Центрифуга трактора ЮМЗ
Центрифуга трактора ЮМЗ
Центробежный масляный фильтр представляет собой полнопоточную реактивно-масляную центрифугу, в которой все масло, поступающее от насоса в смазочную систему, подвергается центробежной очистке от механических примесей и осадков продуктов сгорания и старения.
Центрифуга трактора ЮМЗ установлена на левой стенке блока цилиндров в литом чугунном корпусе. Корпус центрифуги имеет две бобышки с резьбовыми отверстиями для присоединения маслопроводов радиатора: присоединительный фланец, с помощью которого прикреплен к блоку цилиндров дизеля. Между корпусом центрифуги и блоком установлена прокладка из паронита.
Центрифуга трактора ЮМЗ: 1 — отражатель; 2 и 17 — стаканы; 3 — предохранительная сетка; 4 — жиклер; 5 — резиновое кольцо; 6 — регулировочная пробка; 7 — сливной клапан; 8 — трубка; 9 — редукционный клапан; 10 — канал в корпусе; 11 — ниппель; 12 — корпус; 13 — горизонтальный канал; 14 — прокладка; 15 — болт; 16 — корпус ротора; 18 и 20— гайки; 19— упорная шайба; 21 — колпак; 22 — ось.
В корпусе выполнены две полости: правая С— сливная, сообщающаяся с масляным картером, и левая В — напорная, из которой очищенное и охлажденное масло подается к механизмам дизеля. К левой полости посредством ниппеля и медной трубки подсоединен манометр для контроля давления масла в системе.
В правой полости расположен ротор, состоящий из корпуса, стакана с отражателем, заборных втулок с предохранительными сетками, жиклеров и стакана. Стакан закреплен на корпусе ротора гайкой и уплотнен резиновым кольцом.
Ротор установлен на оси, ввернутой в бобышку корпуса фильтра, и при работе вращается на двух шлифованных шейках разного диаметра. Перемещение ротора вдоль оси ограничивается упорной шайбой и гайкой. После затяжки гайки между шайбой и ротором должен быть зазор 0,6—0,16 мм. Ротор закрыт колпаком, который входит в кольцевую выточку на корпусе фильтра и прикреплен к нему двумя болтами. Между корпусом и колпаком установлена прокладка из паронита. В оси ротора просверлены каналы для прохода масла. В вертикальное сверление оси запрессована верхним концом трубка. Нижним концом трубка плотно входит в сверление в бобышке, которое сообщается с горизонтальной сверленой полостью, А в приливе корпуса фильтра. Слева в этом приливе расположен редукционный клапан, а справа — сливной клапан регулирования давления масла, поступающего из центрифуги в систему. Редукционный клапан перекрывает канал, соединяющий полость, А с напорной полостью В, а сливной — со сливной полостью С.
Общая полость, А клапанов через сверления в корпусе соединена с нижней бобышкой, к которой подсоединен маслопровод, подводящий масло к радиатору. Отверстие в верхней бобышке вертикальным сверлением соединено с напорной полостью В.
Кольцевая полость между осью и трубкой соединена с линией нагнетания смазочного насоса горизонтальным каналом в корпусе фильтра. Во фланце корпуса выполнен канал, сообщающийся с каналом и заканчивающийся резьбовым отверстием, закрытым пробкой. Это отверстие предназначено для подключения манометра при измерении давления, создаваемого смазочным насосом.
Работает центрифуга трактора ЮМЗ следующим образом. Масло от насоса подается по каналу в полость центральной бобышки корпуса, проходит по кольцевой полости между осью ротора и трубкой и через нижние горизонтальные отверстия в оси и корпусе выходит в полость ротора. Небольшая часть масла, пройдя фильтрующие предохранительные сетки и жиклеры, попадает в сливную полость С корпуса фильтра, а затем через окно во фланце стекает в поддон картера дизеля.
Под действием потока масла, выбрасываемого под давлением из двух жиклеров, ротор приводится во вращение. При этом тяжелые частицы механических примесей и осадков, содержащихся в масле, отбрасываются к внутренней поверхности стенок стакана ротора и оседают на них. Одновременно, в результате разности диаметров шеек оси ротора и наличия зазора между ротором и шайбой, ротор как бы «всплывает» под давлением масла, находящегося в кольцевой полости между осью и корпусом ротора, что снижает силы трения, препятствующие быстрому вращению ротора. Масло, очищенное в роторе, огибает отражатель, разделяющий полости чистого и неочищенного масла, и через верхние горизонтальные отверстия в корпусе и оси ротора по трубке поступает в полость, А клапанов. Из полости клапанов по каналу масло поступает в нижнюю бобышку корпуса и далее в масляный радиатор. Охлажденное в радиаторе масло попадает в верхнюю бобышку корпуса фильтра, а из нее по вертикальному сверлению в левую полость В, откуда направляется к механизмам дизеля.
Когда масло в дизеле холодное, сила сопротивления прохождению масла через радиатор больше, чем усилие пружины редукционного клапана. Клапан открывается и пропускает холодное масло прямо в левую полость В, минуя радиатор. Редукционный клапан не регулируется. Усилие пружины подобрано так, чтобы клапан открывался при перепаде давления в полостях, А и В в пределах 0,05—0,06 МПа. Если давление масла в полости, А превысит заданное регулировкой клапана, последний откроется и часть масла через полость С поступит в поддон картера дизеля.
Центрифуга или масляный фильтр?
Последнее время, желая сэкономить, владельцы тракторов всё чаще задаются вопросом «Что лучше и экономичнее в работе, центрифуга или масляный фильтр»? Давайте разберемся и постараемся ответить на этот вопрос в данной статье.
Начнём с того, что на тракторах боле раннего года выпуска очистка масла была предусмотрена с помощью центробежного маслоочистителя (центрифуги). Такое название фильтр получил благодаря особенности своего действия.
Суть в том, что масло очищается под действием центробежной силы, узел представляет собой ротор, который раскручивается давлением масла от общего масляного насоса и очищает масло от примесей и мелких частиц.
Устройство и принцип работы центрифуги
От масляного насоса неочищенное масло под давлением поступает в центрифугу по каналу в корпусе, далее проходит к насадке через кольцевой канал и отверстия в оси, закреплённой винтом. Через отверстия насадки, приобретая вращательное движение, струи масла образуют активный момент, который заставляет ротор вращаться в направлении движения струй. Далее через отверстия в остове ротора смазка попадает в полость внутреннего стакана, откуда поднимается вверх, отражаясь от буртика остова. Центробежная сила отбрасывает загрязняющие частички к внутренним стенкам ротора. Через отверстия в верхней части остова очищенное масло с ускорением выбрасывается во внутренний канал оси, в результате чего возникает реактивная сила, которая приводит ротор к вращению.
Таким образом, ротор центрифуги вращается за счет суммарной энергии двух потоков масла: активного и реактивного. Пройдя путь очистки, масло поступает в главную масляную магистраль дизеля.
Перепускной клапан центрифуги поддерживает давление масла в роторе. Если при входе в ротор оно повышается до 0,65 МПа (при густом масле или загрязненном роторе), клапан открывается и неочищенное масло сливается в картер двигателя. У некоторых двигателей масло перепускается в главную масляную магистраль, минуя центрифугу. Перепускной клапан винтом регулируется на давление 0,65…0,70 Мпа.
Радиаторный клапан необходим для перепуска холодного масла, минуя масляный радиатор в масляные каналы двигателя. Радиаторный клапан не регулируется
Сливной клапан предназначен для слива излишков очищенного масла в картер при повышении давления в каналах. Клапан регулируют винтом до нормального давления масла в системе. Устройство этих клапанов идентично устройству клапанов масляного насоса.
Данная система очистки масла достаточно конструктивно сложная зато, она достаточно эффективно справляется со своей задачей по очистке масла в разных условиях работы двигателя.
Для сравнения, при разборке центрифуги и масляного фильтра, отработавших одинаковое количество моточасов, в центрифуге осаждается грязи больше, чем в масляном фильтре. Однако центрифуга требует особого ухода в процессе эксплуатации. Очистку ротора масляного центробежного фильтра производят через каждые 120 или 240 часов работы. Это достаточно трудоёмкое и маркое мероприятие, которое можно отнести к её минусам. При поломке узла его ремонт будет проблематичным, так как детали не так просто можно найти, а замена новой центрифуги понесет за собой значительные затраты.
Так же существует мнение, что за счёт большой центробежной силы центрифуга не только отфильтровывает механические примеси, но так же она фильтрует из масла необходимые в нём присадки, что так же относят к ее минусам. Ещё одним недостатки в центрифуге, это на штуцере срывается резьба, однако такая же беда может случиться и с масляным фильтром, этот недостаток общий у обеих систем очистки масла.
Разберем второй вариант системы очистки масла.
Двигателя тракторов последних моделей исполнения оборудуются вместо центрифуги полнопоточным масляным фильтром, имеющим сменный не разборный картридж.
Фильтр абсолютно взаимозаменяем, и при желании он устанавливается в то же посадочное место взамен центрифуги. Корпус фильтра также оборудован регулируемым сливным клапаном, который настраивается в том же порядке что и на центрифуге.
Преимуществом фильтра является простота конструкции и неприхотливость в обслуживании.
Так же, установив масляный фильтр, удаётся избежать такой неприятности как потеря давления, в следствие того, что масло поступает в него напрямую от масляного насоса в масляную магистраль двигателя. Отработавший фильтрующий элемент достаточно легко подвергается замене, он доступен к приобретению и его замена не несет больших затрат времени и средств.
Для сравнения, при разборке центрифуги и масляного фильтра, отработавших одинаковое количество моточасов в центрифуге осаждается грязи больше чем в масляном фильтре, в том числе и необходимые присадки. Но в фильтрующем элементе масляного фильтра заводом производителем предусмотрена именно такая структура, которая будет отфильтровывать только те элементы и механические частички в масле, которые могут навредить вашему двигателю.
На утверждения, что центрифуга работает более эффективно в очистке масла, можно сказать, что с учётом использования современных марок моторных масел и качественных сменных фильтрующих элементов установка фильтра взамен центрифуги никак не повлияет на ресурс дизеля, а ещё и упростит обслуживание трактора и избавит от проблем с давлением
Основываясь на выше перечисленных плюсах и минусах двух разных систем очистки масла, каждый для себя может сделать выбор, какой из них отдать свое предпочтение.
Масло для гидравлики. Какое масло заливать в гидравлику?
Еще одна модификация – МТЗ-82МК – широко распространена в жилищно-коммунальном хозяйстве. Данная модель оснащается менее мощным двигателем и колесами одинаковой размерности. Максимальная скорость у такой модели ограничена на 36 км/час.
Сколько масла заливать в двигатель трактора МТЗ 82
Первое поколение с 1974
МТЗ-82 – заднеприводный трактор минского завода, являющийся улучшенной версией заднеприводного МТЗ-80. Поступил в производство в 1974 году, а годом позже появилась его гусеничная версия Т-70. Трактор получил двигатель Д-240 объемом 4,75 литра и мощностью 80 л. с. Кроме того, предусмотрен 10-сильный пусковой двигатель ПД-10 с продольным расположением. Он агрегатируется с механической коробкой с однодисковой муфтой сцепления.
В 1985 году появилась гидроуправляемая трансмиссия. Задний мост оборудован дифференциалом, который можно заблокировать путем нажатия на педаль в кабине машиниста. В перечень гидрооборудования МТЗ-82 входит клапанно-золотниковый гидрораспределитель, задний гидравлический цилиндр, позиционный/силовой регулятор, гидроцилиндр и шестеренчатый насос НШ-32, работающий от двигателя.
Дизельные двигатели с 1974
4,75 л Д 240 (78-81 л. с.), объем масла – 15 литров, API-CD, СС; SAE 15W-40, 5W-40
Неоригинальное
Для трактора МТЗ-82 с двигателем Д-240 можно подобрать масло различной вязкости. Например, для зимнего использования подходит 5W-30, а при круглогодичной эксплуатации можно остановить выбор на всесезонном масле 10W-40, 10W-30 или 5W-40. Кроме того, можно обратить внимание на известные бренды с хорошей репутацией (Лукойл, Газпромнефть, Kixx, Shell, Valvoline, Mobil, Castrol, Liqui Moly). Ниже представлены подходящие моторные масла для МТЗ-82.
- Нафтан Д3 SAE 10W-40, 15w-40, 20W-50
- Лукойл Авангард SAE 10W-40, 15W-40
- M10ДМ по ГОСТ 8581-78
- Ursa Super TD Texaco
- Teboil Super NPD
- Essolube XD-3+Multigrate
Система смазки двигателя Д 240 – центрифуга, масляный насос и обслуживание
» Двигатель Д-240 » Система смазки двигателя Д 240 – центрифуга, масляный насос и обслуживание
На двигателе Д-240 реализована комбинированная система смазки. Исходя из условий работы деталей, масло поступает к трущимся поверхностям (шатунные и коренные шейки коленвала, опорные шейки распредвала, втулки шестерни топливного насоса и промежуточной шестерни) под давлением, но пульсирующим потоком (механизм клапанов) или путем разбрызгивания. В систему смазки двигателя входят: полнопоточный центробежный масляный фильтр (центрифуга), масляный насос с маслоприемником и масляный радиатор. Также к системе смазки относятся соединительная арматура, маслопроводы, предохранительные клапаны, контрольные приборы и другие. Часть компонентов дизеля (пускач, помпа, топливный насос) имеют собственную автономную схему смазки. Для смазки двигателя трактора МТЗ-82 применяется моторное масло: зимой — марки М8Г2, летом — М10Г2. Масло необходимо менять каждые 480 часов работы двигателя.
Схема системы смазки: 1 — масляный радиатор; 2 — главная масляная магистраль; 3 — указатель давления масла; 4 — сетка; 5 — центрифуга; 6 — масляный насос; 7 — редукционный клапан; 8 — сливной клапан; 9 — предохранительный клапан; 10 — упорные кольца; 11 — патрубок; 12 — маслоприемник; 13 — масляный радиатор.
Масляный насос Д-240
Одноступенчатый, шестеренчатого типа, устанавливается на крышке первого коренного подшипника коленвала и вращается от коленчатого вала двигателя. Насос состоит из крышки, корпуса, ведущей и приводной шестерен, установленные на валу, а также из ведомой шестерни, находящейся на пальце.
Во время вращения шестерен в области всасывания образуется разряжение, способствующее поступлению масла в маслозаборник насоса. Попадая в зубья шестерен, масло подается в магистраль, а оттуда поступает к трущимся узлам.
Глубина расточек для шестерен в корпусе, их ширина и размещение выполняются с высокой точностью. Для создания герметичности во внутренней полости масляного насоса — привалочные плоскости крышки и корпуса тщательно шлифуются. Не допускается перестановка крышки с одного насоса на другой. Подача масла насосом составляет 36 литров в минуту на оборотах 2320 об/мин и образуемом давлении 0,70-0,75 МПа (7,0-7,5 кгс/см²).
Масляный насос: 1 — маслозаборник; 2 — корпус насоса; 3 — палец ведомой шестерни; 4 — ведомая шестерня; 5 — крышка корпуса; 6 — шестерня привода насоса; 7 — штифт; 8 — вал насоса; 9 — ведущая шестерня; 10 — патрубок.
Масляный фильтр
Центрифуга двигателя Д-240 предназначена для очистки циркулирующего масла в системе смазки. На двигателе устанавливается центробежный фильтр оснащенный бессопловым гидравлическим приводом.
Читать дальше: Стук в руле уаз патриот
В корпусе фильтра имеется ось на которой вращается ротор. Крышка крепится к остову гайкой и уплотняется резиновым кольцом. Ротор удерживается от осевых перемещений шайбой и гайкой, размещающиеся на верхнем конце оси с резьбой. Сверху ротор закрывается колпаком фиксируемый гайкой с шайбой. Во внутренней полости оси размещена маслоотводящая трубка. Под влиянием центробежных сил мелкие частицы, продукты износа деталей и разложения масла остаются на внутренних стенках ротора. Прошедшее очистку масло с высокой скоростью вбрасывается через тангенциальное отверстие во внутреннюю проточку корпуса ротора в области входных отверстий роторной оси. В следствии чего образуется реактивная сила вращающая ротор. Далее масло сквозь отверстия в оси ротора и трубку подается в главную масляную магистраль.
Предохранительный клапан контролирует перед ротором давление 0,65-0,70 МПа (6,5-7,0 кгс/см²). В том случае, если давление масла на входе в ротор превышает данное значение, то оно сливается через клапан в поддон.
Давление сливного клапана отрегулировано на значение 0,20-0,30 МПа (2-3 кгс/см²) и поддерживает требуемое давление в главной масляной магистрали.
Центрифуга (масляный фильтр): 1 — корпус фильтра; 2 — трубки; 3 — ось ротора; 4 — крышка ротора; 5 — стакан; 6 — насадок; 7 — корпус ротора; 8 — стакан ротора; 9 — упорное кольцо; 10 — специальная гайка; 11 — шайба; 12 — гайка; 13 — колпак фильтра; 14 — гайка; 15 — прокладка колпака; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — предохранительный клапан; 18 — штуцер для подсоединения манометра; 19 — маслопровод к радиатору; 20 — редукционный клапан; 21 — сливной клапан; 22 — пробка; 23 — регулировочная пробка.
Редукционный клапан (нерегулируемый) необходим для перегона холодного масла в магистраль в обход масляного радиатора.
Масляный радиатор служит для охлаждения моторного масла, температура которого может увеличиться при продолжительной эксплуатации двигателя с максимальной нагрузкой, особенно при высокой температуре окружающей среды. Проходя сквозь большое количество медных трубок радиатора, масло охлаждается потоком воздуха от вентилятора на 10-15º C и подается в двигатель.
Техническое обслуживание системы смазки двигателя Д-240
Перед каждым запуском двигателя необходимо проверять уровень масла в картере. В двигатель следует заливать только рекомендованное производителем моторное масло. Для заливки масло применяйте специальную емкость оснащенную фильтрующим элементом. Масло рекомендуется заливать не выше верхней метки. Запрещается пуск дизеля при уровне масла ниже контрольной метки на щупе. Повышенный уровень масла в двигателе приведет к значительному забросу масла на зеркала цилиндров, ухудшению работы поршневой группы и интенсивному дымлению дизеля. При малом содержании масла ухудшается смазка деталей.
Масло рекомендуется менять после каждых 480 часов работы двигателя, так как со временем оно теряет смазочные свойства. Масло сливается из картера на прогретом двигателе. Перед заливкой масла необходимо очистить ротор центрифуги.
Обслуживание системы смазки двигателя Д-240 также заключается в регулярном наблюдении за давлением масла. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала должно составлять 0,2-0,3 МПа (2,0-3,0 кгс/см²), на минимальных оборотах — не меньше 0,8 МПа (0,8 кгс/см²). Повышенное или пониженное давление сигнализирует о неисправности в системе смазки. Резкое падение давления может случится из-за утечки масла из маслопроводов, некорректной работы манометра, предохранительного или сливного клапана и повреждении масляного насоса.
Читать дальше: Минивены все марки цены новые в россии
Ротор центрифуги необходимо очищать каждые 480 часов эксплуатации. Для этого необходимо разобрать масляный фильтр и при помощи скребка очистить ротор от образовавшегося отложения. Перед монтажом ротора следует смазать маслом уплотняющее резиновое кольцо.
Для обеспечения нормальной работы системы смазки двигателя выполняйте следующее: а) заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящей инструкцией масло, соответствующее периоду эксплуатации; применение других сортов масла не допускается; б) заполняйте масляный картер маслом до верхней и на маслоизмерительном стержне; не допускайте работу двигателя с уровнем масла ниже нижней и выше верхней метки; в) следите за давлением масла по манометру.
При работе двигателя с номинальной частотой вращения и температурой воды 70—95 °С давление масла должно быть 2,0—3,0 кгс/см2. Если давление масла при указанных условиях ниже 1,0 кгс/см2, остановите двигатель, выясните и устраните причины снижения давления масла. Подрегулировку давления масла в системе смазки можно произвести затяжкой пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра (рис. 1).
МТЗ 82 – это трактор белорусского производителя, который имеет большую популярность в нашей стране. Прежде чем эксплуатировать любое рабочее транспортное средство, следует проверить уровень всех жидкостей и при необходимости дополнить. Только зная заправочные емкости МТЗ 82 и заливаемые марки масел, можно выполнить эту задачу.
Отзывы
Дмитрий, Минск. Работаю в деревне на полноприводной версии МТЗ-82. Раньше был вариант и с задним приводом, и разница с ним очевидна – и в плане управляемости, и проходимости. Трактор поддерживает большой выбор навесного оборудования, что делает его универсальным трудягой при обработке почвы разными способами. Полный привод помогает в раскисшем грунте – например, после проливного дождя. В общем, с МТЗ-82 в отличие от МТЗ-80 я теперь никогда не застреваю в глубокой колее.
Александр, Томск. МТЗ-82 – незаменимая вещь для простого сельского жителя с большой площадью земельного участка. Данный аппарат прост и недорог в обслуживании, эксплуатирую его уже три года. Полностью исправный, не требует частой замены комплектующих, хотя они довольно низкого качества. Главное еще с какой частотой работать и в каких климатических условиях.
Марки и заправочный объем
Емкость узлов не является предопределяющей для заправки. Заливать в систему необходимо определенное количество масла или смазки. Прежде чем заливать жидкость или смазывать узлы, необходимо уточнить, какую марку необходимо использовать.
При работе трактора в холодное время года при температуре до +5 С необходимо использовать моторное масло М-8ДМ, которое соответствует ГОСТ 8581-78. Заливать необходимо 12 литров. То же количествао смазки, но уже марки масел М-10ДМ по ГОСТ 8581-78 необходимо обновить при температуре окружающего воздуха +5 С и более. Менять смазку необходимо каждый 500 мч. Использовать можно и альтернативные варианты: М-10Г2К и М-10Г2. Первый образец меняется каждые 250 мч, а второй 500 мч.
В топливный насос можно заливать одно из вышеперечисленных масел. Причиной замены жидкости в узле может стать его ремонт. В остальных случаях заливать его не требуется. В топливный насос вмещается 0,25 л моторного масла.
Воздухоочиститель – еще один узел трактора, который требует наличия моторного масла. Но здесь есть особенность. Можно добавлять отработку, дав ему отстояться. Замена производится каждый 500 мч. Но обязательно знать, сколько литров масла добавлять. В этом случае — 1,5 л.
Заправочная емкость силовой передачи – 40 литров. Система заправляется полностью. При каждом очередном плановом то необходимо заменить 40 литров трансмиссионного масла ТАп-15В, ТСп-10 или ТСп-15К. Можно дублировать другим — ТАД-17.
Колесный редуктор вмещает 3,7 л того же масла, что и в трансмиссию. В отличие от других элементов, в редуктор необходимо заполнять сразу в двух точках. Колесные редуктор, верхняя коническая пара, опора привода и приводной шкив заправляются Тап-15В и другими аналогичными маслами.
Все гидроагрегаты и ГОРУ заправляются модернизированным моторным маслом М-10Г2. Можно использовать и другие: М-8Г2К или М-10Г2К. Это же касается и гидроусилителя руля, туда заправляется такое же масло.
Смазка подшипника обводки выполняется Литолом-24. В качестве альтернативы можно использовать многоцелевую пластичную дублирующую смазку марки LCP-GM. Выполнять это необходимо как при эксплуатации, так и техническом обслуживании. Чтобы заполнить 0,2 литра рабочего объема, необходимо использовать специальный шприц. Нескольких нагнетаний будет достаточно.
Литол-24 можно назвать универсальной смазкой. Его используют в подшипнике ступицы в количестве 0,4 л, поворотном кулаке, шестерне раскоса, втулках, шарнирах, подшипниках в различном количестве.
При добавлении в насос отработанного дизельного масла необходимо учитывать, что зимой, когда температура опускается ниже -20 градусов оно может замерзнуть, поэтому актуально использовать веретенную смазку АУ. При температуре -55 актуально разбавление дизельным топливом на 15%.
Начиная с 1974 года, с конвейера Минского тракторного завода сходит универсальный колёсный трактор марки МТЗ 80. Конструкция разрешает использовать машину в областях: сельское хозяйство, строительство, жилищная сфера. Среди колёсных тракторов, модель распространена, поскольку количество выпущенной техники превосходит конкурентов.
Центрифуга трактора МТЗ 82(80): устройство, разборка, обслуживание и регулировка
Чистота масла в двигателе внутреннего сгорания имеет важное значение. Отсутствие посторонних включений в масле обеспечивает оптимальную смазку и сохранение ресурса трущихся поверхностей в сочленениях деталей поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. В систему смазки дизеля Д-240 и его модификаций тракторов МТЗ входит центрифуга. Функцией узла является очистка циркулирующего масла в системе двигателя от загрязнений, а само — название говорит о центробежном принципе работы.
Устройство центрифуги
На трактора марки МТЗ с двигателями Д-240, Д243, Д245 устанавливаются полнопоточные центрифуги с бессопловым гидравлическим приводом под каталожными номерами 240-1404010-А, 240-1404010-А-01, 240-1404000-А, которые не отличаются устройством и являются взаимозаменяемыми.
Примером комплектации сопловыми центрифугами являются дизеля СМД-62, Д-65 тракторов Т-150, ЮМЗ-6, где узел в днище ротора имеет реактивные сопла для гидропривода привода.
В комплектации трактора узел расположен с правой стороны и присоединён своим корпусом-кронштейном к блоку дизеля. При этом в месте крепления узла с блоком обеспечивается соединение масляных магистралей в блоке и центрифуге. Центробежный привод устройства осуществляется давлением, созданным масляным насосом двигателя.
Ротор
Узел состоит из корпуса и установленной в нём оси вращения с ротором. Последний включает в себя остов, внутренний стакан, верхнюю и нижнюю крышку. Верхняя крышка крепится на остове гайкой и уплотняется резиновым кольцом. Осевое перемещение ротора на оси ограничивается гайкой, установленной через шайбу на её резьбовом конце. Ось внутри имеет маслопроводящий канал. Сверху ротор закрыт защитным колпаком и затянут гайкой с шайбой. А также для повышения качества очистки в составе более поздних полнопоточных центрифуг для дизелей тракторов МТЗ дополнительно установлена фильтрующая сетка на корпусе ротора.
Корпус
Корпус выполнен за одно целое с кронштейном крепления узла оборудован каналами и клапанами:
Подводящий канал, запитанный через трубопровод от масляного насоса и соединённый с каналами центробежного гидропривода ротора.
Напорный канал пропускает очищенное масло в магистраль дизеля.
Сливной канал — соединённый с полостью картера дизеля.
Нерегулируемый предохранительный клапан установлен на входе в ротор – отсекает масло в поддон дизеля при увеличении давления выше 0,65-0,7мПа (6,5-7кгс/см²), то есть при увеличении сопротивления проходу смазки через центрифугу в результате накопления загрязнений клапан сработает и откроет слив в поддон дизеля.
Сливной регулируемый клапан поддерживает давление в системе в пределах 0,2-0,3 мПа (2-3кгс/см²). При пуске дизеля холодное густое масло может создавать давление вышеуказанных рабочих значений, что может вызвать нештатную ситуацию в работе дизеля (например, в виде выдавливания сальников). Задача сливного клапана выровнять значение давления до 2-3 атмосфер перепуская часть масла в слив.
Редукционный нерегулируемый клапан предназначен для перенаправления холодного масла мимо масляного радиатора при пуске дизеля. Усилие пружины клапана меньше сопротивления радиатора при проходе в нём не разогретой густой смазки. После того как температура дизеля поднимется до рабочего значения 80-95°С и масло потеряет свою вязкость – сопротивление проходу через радиатор упадёт и редукционный клапан закроет сливной канал направляя масло через радиатор системы смазки для охлаждения.
Работа центрифуги
Масло от насоса поступает в узел по каналу в корпусе, проходит через кольцевой канал и отверстия в оси к насадке, закреплённой винтом. Через отверстия насадки смазка разбрызгивается в тангенциальном касательном направлении, приобретая вращательное движение. Далее масло через отверстия в остове ротора попадает в полость внутреннего стакана и поднимается вверх, отражаясь от буртика остова. Центробежная сила отбрасывает загрязняющие включения к внутренним стенкам ротора. Очищенное масло с ускорением через тангенциальные отверстия в верхней части остова выбрасывается во внутренний канал оси. В результате возникает реактивная сила, которая вращает ротор. Масло, поступая через отверстия в канал очищенным потоком проходит в главную масляную магистраль дизеля.
Обслуживание узла
Операция заключается в разборке и промывке полости ротора от отложившихся загрязнений, его внутренней цилиндрической стенки крышки, остова, сетки и насадки с отверстиями.
Промывку и очистку центрифуги от загрязнений осуществляют одновременно с заменой масла в дизеле при каждом ТО-2 через каждые 250 часов наработки трактора. Нормальная работа центрифуги характеризуется продолжением вращения ротора после остановки дизеля в течении от 30 секунд до 1 минуты. Свидетельством вращения является характерный гул, издающий узлом.
Порядок разборки и сборки
- Открутите верхнюю гайку и снимите колпак с корпуса узла.
- Для сохранения балансировки ротора, перед разборкой, обратите внимание на положение верхней крышки ротора и его нижней части в соответствии с балансировочными метками деталей.
- Застопорите вращение ротора, используя отвёртку или металлическую оправку, вставленную между его корпусом и днищем. Отверните гайку на роторе и снимите верхнюю крышку, крыльчатку и фильтрующую сетку.
- Очистите детали неметаллическим скребком, промойте в моющем растворе и продуйте воздухом.
- Сборку произведите при совпадении балансировочных меток на крышке и корпусе ротора. А также обратите внимание на состояние целостность резиновой прокладки. Затяжку гайки осуществляйте с небольшим усилием до полной посадки крышки в корпус. Свободное вращение ротора от руки будет свидетельством успешной сборки.
- Установите колпак узла и затяните гайку с усилием 35-50 н.м.
Регулировка сливного клапана центрифуги
Данным клапаном устанавливается рабочее давление в системе смазки дизеля. По тех. требованиям производителя нормальным показателем считается 0,25-0,35 мПа на прогретом двигателе до рабочей температуры охлаждающей жидкости 85 -95°С. На холодном дизеле допускается повышение давления смазки до +0,6 мПа. Если, предохранительный клапан исправен, система смазки не имеет утечки, а рабочее давление ниже 0,25 либо выше 0,35 мПа — производят настройку сливного клапана.
Нужно понимать, что основной функцией клапана является сброс избытка давления в момент разогрева дизеля, и решение о проведение настройки должно основываться на здоровой логике. То есть, если ресурс дизеля исчерпан и зазоры в коренных, шатунных шейках коленвала, на опорах вращения распредвала не позволяют удерживать давление масла, то нет смысла обманывать себя и пытаться поднять давление за счёт накрутки клапана.
Запрещается производить настройку на работающем дизеле!
Настройку осуществляют в следующем порядке:
- Отворачивают резьбовую пробку клапана и снимают прокладку.
- Изменение давления в системе осуществляют с помощью отвёртки проворачиванием регулировочного винта-пробки в канале корпуса центрифуги. Для того, чтобы увеличить давление винт-пробку заворачивают по часовой стрелке, для уменьшения – отворачивают против часовой стрелки. При небольшой корректировке достаточно одного оборота винта.
- После регулировки устанавливают прокладку и затягивают канал резьбовой пробкой.
- Осуществив, проверку фактического давления при необходимости донастройку делают в том же порядке.
Масляный фильтр в замен центрифуги
В дополнение нужно отметить, что двигателя тракторов МТЗ в особенности последних исполнений оборудуются вместо центрифуги полнопоточным масляным фильтром со сменным не разборным картриджем. Фильтр, абсолютно взаимозаменяем, и при желании устанавливаться в то же место взамен центрифуги. Корпус фильтра также оборудован регулируемым сливным клапаном, который настраивается в том же порядке.
Преимуществом фильтра является простота конструкции и неприхотливость в обслуживании. Несмотря на утверждение специалистов, что центрифуга работает более эффективно в очистке масла, утвердительно можно сказать, что с учётом использования современных марок моторных масел и качественных сменных фильтрующих элементов установка фильтра взамен центрифуги упростит обслуживание трактора и никак не повлияет на ресурс дизеля.