каждом пазу находятся две активные стороны секции и, следовательно, число секций тоже 12. Так как обмотка трехфазная, то каждая фаза состоит из четырех секций, образующих две катушки, имеющие каждая по две секции, соединенные последовательно (рис. 10-11). Обмотка, как обычно принято, изображена на рис. 10-12 в развернутом виде, так как дисковое изображение (рис. 10-8), даже для простейших схем, чертить затруднительно.

На развертке окружности (рис. 10-12) показаны зоны двух полюсных делений т. На каждом полюсном делении каждая фаза занимает два паза, т. е. q — 2, поэтому легко разметить пазы, принадлежащие отдельным фазам. Если произвольно принять, что пазы 1, 2 принадлежат фазе A, то следующие два паза этой же фазы могут быть только на втором полюсном делении, т. е. сдвинуты на 180 эл. град. Это будут пазы 7, 8. Разметка делается по верхнему слою активных сторон секций.

Рис. 10-12. Развертка двухслойной обмотки

Так как э. д. с. секций 1, 2 и 7, 8, соединенных в катушки, должны складываться, то соединение сделано так, как показано на рис. 10-10 и 10-11. Теперь эти две катушки должны быть соединены в обмотку фазы А. Однако катушки размещены на разных полюсных делениях, и, следовательно, их э. д. с. сдвинуты по фазе на 180°. Таким образом, чтобы получить э. д. с. фазы

надо конец катушки 7—2 соединить с концом катушки 7—8, что и сделано на рис. 10-12. Если принять за начало фазы А провод, выходящий из паза 1, то конец фазы X будет выходить из паза 7.

Начало фазы В будет в пазу 5, т. е. сдвинутым относительно начала фазы А на 2 /3 , или 120 эл. град. Фазе BY принадлежат пазы 5, 6 и 11—12. Начало фазы С располагается в пазу 9, т. е. со сдвигом еще на 2/3 т. Фазе CZ принадлежат пазы 9, 10 и 3, 4. Соединения второй и третьей фаз на рис. 10-12 не показаны, а размечены только начала В, С и концы Y, Z. Для присоединения к питающей сети обмотки статора соединяются, как и у трансформатора, в звезду или в треугольник.

Статья на тему Обмотка статора электродвигателя

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector