Винтовые Забойные Двигатели
Винтовые Забойные Двигатели. Винтовые забойные двигатели
Винтовой забойный двигатель Википедия
Винтовой забойный двигатель (англ. positive displacement motor; mud motor; drilling motor) — это машина объемного (гидростатического) действия. Основными элементами конструкции являются: двигательная секция, шпиндельная секция, регулятор угла. Винтовой забойный двигатель (ВЗД) применяет для бурения скважин различной глубины, широко применяются для наклонно-направленного и горизонтального бурения.
История внедрения в России[ | код]
СССР является родиной турбинного бурения. Первый промышленный образец был изготовлен еще в 1922—1923 гг . Это был редукторный турбобур с одноступенчатой турбиной, начиная с 40-х годов основных техническим средством для бурения скважин являлся многоступенчатый турбобур. Широкое распространение турбинного бурения позволило получить высокие темпы роста добычи нефти и газа.[1]
Однако с увеличением средних глубин скважин, совершенствования долот и технологии роторного бурения отечественная нефтяная промышленность стала отставать по показателю проходки за рейс от мирового уровня. Так в 1981—1982 годах средняя проходка за рейс в США составляла 350 м, в то время как в СССР она не превышала 90 м. Такое отставание от США было связано с характеристикой турбобуров, которые не позволяли получать частоту вращения менее 400—500 об/мин с обеспечением необходимого крутящего момента и уровня давления насосов, и как следствие было невозможно применять современные низкооборотные шарошечные долота. И перед нефтяной промышленностью СССР встал вопрос о переходе на технологию низкооборотного бурения.[1]
Роторное бурение хоть и применялось, но технологически сильно отставало от мирового уровня: не имелось бурильных труб и буровых станков высокого технического уровня. Таким образом было принято решение о создании низкооборотного забойного двигателя для замены турбобуров. Работы по созданию опытных образцов винтовых забойных двигателей (ВЗД) начались в США и СССР в середине 60-х годов. В США первые ВЗД были альтернативой турбобурам для наклонно-направленного бурения, а в СССР они служили средством для привода низкооборотных долот[1].
В последние годы в технике и технологии бурения скважин произошли значительные изменения: появились новые технологии в наклонно-направленном бурении (бурение горизонтальных участков, бурение дополнительных стволов из ранее пробуренных скважин), распространение долот типа PDС, новейшие телеметрические системы для контроля забойных параметров во время бурения и др. И если раньше ВЗД рассматривались только как альтернативу турбобурам и их перспектива оценивалась неоднозначно, то сейчас в силу свои уникальных характеристик ВЗД стали основной частью современных технологий. В 2010 году в России выполнено ¾ всего объема бурения и ремонта скважин при помощи ВЗД и они были взяты на вооружение практически всеми российскими и зарубежными нефтегазовыми и сервисными компаниями[2].
Конструкция и принцип работы[ | код]
Винтовые забойные двигатели относятся к объемным роторным гидравлическим машинам и согласно общей теории таких машин элементами рабочих органов (РО) являются:
- Статор двигателя с плоскостями, примыкающими по концам к камерам высокого и низкого давления.[3]
- Ротор-винт, носящий название ведущего через который крутящий момент передается исполнительному механизму.[3]
- Замыкатели-винты, носящие название ведомых, назначение которых уплотнять двигатель, то есть препятствовать перетеканию жидкости из камеры высокого давления в камеру низкого давления[3].
Сравнительно малая металлоемкость и простота конструкции является важным фактором, способствующим широкому их использованию в современной технике.
К отличительным особенностям ВЗД относятся:
- Отсутствие быстроизнашивающихся распределительных устройств, поскольку распределение жидкости по камерам рабочих органов осуществляется автоматически за счет соотношения чисел зубьев и шагов винтовых поверхностей ротора и статора.[4]
- Кинематика рабочих органов, в относительном движении которых сочетается качение и скольжение при относительно невысоких скоростях скольжения, что снижает износ рабочей пары.[4]
- Непрерывное изменение положения контактной линии (геометрического места точек касания ротора и статора) в пространстве, в результате чего механические примеси, находящиеся в жидкости, имеют возможность выносится потоком из рабочих органов.[4]
Так как ВЗД находится в непосредственном контакте с жидкостью (буровым раствором), который и приводит его в действие, то благодаря указанным особенностям он является практически единственным типом объемных гидравлических двигателей, который сравнительно долговечны при использовании рабочих жидкостей, содержащих механические примеси[4].
Практически любой ВЗД можно разделить на несколько основных узлов: двигательная секция, шпиндельная секция, регулятор угла перекоса.[5]
Винтовые Забойные Двигатели
Винтовые забойные двигатели (ВЗД) downhole drilling motors
Винтовые забойные двигатели (Гидравлические двигатели) предназначены для бурения наклонно-направленных, глубоких, вертикальных, горизонтальных и других скважин. Так же применяется для разбуривания песчанных пробок, цементных мостов, солевых отложений и тд. Применяется в нефтегазовой и нефтегазодобывающей областях, ГНБ.
Винтовой забойный двигатель (англ.: downhole drilling motors; нем.: Воhrlochschraubenmotor, Strebschrau- benmaschine; франц.: moteur d’attaque heliсоidal; итальянск.: motor de atague heliсоidal) — гидравлический забойный двигатель объёмного типа, рабочие органы которого выполнены по схеме планетарного механизма, приводимого в действие за счёт энергии промывочной жидкости. Первые винтовые забойные двигатели с высокой частотой вращения разработаны в США в 1962 Харрисоном на базе обращённого однозаходного героторного винтового насоса Муано. Многозаходный винтовой забойный двигатель с низкой частотой вращения создан в CCCP в 1966-70 С. С. Никомаровым, М. Т. Гусманом и др.
Диаметр винтовых забойных двигателей обычно составляет 43-240 мм и применимы в бурении и капитальном ремонте скважин.
Мы поставляем двигатели от 43 до 240 мм различных модификаций, как с регулируемым углом, так и прямые.
Винтовые забойные двигатели Ø 43-85 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 95 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 106 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 120 мм, 127 мм, 165 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 176-178 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 195 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 240/195 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 240 мм
Технические характеристики, отпускные цены и условия поставки Вы можете уточнить в отделе продаж нашей компании.
Винтовые забойные двигатели
Использование ВЗД при проходке ствола скважины позволяет значительно увеличить скорость бурения, получить возможность проводки наклонно-направленных скважин, резко снизить аварий с бурильными трубами и т.д.
У нас Вы можете приобрести винтовые забойные двигатели до диаметра 240 мм. Вся линейка продукции сертифицирована и имеет разрешение для использования на территории РФ.
Берегите своё время, задайте вопрос через форму на сайте или по тел. 8 (342) 294-55-52 и мы подберём для Вас винтовой забойный двигатель с требуемыми рабочими характеристиками.
Производим и поставляем следующие модели ВЗД:
- Д — прямое исполнение, для бурения и ремонта вертикальных скважин.
- ДУ — универсальный винтовой.
- ДРУ — универсальный винтовой с регулируемым углом искривления.
- ДР — двигатель с регулятором угла искривления шпиндельной секции, для бурения наклонно-направленных скважин.
- ДГР — двигатель с укороченным шпинделем и регулируемым углом искривления.
- ДО — двигатель отклонитель с жестким, кривым переводником (с нерегулируемым углом искривления шпиндельной секции), для бурения наклонно-направленных скважин.
Составные части ВЗД
Рабочая пара (двигательная секция ВЗД, общий вид) Эластомер — специальная резина, устойчивая к абразивному воздействию и работоспособная в среде бурового раствора. Ротор изготавливается из легированной стали с износостойким покрытием.
Рабочая пара изготавливается с определенным натягом зубчатого зацепления ротор-статор. Значение натяга зависит от диаметральных и осевых размеров рабочей пары, свойств рабочей жидкости (бурового, промывочного растворов), температуры на забое, свойств эластомера и оказывает существенное влияние на характеристики ВЗД и его ресурс работы.
Заходность рабочей пары (соотношение числа зубьев статора и ротора, например 7:6)
Шпиндельная секция передаёт крутящий момент и осевую нагрузку двигательной секции (рабочей пары) на породоразрушающий инструмент.
Регулятор угла состоит из двух переводников, верхнего и нижнего, сердечника и зубчатой муфты армированной твердосплавными зубками.
- ТСШ
- АШ
- Т
- Т12РТ
- Т12М3Б
- ТПС
- ТВ
Сертификат соответствия на ВЗД и турбобуры :
Сертификат соответствия ЕАЭС № RU Д-RU.АБ15.В.01363.
Срок действия: 20.02.2017-19.02.2022.
Винтовые забойные двигатели -Продукция
В двигателях используются твердосплавные радиальные опоры. Максимальное приближение к долоту нижней опоры улучшает управление двигателем при бурении горизонтальных скважин. Использование открытого, многорядного шарикоподшипника в качестве осевой опоры обеспечивает достаточно эффективную работу шпиндельной секции и упрощает ремонт двигателя. Шпиндельная секция обеспечена надежным противоаварийным устройством. Соединение вала шпиндельной секцией с ротором двигательной секции осуществляется с помощью маслонаполненного карданного вала.
Соединение корпуса шпиндельной секции и статора двигательной секции осуществляется с помощью регулятора угла, конструкция которого отработана в самых жестких условиях горизонтального бурения. Регулятор угла имеет высокую сопротивляемость изгибающим нагрузкам. Использование в компоновках двигателей рабочих пар с разными техническими характеристиками. Двигательная секция оснащена надежным ловильным устройством, позволяющим в случае отворота или слома корпусных деталей поднять двигатель на поверхность без проведения аварийных работ. Двигатели оснащаются центраторами, переливными, обратными клапанами и фильтрами надежной конструкции собственного производства. Использование надежных клеевых составов для свинчивания резьбовых соединений, подверженных раскреплению в процессе работы двигателя. Оптимальная длина, высокая жесткость и управляемость двигателей при бурении.
Двигатели.• 54, 60 ─ для проведения ремонтно-восстановительных работ в эксплуатационных колоннах;• 73, 75, 95, 98, 106 ─ для проведения ремонтно — восстановительных работ в эксплуатационных колоннах, бурения боковых стволов из эксплуатационной колонны, бурения горизонтальных и пологих нефтяных и газовых скважин;• 120, 127 ─ для бурения горизонтальных и пологих нефтяных и газовых скважин;• 172, 195 ─ для бурения вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных нефтяных и газовых скважин;• 210, 240 ─ для бурения вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных нефтяных и газовых скважин;• ДРУ1-98РС ─ двигатель, отличающийся повышенной надежностью.• ДРУ3-172РС ─ может устанавливаться центратор в нижней части шпинделя на буровой;• ДРУ5-172РС ─ в двигателе установлена вместо радиально-упорного подшипника осевая резинометаллическая опора с утопленной резиной;• ДРУ1-240РС — двигатель с радиально-упорным подшипником.
Винтовые забойные двигатели.
Винтовые забойные двигатели Д-85; Д-105, Д-106 и ДР-106 предназначены для бурения скважин, в том числе боковых стволов, и проведения ремонтно-восстановительных работ в эксплуатационных колоннах с использованием в качестве рабочей жидкости технической воды или бурового раствора плотностью не более 1,3 г/см 3 при забойной температуре не более 100 градусов. Двигатели хорошо зарекомендовали себя во многих регионах России и по отзывам потребителей имеют наработку на отказ до 300 ч.
Для бурения прямых участков скважин используется двигатель Д-106, в котором торсион размещен внутри ротора, что сокращает длину и массу двигателя. Для наклонно-направленного бурения применяют двигатель ДО-106 — вариант с жестким кривым переводником или ДР-106 — с регулируемым на буровой кривым переводником. Для повышения долговечности опорные поверхности кривых переводников имеют «пятку», армированную твердосплавными зубками. Двигатели могут комплектоваться рабочими органами с различной заходностью. Исходя из конкретных условий бурения и типа породоразрушающего инструмента выбирается рабочая пара с требуемой частотой вращения.
По принципу действия, винтовой забойный двигатель представляет собой планетарно-роторную гидромашину объемного типа с внутренним косозубым зацеплением рабочих органов. Основные детали двигателя — статор и ротор.
Статор выполнен в виде стального корпуса с концевыми резьбами, к расточке которого привулканизована резиновая обкладка, имеющая на внутренней поверхности винтовые зубья левого направления.
Стальной ротор имеет наружные винтовые зубья также левого направления, число которых на единицу меньше, чем у статора. Ось ротора смещена относительно статора на величину эксцентриситета, равную половине высоты зуба.
Шаги винтовых поверхностей ротора и статора пропорциональны числу зубьев этих деталей. Специальный профиль зубьев ротора и статора обеспечивает непрерывный контакт и образование замыкающихся по длине шага статора единичных рабочих камер.
Технические характеристики ВЗД
Обозначение двигателя | Д-43РС | Д1-75РС | УД-95РС | ДОТ3-106РС | ДРУ1-120РС | Д1-172РС | ДРУ1-195РС | ДРУ1-240РС |
Диаметр применяемых долот, мм | 49.0…69.9 | 83.0…98.4 | 114.3…124.0 | 120.6…149.2 | 151.0…177.8 | 190,5…250,8 | 215.9…269.9 | 285.8…660.4 |
Максимально допустимая нагрузка на долото, кгс | ||||||||
Максимально допустимый момент на корпусные детали, кгc·м | ||||||||
Присоединительная резьба к бурильным трубам | З-35 | З-65 З-66 | З-73 З-76 | З-66 З-73 З-86 З-88 | З-102 | З-133 | З-147 З-152 | З-147 З-152 З-163 З-171 |
Максимальный диаметр шпиндельной секции, мм | ||||||||
Максимальный диаметр статора, мм | ||||||||
Длина двигателя, мм | 3700-4700 | 5265-6265 | 5995-7165 | 5530-6530 | 7710-8710 | 7990-8990 | 8235-10235 | |
Масса двигателя, кг | 102-126 | 229-280 | 308-385 | 383-446 | 960-1112 | 1366-1452 | 2078-2390 |
Жидкость, поступающая в двигатель от насосов установки ремонта скважин, пройдет к долоту в том случае, если ротор двигателя проворачивается внутри обкладки статора, обкатываясь по его зубьям, под действием неуравновешенных гидравлических сил. При этом ротор совершает планетарное движение: геометрическая ось ротора вращается относительно оси статора против часовой стрелки, сам ротор поворачивается по часовой стрелке. За счет разности в числе зубьев ротора и статора переносное вращение редуцируется в абсолютное с передаточным числом, равным числу зубьев ротора, что обеспечивает сниженную выходную скорость вращения и высокий крутящий момент двигателя.
Планетарное движение ротора преобразуется в соосное вращение вала шпинделя при помощи карданного вала, передающего крутящий момент и гидравлическую осевую нагрузку от ротора.
Технические характеристики малогабаритных
Параметры | Типоразмер | |||||
ТГ-124 | ТШ-108Б | ТВ1-102 | ||||
турбинных секции | турбинных секции | турбинных секции | ||||
Наружный диаметр, мм | ||||||
Общая длина, мм | ||||||
Масса, кг | ||||||
Диаметр долота, мм | 139,7 -158,7 | 139,7 -158,7 | 120,6 -151 | 120,6 -151 | 118 -151 | 118 -151 |
Присоединительные резьбы | ||||||
к долоту | 3-88 | 3-88 | 3-76 | 3-76 | 3-76 | 3-76 |
к бурильным трубам | 3-88 | 3-88 | 3-88 | 3-88 | 3-88 | 3-88 |
Расход жидкости, плотностью 1000кг/м 3 , л/с | ||||||
Частота вращения, об/мин | ||||||
Момент силы, Нм | ||||||
Перепад давлений, МПа | 8,9 | 9,3 | 9,4 | 9,0 | 9,0 | 12,0 |
Карданный вал состоит из двух двойных зубчатых шарниров, заполненных консистентной смазкой, и промежуточной трубы. Шарниры с трубой в двигателе Д-85 ротором и муфтой шпинделя соединяются посредством конических сопряжений с плоскими хвостовиками.
Шпиндель двигателя включает осевой многоступенчатый подшипник качения и радиальные резино-металлические опоры.
Д 105 характеристики винтовой забойный двигатель
Изобретение относится к области буровой техники (инструмента), в частности к винтовым забойным двигателям для бурения нефтяных и газовых скважин.
Известен винтовой забойный двигатель (ВЗД), содержащий секцию рабочих органов, включающую статор и эксцентрично расположенный внутри него ротор, шпиндельную секцию и внутренний соединительный узел, выполненный в виде карданного вала зубчатого или пальцевого типа или шарнирного устройства (Балденко Д.Ф. и др. Винтовые забойные двигатели: Справочное пособие. М.: Недра, 1999, с.68-71).
Недостатками известного винтового забойного двигателя с перечисленными соединительными узлами являются многодетальность, сложность изготовления и сборки, что, в свою очередь, отражается на недостаточно высоких ресурсе и надежности двигателя.
Известен ВЗД, включающий секцию рабочих органов, шпиндельную секцию и внутренний соединительный узел, выполненный в виде торсиона, соединенного с сопряженными деталями шлицевым, или резьбовым, или конусным соединениями (Балденко Д.Ф. и др. Винтовые забойные двигатели: Справочное пособие. М.: Недра, 1999).
Применение в известном винтовом забойном двигателе торсиона (гибкого вала) с шлицевым, или резьбовым, или конусным соединениями значительно упростило конструкцию винтового забойного двигателя, улучшило условия передачи крутящего момента, способствовало небольшому увеличению долговечности.
Однако, исходя из конструктивных особенностей и принципа работы винтового забойного двигателя, остро стоит проблема уменьшения влияния действующего на ротор перекашивающего момента, создаваемого гидравлическими силами, из-за которого происходит искажение геометрии зацепления рабочих органов, а значит, увеличение объемных утечек и механических потерь.
Указанный недостаток частично устраняет винтовой забойный двигатель (а.с. СССР №784397), содержащий секцию рабочих органов, шпиндельную секцию и торсион, соединенный с ротором выше рабочей зоны ротора и статора в отличие от обычной схемы установки торсиона ниже ротора.
Но и такое конструктивное решение, как в а.с. №784397, не решает основные проблемы нагрузочной способности двигателя от возникающих при его работе сил в комплексе: осевой силы, крутящего момента и отрицательных сил (перекашивающего момента, перерезывающей силы). Анализ математических расчетов на прочность, устойчивость и экспериментальных исследований показывает, что данная проблема зависит от правильного выбора геометрических размеров рабочей длины L и диаметра d торсиона.
Известен ВЗД (а.с. СССР №926208), который является наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению и выбран в качестве прототипа. ВЗД содержит секцию рабочих органов, включающую статор и расположенный внутри него ротор, шпиндельную секцию и торсион, причем рабочая длина L и диаметр d торсиона связаны соотношением L/d=10-60.
Недостатки прототипа заключаются в том, что указанное соотношение L/d=10-60 имеет очень широкий диапазон при определении диаметра d и длины L торсиона и не учитывает энергетические показатели назначения для конкретного ВЗД и величины действующих в нем сил, что приводит к снижению прочности, устойчивости, повышению отрицательных нагрузок, действующих со стороны торсиона на сопряженные детали, и в связи с этим к снижению надежности и ресурса двигателя.
Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение ресурса и надежности двигателя, стабилизации рабочих технических характеристик ВЗД за счет оптимизации геометрических размеров торсиона.
Технический результат предлагаемого изобретения достигается тем, что в винтовом забойном двигателе, содержащем секцию рабочих органов, включающую статор и эксцентрично расположенный внутри него ротор, шпиндельную секцию и внутренний соединительный узел, соединяющий обе секции, согласно изобретению внутренний соединительный узел в виде S-образно изогнутого торсиона, размещенного ниже ротора или внутри него, имеет рабочую длину L и диаметр d, заданные соотношениями:
Z — число зубьев ротора;
Е — модуль упругости, МПа;
ρ — удельный вес, кг/м 3 ;
G — осевая сила, Н;
n — частота вращения, с -1 ;
a, b — безразмерные параметры-координаты, задающиеся из внутренней части области устойчивости торсиона, ограниченной линиями: а=-3b+19; а=0; a=b; а=-b+4.
Кроме того, согласно изобретению торсион винтового забойного двигателя изготовлен из титана или титановых сплавов.
Предлагаемое изобретение в отличие от прототипа позволяет определить геометрические размеры торсиона (рабочую длину L и диаметр d) для конкретного двигателя с учетом показателей назначения (частоты вращения, осевой гидравлической силы, зависящих от расхода бурового раствора, габарита двигателя и кинематического отношения в рабочей паре ротор-статор) и механических свойств материала (модуля упругости, удельного веса) через безразмерные параметры-координаты а и b области устойчивости, что приводит к повышению ресурса и надежности двигателя.
Выполнение торсиона с геометрическими размерами (L, d), определенными с учетом показателей назначения и механических свойств материала через безразмерные параметры-координаты а и b из внутренней части области устойчивости торсиона, ограниченной линиями а=-3b+19; а=0; а=b, а=-b+4, позволяет уменьшить отрицательное воздействие нагрузок, действующих со стороны торсиона на сопрягаемые детали и узлы двигателя, и улучшить работу двигателя.
Выполнение ВЗД с торсионом из титана или титановых сплавов имеет преимущества: такой торсион более легкий, гибкий и упругий, с меньшей жесткостью на изгиб по сравнению со стальным торсионом при одинаковых геометрических размерах, что приводит к уменьшению воздействия отрицательных сил, стабилизации контакта зацепления в рабочей паре, уменьшению износа основных деталей, узлов и объемных утечек, увеличению ресурса, повышению надежности и в итоге всех технико-экономических показателей бурения.
Значения предельных величин прочности у стали и титана практически равные, но значения модуля упругости (2·10 5 МПа) и удельного веса (4,5 г/см 3 ) титана в два раза меньше, чем у стали. Следовательно, при работе ВЗД с торсионом из титана (титановых сплавов) так же кратно снизится отрицательное влияние изгибающего момента и перерезывающей силы, износ деталей двигателя. Таким образом, винтовой забойный двигатель будет работать более стабильно, длительно, сохраняя технические показатели назначения в рабочем режиме.
Изобретение поясняется иллюстрациями.
На фиг.1 показан винтовой забойный двигатель (частичный разрез) с торсионом, установленным ниже ротора.
На фиг.2 показан винтовой забойный двигатель с торсионом, расположенным внутри ротора.
На фиг.3 изображена область устойчивости торсиона, где a, b — безразмерные параметры-координаты.
Винтовой забойный двигатель (фиг.1 и 2) содержит секцию рабочих органов 1, шпиндельную секцию 2 и торсион 3. Секция рабочих органов 1 включает статор 4 и расположенный внутри него ротор 5. Статор 4 выполнен в виде стального корпуса 6 с привулканизированной внутри него резиновой обкладкой 7, имеющей винтовые зубья левого направления. Стальной ротор 5 имеет наружные винтовые зубья также левого направления, число которых на единицу меньше, чем у статора 4. Ось ротора О2 смещена относительно оси статора O1 на величину эксцентриситета е, равную половине высоты зуба. Торсион 3 является внутренним соединительным узлом деталей винтового забойного двигателя и выполнен металлическим — из стали или титана (титановых сплавов). Торсион 3 устанавливают ниже ротора 5 (фиг.1) или внутри него (фиг.2).
Винтовой забойный двигатель работает следующим образом.
Зубья ротора 5 и статора 4, находясь в непрерывном контакте, образуют замыкающиеся на длине шага статора 4 единичные камеры. Буровой раствор, поступающий в двигатель от насосов, проходит к долоту при провороте ротора 5 двигателя внутри обкладки 7 статора 4, который обкатывается по зубьям статора 4 под действием неуравновешенных гидравлических сил. При этом ротор 5 совершает планетарное движение: геометрически ось О2 ротора 5 вращается относительно оси O1 статора 4 против часовой стрелки (переносное движение), а сам ротор 5 поворачивается по часовой стрелке (абсолютное движение). За счет разности в числах зубьев ротора 5 и статора 4 переносное движение редуцируется в абсолютное с передаточным числом, равным числу зубьев ротора 5, что обеспечивает пониженную частоту вращения и высокий момент силы на выходном валу двигателя.
Шпиндельная секция 2 служит для восприятия гидравлических нагрузок, возникающих в секции рабочих органов 1, реакции забоя и радиальных нагрузок от долота при бурении.
Торсион 3 преобразует планетарное движение ротора 5 в соосное вращение выходного вала двигателя и служит для передачи крутящего момента и осевой гидравлической нагрузки, возникающих в рабочих органах, на выходной вал шпинделя.
При этом торсион 3 должен выдерживать сложное напряженно-деформируемое состояние от передаваемых сил и возникающих отрицательных сил из-за непостоянной ориентации ротора при работе двигателя и оказывать минимальные отрицательные воздействия на сопряженные с ним детали для уменьшения износа и предотвращения поломки.
Для выполнения предъявляемых к торсиону требований в предлагаемом изобретении геометрические размеры (рабочая длина L и диаметр d) торсиона определяются через безразмерные параметры-координаты из внутренней части области устойчивости торсиона.
Область устойчивости торсиона получена теоретическим путем из математических расчетов, в которых принималось, что во время работы двигателя торсион обращается вокруг основной оси двигателя с частотой, равной частоте обращения ротора. Обращение торсиона рассматривается как изгибные колебания, описываемые дифференциальным уравнением в частных производных, решение которого проводится с учетом схемы соединения ротора с валом шпинделя (для вертикального бурения и отклонителя) и условий закрепления концов торсиона и его первоначальной S-изогнутости — соединение не соосных деталей (граничные условия для расчетов на устойчивость).
После решения дифференциального уравнения относительно амплитуды колебаний и проведения необходимых преобразований получаем трансцендентное уравнение для определения устойчивости торсиона:
где а, b — безразмерные параметры-координаты.
Решение трансцендентного уравнения относительно а и b получено численным методом и графически изображено на фиг.3 в виде кривой I (KF). Для инженерных расчетов допустимо кривую I аппроксимировать в прямую линию II а=-3b+19. Линия III (OF) a=0, ограничивающая область устойчивости, соответствует работе ВЗД в тормозном режиме, когда осевая сила G максимальна, частота вращения выходного вала n практически равна нулю. Линия IV (ОК) получена из расчетов, которые показали, что эту пограничную прямую можно минимизировать как a=b, что соответствует зоне рабочего режима винтового забойного двигателя от холостого хода до режима максимального КПД. Исходя из предназначения торсиона и требований, предъявляемых к нему, базы данных многочисленных расчетов на устойчивость торсиона и напряженно-деформируемого состояния сопрягаемых с ним деталей, анализа стендовых характеристик двигателя была получена линия V (DN) a=-b+4, которая разграничивает общую область устойчивости OKF на зоны ODN и DKFN.
Установлено, что торсион с рабочей длиной L и диаметром d, рассчитанными через безразмерные параметры-координаты а и b из внутренней части области ODN, устойчив, обладает высоким запасом прочности, но при этом имеет повышенную жесткость на изгиб. В винтовом забойном двигателе при работе с таким торсионом будут возникать большие по величине отрицательные силы: перекашивающий момент и перерезывающая сила, следствием действия которых будет повышенный износ в рабочей паре, ухудшение энергетических показателей назначения, стабильности его работы, заниженный ресурс.
Анализ испытаний двигателей и математические расчеты показали, что торсион с рабочей длиной L и диаметром d, определенными через безразмерные параметры-координаты, взятые из внутренней части области устойчивости DKFN, является устойчивым, имеет достаточный запас прочности и оказывает минимальные отрицательные воздействия на сопрягаемые с ним детали.
Например, винтовой забойный двигатель Д 1-105, содержащий секцию рабочих органов с кинематическим отношением zp/zc, равным 5/6, (zp и zc — числа зубьев ротора и статора соответственно), секцию шпиндельную и торсион, расположенный внутри ротора (фиг.2), у которого рабочая длина торсиона L и диаметр d определены по предлагаемому изобретению.
В расчете геометрических размеров торсиона (L, d) винтового забойного двигателя Д 1-105 по предлагаемому изобретению учтены следующие исходные данные:
— расход бурового раствора Q=10, л/с;
— осевая сила G=45,9, кН, частота вращения вала n=3,8, с -1 (режим максимальной мощности);
— свойства материала (сталь): модуль упругости Е=2·10 5 , МПа, удельный вес ρ=7,85, кг/м 3 ;
— безразмерные параметры-координаты из области устойчивости DKFN_a=2, b=3,2.
В итоге получены значения:
L=1540 мм и d=36,5 мм.
С учетом конструкторских возможностей винтового забойного двигателя были приняты значения геометрических размеров торсиона винтового забойного двигателя Д1-105 рабочая длина L=1520 мм, диаметр d=36 мм.
Винтовой забойный двигатель Д1-105 востребован на буровых предприятиях, очень стабилен в работе, обладает высокой надежностью, вырабатывает полный ресурс 600 часов без замены торсиона.
Таким образом, торсион с геометрическими размерами (рабочей длиной L и диаметром d), определенными по соотношениям, приведенным в предлагаемом изобретении, выдерживает сложное напряженно-деформируемое состояние от передаваемых сил и возникающих отрицательных сил из-за непостоянной ориентации ротора при работе винтового забойного двигателя и, кроме того, оказывает минимальные отрицательные воздействия на сопряженные с ним детали для уменьшения износа и их поломки, что повышает ресурс и надежность ВЗД.
Винтовые Забойные Двигатели
Винтовые забойные двигатели (ВЗД) downhole drilling motors
Винтовые забойные двигатели (Гидравлические двигатели) предназначены для бурения наклонно-направленных, глубоких, вертикальных, горизонтальных и других скважин. Так же применяется для разбуривания песчанных пробок, цементных мостов, солевых отложений и тд. Применяется в нефтегазовой и нефтегазодобывающей областях, ГНБ.
Винтовой забойный двигатель (англ.: downhole drilling motors; нем.: Воhrlochschraubenmotor, Strebschrau- benmaschine; франц.: moteur d’attaque heliсоidal; итальянск.: motor de atague heliсоidal) — гидравлический забойный двигатель объёмного типа, рабочие органы которого выполнены по схеме планетарного механизма, приводимого в действие за счёт энергии промывочной жидкости. Первые винтовые забойные двигатели с высокой частотой вращения разработаны в США в 1962 Харрисоном на базе обращённого однозаходного героторного винтового насоса Муано. Многозаходный винтовой забойный двигатель с низкой частотой вращения создан в CCCP в 1966-70 С. С. Никомаровым, М. Т. Гусманом и др.
Диаметр винтовых забойных двигателей обычно составляет 43-240 мм и применимы в бурении и капитальном ремонте скважин.
Мы поставляем двигатели от 43 до 240 мм различных модификаций, как с регулируемым углом, так и прямые.
Винтовые забойные двигатели Ø 43-85 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 95 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 106 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 120 мм, 127 мм, 165 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 176-178 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 195 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 240/195 мм
Винтовые забойные двигатели Ø 240 мм
Технические характеристики, отпускные цены и условия поставки Вы можете уточнить в отделе продаж нашей компании.
Новости
Распродажа бурголовок по необычайно низким ценам.
Универсальное лопастное буровое долото 190,5 мм (7 1/2) присоеденительная резьба З-117 для:
Строительства.
Бурения на воду.
И других целей бурения.
С 01.12.2020 г. изменился адрес для корреспонденции.
Новый адрес для писем:
195279, Санкт — Петербург, а/я 155
195279, Russia, Saint Petersburg, BOX 155
подробнее. 01.09.2020
Долото 393,7 С-ЦВ подробнее. 11.10.2019
Запасные части к насосам и насосным агрегатам на основе НБ32 и НБ50
подробнее.