Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое забойный двигатель нефть и газ

Что такое забойный двигатель нефть и газ

ISSN 0130-3872

Научно-технический журнал

Издается с 1993 г.

Сентябрь 2020 г. 9 ( 333 ) Выходит 12 раз в год

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ БУРЕНИЯ

ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТ

ЗАКАНЧИВАНИЕ СКВАЖИН

БУРЕНИЕ НА МОРЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТАТЬЯХ

УДК 622.24 DOI : 10.33285/0130-3872-2020-9(333)-5-10

Повышение эффективности бурения скважин.
Часть II . ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА БУРЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ
МЕТОДОВ ТЕОРИИ ПОДОБИЯ (с. 5)

В.А. Шмелев, канд. техн. наук, старший научный сотрудник

ВолгоградНИПИморнефть, филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» в г. Волгограде

Ю.П. Сердобинцев, д-р техн. наук, профессор

Волгоградский государственный технический университет

e — mail : Serdobintsevyup @ mail . ru

Бурение большинства нефтяных скважин проводится по режимно-технологическим картам, которые составляются на основе данных о геологическом строении разрабатываемой площади (месторождения) и буримости пород. Большое количество случайных факторов (неустойчивость бурильной колонны, соударения, неравномерность работы бурового насоса и др.), физико-механические свойства и горно-геологические условия разрушения горных пород оказывают непосредственное влияние на эффективность бурения скважин.

Для уменьшения влияния этих воздействий и обеспечения устойчивого процесса бурения режимные параметры, определяющие требования эффективности к процессу, должны соответствовать экстремальным значениям критериев эффективности буровых работ.

С этой целью в качестве управляющих параметров предлагается использовать не отдельные факторы – физические величины, а совокупность факторов, т. е. обобщенных переменных. Решение задачи предполагается с использованием методов теории подобия и анализа размерностей.

Ключевые слова: переменные комплексного типа; теоремы подобия; критерии подобия; анализ размерностей; размерность физической величины.

УДК 622.24.051 DOI : 10.33285/0130-3872-2020-9(333)-11-14

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОМЫВКИ
ШАРОШЕЧНЫХ БУРОВЫХ ДОЛОТ (с. 11)

Николай Митрофанович Панин, канд. техн. наук,

Родион Михайлович Богомолов, д-р. техн. наук, профессор

Самарский государственный технический университет

443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Представлены результаты работы, направленной на дальнейшее совершенствование промывочных узлов шарошечных буровых долот. Проведен анализ работы шарошечных буровых долот, оснащенных гидромониторными промывочными узлами. Представлены специальные конструкции гидромониторных промывочных узлов, обладающих повышенной надежностью и эффективностью, предназначенных для оснащения шарошечного бурового инструмента. Предложенные в данной работе варианты конструкций промывочных узлов бурового инструмента позволят повысить эффективность работы шарошечных долот за счет большей надежности и работоспособности промывочных узлов, а также повышения качества очистки забоя от шлама и улучшения калибрования стенок скважины.

Ключевые слова: шарошечное буровое долото; промывочный узел; гидромониторная насадка; фиксирующие элементы.

УДК 622.245.422 DOI : 10.33285/0130-3872-2020-9(333)-15-17

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И МАГНИТНОГО ПОЛЕЙ
НА СКОРОСТЬ ОСАЖДЕНИЯ ЧАСТИЦ ТВЁРДОГО ТЕЛА
В ДОБЫВАЕМОЙ НЕФТЕПРОДУКЦИИ ИЗ ПЛАСТА (с. 15)

Анар Наиб оглы Зейналов, канд. техн. наук

НИИ «Геотехнологические проблемы нефти, газа и химии»

AZ1010, Азербайджан, г. Баку, ул. Диляры Алиевой, 227,

e — mail : anar . zeynalov13@hotmail.com

В статье рассматривается влияние электрического и магнитного полей на скорость осаждения частиц твёрдых тел в проводящей жидкости. Составлена гидродинамическая модель осаждения частиц твёрдых тел в нефти с учётом влияния электрического и магнитного полей. Выведена формула, позволяющая оценить влияние напряженности электрического и магнитного полей на скорость осаждения частиц в нефти. При этом установлено, что зависимость скорости осаждения частиц в нефти линейно зависит как от напряжённости электрического поля, так и индукции магнитного поля.

Ключевые слова: электрическое поле; магнитное поле; частицы твёрдого тела; нефть; скважина; осаждение частиц.

УДК 622.02 DOI : 10.33285/0130-3872-2020-9(333)-18-20

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКВАЖИННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДНЫХ
ЛОПАСТНЫХ НАСОСОВ (с. 18)

Валерий Анатольевич Костилевский, канд. техн. наук, начальник управления

ПАО «Нефтяная компания «Лукойл»

Владимир Владимирович Шайдаков, д-р техн. наук, профессор

Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ)

450062, Россия, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1,

e — mail : ljudvinickaja @ yandex . ru

Алла Ринатовна Аюпова, канд. техн. наук, ведущий инженер-технолог

В статье рассмотрены возможные причины отказа погружного электроцентробежного насоса. Приведен опыт компании «Лукойл» по производству оборудования на собственной производственной базе – его преимущества и недостатки. Описан метод повышения надежности погружного многоступенчатого насоса, используемого в скважинах с высоким содержанием газа и абразивных частиц в пластовой жидкости, за счет изменения конструкции ступени. Представлена ступень многоступенчатого лопастного насоса с камерой разгрузки, разработанная для уменьшения осевой нагрузки на колесо. Дано подробное описание конструкции. Приведены результаты промышленных испытаний усовершенствованных ступеней и рассчитан экономический эффект от внедрения и собственного производства данных элементов погружного электроцентробежного насоса.

Ключевые слова: отказ насоса; ступень насоса; погружной электроцентробежный насос; одновременно-раздельная эксплуатация; экономический эффект.

УДК 622.24.05 DOI : 10.33285/0130-3872-2020-9(333)-21-24

БЕЗОТКАЗНОСТЬ ВИНТОВЫХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (с. 21)

Владимир Владимирович Шайдаков, д-р техн. наук, профессор,

Валерий Андреевич Шулепов, канд. техн. наук,

Евгения Владимировна Шестакова, магистрант

Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ)

450062, Россия, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1,

e-mail: v1v2sh50@yandex.ru, genya252525@gmail.com

В статье представлена информация о винтовых забойных двигателях, материалах для их изготовления, показан равномерный износ винтовой пары при качественной очистке бурового раствора, а также гидроабразивный износ ротора при содержании механических примесей в жидкости до 3 %. Описаны результаты влияния хлоридов, попадающих в промывочную жидкость, на поверхность ротора, покрытую хромом. Показаны разрушение резины, развитие трещин и образование вырывов из-за циклической радиальной деформации в резиновой обкладке статора, даны рекомендации по предотвращению разрушения обкладки и повышению износостойкости винтовой пары. Даны рекомендации к использованию специальных клапанов для предотвращения гидроабразивного износа винтового забойного двигателя, которые конструктивно защищены от заклинивания в процессе работы в компоновке.

Ключевые слова: винтовой забойный двигатель; винтовая пара; обкладка статора; дефекты ротора; гидроабразивный износ; промывочная жидкость; беспружинный манжетный клапан.

УДК 622.244.443 DOI : 10.33285/0130-3872-2020-9(333)-25-36

КАЧЕСТВО ВСКРЫТИЯ БУРЕНИЕМ ПРОДУКТИВНЫХ
ТЕРРИГЕННЫХ ПЛАСТОВ ГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
ВЕРХНЕЛЕНСКОГО ПОДНЯТИЯ – БАЗОВАЯ ЗАДАЧА
В ЦИКЛЕ ЗАКАНЧИВАНИЯ (с. 25)

Андрей Гелиевич Вахромеев 1, 2, 3 , д-р геол.-минерал. наук, доцент, нач. геологического отдела, профессор, зав. лаб.,

Иван Дмитриевич Ташкевич 2 , аспирант,

Сергей Александрович Сверкунов 1, 2, 4 , главный технолог, доцент, инженер,

Орианда Александровна Брагина 5 , канд. хим. наук,

Иван Владимирович Горлов 2, 6 , начальник центра по разработке геологических проектов, аспирант,

Александр Сергеевич Смирнов 6, 7 , канд. геол.-минерал. наук, начальник центра по работе в Восточно-Сибирском регионе, доцент,

Анатолий Муталибович Мазукабзов 3 , д-р геол.-минерал. наук, в.н.с.

1 ООО «РН-Бурение», иркутский филиал

e — mail : dobro _75@ mail . ru

2 Иркутский национальный исследовательский технический университет

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

e — mail : vantash @ mail . ru

3 Институт земной коры СО РАН

664033, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 128,

e — mail : andrey _ igp @ mail . ru

4 Иркутский научный центр СО РАН

664033, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 134

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 29,

e — mail : a . e . bragin @ gmail . com

6 ООО «Газпром недра»

e — mail : i . gorlov @ nedra . gazprom . ru , a . smirnov @ nedra . gazprom . ru

7 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»

В статье рассмотрена геологическая позиция и дана характеристика слабопроницаемым терригенным коллекторам наиболее крупных газоконденсатных залежей – Ковыктинской, Хандинской в северной части крупного Верхнеленского поднятия, Иркутский амфитеатр. Доказано, что продуктивность скважин сильно зависит от подходов в первичном вскрытии. Представлены типы буровых растворов для первичного вскрытия слабопроницаемых продуктивных отложений. Проанализированы результаты применения данных растворов на скважинах уникального Ковыктинского месторождения, а именно полученный дебит пластового флюида после перфорации. Проведен анализ изменения коэффициента продуктивности скважин. На основе проведенных исследований авторами предложена новая система кольматирующего бурового раствора с использованием хризотил-асбеста для повышения продуктивности после первичного вскрытия. Данная технология позволяет значительно снизить показатель фильтратоотдачи, что, в свою очередь, снижает негативное влияние бурового раствора на продуктивность залежей и увеличивает их срок эксплуатации без применения каких-либо методов интенсификации. Приведены примеры приготовления кольматирующего раствора, представлены результаты исследования его фильтрационных показателей. Рассмотрена технология удаления образовавшегося кольматационного слоя путем обработки призабойной зоны пласта растворяющими агентами кислотно-солевой смеси.

Читать еще:  Что такое сапун двигателя kia sportage

Ключевые слова: первичное вскрытие; слабопроницаемые коллекторы; газоконденсат; парфеновский горизонт; фильтратоотдача; кольматирующий буровой раствор; хризотил-асбест; кольматационный слой.

УДК 622.245.6.05 DOI : 10.33285/0130-3872-2020-9(333)-37-41

СРАВНЕНИЕ ЗАБОЙНЫХ ФИЛЬТРОВ ДЛЯ НЕУСТОЙЧИВОГО КОЛЛЕКТОРА
С ВЫСОКОВЯЗКОЙ НЕФТЬЮ (с. 37)

Ван Хэнян, аспирант,

Татьяна Петровна Коротаева, канд. техн. наук, доцент,

Валерий Михайлович Подгорнов, д-р техн. наук, профессор

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65,

e — mail : wanghengyang 716@ mail . com

При формировании призабойной зоны ствола скважины в рыхлых коллекторах песчаника с высоковязкой нефтью необходимо учитывать то, что их дренирование будет сопровождаться выносом «песка». На экспериментальной установке проведено сопоставление эксплуатационных качеств (гидродинамические сопротивления потоку, фильтрующая способность и проницаемость фильтрующей системы) наиболее распространённых забойных фильтров. Установлено, что двухслойный комплекс фильтрующих сеток композитного фильтра обеспечивает эффективное задержание основной массы песка на внешней поверхности фильтра при относительно небольших перепадах давления. Среди исследованных фильтров наиболее эффективным для рыхлых песчаников блока Тайпин (Китай) оказался композитный фильтр.

Ключевые слова: композитные проволочные фильтры; задержание песка фильтром; забойные фильтры; перепад давления на фильтре; гидравлические сопротивления потоку.

УДК 622.242.4 DOI : 10.33285/0130-3872-2020-9(333)-42-47

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПРИ МОНТАЖЕ САМОПОДЪЕМНЫХ ПЛАВУЧИХ БУРОВЫХ УСТАНОВОК
НА ПРОЕКТНОЙ ПЛОЩАДИ (с. 42)

Владимир Юрьевич Близнюков, д-р. техн. наук, профессор, академик РАЕН

Натик Рамиз оглы Гаджиев, канд. техн. наук, консультант по бурению скважин

Умид Бабек Оперейтинг Компани

AZ1029, Азербайджан, г. Баку, просп. Г. Алиева, 121, СОКАР Тауэр, 8 этаж, Офис «Умид Бабек Оперейтинг Компани»,

Пригодность самоподъемных плавучих буровых установок (СПБУ) для конкретного проекта может быть определена только в том случае, если четко поставлены задачи данного проекта и правильно разработаны операции для их достижения. Параметры буровой установки и ее рабочие пределы должны оцениваться, прежде всего, в зависимости от геологических условий проектного участка и несущей способности дна морского основания площади, где запланировано проведение буровых работ. Основная цель – определить пригодность и техническую способность буровой установки выполнить требуемые операции безопасно и эффективно.

Однако СПБУ не предназначены и не проектируются для неограниченной эксплуатации на море. Каждый этап планируемых операций должен рассматриваться отдельно, поскольку различные ограничивающие технические, геологические и экологические критерии будут применяться к каждому сценарию исходя, в первом случае, только из параметров самой установки, а во втором – из параметров установки и платформы. В настоящей статье представлен обзор буровых работ, проводимых с помощью СПБУ. В результате анализа выявленных неточностей, упущений, имеющих место на разных стадиях подготовительного периода, сделаны выводы, позволяющие минимизировать риски и избежать проблем, связанных с оценкой пригодности буровой установки для каждого из рассмотренных случаев в отдельности.

Ключевые слова: самоподъемная буровая установка; оценка конкретного участка; углубление башмака опор; вероятность провала опор при углублении.

ФГАОУ ВО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА»

Добыча нефти и газа

нефть, газ, добыча нефти, бурение, переработка нефти

История создания винтовых забойных двигателей

Начиная с 40-х годов в б. СССР основным техническим средством для бурения нефтяных и газовых скважин являлся многоступенчатый турбо­бур.

Широкое распространение турбинного способа бурения обеспечило ускоренное разбуривание нефтегазоносных площадей Урало-Поволжья и Западной Сибири и, тем самым, позволило получать высокие темпы роста добычи нефти и газа.

Однако с увеличением средних глубин скважин и по мере совершен­ствования породоразрушающего инструмента и технологии роторного спо­соба бурения в отечественной нефтяной промышленности с каждым годом росла тенденция отставания проходки за рейс долота — показателя, опре­деляющего технико-экономические показатели бурения.

Несмотря на определенные усовершенствования техники и технологии турбинного бурения показатели работы долот на протяжении ряда лет улучшались весьма незначительно. Хотя в 70-е годы началось разбуривание месторождений Западной Сибири, отличающихся благоприятными усло­виями бурения (мягкие породы, относительно неглубокие скважины), сред­няя проходка за рейс по эксплуатационному бурению существенно отста­вала от аналогичного показателя в нефтяной промышленности США (в 3 — 4 раза). Так, в 1981 — 1982 гг. средняя проходка за долбление в США составила 350 м, в то время как в б. СССР этот показатель не превышал 90 ì.

Серьезное отставание в проходке за долбление было связано с тем, что в те годы отечественная практика бурения базировалась на высокоско­ростном режиме бурения с применением многоступенчатых безредуктор-ных турбобуров, характеристики которых не позволяли получать частоты вращения менее 400 — 500 об/мин с обеспечением необходимых крутящих моментов и приемлемого уровня давления насосов, и как следствие эффек­тивно использовать революционные усовершенствования шарошечных до­лот (с прецизионными маслонаполненными опорами и твердосплавным вооружением). В связи с этим перед специалистами и организаторами бу­рения в нашей стране встал вопрос о создании техники для низкооборот­ного бурения.

Перед советской нефтяной промышленностью встала дилемма: либо переходить к роторному бурению, либо создать низкооборотный забойный двигатель.

К этому времени в б. СССР имелись определенные успехи роторного бурения глубоких скважин в ряде районов (Северный Кавказ, Западная Украина и др.). Однако технически, экономически и психологически неф­тяная промышленность не была готова к развитию роторного бурения. За многие годы государственной поддержки турбинного бурения существенно отстала от мирового уровня техника роторного бурения: не имелось бу­рильных труб и буровых установок высокого технического уровня.

Переход на роторный способ бурения в основных регионах страны снизил бы темпы развития отрасли, так как промышленность не располага­ла необходимыми средствами для строительства новых заводов и эксплуа­тационных баз или закупки за рубежом новых технологий.

Таким образом определился доминирующий способ бурения на базе низкооборотных забойных двигателей.

Решение проблемы создания забойного гидравлического двигателя с характеристиками, отвечающими требованиям новых конструкций долот, было найдено в переходе от динамических машин, каким являются турбо­буры, к объемным.

Первым работоспособным, нашедшим промышленное применение,

оказался гидродвигатель, представляющий собой обращенный насос Муа-но1, относящийся к планетарно-роторному типу гидромашин.

Работы по созданию опытных образцов винтовых забойных двигателей (ВЗД) начались в США и б. СССР в середине 60-х годов.

Американские специалисты фирмы «Smith Tool» разработали ВЗД (на западе их называют PDM — positive displacement motors) для наклонно на­правленного бурения как альтернативу турбобурам, а в нашей стране, ро­дине турбинного бурения — они служат техническим средством для при­вода низкооборотных долот.

Читать еще:  Электронные датчики температуры двигателя на мотоцикл

Многолетние поисковые научно-исследовательские работы во ВНИИБТ по совершенствованию забойных гидравлических двигателей привели в 1966 г. к появлению предложенного М.Т. Гусманом, С.С. Никомаровым, Н.Д. Деркачем, Ю.В. Захаровым и В.Н. Меныпениным нового типа ВЗД, рабочие органы которого впервые в мировой практике выполнены на базе многозаходного винтового героторного механизма, исполняющего функ­цию планетарного редуктора.

В последующие годы во ВНИИБТ и его Пермском филиале Д.Ф. Бал-денко, Ю.В. Вадецким, М.Т. Гусманом, Ю.В. Захаровым, A.M. Кочневым, С.С. Никомаровым и другими исследователями были созданы основы тео­рии рабочего процесса, конструирования и технологии изготовления, раз­работана технология бурения винтовыми двигателями.

В результате многолетнего опыта бурения с использованием гидравли­ческих забойных двигателей (турбобуров и ВЗД) сложился комплекс тех­нических требований к современному забойному двигателю.

1. Характеристики двигателя должны обеспечивать:

высокий уровень крутящего момента (3 кН-м и более для долот диа­метром 215 — 243 ìì);

частоту вращения выходного вала в диапазоне 100 — 200 об/мин для шарошечных долот и 500 — 800 об/мин для алмазных долот;

высокий КПД двигателя для эффективного использования гидравличе­ской мощности насосов;

пропорциональную зависимость между расходом бурового раствора и частотой вращения, а также между крутящим моментом и перепадом дав­ления с целью эффективного управления режимом бурения.

2. Рабочие элементы и другие узлы двигателя должны быть износо- и
термостойкими, что позволяет использовать буровой раствор любой плот­
ности и вязкости, в том числе с содержанием тампонирующих матери­
алов.

3. Конструктивная компоновка двигателя и проектные запасы прочно­
сти его узлов должны обеспечить:

стойкость двигателя, достаточную для стабильной работы с современ­ными шарошечными и алмазными долотами;

возможность искривления корпуса двигателя при наклонно направ­ленном бурении;

возможность установки на корпусе двигателя опорно-центрирующих элементов при проводке наклонно направленных и горизонтальных скважин.

4. Диаметральные и осевые размеры двигателя должны обеспечивать:

проведение буровых работ долотами различного диаметра, включая малогабаритные;

эффективную проводку наклонно направленных и горизонтальных скважин;

использование стандартного ловильного инструмента.

Анализ конструкций и характеристик забойных гидравлических двига­телей различного типа показывает, что ни один из них не отвечает в пол­ной мере всем перечисленным требованиям; в большей степени указанным требованиям соответствуют ВЗД с многозаходными рабочими элементами.

Крутой поворот в направленном бурении

Пять лет назад «Газпром нефть» включилась в работу по созданию отечественных роторных управляемых систем, так нужных для эффективного строительства высокотехнологичных скважин. Недавно в разработке был сделан серьезный шаг вперед: на активах компании успешно испытан предсерийный образец такого оборудования. О том, почему его создание оказалось задачей исключительной сложности и какие перспективы открывает начало производства подобных систем в России, — в материале «Сибирской нефти»

Проблемные траектории

Роторные управляемые системы (РУС) — самая продвинутая технология в наклонно-направленном бурении. Она позволяет строить скважины сложной конфигурации с очень длинными горизонтальными стволами и делать это быстрее и точнее, чем любые другие существующие способы. Когда нужно пробурить горизонтальный ствол длиной 10 км и даже больше, когда надо попасть в тонкий нефтяной пласт толщиной 1 м или пройти по сложной, жестко заданной траектории, где незначительное отклонение может привести к существенному снижению показателей скважины, огромным затратам на перебуривание, а то и к полной ее потере, — в таких случаях РУС фактически безальтернативное решение.

Такие системы появились в годах и позволили преодолеть некоторые существенные сложности, сдерживавшие развитие наклонно-направленного бурения. Ранее для этих целей применялся винтовой забойный двигатель (ВЗД) Винтовой забойных двигатель (ВЗД) — наиболее распространенный сегодня вид бурового двигателя, расположенный непосредственно за долотом и преобразующий во вращение энергию потока бурового раствора. , установленный под некоторым углом к оси бурильной колонны. В этом случае, чтобы добиться нужной траектории, режимы бурения чередуют: то вращают всю колонну, как при роторном бурении, и тогда бурение происходит по прямой. То запускают забойный двигатель, который находится сразу за долотом и вращает только его, в то время как вся бурильная колонна остается неподвижной, — и за счет того самого угла, на который двигатель отклонен от оси колонны, ствол начинает загибаться в нужную сторону.

При таком способе с увеличением длины горизонтального ствола риск осложнений заметно возрастает. Кроме того, смена режимов бурения создает в стволе разнообразные неровности, изгибы, изменения диаметра, что также может затруднить бурение, проведение каротажа, спуск обсадной колонны и заканчивание. Многочисленные операции по спуску и подъему оборудования, без которых при бурении на ВЗД не обойтись, требуют времени, а на промывку скважины тратится очень много электроэнергии.

Наконец, при бурении длинного горизонтального ствола с ВЗД обеспечить высокую точность попадания в нужный интервал достаточно сложно, а сегодня это все чаще становится непременным условием успеха. Бурильная колонна хоть и состоит из стальных труб, на самом деле достаточно гибкая, и чем дальше ее приходится проталкивать по горизонтальному стволу, тем сложнее управлять долотом на ее конце. С ростом протяженности горизонтального ствола возрастает и масса бурильной колонны, и сила трения ее о стенки скважины. С какого-то момента дальнейшее продвижение по заданной траектории оказывается невозможным.

Сплошные преимущества

Роторные управляемые системы, как ясно из самого их названия, предполагают использование роторного бурения — такого, при котором бурильная колонна постоянно вращается. В результате ствол получается более гладким и плавным, чем при использовании ВЗД, и скважина лучше очищается от шлама — остатков выбуренной породы. Все это снижает вероятность осложнений — прихватов, уменьшает силу трения. Скорость бурения возрастает в среднем в два раза.

РУС может менять направление за счет действия отклоняющей системы, расположенной за долотом, управлять которой можно с поверхности. Две основные разновидности конструкции РУС различаются по устройству этой отклоняющей системы. В первом случае отклонение траектории происходит за счет изменения положения лопаток, упирающихся в стенки ствола скважины и отклоняющих долото в нужную сторону (см. рис. на стр. 52). Во втором, чтобы добиться аналогичного результата, специальный механизм изгибает вал, вращающий долото.

При этом встроенная система телеметрии, расположенная гораздо ближе к долоту, чем при использовании ВЗД, постоянно контролирует отклонения ствола и передает данные на поверхность, где принимаются решения о дальнейших корректировках траектории.

Система позволяет добиться не только удивительной точности и значительного отхода от вертикали, недоступных для ВЗД. С их помощью можно бурить идеально вертикальные скважины с углом отклонения не более 0,2 градуса. А за счет сокращения времени бурения уменьшается и период контакта бурового раствора с продуктивным пластом, и тот меньше загрязняется реагентами, что позитивно сказывается на его фильтрационных свойствах и притоке нефти в скважину.

Примеры декларирования ТН ВЭД ЕАЭС, определение кода ТНВЭД

Коды ТН ВЭД, заменямые с 01.09.2015

Таблица сравнения экспортных ставок, действующих по 31.08.15 с вступающими в силу с 01.09.15

Поиск по списку товаров, прошедших таможенное оформление (более 700 000 примеров декларирования).

Для получения более подробной и актуальной информации, включая реальные цены, используйте информационный модуль «Среднеконтрактные цены» и таможенный калькулятор «Тамплат PRO+».

Читать еще:  Что обозначают цифры на блоке двигателя

Примеры декларирования на сайте носят исключительно информационный характер и не могут служить основанием для принятия решения о классификации товара.

Страницы: 1 2 3

  • 8412298109 — ВЗД (ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ) ТИПОРАЗМЕРОМ 7 ДЮЙМОВ
  • 8412298109 — ДВИГАТЕЛЬ ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ: ДВ210-Р.6000-759 — 1 ШТ. ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ БУРЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ПОЛОГИХ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН, ЯВЛЯЕТ
  • 8483308007 — РАДИАЛЬНАЯ ОПОРА ТВЕРДОСПЛАВНАЯ (РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ) — ЯВЛЯЕТСЯ ЗАПАСНОЙ ЧАСТЬЮ ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ДЛЯ БУРЕНИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗ
  • 8483608000 — ШАРНИРЫ ДЛЯ СОЕД. ТРАНСМИС. ВАЛОВ ИСП. В НЕФТЕДОБ. ПРОМЫШЛ ДЛЯ ВИНТОВЫХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ИСП. ПРИ БУРЕНИИ НЕФТЯНЫХ СКВАЖИН: НИЖНИЙ ШАРНИР РАВНЫХ УГ
  • 8412904008 — ЧАСТЬ ГИДРОТУРБИН (ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЗАБОЙНЫХ ВИНТОВЫХ ГИДРОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ) ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ К СКВАЖИННОМУ ИНСТРУМЕНТУ (ОБОРУДОВАНИЮ). НЕ СОДЕРЖИ
  • 8482919000 — ШАРИК СТАЛЬНОЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ ПОДШИПНИКОВ ИЛИ ИНОГО ОБОРУДОВАНИЯ. НАЗНАЧЕНИЕ: ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ЧАСТЕЙ ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ. ОБЛАСТЬ
  • 8481900000 — ЧАСТИ ОБРАТНОГО КЛАПАНА ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ. ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РАЗОБЩЕНИЯ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ НИЖЕ МЕСТА ЕГО УСТАНОВКИ, ИСКЛЮЧАЯ ШЛАМОВАНИЕ ГИД
  • 8412298109 — ДВИГАТЕЛИ (МОТОРЫ) ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ, ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРНО-ШАХТНОЙ БУРОВОЙ УСТАНОВКИ VLD-1000, НОВЫЕ: ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2 7/8 ДЮ
  • 8412904008 — ЧАСТЬ ВИНТОВЫХ ЗАБОЙНЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ. ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ КОМПЛЕКТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО. СОСТОИТ ИЗ РОТОРА И СТАТОРА. СТАТОР ВЫ
  • 8482109008 — ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ. ОТНОСИТСЯ К ЗАПАСНЫМ СМЕННЫМ ЧАСТЯМ ДЛЯ РЕМОНТА ВИНТОВЫХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТИПОРАЗМЕРА 240 ММ. ШАРИКОПОДШИПНИК ОШ 00.326 ПРЕДН
  • 8412908009 — ЧАСТЬ ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ, РОТОР ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СТАЛЬНОЙ АРТ: 10116216 — 1 ШТ, ДЛЯ ИСП. В НЕФТЕБУРОВОМ ОБОРУДОВАНИИ, :
  • 8482109008 — УПОРНО-РАДИАЛЬНЫЙ МНОГОРЯДНЫЙ ШАРИКОПОДШИПНИК ОШ 04.318 ОТНОСИТСЯ К ЗАПАСНЫМ ЧАСТЯМ ДЛЯ РЕМОНТА ВИНТОВЫХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТИПОРАЗМЕРА 172 ММ. ШАРИК
  • 8412904008 — РОТОР ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВЗД) ИСП-СЯ В ОБОРУДОВАНИИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМ-ТИ РОТОР ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 7/8 ML 7.5 (КАРБИД)
  • 8483109500 — ВАЛ ПОДШИПНИКОВОЙ СБОРКИ ВЕДУЩИЙ, СТАЛЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СОСТАВЕ ВИНТОВЫХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НЕ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • 8412298109 — ДВИГАТЕЛИ ВИНТОВЫЕ ЗАБОЙНЫЕ ДЛЯ БУРЕНИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ КВАЖИН ДОЛОТАМИ ДЛЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПОСТАВЛЯЮТСЯ ДЛЯ ВЫПОЛЕНИЯ СЕ
  • 8412298109 — ВИНТОВЫЕ ЗАБОЙНЫЕ ДВИГАТЕЛИ БУРОВОЙ УСТАНОВКИ: ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙ ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ В МЕХАНИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ НА СКВАЖИНЕ. ПРИ ДВ
  • 7318290009 — ДИСТАНЦИОННОЕ КОЛЬЦО АРТ.10436552 — 1 ШТ. ИЗГОТОВЛЕНО ИЗ СТАЛИ, ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ МОНТАЖЕ ПОДШИПНИКОВОЙ СБОРКИ ВИНТОВЫХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (ПРИМЕНЯЮТСЯ
  • 8483308007 — РАДИАЛЬНЫЕ ОПОРЫ, ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТЬЮ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ВИНТОВЫХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН В НЕ
  • 8421990008 — КОМПЛЕТУЮЩИЕ К ОБОРУДОВАНИЮ ДЛЯ ОЧИСТКИ ЖИДКОСТЕЙ, В АССОРТИМЕНТЕ. ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ РЕМОНТА ВИНТОВЫХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 7LZ178*7.0-6.4
  • 7326909807 — РАДИАЛЬНЫЕ ОПОРЫ И ОПОРЫ-НИППЕЛИ. КОМПЛЕКТУЮЩИЕ К ВИНТОВЫМ ЗАБОЙНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ. ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ВТУЛКИ (ПОЛЫЕ ЦИЛИНДРЫ) ИЗ ЧЕРНОГО МЕТАЛЛА С ПОКРЫТ

The research of experimental downhole motor for well drilling using PDC type drill bits (Russian)

Sazonov, Yu. A., Mokhov, M. A., Frankov, M. A., and D. Yu. Ivanov. «The research of experimental downhole motor for well drilling using PDC type drill bits (Russian).» OIJ 2017 (2017): 70–74. doi: https://doi.org/10.24887/0028-2448-2017-10-70-74

Download citation file:

The PDF file of this paper is in Russian.

Rotation speed frequency range between 200 and 450 min-1 is of particular interest when drilling oil and gas wells with PDC bits. In such cases screw down-hole motors are widely applied, but they have functional disadvantage dealing with orbital trajectory of the motor. And such a trajectory results in crossover vibrations of down-hole motor and drilling bit. Vibrations, at the same time, reduce lifetime of the down-hole motor and affect economical aspects of the drilling. That is why it is important to develop the new down-hole motor working without any vibrations of the rotor. The analysis of academic and technical papers showed absence of the simple and effective solution to rotor and down-hole motor vibrations. For that reason it is viable to expand the research scope and study other down-hole motors designs. Current study based on the concept that every screw surface might be replaced with the set of flat and cylindrical surfaces. Experimental studies confirmed that new hydraulic machines with the unique functions might be developed based on this concept. Screw surfaces were excluded from the design and flat and cylindrical surfaces were used instead. Study results might be applied for the purpose of deviated and horizontal oil and gas wells drilling. Using simpler and more technological geometrical shape allows some parts of the hydraulic machine to be made of hard and ultra-hard materials, which brings new opportunities for practical application of such hydraulic machines when drilling wells at huge pressure differences.

При бурении нефтяных и газовых скважин с использованием долот типа PDCособый практический интерес представляет диапазон частоты вращения долота от 200 до 450 мин-1. В этих условиях широко применяют винтовые забойные двигатели, однако такие гидравлические машины имеются конструктивный недостаток, связанный с движением ротора по орбитальной траектории. Такая траектория движения ротора приводит к возникновению поперечных вибраций самого забойного двигателя и бурового долота. Вибрации, в свою очередь, снижают долговечность забойного двигателя и ухудшают экономические показатели бурения в целом. В связи с этим актуальной задачей является разработка нового гидравлического забойного двигателя, работающего без вибрации ротора. Анализ научной и технической информации показал, что пока не найдено простого и эффективного технического решения, позволяющего устраненить вибрации ротора в винтовом забойном двигателе. По этой причине целесообразно расширить область поиска новых технических решений и рассмотреть другие конструкции гидравлических забойных двигателей, помимо винтовых забойных двигателей. Представлены результаты исследовательских работ, в основу которых заложена концепция, согласно которой в гидравлической машине любая винтовая поверхность может быть заменена на набор из плоских и цилиндрических поверхностей. Показано, что на основе данной концепции можно создавать новые гидравлические машины с уникальными свойствами. Результаты лабораторных и стендовых испытаний подтвердили правильность выбранного направления исследований. Винтовые поверхности были исключены из конструкции новой машины, а при конструировании использовались только плоские и цилиндрические поверхности. Разработана новая конструкция гидравлической машины, которая может быть использована для создания гидравлического забойного двигателя, работающего без вибрации ротора при бурении скважин долотами типа PDC. Основная область применения новой разработки связана с бурением наклонно направленных и горизонтальных скважин для добычи нефти и газа. С переходом к простой и технологичной геометрической форме отдельные детали новой гидравлической машины можно будет выполнять из твердых или из сверхтвердых материалов, что открывает возможности для практического применения таких гидравлических машин также при бурении скважин при больших перепадах давления.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector