Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно тормозить двигателем на механике

Как правильно тормозить двигателем на механике?

Стать профессионалом в вождении автомобиля поможет накопленный опыт, большой объем знаний и навыков. Одним из нюансов вождения является умение тормозить двигателем, которое особенно важно в случае отказа тормозной системы. Что это такое и как научиться тормозить двигателем рассмотрим в данной статье.

Что значит тормозить двигателем?

Двигатель машины разработан таким образом, что постоянно стремится к работе на холостых оборотах. Нажимая на газ, водитель заставляет ускорить работу двигателя, а после того, как водитель отпускает педаль газа, обороты снова минимизируются. Для машины, находящейся в движении на передачи, это означает снижение фактической скорости движения. Это называется торможением двигателя. Возможность снижать скорость движения без участия тормозной системы – очень важное умение, которое позволяет исключить вероятность блокировки колес, при торможении на скользкой трассе, а также в случае нарушений в работе тормозной системы избежать ДТП.

Правильный алгоритм торможения

Торможение двигателем в машине с механической коробкой передач нужно выполнять в следующей последовательности:

  1. Отпустить газ.
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. После снижения скорости перейти на более низкую передачу.
  4. После дальнейшего снижения скорости включить 1 передачу.

Важно! Неправильный выбор передачи может «убить» двигатель. Если скорость выбрана неверно, автомобиль начинает «клевать» носом, а тахометр отображает предельно максимальные значения, что создает дискомфорт для водителя и риск существенных поломок для машины.

Несоблюдение порядка перехода на более низкие передачи может привести к блокировке колес и заносу транспортного средства. Кроме того, увеличивается износ двигателя и велика вероятность поломок отдельных его частей.

Двигаясь на 5-6 передаче, переключаться нужно сразу на 3, поскольку переключение на 4 передачу даст достаточно слабое замедление. Двигаясь на 3-4 передаче, потребуется переход сразу на 2. Для щадящего перехода имеет смысл сделать «перегазовку».

Окончательная остановка автомобиля выполняется с помощью тормозной системы, когда скорость транспортного средства снизилась до 5-10 км/час.

Насколько эффективен данный способ?

Эффективность такого способа торможения зависит от многих факторов, ключевыми из которых является опыт водителя, правильная оценка дорожной ситуации, техническое состояние автомобиля.

  1. Данный метод увеличивает устойчивость машины к заносу, поскольку колеса не блокируются колодками. Специалисты рекомендуют применять торможение двигателем в экстренных ситуациях, когда нужно предотвратить ДТП.
  2. Благодаря данному способу увеличивается срок службы тормозных колодок.
  3. Не наступает перегрев диска (или барабана) во время снижения скорости, а значит, отсутствует риск отказа тормозов.
  4. В случае отказа тормозов у водителя, торможение двигателем является единственным доступным способом остановить машину и избежать аварий.
  5. Автомобили, оснащенные системой АВS, в момент совершения торможения двигателем в экстренной ситуации могут потерять драгоценные секунды, поскольку система АВS справится лучше. Исключением является гололед на дороге, когда между этими двумя способами торможения следует выбрать торможение двигателем.
  6. Существует предположение, что наиболее эффективно торможение осуществляется на автомобилях с дизельным двигателем. Это связано с тем, что степень сжатия в цилиндрах в полтора раза выше. Однако, принципиальных отличий в скорости нет, поскольку торможение двигателем не дает большого замедления и обращать внимание на это предположение не стоит.

Расход топлива

Используя данный метод, можно не беспокоиться о перерасходе бензина, он останется таким же, как и при стандартной остановке авто.

Это обусловлено тем, что при снижении скорости, водитель не затрагивает акселератор и уровень подачи топлива в цилиндры равен нулю. После ускорения, бензин поступает в систему в обычном режиме.

В некоторых случаях, можно снизить потребление бензина, используя эффект наката. Если на пути автомобилиста встречается длительный спуск или светофор, для экономии топлива, можно поставить нейтральную передачу и «катиться» на холостой работе двигателя.

Вредит ли это автомобилю?

На просторах интернета достаточно распространено мнение о том, что торможение двигателем – процедура несущая существенный вред трансмиссии и мотору автомобиля. Однако, грамотное использование метода торможения двигателем и четкое следование рекомендациям – гарантия абсолютной безвредности. Повышение оборотов на короткие промежутки времени не могут привести к проблемам с двигателем.

Не нужно постоянно пользоваться этим способом, он для отдельных экстремальных ситуаций и будет актуален из соображений безопасности в определенные моменты.

Советы при торможении двигателем

  • важно следить за оборотами двигателя. В бензиновом ДВС обороты в 2.5 тысячи – это момент, когда водитель должен переходить на пониженную передачу. Следующий переход осуществляется в момент, когда тахометр показывает 1 тыс. оборотов;
  • эффективный переход осуществляется в том случае, когда автолюбителем используется ступенчатый, постепенный переход с использованием нескольких скоростей. Особенно важно осуществлять этот переход последовательно, этот маневр позволит снижать скорость плавно и уверенно;
  • переходя на новую передачу, необходимо сопровождать этот момент перегазовкой, что позволит существенно снизить нагрузки на КПП и диск сцепления, а также предотвратит рывки в движении;
  • не следует одновременно рулить и осуществлять торможение, это может привести к потери управляемости.

Подводя итоги, стоит заметить, что освоение техники торможения двигателем – это верное решение для каждого автомобилиста, особенно если он управляет автомобилем с механической коробкой передач. Самое главное стоит учесть, что грамотное использование данного метода не нанесет вреда техническому состоянию машины, за КПП и мотор переживать не стоит.

Читать еще:  Что такое пропуск зажигания в двигателе

Как правильно тормозить двигателем

Вкратце с понятием знакомы все, кто обучался вождению. Смысл состоит в снижении оборотов двигателя при включенной передаче. Водитель отпускает педаль газа, не выжимая при этом сцепление, подача топлива в двигатель сводится к минимуму, и он уже не отдает энергию, а принимает ее от трансмиссии, сопротивляясь инерции, стремящейся повысить частоту вращения. Чем ниже передача, тем быстрее гасится энергия, соответственно, эффективнее торможение двигателем.

КОГДА НУЖНО ТОРМОЗИТЬ ДВИГАТЕЛЕМ


Первое, что приходит в голову – при отказе штатной тормозной системы (например, когда провалилась педаль тормоза). Да, навыки торможения двигателем действительно пригодятся в случае неисправности, но это не единственный и даже не главный случай его использования.

Замедление без использования педали тормоза эффективно:

на скользких дорогах, чтобы избежать блокировки колес или неравного распределения тормозных усилий (рабочая тормозная система тормозит сначала передней осью);

на долгих спусках, когда штатное торможение чревато перегревом системы (на грузовиках и автобусах в этом случае даже предусмотрен специальный замедлитель – ретардер/интардер);

в случаях, когда дальнейшее движение запрещено (перед светофорами, ж/д переездами, таможенными пунктами), запрещающий сигнал виден издалека, и есть возможность плавно сбросить скорость.

Торможение двигателем в этих случаях можно применять как отдельно, так и комбинируя его со штатным торможением: если вы не можете эффективно снизить скорость или остановиться в необходимом месте, а также (чаще – в последнем случае) с движением накатом, то есть, на нейтральной передаче.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Легче всего понять алгоритм торможения двигателем на примере механической коробки передач. Для того, чтобы снизить скорость автомобиля, необходимо отпустить педаль акселератора (газа) и дождаться снижения оборотов двигателя, максимально приближая их к показателям для холостого хода.

Поскольку на прямой передаче (как правило, 4-й) и, тем более, повышенных (5-я и последующие) передаточное число слишком мало, эффективность торможения двигателем на них будет низкой. Поэтому необходимо переходить на низшие передачи – последовательно, чтобы не сорвать колеса в занос и не «перекрутить» двигатель, что может привести к серьезным поломкам.

При этом важно выбирать правильный момент при переключении передач, чтобы избежать излишнего тормозящего эффекта («клевков»), также пагубно сказывающихся на трансмиссии и двигателе. Сгладить этот неприятный эффект можно кратковременным поднятием оборотов педалью газа, впоследствии продолжив торможение двигателем.

Таким образом можно довольно эффективно снизить скорость автомобиля вплоть до полной его остановки, в финале воспользовавшись стояночным тормозом или заглушив автомобиль на передаче. Нужно учитывать, что тормозной путь при торможении двигателем получается очень большим, и его ни в коем случае нельзя рассматривать как вариант экстренного торможения.

Вопреки расхожему мнению, торможение двигателем эффективно не только на автомобилях с механической коробкой передач, но и с автоматической. Однако в последнем случае существуют определенные нюансы, в зависимости от типа АКПП. На коробках с возможностью ручного переключения (при помощи подрулевых лепестков или рычага селектора, переведенного в режим М) и на «роботах» процесс торможения практически не отличается от механики – необходимо также поочередно переключать передачи.

На АКПП классического планетарного (гидротрансформаторного) типа, некоторых вариаторах (CVT) возможность торможения двигателем зависит от их конструкции и, перед тем, как применять его, нужно изучить инструкцию. Часто в положении D при сбросе газа трансмиссия переходит в нейтральное положение, и автомобиль как бы движется накатом, а для полноценного торможения двигателем селектор нужно перевести в низшее положение: D2, S, L и похожие.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ


К плюсам вышеописанного метода торможения можно отнести, во-первых, снижение нагрузки на рабочую тормозную систему автомобиля и, как следствие, существенное увеличение ресурса комплектующих. Грамотное использование торможения двигателем и движения накатом может продлить срок службы тормозных колодок и дисков в 1,5-2 раза.

Во-вторых, метод положительно сказывается на расходе топлива. С целью экономии топлива наиболее эффективно применять торможение двигателем в городских условиях, при частых остановках на светофорах.

Из минусов следует отметить увеличение риска аварийных ситуаций (при торможении двигателем не загорается стоп-сигнал), повышенный износ двигателя, который не рассчитан на обратную работу и плохо переносит боковые нагрузки поршней. Также, несмотря на то, что метод призван бороться с заносами, при неправильном его применении риск увода автомобиля в сторону, наоборот, возрастает.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Торможение двигателем – дополнительный прием управления автомобилем, а не основной способ замедления автомобиля. Пользоваться им стоит «без фанатизма», в основном тогда, когда этого действительно требуют дорожные условия, или невозможно затормозить по-другому (например, при помощи стояночного тормоза). В остальных случаях лучше полагаться на штатную тормозную систему, специально сконструированную и оснащенную дополнительными функциями (АБС, антизанос и прочими).

Перед тем, как применять метод на практике, желательно потренироваться в спокойных условиях: на площадке, пустой дороге. Следует помнить, что один неверный шаг может привести к потерям, которые не смогут возместить годы экономии. Однако при любой неисправности вам всегда помогут грамотные и квалифицированные сотрудники СТО сети умных автосервисов Wilgood.

Читать еще:  Что означает двигатель без навесного оборудования

Экстренное торможение

Экстренное торможение — торможение, применяемое для остановки транспортного средства (автомобиля, поезда) при критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния. Оно реализует самое интенсивное замедление с учетом тормозных свойств транспортного средства, а также возможностей водителя (шофёр, машинист) применить традиционные или нетрадиционные приемы в зависимости от коэффициента сцепления колёс с путём и других внешних условий.

На сленге получило названия: дать (дёрнуть) петуха (на обычных поездах, из-за пятого [1] , «экстренного», положения рукояти крана машиниста), сорвать петлю (на метрополитене) [2] .

Содержание

  • 1 Экстренное торможение на автотранспорте
  • 2 Экстренное торможение на железнодорожном транспорте
  • 3 Экстренное торможение самолета на взлетно-посадочной полосе
  • 4 Примечания

Экстренное торможение на автотранспорте [ править | править код ]

Задача экстренного торможения состоит в остановке за минимальное время и при прохождении при этом минимального расстояния. Это связанные величины, так как чем эффективнее (быстрее) снижается скорость, тем меньшее время нужно на остановку, и тем меньший будет пройден тормозной путь.

На автотранспорте для экстренного торможения используется рабочая тормозная система. В связи с относительно малыми массами автотранспортных средств и массовым их изготовлением аварийной или экстренной тормозной системы конструкцией чаще всего не предусматривается (за исключением механического стояночного (ручного) тормоза). Эффективность экстренного торможения на автотранспорте зависит в первую очередь от действий водителя и дорожной обстановки: скорости реакции, правильности действий, состояния шин и дорожного покрытия, и во вторую очередь от дополнительных систем, которые усовершенствовали тормозную систему, такими как например антиблокировочная система тормозов (ABS — англ. Anti-lock Braking System ). Современные тормозные системы, использующие пневматические или гидравлические тракты и вакуумные усилители, позволяют при относительно небольшом усилии на педаль тормоза передать большое усилие на тормозную колодку, достаточное для блокировки вращение колеса. Блокировка же вращения колес переводит торможение за счет трения между тормозными колодками и дисками или барабанами в трение скольжения между шинами и поверхностью (дорогой), по которой двигается автомобиль. Такое скольжение называется движением юзом. Трение скольжения между малой поверхностью шины и дорогой в их пятне контакта значительно меньше, чем трение в тормозной системе, что приводит к уменьшению эффективности торможения, снижению замедления, увеличению времени торможения и тормозного пути. Также при блокировке теряется контроль за направлением движения, так как транспортное средство скользит в последнем заданном направлении, двигаясь по инерции.

Навык водителя состоит в умении совместить максимальное усилие на колодки при торможении и сохранении колесами вращения (отсутствии блокировки). При отсутствии ABS это достигается совмещением торможения двигателем и торможения за счет нажатия на педаль тормоза (используя тормозную систему), а также импульсным нажатием и отпусканием педали тормоза.

Экстренное торможение на железнодорожном транспорте [ править | править код ]

При применяемых на современных поездах воздушных (пневматических) тормозах экстренное торможение происходит путём выпуска сжатого воздуха из тормозной магистрали, в результате чего воздухораспределители, установленные на каждой единице подвижного состава (вагон, локомотив), реагируют на резкое падение давления в магистрали и направляют в тормозные цилиндры сжатый воздух из запасных резервуаров, тем самым приводя к срабатыванию тормозов поезда [3] . Такой метод применяется прежде всего потому, чтобы тормоза сработали при разрыве поезда, предотвращая тем самым транспортное происшествие. На имитации разрыва поезда основаны и действия таких устройств, как стоп-кран и автостоп — при их срабатывании тормозная магистраль соединяется напрямую с атмосферой, что приводит к падению давления в магистрали. Также, путём открытия тормозной магистрали применяет экстренное торможение и машинист, устанавливая рукоять крана машиниста в крайнее положение.

Стоит отметить, что как и в случае с автотранспортом, блокирование колёс поезда при экстренном торможении увеличивает тормозной путь, так как в данном случае коэффициент сцепления пары сталь-сталь весьма низок, к тому же традиционные тормоза малоэффективны при высоких скоростях. Поэтому, помимо пневматических тормозов, зачастую используют и электрические, то есть торможение электродвигателями. Сочетание обоих типов торможения активно применяется на электропоездах с электрическим торможением (ЭР6, ЭР22). Однако совместное применение пневматических и электрических тормозов может ещё больше блокировать колёса, поэтому на многих локомотивах схемой предусмотрено полное отключение тяговых двигателей при экстренном торможении.

Не менее эффективным при экстренном торможении оказывается и применение магнитных тормозов: вихретоковый и магниторельсовый, которые позволяют сократить тормозной путь до 40 %. В первом случае тормозной момент образуется за счёт взаимодействия переменного магнитного поля с металлическим диском, укрепленным на оси колёсной пары, такой метод применяется при высоких скоростях. При втором типе тормоза тормозная сила образуется за счёт прижатия шероховатых колодок напрямую к рельсам, при этом сила нажатия повышается за счёт магнитного поля. Такой тип тормоза эффективен при средних и низких скоростях и даже на загрязнённых рельсах, поэтому активно применяется на высокоскоростных поездах, а также городском трамвае (позволяет предотвратить транспортное происшествие).

Читать еще:  В какую сторону крутится двигатель юмз

Экстренное торможение самолета на взлетно-посадочной полосе [ править | править код ]

В случае прерванного взлета экипаж самолета производит экстренное торможение, используя все доступные средства снижения скорости: тормозные механизмы шасси, интерцепторы, воздушные тормоза, реверс тяги двигателей, тормозные парашюты. Экстренное торможение самолета может выполняться и при посадке в случае недостаточной длины взлетно-посадочной полосы (обычно, при вынужденной посадке на аэродроме несоответствующего класса), посадки с перелетом, при посадке с повышенной скоростью (например, при отказе механизации крыла) или при обнаружении на взлетно-посадочной полосе препятствия.

Торможение двигателем и в каких случаях оно применяется

Торможение двигателем и в каких случаях оно применяется

Современные системы торможения

Сегодня современные тормозные системы выпускаются с электронными помощниками:

  • ABS – антиблокировочная система (препятствует блокированию колес при экстренном торможении);
  • ASR – антипробуксовочная система (препятствует проскальзыванию ведущих колес при старте на скользком покрытии);
  • ESP – электронная система динамической стабилизации автомобиля (в ней объединены две системы ASR и ABS).

Эти тормозные системы очень эффективны, но нужно знать и еще об одном способе торможения, а именно, торможение двигателем.

Давайте разберемся, что такое торможение двигателем, в чем особенность торможения двигателем и как оно выполняется.

Что такое торможение двигаетелем?

Торможение двигателем – это торможение, при котором автомобиль снижает скорость без нажатия водителем на педаль тормоза (т.е., без применения тормозных механизмов).
Торможение двигателем возможно только при механической коробке переключения передач.

Применение торможения двигателем

Торможение двигателем можно применять в трех случаях:

  1. На скользких дорогах. На скользкой дороге автомобиль при торможении (даже с ABS) может занести. Поэтому торможение двигателем на таких дорогах позволит сохранить устойчивость и управляемость автомобилем.
  2. На длинных затяжных спусках. Причем, чем ниже передача, тем эффективнее торможение двигателем. Такое торможение на затяжных спусках не вредит мотору. На длинных затяжных спусках торможение двигателем исключает перегрев тормозных механизмов. При длительном торможении (нажатии на педаль тормоза) в тормозной системе колодки могут нагреться докрасна. Это может привести к снижению эффективности торможения и даже выходу из строя тормозной системы.
  3. При отказе рабочей тормозной системы. При отказе тормозов, необходимо последовательно переключать скорости с 5-й передачи, на 4-ую, 3-ую, 2-ую и на 1-ую, а для полной остановки машины просто затянуть ручник либо выключить зажигание.

Как курсанту понять, что такое торможение двигателем и как его выполнить? Очень просто. Даже на первых практических занятиях курсанта в автошколе при движении в городском потоке можно понять, что такое торможение двигателем. Включаете первую передачу, начинаете движение, надавили на педаль газа и разогнали машину, а затем резко отпустите педаль газа, машина снизит скорость за счет двигателя, а не за счет тормоза. Вот это и будет торможение двигателем.

Порядок действий при торможении двигателем

Теперь разберем порядок выполнения действий при торможении двигателем, когда автомобиль движется на большой скорости, например на четвертой передаче.
Последовательность действий следующая. Вы едете на 4-й передаче со скоростью 70 км/ч, нажимаем на педаль сцепления, переключаем на 3-ю скорость, машина снижает скорость. Далее нажимаем на педаль сцепления, переключаем на 2-ю скорость, машина еще интенсивнее снижает скорость, затем опять нажимаем на педаль сцепления, включаем 1-ую передачу, она еще интенсивнее снижает скорость. Чем передача ниже, тем интенсивностьторможения будет сильнее.
При торможении двигателем не загораются стоп-сигналы. Поэтому для безопасности движения необходимо несколько раз кратковременно нажать на педаль тормоза для информирования участников движения, движущихся сзади либо просто нажать на «аварийку».

При обучении вождению в городском потоке, особенно на первых занятиях, у курсантов возникает следующая ошибка, вызванная непреднамеренным торможением двигателя. Курсант включает 1-ую передачу, разгоняет машину до 20 км/ч, нажимает педаль сцепления, включает 2-ую передачу, разгоняет машину до 40 км/ч. Следующая передача должна быть третья, но курсант в начале обучения часто путает первую и третью передачу, т.е. вместо третьей передачи, включает первую. При этом машина стремительно снижает скорость (идет очень резкое торможение двигателем). Можно даже клюнуть носом о руль. Такое торможение очень опасно из-за движущихся сзади машин, водители которых рассчитывают, что вы будете разгонять свой учебный автомобиль и включите 3-ую передачу. Он не видит, что загораются стоп-сигналы (они загораются только при нажатии на педаль тормоза), что в результате может привести к ДТП. Если вдруг такое случилось, нужно сразу же нажать на педаль сцепления и включить 2-ую передачу, восстановив первоначальную скорость движения.

Автошкола «Профессионал» желает успешной сдачи экзамена в ГИБДД и удачи на дорогах!

Хотите записаться на обучение в автошколу, но у вас остались вопросы?
Позвоните нам по телефону +7 (902) 446-17-35
Или приходите в офис по адресам ул. Техническая 32, ул. Сибирский тракт 8Д, офис 210

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector