Южный экологический форум — 2021 объединил более 30 спикеров
Южный экологический форум — 2021 объединил более 30 спикеров
Краснодар, 22 апреля – Юг Times, Аревик Тамразян. 16+ Как предприятия Краснодарского края помогают общественникам охранять окружающую среду от опасного воздействия человека?
Южный экологический форум — 2021 объединил более 30 спикеров. Они собрались, чтобы обсудить новые механизмы, которые бы позволили вести бизнес, не нанося вред окружающей среде. Одним из генеральных партнеров мероприятия стал банк «Центр-инвест».
У частниками форума стали представители как крупных компаний, так и малого и среднего бизнеса, в том числе того, чья деятельность полностью направлена на сохранение экологии. Это и компании, специализирующиеся на сортировке и утилизации отходов, включая опасные, и те, кто предлагает рынку возможности для эффективного использования вторсырья, и производители бытовой химии, которая изготавливается с использованием только натуральных ингредиентов. Организатором встречи выступил Фонд инновационной экономики. Мероприятие началось с приветственного слова основных спикеров и пленарного заседания.
ЭКОНОМИТЬ И СБЕРЕГАТЬ
Основной площадкой для обсуждения механизмов взаимодействия власти и бизнеса в развитии отрасли переработки отходов стал круглый стол, где участвовали влиятельные представители различных сфер экономики края. Модератор — доктор экономических наук, профессор, старший партнер консалтинговой компании «Арка Групп» Александр Полиди, открывая работу, рассказал об итогах исследования одной из российских авиакомпаний.
— В год дополнительные расходы на выпуск посадочного талона, который используется ровно 2 секунды, в среднем составляют 15 миллионов рублей. Сейчас авиакомпании планируют ввести в России электронные посадочные талоны. И еще один пример, который показывает прямую связь между экологией и экономикой. Некоторые страны Европы отказываются от двигателя внутреннего сгорания на общественном транспорте и легковых авто. Это те страны, в которых электроэнергия для населения практически бесплатна за счет возобновляемой генерации. Вот почему важно, чтобы экологическое сознание приводило к воплощению продуктов, которые бы благоприятно влияли и на экономику, и на окружающую среду.
Взаимосвязь материальной стабильности и экологической обстановки видят и финансовые институты.
Директор филиала № 8 ПАО КБ «Центр-инвест» Диана Липинская в ходе круглого стола рассказала участникам форума, что их международные и институциональные акционеры давно несут культуру бережного отношения к окружающей среде. И российская экономика сейчас тоже активно впитывает экологически ответственное инвестирование, экологичные подходы к развитию своего бизнеса.
— Мы движемся по дороге ESG, — сказала она. — Банк «Центринвест» — это большая экосистема более 1,5 миллионов клиентов, партнеров, сотрудников и акционеров и конечно наша роль в формировании культуры ответственного инвестирования, экологичного и социально ориентированного подхода к ведению бизнеса очень весома. «Центр-инвест» — крупнейший региональный банк Юга России, работающий тут, на Юге, 27 лет, и все эти годы мы активно участвуем в различных волонтерских акциях и природоохранных мероприятиях, активно формируя экологические привычки у наших сотрудников. А главное, что делаем, это предоставляем уникальные продукты своим клиентам. Экологическая ответственность закреплена в стратегии банка наравне с финансовыми показателями – такими, как кредитование энергоэффективных технологий, агропромышленного комплекса, модернизация многоквартирных домов, развитие стартапов и женского предпринимательства. Объем энергоэффективных инвестиций банка превысил 18,8 миллиарда рублей. Экологический эффект работы равен ежегодному сокращению выбросов CO2 в атмосферу на 225 550 тонн. Опыт реализации ESG-принципов банком «Центр-инвест» получил международное признание Глобального альянса банков, основанного на ценностях (GABV), и Финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (UNEP FI).
«Центр-инвест» первым в РФ выпустил «зеленые» облигации, а также предоставил клиентам возможность размещать средства на «зеленом» вкладе. Все привлеченные таким образом средства банк инвестирует в реальную экономику Юга России для достижения целей устойчивого развития и плановых показателей национальных проектов.
— Таким образом, все наши лучшие практики используются для предоставления клиентам услуг по мировым стандартам, при этом формируя у них основы экологичного поведения с заботой о будущих поколениях, — поделилась опытом Диана Липинская.
«Начать нужно с себя» — с таким призывом к собравшимся обратился руководитель аппарата, заместитель руководителя Бюро расследований ОНФ Валерий Горюханов. Эксперт уверен, что экологичное производство станет нормой только тогда, когда каждый будет ответственно относиться к этому вопросу.
— В 2019 году, согласно официальной статистике, в России было совершено 2 миллиона нарушений в сфере экологии. Мы можем предположить, что на самом деле их гораздо больше. Учитывая реалии, смело умножаем на 10 и понимаем, что это 22 миллиона нарушений за год. Цифра огромная, — подчеркнул Валерий Горюханов.
По его словам, для того чтобы статистика менялась в сторону уменьшения, по поручению президента Российской Федерации был создан институт общественного экологического контроля. Любой гражданин, достигший 18 лет, который готов оказывать содействие надзорным органам в природоохранной деятельности, может получить удостоверение общественного экоинспектора.
Стать инспектором просто: нужно написать заявление в свободной форме в территориальный надзорный орган и сдать экзамен. Чтобы помочь активистам подготовиться к собеседованию, в ОНФ была создана «Школа общественных экологических инспекторов».
— В Народном фронте мы смотрим шире и уверены, что закладывать основы экологичного образа жизни нужно с детства. Поэтому в школах России, и в Краснодаре в частности, реализуется проект «Экозабота», в рамках которого дети собирают батарейки и узнают на специальных уроках, мастер-классах про важность раздельного сбора мусора, эффективного использования ресурсов. В свою очередь, как участник праймериз, я призываю всех участников предварительных выборов и депутатов присоединиться к сбору батареек и на деле доказать заботу об экологии, — заключил Валерий Горюханов.
Руководитель инвестиционно-консалтинговой группы «Реноме онлайн» Андрей Филипповский считает, что прежде всего экологическая ответственность заключается в обязательном первоначальном разделении отходов.
— Затем их можно направлять на переработку и производить необходимые продукты с большей экономией. Например, покрышки и одежду можно изготавливать из переработанного пластика, — заметил Андрей Филипповский.
ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ
Руководитель коммерческого отдела компании ООО «ТКО-Информ» Сергей Иванов рассказал о цифровизации отрасли обращения с ТКО и прозрачности работы регионального оператора для населения и властей Кубани на примере внедрения АИС «Отходы» в РО «Крайжилкомресурс» в Краснодарском крае.
— За 7 лет работы мы привлекли к сотрудничеству 20 региональных операторов, порядка 200 независимых транспортных компаний. Регоператоры взаимодействуют с физическими и юридическими лицами. Весь процесс полностью автоматизирован, даже графики сотрудникам передаются дистанционно и доступны в онлайн-режиме, — отметил эксперт.
По его словам, самая большая работа, с которой начинается уборка ТКО, это инвентаризация всех площадок. После данные загружаются в электронном виде и доступны не только сотрудникам, но и контролирующим органам.
— Следующий этап, который необходимо было систематизировать, — транспортировка отходов. Каждый водитель получает планшет, в котором он видит и задание свое, и маршрут следования. Все передвижения и остановки доступны в онлайн-режиме для контроля, — продолжил Сергей Иванов.
Результатом цифровизации предприятия руководитель ООО «ТКО-Информ» назвал полную систематизацию всех этапов — от сбора мусора у граждан до его переработки. Крупные УК и объекты ретейла могут войти в систему через личный кабинет и заказать вывоз отходов. Компания также создала мобильное приложение для граждан, через которое можно отправить данные о незаконной свалке одной кнопкой. Таким образом, предприятия, органы исполнительной власти и каждый гражданин имеют возможность контролировать окружающую среду и защищать ее от мусора.
В ходе панельной сессии «ЭкоПросвещение» обсуждали методы популяризации, экологические акции по раздельному сбору отходов и потребителей будущего. Крупные предприятия в потоке рабочего процесса не всегда могут найти время на решение экологических проблем. Заметив это, администрация Абинского района разработала стратегию для улучшения окружающей среды совместно с ООО «Абинский Электро-Металлургический завод».
— В основе природоохранной деятельности предприятия заложена экологическая политика, но доверия у населения района столь крупное предприятие не вызывало. К нам в администрацию в 2018 году поступало большое количество обращений граждан по вопросам работы предприятия и его воздействия на экологию района, — вспоминает начальник отдела охраны окружающей среды управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации муниципального образования Абинский район Вероника Лазарева. — Тогда родилась идея разработать стратегию взаимодействия общества, власти и бизнеса через реализацию экологических проектов.
Первым мероприятием была экскурсия на ООО «Абинский Электро-Металлургический завод» для представителей общественности района. Демонстрировалась полная переработка образующихся отходов в товарную продукцию, что уменьшает их отрицательное влияние на экологические системы. Экскурсии по предприятию были приостановлены только во время ограничительных мер в 2020 году.
Следующим шагом было создание эко-волонтерского отряда «Дорогой Маленького принца» — в его ряды вступили специалисты администрации района, работники завода и активное население нашего района.
— И после этого работа закипела. Первый наш масштабный проект назывался «Экологический будильник — пора спасти лес!». Задачей акции стали сбор макулатуры и отправка ее на переработку. По итогам акции собрано более 2 тонн бумаги, приняли участие около 500 человек, а в Центральном сквере Абинска появилась кленовая аллея. Саженцы деревьев приобрели на деньги, вырученные от сдачи макулатуры. Проект был активно поддержан жителями района, в 2020 году прошел еще более успешно, а в июне этого года пройдет в третий раз, — рассказала Вероника Лазарева.
Примеров успешных акций у представителя администрации Абинского района было много: и контейнеры для раздельного сбора мусора, и день без автомобиля, и посадка новых саженцев. Все они успешно реализуются при взаимодействии власти, бизнеса и населения.
И ДОМА, И НА РАБОТЕ
Принципам экологичного потребления можно научить только на личном примере, а для этого самому нужно жить по таким стандартам, подчеркнула управляющий Сбербанка по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Татьяна Сергиенко. Она презентовала программы компании, которые направлены на сотрудников филиалов.
— В качестве пилотного проекта мы уже запускали пункт приема батареек для дальнейшей передачи на утилизацию. Он был размещен в холле одного из наших филиалов. Администраторы напоминали всем клиентам, что они могут воспользоваться такой возможностью, но в результате мы обнаружили в урне всего несколько батареек. Тогда пришли к выводу, что необходимо создать экологичную среду сначала внутри коллектива, который бы своим примером мог вдохновлять всех вокруг, — рассказала Татьяна Сергиенко.
По словам спикера, с согласия сотрудников филиалов у них размещается урна для раздельного мусора. Если эксперимент удастся, его можно будет развивать. В целом банк уже много лет назад перешел на бережливое производство: в разы сокращено употребление бумаги, так как все, даже подписание договора о кредитном займе, происходит в цифровом формате. Более того, Сбербанк активно переходит на виртуальные банковские карты, чтобы сократить таким образом использование пластика, а в банкоматах можно провести любые операции без печати чека.
В работе Южного экологического форума — 2021 приняли участие также представители экологичного бизнеса.
Председатель совета директоров ГК «ПИРЕТТА» Сергей Перминов поделился оптимальными решениями проблемы безопасной утилизации медицинских отходов. Основатель компании «ЭкоСпектрум» Октябрина Девлетова рассказала о переработке отходов и успехах предприятия в их обезвреживании и утилизации. Руководитель ООО «Металлтеплострой» Роман Поливода озвучил проблемы размещения и переработки ТБО, а генеральный директор АО «Экополимер» Вадим Коверда поделился опытом организации открытого рынка вторсырья. О создании производств в особых экономических зонах говорил генеральный директор ООО «БИОТЕХ» Олег Багров. «Южный Город» и компания «Люкс-Юг» представили свои стенды, рассказали участникам о работе предприятий и познакомили всех желающих со своей продукцией.
За всеми важными новостями следите в Telegram и Twitter
Экологические последствия работы двигателей внутреннего сгорания
В с е г о : грамм
По оценке исследователей различных стран именно выхлопные газы автомобилей дают до 70-80 % отдельных загрязнителей Выбросы отработавших газов весьма неблагоприятно воздействуют на организм человека. О степени влияния вредных веществ на организм человека можно судить по данным, исследования, приведенным в таблице 2.
Влияние концентрации вредных веществ на организм человека
Последствия и продолжительность воздействия
Содержание в воздухе, мг/м 3
Без заметного действия, несколько часов
Признаки легкого отравления или раздражение слизистых оболочек, через 2…4 ч
Возможно серьезное отравление, через 30 минут
Опасно для жизни, при кратковременном воздействии
Международное сообщество, учитывая серьезность проблемы токсичности автомобилей, разработало ряд международных стандартов — Правил Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН по транспорту, регламентирующих нормы выбросов различных типов автомобилей (легковых, дизельных, работающих на бензине, дизельном топливе и т.д.) методы газового анализа, процедуру измерений, требования к техническим параметрам газоанализатора.
Сейчас в Казахстане действуют ГОСТы, принятые еще в 80-х годах прошлого столетия. В странах же Евросоюза еще в 1993 году был введен стандарт Евро-1, а с 2004 года действует стандарт Евро-4, с помощью которых они смогли решить проблему загрязнения окружающей среды. Подобный стандарт необходимо на Республиканском
уровне разработать новый Национальный стандарт, регламентирующий нормативы выбросов вредных веществ в атмосферу
В связи с актуальностью экологической проблемы крупных городов, во многих странах ведется работа по снижению токсичности автомобильных выхлопов. Рассматривается несколько направлений: создание новых модификаций бензина и искусственных моторных топлив, соответствующих более низкому уровню токсичности (ЕВРО-1, ЕВРО-2, Калифорнийский стандарт и т.д.). Объемы финансовых затрат на эти цели только в США исчисляются сотнями миллионов долларов. Для снижения токсичности выхлопных газов применяют каталитические дожигатели и фильтры, которые приводят к значительному удорожанию автомобиля, но мало эффективны в условиях эксплуатации поддержанного автотранспорта.
Выброс вредных веществ при сгорании различных топлив
Выброс вредных веществ, г/км
Сжиженный нефтяной газ
Сжатый природный газ
Бензин в смеси с водородом
Метанол в смеси с бензином
Метанол в смеси с синтез-газом (H2+CO)
Как следует из табл. 3, из широкого перечня моторных топлив смесь бензина с водородом близко соответствует европейскому стандарту ЕВРО-4. При этом расход бензина снижается на 30-40%. Наиболее низкое содержание NОх в продуктах сгорания наблюдается при нагрузках менее 50% максимальной мощности, т.е. при рабочих параметрах двигателя, представляющих наибольший интерес для условий городской эксплуатации автомобилей.
И газовые, и бензиновые автомобили выбрасывают в атмосферу одинаковое количество углеводородов. Для здоровья человека опасны не сами углеводороды, а продукты их окисления. Двигатель, работающий на бензине, выбрасывает сравнительно легко окисляющиеся вещества – этил и этилен, а газовый двигатель – метан, который из всех предельных углеводородов наиболее устойчив к окислению. Поэтому углеводородный выброс газового автомобиля менее опасен. Газ как моторное топливо не только не уступает бензину, но и превосходит его по своим свойствам.
Газ, в сравнении с бензином, горит при меньших концентрациях, т.е. при более «бедных» смесях. В случае повышения концентрации газа и обогащения смеси можно добиться увеличения мощности двигателя. Обедняя смесь, наоборот, можно понизить мощность. Возникает возможность изменением состава смеси регулировать мощность двигателя: газ как топливо значительно «послушнее» бензина.
Эксплуатация показала, что автомобили на газе более выносливы – в полтора-два раза дольше работают без ремонта. При сгорании газа образуется меньше твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней двигателя. Кроме того, масляная пленка дольше держится на металлических поверхностях – ее не смывает жидкое топливо, и, наконец, газ практически не вызывает коррозию металла. Несмотря на многочисленные достоинства, закрывать заправочные станции и выбрасывать бензиновые канистры еще рано.
По своим свойствам сжиженный пропан-бутан почти не отличается от сжатого природного газа. То же высокое октановое число, те же неплохие экологические и эксплуатационные показатели. Есть у сжиженного пропан бутана и преимущество перед метаном – 225 литров этого горючего хватает на пробег около 500 километров, а метана, помещающегося в восьми баллонах – на вдвое меньший. На сжиженном газе работает вдвое меньше машин, чем на сжатом и вот почему. Пропан-бутана получают в 20. 25 раз меньше, чем добывают природного газа.
Однако у сжиженного газа как автомобильного топлива есть и другие преимущества.
1. Очень важно то, что это экологически более чистое топливо, в выхлопе при работе на газе содержится меньше вредных веществ, в том числе СО (почти в два раза меньше).
2. Газ имеет более высокое октановое число (порядка 100 и даже выше в зависимости от состава). Соответственно, практически невозможны детонационные повреждения двигателя.
3. Уменьшается износ цилиндропоршневой группы. Во-первых при пуске холодного двигателя не образуется пленки из бензина, смывающей смазку. Во-вторых, газ сгорает медленнее и давление в цилиндрах нарастает не так быстро — в результате ударные нагрузки на детали двигателя меньше.
4. Благодаря лучшему смесеобразованию газа с воздухом газовая смесь равномернее распределяется по цилиндру — улучшается холостой ход двигателя, двигатель работает мягче и тише. Кроме того, после пуска холодного двигателя на газе можно ехать практически сразу, не требуется длительного прогрева как на бензине.
5. Газ не разжижает моторное масло, поэтому масло можно менять реже, чем при эксплуатации на бензине.
6. Практически не образуется нагара.
7. Газ по сравнению с бензином значительно чище, поэтому в карбюратор не попадает грязь.
По сравнению с бензином, у газа есть один недостаток: меньшая теплота сгорания. Поэтому при работе на газе мощность двигателя меньше примерно на 5 %.
Еще один недостаток — место в багажнике занимает.
Нефтяной газ представляет собой смесь пропана, бутана и незначительного количества (около 1%) непредельных углеводородов. Фактически на автомобильные газонаполнительные станции поступают две марки газа, регламентируемые соответствующими ГОСТами: зимняя (85-95% пропана) и летняя (45-55% пропана). Такое сочетание учитывает свойства СНГ в зависимости от окружающей температуры и позволяет круглый год эксплуатировать автомобиль на газе.
Влияние двигателей внутреннего сгорания и экологическую ситуацию
Главная > Закон >Экология
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКОЛОГИЯ.
1.1. Вредные выбросы в составе отработавших газов и их воздействие на живую природу
1.2. Законодательные ограничения выбросов вредных веществ
1.3. Альтернативные топлива
1.4. Совершенствование систем питания и зажигания
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКОЛОГИЯ
1.1. Вредные выбросы в составе отработавших газов и их воздействие на живую природу
При полном сгорании углеводородов конечными продуктами являются углекислый газ и вода. Однако полного сгорания в поршневых ДВС достичь технически невозможно. Сегодня порядка 60% из общего количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу крупных городов, приходится на автомобильный транспорт.
В состав отработавших газов ДВС входит более 200 различных химических веществ. Среди них:
продукты неполного сгорания в виде оксида углерода, альдегидов, кетонов, углеводородов, водорода, перекисных соединений, сажи;
продукты термических реакций азота с кислородом – оксиды азота;
соединения неорганических веществ, которые входят в состав топлива, – свинца и других тяжелых металлов, диоксид серы и др.;
Количество и состав отработавших газов определяются конструктивными особенностями двигателей, их режимом работы, техническим состоянием, качеством дорожных покрытий, метеоусловиями. На рис. 1.1 показаны зависимости содержания основных веществ в составе отработавших газов.
В табл. 1.1 приведена характеристика городского ритма движения автомобиля и усредненные значения выбросов в процентах к их суммарному значению за полный цикл условного городского движения.
Оксид углерода (СО) образуется в двигателях при сгорании обогащенных топливовоздушных смесей, а также вследствие диссоциации диоксида углерода, при высоких температурах. В обычных условиях СО – бесцветный газ без запаха. Токсическое действие СО заключается в его способности превращать часть гемоглобина крови в карбо-ксигемоглобин, вызывающий нарушение тканевого дыхания. Наряду с этим СО оказывает прямое влияние на тканевые биохимические процессы, влекущие за собой нарушение жирового и углеводного обмена, витаминного баланса и т. д. Токсический эффект СО связан также с его непосредственным влиянием на клетки центральной нервной системы. При действии на человека СО вызывает головную боль, головокружение, быструю утомляемость, раздражительность, сонливость, бо-ли в области сердца. Острые отравления наблюдаются при вдыхании воздуха с концентрацией СО более 2.5 мг/л в течение 1 часа.
Характеристика городского ритма движения автомобиля
Режим работы двигателя
Параметры работы двигателя ,%
Объем отрабо-тавших газов
Оксиды азота в отработавших газах образуются в результате обратимой реакции окисления азота кислородом воздуха под воздействием высоких температур и давления. По мере охлаждения отработавших газов и разбавления их кислородом воздуха оксид азота превращается в диоксид. Оксид азота (NO) – бесцветный газ, диоксид азота (NO 2 ) – газ красно-бурого цвета с характерным запахом. Оксиды азота при попадании в организм человека соединяются с водой. При этом они образуют в дыхательных путях соединения азотной и азотистой кислоты. Оксиды азота раздражающе действуют на слизистые оболочки глаз, носа, рта. Воздействие NO 2 способствует развитию заболеваний легких. Симптомы отравления проявляются только через 6 часов в виде кашля, удушья, возможен нарастающий отек легких. Также NО Х участвуют в формировании кислотных дождей.
Причиной образования углеводородов (СН) является неоднородность состава горючей смеси в камере сгорания двигателя, а также неравномерность температуры и давления в различных ее частях. В некоторых зонах цилиндра (паразитных объемах) топливо практически не сгорает, так как происходит обрыв цепной реакции окисления углеводородов.
Оксиды азота и углеводороды тяжелее воздуха и могут накапливаться вблизи дорог и улиц. В них под воздействием солнечного света проходят различные химические реакции. Разложение оксидов азота приводит к образованию озона (О 3 ). В нормальных условиях озон не стоек и быстро распадается, но в присутствии углеводородов процесс его распада замедляется. Он активно вступает в реакции с частичками влаги и другими соединениями, образуя смог. Кроме того, озон разъедает глаза и легкие.
Отдельные углеводороды СН (бензапирен) являются сильнейшими канцерогенными веществами, переносчиками которых могут быть частички сажи.
При работе двигателя на этилированных бензинах образуются частицы твердого оксида свинца вследствие распада тетраэтилсвинца. В отработавших газах они содержатся в виде мельчайших частиц размером 1–5 мкм, которые долго сохраняются в атмосфере. Присутствие свинца в воздухе вызывает серьезные поражения органов пищеварения, центральной и периферической нервной системы. Воздействие свинца на кровь проявляется в снижении количества гемоглобина и разрушении эритроцитов.
Состав отработавших газов дизельных двигателей отличается от бензиновых (табл. 10.2). В дизельном двигателе происходит более полное сгорание топлива. При этом образуется меньше окиси углерода и несгоревших углеводородов. Но, вместе с этим, за счет избытка воздуха в дизеле образуется большее количество оксидов азота.
Кроме того, работа дизельных двигателей на определенных режимах характеризуется дымностью. Черный дым представляет собой продукт неполного сгорания и состоит из частиц углерода (сажи) размером 0.1–0.3 мкм. Белый дым, образующийся в основном при работе двигателя на холостом ходу, состоит, главным образом, из альдегидов, обладающих раздражающим действием, частичек испарившегося топлива и капелек воды. Голубой дым образуется при охлаждении на воздухе отработавших газов. Он состоит из капелек жидких углеводородов.
Особенностью отработавших газов дизельных двигателей является содержание канцерогенных полициклических ароматических углеводородов, среди которых наиболее вреден диоксин (циклический эфир) и бензапирен. Последний, так же как и свинец, относится к первому классу опасности загрязняющих веществ. Диоксины и близкие им соединения во много раз токсичнее таких ядов, как кураре и цианистый калий.
ИЭиГ СФУ
- Главная
- Экологические задачи 2020 года: по итогам пресс-конференции Александра Усса
Экологические задачи 2020 года: по итогам пресс-конференции Александра Усса
Экологическая повестка в нашем регионе стоит остро, поэтому неудивительно, что ей было отведено значительное место в пресс-конференции губернатора Красноярского края Александра Усса по итогам уходящего года. Главой региона сформулированы задачи, решение которых является необходимым условием для развития города и региона в целом. Поскольку некоторые вопросы напрямую касались экологической повестки, крайне важной для жителей нашего края, а в особенности — города Красноярска, трудно удержаться и не прокомментировать отдельные моменты.
О строительстве метро
Относительно строительства метрополитена в городе Красноярске, я полностью согласен с тем, что он необходим нашему стабильно растущему городу. Честно говоря, появление метрополитена в нашем городе — моя мечта, несмотря на то, что существуют мнения, согласно которым его строительство не эффективно. Конечно, из Москвы, в которой ежегодно запускают не менее 10 станций метро, легко смотреть на наши проблемы через призму финансовой эффективности.
По моему мнению, строительство Красноярского метрополитена позволит решить ряд проблем, связанных с транспортным развитием города, а также будет способствовать снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха. Не правильно откладывать решение о строительстве метрополитена ещё на 15 лет, и вернуться к нему лишь тогда, когда «транспортный коллапс» и «город Красноярск» станут синонимами.
Можно достаточно точно спрогнозировать, что введение уже первой очереди в эксплуатацию позволит сократить на 18–20 % количество транспорта общего пользования, в первую очередь — наиболее изношенного. Это, в свою очередь, позволит добиться значительного увеличения пропускной способности дорог города. Благоприятными эффектами станут: снижение количества пробок на дорогах; увеличение средней скорости движения автотранспорта; снижение частоты случаев работы двигателей внутреннего сгорания в неблагоприятных режимах; сокращение времени нахождения автотранспорта в пути; сокращение времени в пути бригад скорой медицинской помощи.
Строительство метрополитена позволит обеспечить жителям города достойную альтернативу личному автотранспорту. Согласно результатам социологического опроса, 23 % горожан, являющихся автолюбителями, готовы отказаться от личного авто и пересесть на комфортный общественный транспорт.
Следует заметить, что указанный положительный эффект, выражающийся в снижении выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, является лишь составной частью экологического эффекта.
Полный экологический эффект строительства метрополитена может быть оценён как разность между положительным эффектом, который выражается в снижении затрат всей эколого-экономической системы города в целом в результате ликвидации негативного экологического воздействия, и отрицательным экологическим эффектом, который выражается в увеличении затрат всей эколого-экономической системы в целом на ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду. Положительный эффект — это сокращение расходов на здравоохранение, увеличение эффективности труда за счёт снижения заболеваемости в результате снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, сокращение смертности в ДТП экономически активного населения и пр.
Как можно понять, не все из указанных эффектов корректно исчислять только лишь с позиции финансовой эффективности.
Экологические проблемы: вчера и сегодня
Мне часто приходится слышать, что раньше в городе Красноярске экологическая обстановка была значительно лучше. К сожалению, эта позиция не выдерживает никакой критики. Можно привести фрагмент из письма Виктора Петровича Астафьева, написанного в 1987 году: «В Красноярске творится преступление, ставшее для всех привычным, — это когда на рассвете, часов в пять, химические и прочие предприятия, содержащие вредные газы и примеси, «незаметно» выпускают их наружу. Не знаю, как в крайисполкоме и окрестностях, но в Академгородке, когда дует «низовка», газы эти и запах смесей химического свойства ощутимо слышны. Что же делается в тех домах и районах, которые расположены возле этих предприятий?!».
Весьма интригующими с позиции ретроспективного анализа экологической ситуации являются документы, находящиеся на хранении в государственном архиве Красноярского края. Например, датированная 30 сентября 1954 года записка «Об отказе в согласовании государственной санитарной инспекцией РСФСР территории, отведённой в Кировском районе г. Красноярска, для строительства ТЭЦ из-за нарушения экологической ситуации (докладная записка Красноярского крайкома КПСС в Совет Министров РСФСР, Ф.П-26. Оп.26. Д.1. Л.140, 141).
Не менее интересен отчёт от 9 января 1978 года, в котором признается факт нехватки финансовых средств на проведение необходимых экологических мероприятий: «Об отсутствии финансирования работ по снижению загрязнения окружающей среды в г. Красноярске (из отчёта о работе группы химической промышленности ТЭС Красноярского крайкома КПСС, Ф.П-26. Оп.9. Д.441. Л.55).
Нетрудно догадаться, что копившиеся десятки лет экологические проблемы, не решённые в период СССР, достались нам. Ну а к ним, без сомнения, добавились новые проблемы, связанные с формированием общественно-экономической формации.
Тем не менее, ошибки прошлого не должны копироваться в настоящем. Стандарты качества жизни за прошедшие 30 лет сильно изменились, мы живём в совершенно другой стране, заводы, раньше дымившие на благо народа, находятся преимущественно в частной собственности. Само собой, возникает и соответствующий запрос общества на современную, безопасную городскую среду. Не стоит на месте и процесс совершенствования технологий, который позволяет значительно сократить количество загрязняющих веществ в выбросах предприятий или автотранспорта. Таким образом, несмотря на то, что городу Красноярску досталось тяжёлое «промышленное» наследие, ситуация должна и будет исправляться. На это, без сомнения, требуются большие ресурсы, которые крайне трудно найти без помощи федерации. К сожалению, далеко не все источники выбросов можно просто взять и ликвидировать в приказном порядке. Взять хотя бы личный автомобильный транспорт, который вносит значительный вклад в загрязнение воздуха, или угольное и дровяное отопление частного сектора, небольших частных предприятий. Естественно, решение подобных проблем лежит, опять же, в финансовой плоскости, и на 20-летних автомобилях люди ездят не из особой любви к классическому автотранспорту.
Поэтому для решения самых важных экологических проблем необходима целенаправленная длительная работа, привлечение новых технических решений, понимание и поддержка населения, особенно самой его активной и сознательной части. Нужно больше смелых идей, в том числе от рядовых работников предприятий.
Можно сказать совершенно точно, что в настоящее время все участники процесса хорошо понимают, что решать экологические проблемы города Красноярска нужно любыми силами и средствами. А вот в путях достижения общей цели иногда возникают достаточно серьёзные разногласия.
Руслан Шарафутдинов
канд. геогр. наук, доцент кафедры экологии и природопользования ИЭиГ СФУ.