Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грязь и отложения в камере сгорания ДВС автомобиля

Грязь и отложения в камере сгорания ДВС автомобиля

Во время работы двигателя внутреннего сгорания в нём постоянно происходит трение рабочих поверхностей, что приводит к их истиранию и износу двигателя. Каким бы масло не было и как часто вы его не меняете — износ будет. Для снижения трения в двигателях внутреннего сгорания применяются специальные меры — подача смазывающего материала к трущимся поверхностям или же его статическое нахождение в узлах трения (обычно это консистентная смазка в подшипниках качения). Смазывающим веществом в двигателе служит моторное масло, которое в большинстве случаев нефтяного происхождения. Масло подаётся в систему смазки под давлением, которое развивает шестерёнчатый (или другой тип насоса) насос. Масло поступает по каналам ко всем трущимся поверхностям снижая силу трения и охлаждая детали. Каналы в системе смазки имеют определённое сечение и производительность и чем выше эта производительность — лучше смазка и выше срок службы двигателя. Но чрезмерно большими каналы сделать нельзя, так-как это приведёт к снижению прочности, поэтому каналы имеют строгие геометрические параметры.

Если владелец автомобиля использовал некачественного моторное масло или нарушал интервалы его замены, то в двигателе ярче проявляется вредное явление — отложения грязи и нагара. Различного рода отложения сужают масляные каналы и снижают производительность системы смазки в целом, приводят к разбалансировки вращающихся деталей и масляному голоданию всех трущихся поверхностей, особенно тех, которые находятся на значительном удалении от масляного насоса (дальние коренные шейки и шатунные шейки, ГРМ) и к локальному перегреву деталей и узлов.

Отложения в канавках поршня вокруг колец препятствуют их движению и прижиманию к стенкам цилиндра (заклинивание, залипание, прихватывание колец). В результате заклинивания и затруднения движения колец, они не прижимаются к стенкам и не обеспечивают компрессию в цилиндрах, мощность двигателя падает, возрастает прорыв газов в картер и расход масла. Прижимание колец отложениями к стенкам цилиндра приводит к чрезмерному износу цилиндров.

Полирование стенок цилиндров — отложения на верхней части поршней полируют внутренние стенки цилиндров. Полировка препятствует удержанию и сохраняемости масляной пленки на стенках и значительно ускоряет скорость износа.

Отложения в камере сгорания образуются из частиц углерода, в результате неполного сгорания топлива и солей металлов входящих в состав присадок в результате термического разложения остатков масла попадающих в камеру. Эти отложения накаляются и вызывают преждевременное возгорание рабочей смеси (до появления искры). Такое зажигание называется преждевременным или калильным зажиганием. Это создает дополнительные напряжения в двигателе (детонация), что приводит к ускоренному износу подшипников и коленчатого вала. Кроме того, перегреваются отдельные части двигателя, снижается мощность, повышается расход топлива.

Засорение свечей зажигания. Отложения, скопившиеся вокруг электрода свечи, замыкают искровой промежуток, искра становится слабой, зажигание — нерегулярным. В результате этого снижается мощность двигателя и повышается расход топлива.

Но даже если вы будете соблюдать интервалы замены масла и использовать только качественные синтетические масла, то отложения всё равно будут, только в значительно меньшей степени и их влияние на работу двигателя будет минимальным.

Давайте теперь разберёмся по каким причинам меняются свойства моторного масла:
1. Высокотемпературные и окислительное воздействие;
2. Механохимические преобразования компонентов масла;
3. Накопление продуктов износа механических частей двигателя и масла:
— продуктов преобразования масла и его компонентов;
— продуктов сгорания топлива;
— воды;
— продуктов износа
— загрязнений, попадающих в виде пыли, песка и грязи.

Окисление

В работающем двигателе разогретое моторное масло циркулирует и часто контактирует с воздухом, продуктами полного и неполного сгорания топлива (выхлопными газами). За счёт высокой температуры и давления кислород воздуха ускоряет окисление моторного масла. Этот процесс происходит быстрее в маслах склонных к пенообразованию. Металлические поверхности деталей выступают в роли катализаторов процесса окисления масла — масло нагревается, соприкасаясь с нагретыми деталями (в первую очередь, с цилиндрами, поршнями и клапанами), что значительно ускоряет процесс окисления. Результатом могут стать твёрдые лаковые продукты окисления (отложения).

На характер изменения масла в работающем двигателе оказывают влияние не только химические превращения молекул масла, но и продукты полного и неполного сгорания топлива, как в самом цилиндре, так и прорвавшиеся в картер.

Влияние температуры на окисление моторного масла. Выделяются два вида температурного режима двигателя:
— работа полностью прогретого двигателя (магистральный режим).
— работа не прогретого двигателя (частые остановки автомобиля — городской цикл).

В первом случае наблюдается высокотемпературный режим изменения свойств масла в двигателе, во втором — низкотемпературный. Существует множество промежуточных условий работы, например, зимний режим прогрева.

Продукты окисления и изменение характеристик моторного масла.

Кислоты. Наиболее существенными продуктами окисления масла являются кислоты. Они вызывают коррозию металлов, а на нейтрализацию образующихся кислот расходуются щелочные присадки, вследствие чего ухудшаются диспергирующие и моющие свойства и сокращается ресурс работы масла. Возрастание общего кислотною числа, TAN (total acid number) является основным показателем образования кислот. Кислоты образуются за счёт соприкосновения моторного масла с выхлопными газами, которые неизбежно попадают в картер двигателя.

Углеродистые отложения в двигателе. На горячих поверхностях деталей двигателя образуются разнообразные углеродистые отложения, состав и строение которых зависят от температуры поверхностей металла и масла.

Различают три вида отложений:
— нагар,
— лак,
— шлам.

Необходимо подчеркнуть, что образование и накопление отложений на поверхности деталей двигателя является результатом не только недостаточной окислительной и термической стабильности масла, но и недостаточной его моющей способности.

Нагар — это продукты термической деструкции и полимеризации масла и остатков топлива. Он образуется на сильно нагретых поверхностях (450° — 950°С). Нагар имеет характерный черный цвет, хотя иногда может быть белого, коричневого или другого цвета. Толщина слоя отложении периодически изменяется. По структуре, отложения бывают монолитными, плотными или рыхлыми.

Лак. Тонкий слой твердого или клейкого углеродистого вещества от коричневого до черного цвета, который образуется на умеренно нагретых поверхностях вследствие полимеризации тонкого слоя масла в присутствии кислорода. Лаком покрываются юбка и внутренняя поверхность поршня, шатуны и поршневые пальцы, стержни клапанов и нижние части цилиндров. Лак значительно ухудшает отвод тепла(особенно поршня), снижает прочность и сохраняемость масляной пленки на стенках цилиндров.

Смолы, шлам, смолистые отложения (осадки) в двигателе шлам образуется в результате:

— окисления и других превращений масла и его компонентов;
— накопления в масле топлива или продуктов разложения и неполного сгорания;
— воды.

Смолистые вещества образуются в масле в результате его окислительных превращений (сшивания окисленных молекул) и полимеризации продуктов окисления и неполного сгорания топлива. Образование смол усиливается при работе недостаточно прогретого двигателя. Продукты неполного сгорания топлива прорываются в картер двигателя при продолжительной работе на холостом ходу или в режиме стоп-старт. При высокой температуре и интенсивной работе двигателя, топливо сгорает полнее. Для уменьшения смолообразования и моторные масла вводятся диспергирующие присадки, которые предотвращают коагуляцию и осаждение смол. Смолы, углеродистые частицы, водяной пар, тяжелые фракции топлива, кислоты и другие соединения конденсируются, коагулируют в более крупные частицы и образуют в масле шлам, т.н. черный шлам.

Шлам — это суспензия и эмульсия в масле из нерастворимых твердых и смолистых веществ от коричневого до черного цвета. Состав картерного шлама:
— масло 50-70%
— вода 5-15%
— продукты окисления масла и неполного сгорания горючего, твердые частицы — остальное.

В зависимости от температуры двигателя и масла, процессы шламообразования несколько различаются. Различают низкотемпературный и высокотемпературный

Низкотемпературный шлам. Образуется при взаимодействии в картере прорывных газов, содержащих остатки топлива и воды, с маслом. В не прогретом двигателе вода и топливо испаряются медленнее что способствует образованию эмульсии, которая впоследствии превращается в шлам.Образование шлама в картере является причиной:

Читать еще:  Что такое оппозитный двигатель внутреннего сгорания

— возрастания вязкости (загустения) масла;
— закупоривания каналов системы смазки;
— нарушение подачи масла.

Образование шлама в коробке распределительного механизма является причиной недостаточной вентиляции этой коробки. Образовавшийся шлам является мягким, рыхлым, однако при нагреве (при продолжительной поездке)становится твердым и хрупким.

Высокотемпературный шлам. Образуется в результате соединения между собой окисленных молекул масла под влиянием высокой температуры. Увеличение молекулярной массы масла приводит к повышению вязкости.

В дизельном двигателе образование шлама и увеличение вязкости масла вызывается накоплением сажи. Образованию сажи способствуют перегрузки двигателя и увеличение жирности рабочей смеси.

Расход присадок. Расход, срабатывание присадок является определяющим процессом снижения ресурса масла. Наиболее важные присадки моторного масла — моющие, диспергирующие и нейтрализующие, расходуются на нейтрализацию кислотных соединений, задерживаются в фильтрах (вместе с продуктами окисления) и разлагаются при высоких температурах. О расходе присадок косвенно можно судить по уменьшению общего щёлочного числа TBN. Кислотность масла повышается вследствие образования кислотных продуктов окисления самого масла и серосодержащих продуктов сгорания топлива. Они реагируют с присадками,щелочность масла постепенно уменьшается что приводит к ухудшению моющих и диспергирующих свойств масла.

Влияние увеличения мощности и форсирования двигателя. Противоокислительные и моющие свойства масла особенно важны при форсировании двигателей. Бензиновые двигатели форсируются путем увеличения степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала, а дизельные — увеличением эффективного давления (в основном при при помощи турбонаддува) и частоты вращения коленчатого вала. При увеличении частоты вращения коленчатого вала на 100 оборотов в минуту или при повышении эффективного давления на 0,03 МПа, температура поршня увеличивается на 3°С. При форсировании двигателей обычно уменьшают их массу, что приводит к увеличению механических и тепловых нагрузок на детали.

Промывочные жидкости для двигателя

Эффективное и быстрое средство для промывки масляной системы двигателя от различных отложений, образующихся в ходе его эксплуатации.

Жидкость для промывки систем смазки двигателей от различных отложений, образующихся в ходе эксплуатации двигателя.

При замене моторного масла и во время других мероприятий по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля мастера часто рекомендуют автовладельцам промыть двигатель. Это особенно актуально для машин с большим пробегом. Промывку выполняют для того, чтобы удалить с поверхности деталей нагар, прочистить маслопроводы, а также увеличить срок службы агрегата. Со всеми этими задачами справляется специальная промывочная жидкость или масло.

Причины зашлаковывания двигателя

Загрязнения и отложения образуются на поверхностях деталей по следующим причинам:

  • высокая температура эксплуатации. Нагар чаще всего образуется на поверхностях, нагревающихся выше +400 °С. При такой температуре моторные масла утрачивают некоторые свойства;
  • контакт смазки с газами. При взаимодействии компонентов моторного масла с воздухом и продуктами горения топлива образуются углеродистые отложения. Это характерно для смазок любого вида и класса качества;
  • использование моторных масел разных марок. Компании-производители используют разные виды присадок. Компоненты масел могут оказаться несовместимыми, либо одна добавка будет смывать другую. На стенках двигателя неизбежно появляются отложения. Такой же эффект наблюдается при доливке масла другого производителя в уже работающую смазку.

Любая из указанных причин достаточна для закоксовки ДВС. При отсутствии качественного обслуживания масло нарушает проходимость трубопроводов в системе. Даже при полном сливе отработанной смазки ее небольшая часть остается и вступает в реакцию со свежей жидкостью. Новое масло портится сразу после заливки. Владелец эксплуатирует машину, уверенный, что смазка выполняет свои функции. В действительности все это время масло с частично утраченными характеристиками из-за смеси с отработанными остатками загрязняет двигатель.

Что такое промывочные жидкости

Промывочные масла и жидкости изготавливают на минеральной, полусинтетической или синтетической основе. В состав включают агрессивные добавки, которые активно растворяют грязь. Для снижения негативного влияния действующих веществ на детали двигателя в промывочную жидкость вводят защитные компоненты.

Виды промывочного масла и жидкостей

Длительного воздействия. После слива отработанной смазки промывочное масло заливают в двигатель, и автомобиль должен проехать на нем несколько километров. После этого жидкость удаляют и заливают обычную моторную синтетику (полусинтетику). Промывки длительного воздействия имеют свои недостатки. Необходимо приезжать в сервис дважды с интервалом в несколько дней. Ввиду недостаточной пленки нельзя ездить на больших оборотах. Длительный контакт с активными компонентами разрушает сальники.

Кратковременного воздействия. Это относительно новые составы, которые называют «пятиминутками». Промывочную жидкость заливают в двигатель и запускают его на холостых оборотах примерно на 10–15 минут. Концентрация активных компонентов в таких продуктах увеличена. В основном различают два типа жидкостей кратковременного воздействия:

  • промывочные масла, которые обычно фасуют в объемные канистры и заливают в мотор после слива отработанной смазки;
  • промывочные жидкости, которые добавляют в старое масло в небольшом объеме.

В обоих случаях средство работает в двигателе около 15 минут, и затем его сливают. Пятиминутки не менее эффективны, чем масла длительного воздействия, и содержат химические компоненты, защищающие резину от разрушения на время очистки высококонцентрированным составом.

Когда необходима промывка

Промывать двигатель нужно не каждый раз при смене масла. Если владелец соблюдает сроки ТО, обслуживает машину в надежных сервисных центрах, использует качественные материалы, то скорость образования нагара и отложений снижается до минимума. Использовать промывочное масло или жидкость необходимо в следующих случаях:

  • планируется поменять марку смазки. Невозможно предсказать, насколько старая смазка будет совместима с новой. Рекомендуется промывать двигатель, чтобы исключить нежелательные реакции в моторе;
  • планируется замена масла на состав с другой вязкостью. Например, владелец решает перейти с полусинтетики на синтетику. Промывать двигатель необходимо даже при использовании смазок одного производителя, так как старый материал будет ускорять окисление свежего и значительно сократит его ресурс;
  • выполнен капитальный ремонт ДВС. Промывочная жидкость или масло очистят внутренние детали двигателя от пыли, грязи, следов ГСМ;
  • в мотор попали посторонние вещества. Промывка поможет удалить следы охлаждающей жидкости, горючего, предотвратить серьезные поломки;
  • куплен автомобиль с большим пробегом. Промывка двигателя не помешает, если машина имеет внушительный срок эксплуатации и нет данных о ее сервисном обслуживании;
  • в экстренных обстоятельствах. Иногда после замены масла и небольшого пробега у автовладельцев возникают сомнения в качестве смазки либо в ее происхождении. В этом случае жидкость сливают и промываю двигатель.

Процесс очистки внутренних элементов обычно сочетают с заменой фильтров. Мастера рекомендуют покупать два картриджа для масла: один ставят на промывку, а второй – перед заливкой свежей смазки.

Когда промывку делать не нужно

В некоторых ситуациях использование промывочного масла или жидкости будет не только бесполезным, но и опасным для элементов двигателя.

Процедуру не рекомендуется делать, если:

  • двигатель загрязнен до крайней степени. Химическая очистка может привести к образованию вязких соединений, которые полностью закупорят фильтры и каналы системы. Сильно загрязненные ДВС сначала разбирают, чистят вручную и только после этого промывают;
  • куплен новый автомобиль. Промывать машины без пробега не нужно. Это бессмысленная трата средств;
  • автомобиль регулярно проходит ТО. Своевременная замена масла, фильтров, использование оригинальных материалов, рекомендованных производителем, снижает риск загрязнения двигателя;
  • в машину регулярно заливают высококачественное масло одного и того же производителя. Как правило, такие материалы уже содержат моющие присадки.

В любом случае необходимость прочистки определяет специалист. Он учитывает не только данные по обслуживанию, пробег, состояние двигателя, но и характеристики отработанного масла. Если нагара немного, но смазка густая, лучше промыть ДВС. Полностью слить вязкое масло без жидкости не получится.

Процесс промывки двигателя

  • Отработанную смазку сливают из ДВС.
  • Промывочную жидкость или масло заливают в двигатель и заводят мотор (либо отправляют автомобиль проехать некоторое расстояние).
  • Сливают загрязненный состав.
  • Устанавливают новый фильтр и заливают новое моторное масло.

Особые рекомендации

  • При использовании средств краткосрочного воздействия не давите на педаль газа. Смазывающие свойства промывочного масла и жидкости очень низкие, поэтому можно повредить внутренние узлы мотора.
  • Следите за давлением смазки. Возможно, потребуется долить жидкость сверх нормированного объема. Масляное голодание особенно опасно при промывке наддувных и дизельных двигателей.
  • Соблюдайте рекомендации производителей специальных жидкостей. Не превышайте установленного срока воздействия промывочного масла на детали двигателя.
  • Приступайте к промывке только после осмотра ДВС специалистом и тщательной диагностики.
Читать еще:  Выключатель запрещения запуска двигателя toyota ярис

Возможные последствия

Промывочные масла и жидкости безопасны для деталей двигателя при строгом соблюдении инструкции производителя. Бывают случаи, когда после прочистки ДВС дает течь. Это объясняется тем, что жидкость растворяет и вымывает шлам, скопившийся в микротрещинах сальников и прокладок. В процессе коксования он играет роль герметика. Если масло потекло, стоит заменить уплотнители. Плачевные последствия наступают при использовании промывки сомнительного производства, дешевых аналогов оригинальных жидкостей. В таких материалах количество противоизносных, моющих, противозадирных присадок минимальное. Как только двигатель заводят на промывку, на поверхностях внутренних деталей двигателя могут появиться задиры.

Как выбрать промывочное масло или жидкость

При покупке материала обратите внимание на следующие характеристики:

  • область применения. На упаковке указано, для каких двигателей рекомендован конкретный состав;
  • способ применения. Соблюдайте дозировку, время воздействия, периодичность промывки, рекомендованную производителем.

Доверяйте только надежным изготовителям промывочных жидкостей и масел. Это гарантирует высокое качество и эффективность продукта.

Промывочные масла и жидкости АО «Sintec Lubricants»

Наша компания осуществляет разработку, производство и продажу материалов на выгодных условиях. Высокое качество продукции гарантировано и подтверждено сертификатами. В нашем распоряжении собственная исследовательская лаборатория с аналитическим оборудованием, с помощью которой мы тестируем промывочные масла и жидкости на соответствие действующим стандартам. Наша продукция обладает многими преимуществами:

  • высокие противозадирные и противоизносные свойства;
  • эффективное растворение отложений, нагара, механических примесей различного характера;
  • совместимость с материалами сальников и уплотнений;
  • защита внутренних элементов двигателя в процессе промывки;
  • увеличение срока службы моторов;
  • отсутствие негативного влияния остатков промывки на свойства смазочного материала.

По вопросам поставок промывочных масел и жидкостей звоните по телефону, указанному на сайте. Мы подготовим для вас индивидуальное коммерческое предложение.

Чем опасна промывка двигателя

Содержание

  • 1. Что это такое
  • 1.1. Радикальный
  • 1.2. Специальные промывки
  • 1.3. Использование стандартного состава
  • 2. Аргументы «Против»
  • 3. Мнение «За»
  • 4. Выводы

Что это такое

Прежде чем взвешивать все за и против, важно понять, что собой представляет процедура промывки, как она выполняется. Существует несколько распространенных вариантов ее проведения.

Радикальный

В самых критических случаях, при проведении капитальных ремонтов выполняются снятие и разборка двигателя. Все детали очищаются и восстанавливаются. После сборки выполняется заливка нового масла.

Специальные промывки

К ним относят составы «5-минутки» и требующие определенного времени (от нескольких минут до пробега в 100 км) пребывания в моторе. Их заливают в отработку и через необходимый промежуток сливают. После этого заливают новое масло и меняют фильтр. У такого метода имеется свой недостаток. Часть (10–15 %) промывки остается в двигателе, и она будет далее влиять на качество смазочного материала.

Использование стандартного состава

Рекомендуется при смене типа масла. Такой вариант предполагает слив отработки и последующую заливку нового минимум до нижней допустимой отметки. После этого следует проехать около 3000 км и выполнить повторную замену. Если слитое масло будет очень темным, грязным, процедуру можно повторить.

Аргументы «Против»

Многие специалисты сходятся во мнении, что при регулярном использовании качественных современных масел промывка двигателя вовсе может не потребоваться. Ведь в их состав входят специальные присадки, которые отвечают за очистку внутренних деталей мотора. К таким можно отнести продукцию бренда ROLF. В ассортименте имеются минеральные (OPTIMA 15W-40 SL/CF), полусинтетические (ENERGY 10W-40 SL/CF) и синтетические (JP SAE 5W-20 ILSAC GF-5/API SN) смазочные материалы. Благодаря тщательно подобранному составу они:

  • способны предотвращать образование шлама;
  • характеризуются низкой испаряемостью;
  • обладают высокой стойкостью к окислению;
  • имеют моюще-диспергирующие свойства, что способствует поддержанию чистоты двигателя на время всего срока службы масла;
  • формируют стабильную смазывающую пленку при холодном запуске и высоких рабочих температурах.

Мнение «За»

Главными аргументами в пользу необходимости проведения промывки является низкое качество топлива на отечественных автозаправках. Также некоторые автовладельцы экономят на качестве моторного масла. Именно в таких случаях зачастую и требуется проведение очистки внутренних деталей двигателя. Однако все сходятся во мнении, что обязательная промывка требуется в случае:

  • приобретения подержанного авто. Особенно это важно сделать, если нет уверенности в регулярном прохождении ТО и замене расходных материалов;
  • выполнения капремонта, процессов, связанных со вскрытием головки блока цилиндров,ГБЦ;
  • попадания или даже подозрения на присутствие в моторе антифриза, некачественного масла;
  • радикальной смены масла, залива состава другого производителя, типа и вязкости. Например, переход с полусинтетики на синтетику или др.

Выводы

При использовании современных качественных моторных масел и регулярных их заменах промывка двигателя может не потребоваться весь срок эксплуатации. Такая процедура крайне необходима только в ряде случаев.

ПРИЧИНЫ ОТЛОЖЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЯX

При эксплуатации двигателей даже на качественных моторных маслах у клиентов иногда возникают проблемы, связанные с чистотой деталей двигателей, контактирующих с системой смазки. В данном информационном письме будут описаны возможные причины таких проблем.

Чистота двигателя это обязательное условие его длительной и безупречной работы.
Производители двигателей из года в год предъявляют требования к моторным маслам, которые должны обеспечить желаемый параметр. Новые стандарты на моторные масла, которые принимают каждые два-три года, все больше ужесточают контроль чистоты двигателя и его компонентов.

Однако, на практике, при разборке двигателя, работающего на дорогом, импортном масле, часто можно обнаружить толстый слой налета.

Ниже приведены возможные причины подобных проявлений:

  • перегрев двигателя;
  • длительная работа двигателя при низкой температуре масла;
  • существенное превышение рекомендуемых интервалов замены масла;
  • изношенный турбокомпрессор;
  • попадание антифриза в масло;
  • выработка дизелем больших количеств сажи

Рассмотрим детально каждую из этих причин.

При кратковременном сильном перегреве двигателя, особых проблем с маслом не возникает, но, чаще всего, для водителя это оборачивается дорогостоящим ремонтом двигателя. В таких случаях фиксируются деформация головки блока цилиндров, прихват или обрыв поршней.

Небольшой перегрев не так заметен, но его последствия более плачевны. Из-за не корректно работающей системы охлаждения, (это может быть термостат, радиатор, помпа, указатель температуры), температура двигателя и масла может повышаться на 20-30 градусов.

При регулярных перегревах до не критических для конструкции температур, аварийной поломки не происходит и, зачастую, водитель не фиксирует факты перегрева.

Однако, при этом происходит быстрое старение масла и износ двигателя. При перегреве масла, его вязкость существенно снижается, и тем самым ухудшается уплотнение маслом поршней и поршневых колец, а значит, увеличивается количество газов, прорывающихся в картер. Скорость реакций окисления и нитрации масла напрямую зависят от температуры и концентрации реагентов. Концентрация кислорода, азота и продуктов сгорания в картере перегретого двигателя намного выше. Сильное окисление и нитрация масла приводят, в конечном итоге, к его полимеризации, образованию отложений на деталях двигателя в виде нагара (от оранжевого до темно-коричневого цвета). Мягкого шлама в поддоне картера обычно в таких случаях нет.

При неработающем термостате или частых коротких поездках с остановками двигателя, его температура не достигает рабочей номинальной величины. Топливо, сгорая в цилиндрах, образует комплекс продуктов сгорания и воду. При сгорании 1 литра бензина вырабатывается около 1 литра воды (при сгорании дизельного топлива — воды несколько меньше, а при сгорании газа больше). Основная масса воды, в виде пара, выходит через систему выхлопа, но небольшой процент попадает в картер двигателя.

При нормальной температуре двигателя (90-95ºС) пар через систему вентиляции и рециркуляции удаляется в атмосферу, а при низкой температуре — конденсируется на деталях двигателях, омываемых маслом. При таких условиях, масло с водой образует устойчивую гелеподобную эмульсию, которая захватывает на себя продукты износа двигателя, продукты сгорания топлива, образует кислоты. Это снижает моющий и диспергирующий потенциал масла. Его щелочное число быстро падает, а кислотное — растет.

Читать еще:  Шумит двигатель на холодную киа рио

Если при нормальном температурном режиме моющего потенциала хватает на длительные интервалы замены, то при снижении температуры способность масла содержать двигатель в чистоте сокращается в разы. Поэтому, в таких моторах наблюдаются обширные отложения шлама, особенно в картере, где самая низкая температура масла и высокая концентрация воды.

Определенная часть водителей ошибочно считает, что низкая температура мотора повысит его ресурс, и спохватятся только зимой, когда обогреватель не будет нагревать салон автомобиля или когда будет затруднен пуск двигателя из-за возросшей вязкости водо-масляной эмульсии.

Специфика такого шлама заключается в том, что очевидна его низкотемпературная природа. Судить об этом можно по его цвету: обычно он мутный (из-за воды) с желто-черным оттенком, а структура мягкая и однородная. Легче всего его можно обнаружить, не разбирая двигатель, на крышке заливной горловины или щупе контроля уровня масла.

Здесь все просто. Любое масло рассчитано на определенный пробег в конкретном двигателе. Такой пробег, производитель двигателя устанавливает с учетом возможностей нефтехимии масел на момент его производства.

Учитывая, что технологии не стоят на месте, через несколько лет после выпуска автомобиля, стандарты, качество и потенциал масел улучшается, интервалы замены увеличиваются. Обычно водители этих тенденций не учитывают, опасаясь за непредвиденные последствия. Это правильная позиция, потому, что при увеличении интервала замены возникает большой риск износа или аварийной поломки. При превышении рекомендуемого интервала наработки, масло быстро утрачивает практически все свои свойства.

Самым заметным является рост или падение вязкости, увеличение расхода масла, рост коксуемости, быстрое образование твердых нагаров на поршнях и шламов во всей системе смазке. Процессы старения масла аналогичны тем, которые описаны в первой причине связанной с перегревом масла, однако, в данном случае, при двукратном превышении интервала наработки они проходят значительно медленнее.

Если подойти профессионально к обслуживанию двигателей, существенно увеличить интервал наработки масла, тем не менее, можно. Для этого требуется соблюдать три условия:

  1. Заправлять автомобиль качественным топливом на брендовых АЗС
  2. Использовать моторное масло высшего уровня качества известных производителей
  3. Контролировать изменение параметров масла в процессе его работы в двигателе

Выполнение этих условий позволит увеличить межсервисный интервал в 2-3 раза.

Конструкция турбокомпрессора такова, что уплотнение выхлопных газов от турбины осуществляется маслом, смазывающим пару “вал – втулка”. Даже при незначительном износе втулки, зазор между ней и валом увеличивается, и выхлопные газы просачиваются по валу в зону слива масла.

Такое просачивание вызвано тем, что давление масляного клина в изношенном подшипнике становится меньше, чем давление выхлопных газов на входе в турбину. Выхлопной газ при температуре около 100ºС смешивается с маслом в сливном канале, образуя высокотемпературный газо-масляный коктейль.

Понятно, что в таких условиях масло работать не может и попросту горит, а продукты его горения, окисления, нитрации и пиролиза выпадают в виде отложений коричневого цвета на деталях двигателя

При попадании антифриза в масло, шлам приобретает бурый цвет. Такой внешний вид шлама может наблюдаться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Причем, в бензиновых — цвет ближе к коричневому или рыжему, в дизельных — ближе к темно серому.

Причина такого шлама, вероятнее всего, кроется в антифризе, который регулярно попадет в моторное масло. Пути протечек известны и легко диагностируются. Однако, в случае незначительных утечек, дефект, чаще всего остается незамеченными, так как при малых расходах антифриза на долив, причины чаще списываются на не герметичность системы охлаждения (радиаторов и шлангов). Водители даже не подозревают, что антифриз попадает в масло.

При длительном систематическом попадании антифриза в картер двигателя через прокладку головки цилиндров либо трещину в системе охлаждения, происходит существенное ухудшение свойств моторного масла. При визуальном контроле уровня масла водитель на начальном этапе попадания антифриза, отклонений не замечает.

Здесь, важно отметить, широко распространенное заблуждение о том, что антифриз, в смеси с маслом, окрашивает его в мутновато — светлый цвет и легко диагностируется. На самом деле, при малых утечках, цвет не меняется поскольку, когда начинает меняться цвет масла концентрация антифриза достигает критических, с точки зрения нормальной работы двигателя концентраций (происходит снижение давления масла). Уровень антифриза в расширительном бачке быстро падает, и водитель предпринимает соответствующие шаги по ремонту двигателя.

При малой инфузии антифриза все вышеперечисленные проявления не наблюдаются, так как вода из смеси быстро испаряется, поэтому масло не мутнеет, а двигатель длительный период работает на смеси моторного масла и гликоля.

Возникает вопрос: что происходит с маслом и с двигателем в такой ситуации? Как известно, любой антифриз является смесью этилен/пропилен гликоля воды и присадок.

В двигателе вода, из маслогликолевой смеси, очень быстро испаряется через положительную вентиляцию картера. Этилен/пропилен гликоль коагулирует масла, придавая им свойства желеобразной субстанции, которая налипает на внутренних поверхностях двигателя.

Этот процесс очень медленный и продолжительный. Его скорость в первую очередь зависит от величины утечки антифриза в систему смазки двигателя. Единственно надежный способ диагностики подобного рода неисправностей это контроль параметров масла по наличию в нем антифриза и характерных присадок, которые характерны для охлаждающих жидкостей (это натрий, калий и бор).

В некоторых случаях подобную диагностику может провести сам водитель, обратив внимание на неоднородные субстанции на щупе масла или крышке заливной горловины. Однако точно и надежно эту проблему диагностируют только лабораторные испытания

Такая картина может наблюдаться только в дизельном двигателе, и его причиной является чрезмерно большая концентрации сажи в моторном масле.

Сажа образуется в дизелях и является продуктом неполного сгорания дизельного топлива (атомарный углерод), которая при работе двигателя видна в виде черного дыма из выпускной системы. Часть сажи из камеры сгорания через цилиндропоршневую группу попадает в картер, где смешивается с маслом, после чего окрашивает его в черный цвет.

Иногда сажа может образоваться и в бензиновом двигателе при очень богатой топливной смеси. Но в таком случае, расход бензина существенно увеличивается.

Эволюция развития стандартов на моторные масла развивается по пути ужесточения требований к маслам, по способности удержания сажи в масле во взвешенном состоянии.

С каждым новым стандартом допускается все более высокий процент сажи. В настоящий момент, наивысшая концентрация сажи в масле, допускается в стандарте качества на моторные масла редакции 2009 года API CJ-4, на уровне до 6.7%. При более высокой концентрации сажи, диспергирующие присадки масла более не могут удерживать сажу во взвешенном состоянии, так как их активность рассчитана на концентрацию сажи до 6.0%. Вследствие этого, часть свободной сажи коагулируется с маслом и осаждается на деталях системы смазки.

Важно понять причину аномально высокой концентрации сажи в масле. Их может быть две:

  • Основная и наиболее частая причина высокой концентрации сажи — это неправильная работа топливной системы (очень поздний впрыск топлива, и/или низкая компрессия двигателя). Предельно высокая концентрация сажи в масле не характерна для дизельных двигателей грузовых автомобилей европейского производства и, обычно, составляет не более 3% при наработке двигателя на одном образце масла около 100 000 км. При таких концентрациях сажи в масле детали двигателя будут абсолютно чистыми.
  • Вторая причина высокой концентрации сажи встречается реже — это большой пробег мотора на одной заливке масла. Для того, чтобы при нормально работающей системе впрыска топлива, в масле накопилось 6.0% сажи, оно в грузовом автомобиле должно наработать около 150 000 км.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector