Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Mazda RX-8

Mazda RX-8. Р-РОТОР-Р

Mazda осталась единственным производителем, который выпускает машины с роторно-поршневыми силовыми агрегатами. Последнее детище японцев — RX-8 с мотором Renesis

Mazda осталась единственным производителем, который выпускает машины с роторно-поршневыми силовыми агрегатами. Последнее детище японцев — RX-8 с мотором Renesis.

Рекламный слоган RX-8 гласит: «Переворот. Иное измерение». И вправду, чтобы решиться на покупку этого автомобиля, необходимо многое поменять в собственном сознании. Первым камнем преткновения станет тот самый двигатель, ставший лучшим на планете. К сожалению, у людей сложилось мнение, что роторно-поршневые двигатели (РПД) ненадежны и быстро выходят из строя. И еще неприятность: расход топлива и масла выше, чем у обычных двигателей внутреннего сгорания. Что касается последних утверждений, то они сомнений не вызывают. А вот по поводу надежности можно поспорить. Японским инженерам удалось создать мотор, ресурс которого до капитального ремонта составляет 300 тыс. км.

Нельзя отказать RX-8 и в функциональности. В отличие от многих спортивных купе, в этот автомобиль помещаются четверо. Вдобавок машина обладает внушительным багажником. О том, что под капотом стоит двигатель Ванкеля, конструкторы напоминают пов

сюду. Соответствующие шильдики присутствуют на дефлекторах под решеткой радиатора, капоте, заднем противотуманном фонаре. Даже форма подголовников повторяет очертание ротора.

Салон отличается продуманной эргономикой. С непривычки новичку внутреннее пространство кажется тесным. Но затем происходит адаптация. Посадка за рулем, а также наличие высокого центрального тоннеля между сиденьями первого и второго рядов, создают атмосферу спортивности. Приборы (во главе которых стоит тахометр), утопленные в глубокие колодцы, датчики давления масла и маленький короткоходный рычаг КП буквально кричат о том, что ты находишься в кокпите гоночного болида. Все так близко и под рукой.

Поворот ключа зажигания, и салон наполняется ощутимыми вибрациями. Все органы управления отличаются резкостью и жесткостью. Упругий руль, не сопротивляясь, передает рукам неровности дороги. Ручка коробки передач перемещается, словно по прорезям в железной пластине. Педаль газа на легкое, несильное нажатие отзывается моментальным скачком оборотов. Все это заставляет находиться в постоянном напряжении, контролируя железного коня, пытающегося вырваться на волю.

Включаем первую передачу, отпускаем педаль сцепления и ощущаем сильный толчок в спину. Возникающую перегрузку можно сравнить с шуточным полетом на реактивном самолете. Разгон до 100 км/ч занимает 6,4 с. После того как стрелка тахометра пересекает пятитысячную отметку, ускорение начинается с новой силой. Такова особенность ротора. Через несколько секунд навязчивый сигнал уведомит о скором срабатывании ограничителя оборотов. Несмотря на то что тяги хватает в широком диапазоне оборотов (от 3000 до 8000 мин-1), переключать передачи хочется постоянно.

Начал накрапывать дождь. Пора остепениться. Задний привод вкупе с огромной тягой силового агрегата то и дело пытается пустить машину в занос. Благо наша Mazda оснащена системой DSC, которая при малейшем подозрении на опасную ситуацию резко и бесцеремонно гасит тягу и предотвращает ошибки водителя. Может, оно и к лучшему. Оседлать 232 лошадиных силы на скользкой дороге под силу не каждому.

Если водитель полностью уверен в своих силах и отключает DSC, то количество адреналина в крови возрастает одновременно с увеличением скорости. А затем показания приборов и картинки за окном меняются с калейдоскопической быстротой. Брошено сцепление, и машина, виляя кормой, устремляется вперед. Ограничитель, вторая… ограничитель, третья… поворот, контрсмещение. газ, скольжение, ручник, разворот. Дух захватывает от таких маневров. Стоп.

Не стоит забывать о том, что RX-8 не является настоящим спортивным автомобилем. Конечно, он прощает некоторые шалости, но необходимо точно чувствовать грань между «еще можно» и «уже нельзя».

А еще, экспериментируя на предельных оборотах, стоит хотя бы изредка поглядывать на датчик топливного бака. В противном случае дело может кончиться буксиром. Бензиновая стрелка передвигается к надписи «пусто» со скоростью счетчика такси. Нелишним является и указатель давления масла, который не просто дань стилю, а по-настоящему полезный прибор.

Право обладать эксклюзивным автомобилем недешево. В минимальной комплектации Mazda RX-8 стоит 44 900 долларов. За эти деньги вы получите машину с двигателем в 190 лошадиных сил и пятиступенчатой трансмиссией. За 49 900 долларов под капот поставят более мощный мотор в 232 л.с., работающий в сочетании с 6-ступенчатой коробкой передач. Помимо этого будут установлены ксеноновые фары и электрический люк.

+ Эффектная внешность, хорошие динамические пара­метры и безупречная управляемость.
– Большой расход топлива и масла, чрезмерно жесткая подвеска.

Технические характеристики Mazda RX-8

Кузов – 4-дверное купе
Снаряженная масса, кг – 1455
Габариты (длина/ширина/высота), мм – 4435/1770/1340
База, мм – 2700
Объем багажника, л – 290
Максимальная скорость, км/ч – 235
Время разгона до 100 км/ч, с – 6,4
Контрольный расход топлива, л/100км:
— городской цикл – 15,8
— загородный – 8,9
— смешанный – 11,4
Объем топливного бака, л – 61
Марка топлива – АИ-98
Двигатель:
— тип – РПД, двухсекционный
— рабочий объем, см3 – 1308*
— мощность, л.с. при мин-1 – 232/8200
— крутящий момент, Нм при мин-1 – 211/5500
Трансмиссия – механ., 6-ступ.
Тормоза (передние/задние) – дисковые, с АБС и EBD
Рулевое управление – реечное, с ЭУР
Размер шин – 225/45R18
Цена, $ – 49 900
* — Приведенный рабочий объем 2616 см3.

Откуда взялся этот ротор?

2003 Mazda RX-8
© Фото: 5 колесо

Конструкцию роторно-поршневого двигателя (РПД) разработал немецкий инженер Феликс Ванкель в 1957 году. Он старался добиться от ротора большей плавности работы в сравнении с обычным двигателем внутреннего сгорания, а также большей удельной мощности с единицы рабочего объема.

Вместо стандартного кривошипно-шатунного механизма Ванкель применил треугольный поршень роторного типа, закрепленный на валу. Эксцентрично вращаясь в камере в форме эпитрохоиды, в которой находятся свечи и впускные/выпускные отверстия, ротор создавал необходимое сжатие горючего.

2003 Mazda RX-8
© Фото: 5 колесо

Роторный силовой агрегат отличается компактностью и простотой конструкции. Однако с самого начала у РПД были две проблемы: высокий расход масла и топлива. Первые роторы потребляли 10 литров бензина на 100 км пробега и 5 литров масла на 1000 км пути. Несмотря на это, в 1967 году автомобиль Ro80 c РПД выиграл ралли по горам Германии.

Выпускались РПД и в нашей стране. В 1976 году на Волжском автозаводе появился первый отечественный ротор. А спустя шесть лет завод представил модель «21018» с двигателем «ВАЗ-311». Позже велись работы по созданию двухсекционных двигателей 411 и 413-х серий мощностью до 140 л. с. Однако сейчас РПД серийно в Тольятти не выпускаются.

Нико (владелец Mazda RX-8),
24 года, водительский стаж 4 года

— До RX-8 у меня было несколько обычных, гражданских машин, которые прошли определенную спортивную подготовку. Но нынешний автомобиль с роторно-поршневым двигателем — совсем другое дело. В принципе, он подходит и для повседневной езды, и для любительских автогонок вроде стритрейсинга. Плюс к тому автомобиль выделяется из общего потока и выглядит потрясающе. Несмотря на его безукоризненную внешность, я заказал другие бамперы, дополнительные пороги, установил иную систему выхлопа с мощными соплами. Естественно, изменился звук. Мне кажется, он стал еще агрессивней.
Я думаю, это отличный вариант для молодежи, которая хочет, чтобы их автомобиль выделялся из общей массы. RX-8 является удивительно удачным компромиссом между спортивной машиной и повседневным транспортным средством.

2003 Mazda RX-8
© Фото: 5 колесо

Александр (знаток РПД),
26 лет, водительский стаж 8 лет

— Мне приходилось сталкиваться с роторными двигателями. В основном это были моторы, выпускавшиеся до недавнего времени на АвтоВАЗе. Хочу прямо заявить, что РПД недооценен автомобилистами. У меня было несколько машин с двигателями Ванкеля. Противовесом большому расходу масла и горючего служат отличные тяговые характеристики, простота обслуживания и ремонта. А что касается ресурса, то современные отечественные РПД без труда ходят сто пятьдесят тысяч без капремонта. Не думаю, что обычные вазовские двигатели живут намного дольше. Возможности двигателя Renesis превосходят возможности модели RX-8. Налицо стремление инженеров сократить вредные выбросы, пожертвовав мощностью. Жаль. Если взять предшественницу, знаменитую RX-7, то она была намного интересней. В том числе и в плане управляемости. А RX-8 можно охарактеризовать как стильный молодежный автомобиль с претензией на спортивность.

Разбираем двигатель Mazda RX-8: сколько стоит роторное удовольствие?

После повышения таможенных пошлин в 2011 году любителям мощных заднеприводных автомобилей все труднее: старый автопарк изнашивается, а привезти в РБ что-то с большим мотором неприлично дорого. Тем не менее белорусам все еще доступна подержанная Mazda RX-8 с роторно-поршневым двигателем объемом всего 1,3 л и мощностью от 192 до 231 л.с. Стоит ли связываться с этим мотором, пытался выяснить Юрий Гладчук вместе со специалистами СТО.

У нас в ногах лежит компактный роторный мотор Mazda RX-8. Менее чем через час он будет полностью разобран, в процессе специалисты расскажут обо всех нюансах его эксплуатации и ремонта. Но перед этим — краткий ликбез о двигателе Ванкеля.

История техники

Немецкий изобретатель Феликс Ванкель в 20-х гг. XX века стремился упростить конструкцию двигателя, избавив его от большого количества деталей. Ему это удалось — в РПД отсутствуют кривошипно-шатунный механизм, поршни, клапаны и сложная система их привода. Роль цилиндра выполняет статор, имеющий форму эпитрохоиды (похоже на раздувшуюся в середине цифру 8). В роли поршня выступает трехгранный ротор. Вершинами он скользит по поверхности статора, образуя три замкнутые полости. В каждой из трех полостей за один оборот происходит 4 такта: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск — все как обычно. Ротор движется по сложной траектории, которую обеспечивают две шестерни. Одна из них, внутренняя, неподвижно закреплена на роторе и «обкатывает» неподвижную шестерню, закрепленную на боковой стенке статора. Сам ротор вращается на валу с эксцентриком. С этого вала и снимается крутящий момент двигателя. Впрочем, чтобы понять, как это работает, достаточно изучить данное видео.

В идеале все выглядит здорово: минимум деталей, максимум простоты и отдачи. По габаритам роторный мотор существенно меньше поршневых двигателей и занимает не так много места. При этом РПД способен выдерживать высокие обороты, вибронагруженность меньше. Из-за меньшего числа деталей двигатель имеет малую инертность, а значит в ответ на газ раскручивается моментально!

Но, как это часто бывает, недостатки роторного двигателя проистекают из его же достоинств. Неидеальная форма камеры сгорания — причина неэкономичности и высокого содержания вредных веществ в выхлопных газах. Расход топлива выше, чем у классических моторов. Кроме того, большая площадь камеры сгорания приводит к большей теплонагруженности мотора. Главным врагом любого роторного двигателя является износ апексов — уплотнителей между камерами сгорания. Этой очень маленькой пластине приходится принимать на себя огромные перепады температур и давления при небольшом пятне контакта с поверхностью камеры сгорания. Чтобы обеспечить нормальную смазку уплотнений, во впускной коллектор приходится дополнительно впрыскивать масло. А это повышенный расход масла и ухудшение экологических параметров. И прочее, прочее, прочее — о недостатках этого мотора можно говорить часами. Конструкция на первый взгляд вроде бы и проста, но нюансов здесь не счесть.

Многие автопроизводители в свое время отказались от разработок РПД, хотя патент на производство двигателя купили: Daimler-Benz, General Motors, Alfa Romeo, Nissan, Toyota. Серьезно роторами некоторое время занимался ВАЗ. А еще был такой автомобиль как NSU Ro 80, с 1967 года выпускавшийся несколько лет с роторным двигателем объемом 995 куб.см мощностью 113 л.с. Но в итоге только Mazda продолжила работы над совершенствованием конструкции Ванкеля, добившись весьма неплохих результатов. И сегодня мы на станции, специализирующуюся на ремонте двигателей Mazda RX-7 и RX-8.

Разборка

Перед нами мотор 13В. Его мощность — 192 л.с, пробег — около 180.000 км. Капитальный ремонт производился на 120.000 км. Владелец автомобиля приехал с жалобами на плохой запуск горячего двигателя и высокое потребление масла на угар. Самое время поговорить о ресурсе и стоимости ремонта.

— В США, Японии и странах Европы эти моторы проезжают без вмешательства около 200 тысяч километров, — рассказывает мастер специализированной СТО Вячеслав. — Но у нас ресурс мотора в среднем составляет 100 тысяч. Бывает и меньше, так как частенько они не получают должного обслуживания и качественного топлива. Первым признаком приближающегося капитального ремонта является повышенный расход масла, плохой запуск «на горячую» и низкий уровень компрессии. Перед покупкой такого автомобиля обязательно нужно пользоваться специальным компрессометром — компрессия не должна быть ниже 6,5 атмосфер. Стоимость работы по переборке двигателя — около 1000 долларов, ремкомплект — около 1500. Это при условии, что ни одна из секций, никакие крупные детали не пострадали. Если внутри большой износ, задиры или повреждения, то рекомендуется замена секции, стоимость которой составляет около 700 долларов. Если за мотором ухаживать, все делать своевременно, двигатель может проехать и 150 тысяч. Все очень прогнозируемо: достаточно через одну замену масла замерять компрессию — она должна составлять 6,5-8 атмосфер. Падает она постепенно, но ниже 6-6,5 атмосфер лучше не доводить, иначе одним ремкомплектом не обойдешься.

Бывают ситуации, когда стоимость ремонта может быть нецелесообразной. По словам Вячеслава, в таком случае из Америки можно заказать двигатель, который проходил капитальный ремонт в заводских условиях, при этом все основные детали в нем заменены на новые. От нового двигателя такой можно и не отличить. Его стоимость — около $4500. Из Японии можно заказать новый по цене около $6000-6500. Можно рассматривать и вариант б/у.

— Ресурс сильно зависит от того, как часто меняются «расходники» и какого они качества. Своим клиентам мы рекомендуем менять масло раз в 5 тысяч километров. Для разных рынков установлены разные интервалы: в Европе, например, они составляют 20 тысяч. Воздушный фильтр обязательно следует менять раз в 20 тысяч километров. В бак заливать только 95-й бензин, но лучше всего подходит 98-й, хотя это, конечно, дорого. Ведь топливо RX-8 потребляет нещадно: в городе 15 литров, а то и больше. Хотя я считаю, что расход вполне адекватен мощности двигателя.

Приступаем к разборке. Мастер обращает внимание на масляные форсунки. В РПД нет прямого контакта секций с поддоном, поэтому здесь масло принудительно подается в секции на такте впуска.

— Если их вовремя не поменять, это может плохо закончиться. Запомните: расход масла у роторного двигателя должен быть. Какой? Канистра оригинального масла вмещает 5 литров, заливаем 3,5 — полутора литров хватает на 5 тысяч километров. Это если все исправно. Если есть нюансы, расход может быть больше. Если расход меньше, это должно вызвать обеспокоенность — значит, проблема с форсунками. По статистике выхаживают они почти 50 тысяч километров.

В Mazda RX-8 установлен масляный радиатор, в зависимости от версии их может быть два или один. Нашему взору открывается масляный термостат. Масло не сразу попадает в радиаторы, а только лишь по достижении определенной температуры.

По словам Вячеслава, как и любой мотор, роторный 13В боится перегрева, но он случается нечасто — общая система охлаждения имеет объем 9,5 л, радиатор охлаждения немаленький.

Откручиваем поддон — взору предстает хитрая система противоотливов. На RX-8 можно смело участвовать в любительских трек-днях.

Масляный насос, по словам Вячеслава, очень производительный, есть два редукционных клапана сброса избыточного давления масла.

Снимаем крышку масляного насоса. Вячеслав говорит, что единственная цепь (привод масляного насоса) в этом моторе практически вечная, проблем с ней никогда не было.

Углубляемся. Двигатель крепится 19 болтами, которые зажимаются в определенной последовательности. У каждого болта есть сальник для предотвращения утечки антифриза. Откручиваем их.

А вот и сам ротор. В данном видеосюжете Вячеслав наглядно рассказывает о принципе работы РПД.

Специалист обращает внимание, что роль компрессионных колец здесь выполняют апексы.

— Проблема маленького ресурса заключаются в том, что уплотнения необходимо обеспечивать по трем плоскостям. А это сложно, поэтому изначально компрессия в РПД более низкая, отсюда много проблем. В старом RX-7 все получше. Турбированный роторный мотор этого автомобиля проходит больше 200 тысяч при условии грамотного обслуживания. У Mazda RX-8 высота апекса составляет 5,3 миллиметра, на 4,5 миллиметра рекомендуется замена, следовательно, на «жизнь» отводят 0,8 миллиметра. У RX-7 высота апекса составляет 8,1 миллиметра, стереться он может на 1,6 миллиметра. Поэтому ресурс занизили искусственно, мне кажется — чтобы попасть в экологические рамки и повысить оборотистость двигателя.

— Комплект из четырех специальных свечей стоит 100 долларов. Обычные использовать нельзя — можно сразу уничтожить двигатель. Менять их нужно раз в 30-40 тысяч километров. Главное не перепутать маркировку — свечи разные.

Спустя менее часа работы в спокойном темпе двигатель был полностью разобран. Проверка состояния деталей в двух секциях показала, что в первой сместился вкладыш ротора. В обеих секциях признаки повышенного расхода масла — выпускные окна наполовину закоксованы. Внутренние стенки секции имеют задиры.

Вячеслав утверждает, что капитальный ремонт двигателя нецелесообразен:

— Общий износ мотора высок, съехал вкладыш ротора, крупные узлы требуют замены. Если восстанавливать, то за такие деньги можно купить два подержанных мотора или один «ребилдинговый». Здесь нужно менять вал, вкладыши, прокладки, апексы, секции. То есть цена качественного восстановления такого мотора — около 4000 долларов. Но это еще не страшно. Бывает, апекс выпадает и наносит серьезные разрушения другим деталям. К слову, мотор может заводиться и ехать на одной секции. В этом плане, конечно, двигатель терпит страшные издевательства.

Есть ли смысл?

Вячеслав, помимо того что ремонтирует эти машины, сам на них ездит. Что он думает о них? Стоит ли покупать?

— У меня в семье есть и Mazda RX-7, и RX-8. На самом деле в этих автомобилях очень много хорошего. Ездить приятно: мотор эластичный, легко раскручивается до 9000 оборотов в минуту в зависимости от модификации. Управляемость великолепная, дизайн очень интересный. Нужно лишь вовремя менять «расходники», следить за состоянием форсунок и компрессией. Кроме двигателя, здесь все предельно надежно — с электрикой и ходовой частью нюансов в автомобиле нет. Выбор имеется — в стране появляется все больше Mazda RX-8. Можно смело покупать. Но стоит помнить, что такие машины недешево обслуживать, на последние деньги они не покупаются, хотя как раз купить не так дорого: за 15.000-16.000 долларов можно подобрать хороший экземпляр. Если все работает, роторная Mazda — сплошной позитив.

Раскрученное купе

Раскрученное купе
Фото: СЕРГЕЙ ШЕРСТЕННИКОВ
Mazda в России — компания двух хитов: Mazda 3 и Mazda 6. Оригинальное купе RX-8, которое скоро можно будет заказать у дилеров, третьим не станет по определению — не разлетится по России тысячами штук. Но это нисколько не умаляет достоинств, с которыми Mazda RX-8 выступает в секторе относительно недорогих спортивных автомобилей.

Mazda — уникальная компания. Она не прикладывает никаких видимых усилий по продвижению своей продукции в нашей стране, а сбыт растет такими темпами, что любой другой производитель позавидует. В 2004 году дилеры Mazda продали россиянам 8,5 тыс. автомобилей — в пять раз больше, чем в 2003 году! Могли бы и больше, но не позволили квоты, диктуемые производителем,— на эту марку повышенный спрос и в других странах, и завод в Хиросиме не успевает обслуживать всех желающих. В России 95% продаж пришлось на две из четырех представленных на нашем рынке моделей — Mazda 3 и Mazda 6.
Секрет успеха компании заключается в том, что ее массовые модели наделены яркой индивидуальностью. Mazda RX-8 — уж точно автомобиль «не как все». Главная техническая изюминка RX-8, роторный двигатель Ванкеля,— гордость Mazda. В нем нет привычных поршней в виде бочонков, вместо них работают два ротора треугольной формы, которые за один оборот совершают четыре такта, что позволяет приравнять 1300 «ванкелевских» кубиков объема к 2600 обычных. 1,3-литровый мотор в европейском исполнении High Power выдает 231 л. с. безо всяких, заметьте, турбин. Сегодня Mazda RX-8 — единственный в мире серийный автомобиль с роторным двигателем.
Кстати, АвтоВАЗ долгое время тоже экспериментировал с «ванкелем» и даже выпускал ограниченными сериями очень быстрые машины. Поначалу — заднеприводные для милиции и спецслужб, под конец — переднеприводные для любителей экзотики. Но кудесникам моторостроения из Тольятти так и не удалось добиться высокой надежности и сопоставимого с обычными двигателями ресурса.

Фото: СЕРГЕЙ ШЕРСТЕННИКОВ
У маздовских роторов стандартная гарантия по сроку службы, а среди недостатков обычно называют высокий расход масла. Но поскольку эта проблема не требует посещения сервиса, ее вряд ли можно назвать серьезной. А преимущества «ванкеля» очевидны: высокая мощность при небольшой массе, позволившей добиться на RX-8 идеальной развесовки по осям (50/50), и большой диапазон оборотов — до 9 тыс.
Mazda RX-8 — это спортивное купе. На то, что мест в нем не два, а больше, намекают четыре двери. Для купе это почти нонсенс. Но посмотрите на эти двери. Передние — полноценные, а задние — какие-то створки. Они открываются против движения (только при открытых передних дверях) и нужны по большому счету для удобства размещения багажа на заднем ряду.
Mazda RX-8 — очень правильная машина, если покупать ее для того, для чего она и была задумана: чтобы получать удовольствие от процесса управления. Версия RX-8 High Power (есть еще «стандарт») до 100 км/ч разгоняется за 6,4 сек. и имеет максимальную скорость 235 км/ч. Только успевай передачи переключать (коробка, кстати, работает изумительно четко). Увлеклись, не переключились — автомобиль напомнит о превышении оборотов коротким писком. Острое рулевое управление не позволит забыть, что вы находитесь в машине со спортивными амбициями: на скорости достаточно слегка качнуть руль, чтобы оказаться в соседнем ряду. Так что если вы любите расслабиться за баранкой — RX-8 явно не для вас.
На момент сдачи номера про Mazda RX-8 было известно практически все, кроме одного — цены, по которой российские дилеры должны начать в ближайшее время принимать заказы. По предварительным данным, розничная стоимость автомобиля будет в пределах $45-50 тыс.
СЕРГЕЙ ШЕРСТЕННИКОВ

Mazda RX-8 High Power
Тип кузова Четырехместное купе
Габариты (длина/ширина/высота, мм) 4435/1770/1340
Коробка передач 6-ступенчатая механическая
Двигатель, объем (л)/мощность (л. с.) 1,3/231
Максимальная скорость (км/ч) 235
Время разгона до 100 км/ч (сек) 6,4
Средний расход топлива на 100 км (л) 11,4
Цена Не определена
Конкуренты Honda S2000, Hyundai Coupe, BMW 330 Ci

PDF-версия

  • 82
  • 83
  • 84

Устройство и работа двигателя Mazda RX 8

Оригинальная концепция роторного двигателя, используемого в Mazda RX 8, принадлежит Феликсу Ванкелю и Вальтеру Фройде, создателям первой серийной машины таким мотором — NSU Spider (1957). Лицензию на производство роторно-подшипникового двигателя, или РПД, приобрели многие — General Motors, Toyota, Daimler-Benz и другие компании. Были выпущены модели Mercedes С111, Citroen GS Birotor и российский ВАЗ 21018. Наибольшего успеха добилась Mazda с серией RX (Rotor-eXperiment) и мотором Renesis.

Принцип и особенности работы роторного двигателя

В РПД Mazda RX 8 нет клапанов, поршней, кривошипно-шатунного механизма и сложной системы привода. Рабочей ёмкостью является статор в форме эпитрохоиды (чуть вдавленного по бокам овала). Подвижной частью служит ротор с тремя закруглёнными гранями. Вращаясь с помощью вала с эксцентриком, а также подвижной и неподвижной шестерни, он непрерывно создаёт в емкости статора 3 герметичные полости, в которых происходит впуск топлива, его сжатие, зажигание и выпуск. Преимуществами такого устройства являются:

  • минимум подверженных износу подвижных деталей;
  • размер и вес существенно меньше, чем у обычного ДВС;
  • высокая удельная мощность — прирост на единицу объёма бензина;
  • низкое время раскрутки, высокая отзывчивость на зажигание;
  • высокая температура выхлопа;
  • стойкость к высоким оборотам из-за меньшей нагрузки вибрацией;
  • плавные, негромкие, приятные уху рабочие шумы.

Опыт автопроизводителей, на данный момент свернувших производство машин с РПД (Mazda выпускала RX 8 до 2012 года), подсказывает, что не всё так гладко с работой этих моторов и их обслуживанием. Автомобили оказались довольно «прожорливыми» как по топливу, так и по маслу, обладают низким пробегом до перебора или замены мотора, их детали требуют сложного оборудования и высокопрочных материалов для производства.

Камеры сгорания здесь имеют значительную площадь и неоптимальную форму, что отражается на экономичности и расходе бензина. Элементом, обеспечивающим герметичность камер, служит апекс — упругая конструкция на углах треугольника ротора, с небольшой площадью поверхности контакта. Такие уплотнения нуждаются в дополнительном впрыске масла через впускной коллектор. Закономерным является их быстрый износ. Такая конструкция подвержена следующим недостаткам:

  • повышенный расход топлива при низких оборотах;
  • требовательность к высочайшему качеству бензина;
  • высокое загрязнение выхлопов из-за неоптимальных условий сгорания и присутствия масла;
  • неизбежный и очень быстрый износ апексов;
  • перегрев ротора, чреватый износом и выходом их из строя;
  • высокий расход и частая смена масла.

Профилактическое обслуживание и ремонт — большая проблема владельцев Mazda RX 8. Ресурс апексов предполагает переборку двигателя каждые 50 тыс. км пробега. И это несмотря на использование высокотемпературной стали. В реальности невозможен пробег более 100-150 тыс. км без капитального ремонта или замены. Производитель говорит о ресурсе в 300-400 тыс. км, но это лишь совокупная цифра, включающая все процедуры по ремонту и обслуживанию.

Другой важной проблемой является смазка. По сравнению с автомобилями на ДВС, масло здесь тает на глазах. На 1 тыс. км расходуется 600 мл масла, его замена нужна каждые 5 тыс. км пробега. Несвоевременная замена чревата поломками мотора, ремонт которого не всегда финансово целесообразен. В целом, механизмы и системы автомобиля требуют более ответственного подхода, чем с обычным ДВС.

Разборка двигателя и обзор деталей

Mazda RX 8 оснащена роторно-поршневым двигателем системы Renesis модели 13B мощностью 192 л.с. Тревожными признаками, которые должны побудить владельца заняться мотором, служит увеличение времени «горячего» запуска, повышение расхода масла и уменьшение компрессии. Последний параметр следует проверять и перед покупкой подержанной машины — она не должна быть ниже 6,5 атмосфер. В эксплуатации замерять рекомендуется через одну смену масла. «Вскрытие» движка обнажает следующие технические нюансы:

  1. Масляные форсунки. В этом двигателе отсутствует прямой контакт с поддоном, масло принудительно впрыскивается на впуске. Ресурс форсунок составляет около 50 тыс. км.
  2. Масляный радиатор. Один или два у разных модификаций. Масло попадает в радиаторы лишь достигнув некоторой температуры — в наличии масляный термостат.
  3. Система охлаждения. Склонность мотора к перегреву компенсируется её объёмом 9,5 л и внушительным радиатором.
  4. Снимаем поддон. В нижней части мотора имеется изощрённая противоотливная система.
  5. Масляный насос. Оснащён 2 редукционными клапанами сброса давления. Привод маслонасоса осуществляется цепью. Она достаточно надёжна и не вызывает проблем.
  6. Крепление осуществляется 19 болтами, оснащёнными сальниковыми уплотнениями. Сальник служит для предотвращения утечек антифриза.
  7. Ротор и уплотнения. Только при разборке очевидной становится хрупкость апексов. Проблема уплотнения усугубляется перепадами давления в двигателе.
  8. Свечи зажигания. Необходим только оригинальный или лицензионный комплект — обычные приведут к неисправимой поломке. «Родные» свечи промаркированы — нужно не перепутать их при установке.

Полезные советы по эксплуатации и ремонту мотора Mazda RX 8

Несмотря на некоторые особенности и сложности, Mazda RX 8 является превосходным и приятным в повседневном использовании автомобилем. Опытных водителей порадует отзывчивость, плавность и быстрая раскрутка мотора до 9 тыс. оборотов при низком шуме. Управляемость машины находится на наивысшем уровне, дизайн и компоновка — удобные и интересные. Остальные системы мало отличаются от оснащения машин с ДВС и выполнены максимально надёжно.

Из опыта автолюбителей стоит отметить использование специального масла, создающего защитную плёнку на внутренних поверхностях, сокращая износ двигателя. Для более тщательного контроля возможна установка дополнительной аппаратуры, показывающей давление и температуру масла, а также давление наддува.

Устанавливают также специальный адаптер двухтактного масла, чем достигается улучшение качества смазки, резкое уменьшение нагара на роторе и внутренне поверхности статора, а также снижение вредности выхлопа. Касательно последнего — рекомендуется замена выхлопной системы, иначе автомобиль не проходит экологические нормативы многих стран.

Популярностью пользуется установка ротора от модели RX 7, как более надёжного механически. Полная замена на ДВС возможна с трудом, ввиду существенного отличия и гораздо меньшего размера.

Ремонт двигателя непрофессионалами кране затруднителен. Да и не каждая СТО берётся за роторные системы, по причине отсутствия опыта и запчастей. Такую машину не купишь за последние деньги — расход бензина и смазки велик, обслуживание мотора в запущенном состоянии сопоставимо с покупкой нового. В тяжелых случаях рекомендуется изыскать возможность заказа моторов, восстановленных в заводских условиях. Чтобы избежать расходов — тщательно следите за работой механизмов, следуя рекомендациям выше.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Шерхан автоматический запуск двигателя по температуре
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector