Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боремся с перегревом двигателя

Боремся с перегревом двигателя

Даже самые современные автомобили, далеко не бюджетной стоимости, могут испытывать проблемы с перегревающимся силовым агрегатом. Особенно актуальным этот вопрос встаёт в летний период, когда на многих автомобилях, стоящие в городских пробках, перегревается двигатель.

Опасность заключается в том, что даже кратковременный перегрев, зачастую доставляет большое количество проблем, ведь двигатель автомобиля имеет немало чувствительных к повышенной температуре деталей. Чтобы уберечь автомобиль от перегрева, следует иметь хотя бы общие представления о причинах, ведущих к перегреву двигателя.

Виды перегрева мотора

Перегрев мотора принято разделять на внутренний, являющийся наиболее опасным, и внешний. Обнаружить внутренний перегрев мотора не так просто. Температура охлаждающей жидкости почти не повышается, излишнее тепло как бы остаётся внутри мотора. Тем не менее, двигатель из-за возникновения вредного калильного зажигания и детонации выдаёт неисправность резким снижением мощности.

Основные причины внешнего перегрева

Типичных причин внешнего перегрева несколько. Одной из самых распространённых причин является недостаточный уровень охлаждающей жидкости. Как и прочая жидкость, охлаждающая жидкость автомобильного мотора может вытечь сквозь любое отверстие в системе охлаждения. Это могут быть неплотное прилегание различных прокладок, ослабление хомутов, патрубков и т.п. Доказательством потери антифриза служат пятна под автомобилем после продолжительной стоянки, а также белёсые подтёки на поверхностях. Если при этом, уровень охлаждающей жидкости в бачке заметно понизился, следует озадачиться поиском течи.

Самое плохое, когда охлаждающая жидкость проникает в цилиндр мотора или смешивается с маслом. Такое иногда случается при прогреве и разрушении блока, короблении посадочной поверхности головки двигателя или прокладки блока цилиндров. Последствия такой неисправности могут стать очень печальными — начиная с закаливания коленчатого вала и заканчивая гидроударом мотора.

Второй по популярности причиной перегрева двигателя является недостаточная производительность охлаждения радиатора. Основания для этого могут быть различными. Если вентилятор имеет электропривод, то неисправность может скрываться во включающем его датчике. В случае, когда вентилятор вращается от коленчатого вала ременным приводом, стоит проверить натяжение ремня. Нередко радиатор может не получать должного охлаждения, ввиду обильного загрязнения. Если устранение всех перечисленных причин не помогает, возможно, стоит заменить радиатор.

Перегрев мотора может стать следствием нарушения работы термостата. В охлаждающей системе со временем накапливаются отложения, исключающие подвижность упругого рабочего элемента термостата, который перестаёт реагировать на температуру охлаждающей жидкости на выходе из мотора. Если это случается, термостат будет, либо непрерывно гонять охлаждающую жидкость по малому контуру и тогда перегрев станет неизбежным, либо по большому, что не так опасно для перегрева, но прогреваться мотор в морозы будет значительно дольше. Термостат очень чувствителен к жесткой воде с большим содержанием солей и минералов. В таком случае, даже после замены термостата на новый, уже через пять тысяч километров пробега можно ождать повторный его выход из строя.

Оказывает влияние на повышение рабочей температуры мотора и его работа в нерасчетных, нештатных режимах. Ярким примером станет автомобиль, передвигающийся длительное время в качестве буксирующего автомобиля. И если за бортом жарко, дорога долгое время тянется в горку, когда обороты двигателя близки к максимальным, а скорость мала, то закипание даже полностью исправного мотора гарантированно. Очень не полезны и длительные пробки, особенно в жаркую погоду, когда при непрерывной работе мотора нет набегающих потоков воздуха, которые охлаждали бы мотор.

Не частой, но весьма характерной причиной перегрева мотора является прогар выпускного клапана.

На такте сгорания трещина на клапане выпускает газы, разогретые до высоких температур, что значительно увеличивает температуру внутри двигателя.

Основные причины внутреннего перегрева

Опасность последствий внешнего перегрева не так велика, как при внутреннем перегреве, поскольку заметить внешний перегрев можно по указателю уровня температуры охлаждающей жидкости. Стрелка, заходящая в красную зону – первый признак необходимости принятия мер. Значительно опаснее внутренний перегрев двигателя, который, как правило, проявляется уже с последствиями.

В полостях системы охлаждения скапливается большое количество отложений. И чем больше пробег автомобиля, тем больше отложений на стенках полостей, особенно это касается головки блока цилиндров. Вред подобных отложений очевиден. Во-первых, они не проводят тепло, формируя дополнительное сопротивление для воздействия охлаждающей жидкости. Во-вторых, отложения забивают немалую часть каналов системы отложений, тем самым блокируя пути для антифриза. При этом, температурный датчик будет сигнализировать о нормальной работе и рабочем режиме температуры системы охлаждения, тогда, как внутри мотора уже чрезмерно горячо.

Стоит отметить, что забивающие каналы отложения, повышают риск появления кавитации охлаждающей полости. Это явление, при котором металлические стенки двигателя получают сквозные дыры. Очень часто повреждения, полученные вследствие кавитации, путают с обычной коррозией.

Типичной причиной внутреннего перегрева мотора автомобиля является обильный нагар в камере внутреннего сгорания. Камера сгорания в этом случае теплоизолируется толстым слоем нагара, который практически не проводит тепло. Эта ситуация характерна, в основном для двигателей с большим износом, когда в цилиндры поступает большое количество масла. Недостаточно выгорая, масло образует на стенках цилиндра вредный теплоизолирующий слой. Возникает некий замкнутый круг – высокий расход масла ведет к перегреву, кроме того, в камере сгорания большое количество масла образуют отложения, которые ещё больше увеличивают риски перегревов. При этом температурный указатель будет упорно показывать нормальную температуру штатного режима работы мотора.

Причиной внутреннего перегрева может стать и регулярное применение присадок к моторному маслу. Дело в том, что принцип работы большинства присадок в том, что они образуют на поверхностях цилиндров металлокерамический слой. Металлокерамика, являясь мощным теплоизолятором, в совокупности с отложениями изношенного мотора в значительной степени увеличивает опасность внутреннего перегрева.

Читать еще:  Двигатель 1nz плохо заводиться на горячую

Советы и рекомендации

Таким образом, причин перегрева двигателя достаточно много. Чтобы защитить мотор от перегрева, все полезные советы можно свести к одному. Необходимо тщательно следить за состоянием двигателем автомобиля. Стоит регулярно проверять степень натяжения ремня вентилятора, регулировать датчик его включения. Нельзя применять некачественное топливо, в особенности, если вам предстоит длительная поездка в летний период года в дорожных условиях с пробками и плотным дорожным потоком.

Не стоит забывать, что чистоту любят не только люди. Значительный слой грязи на поверхностях мотора, радиаторе, который не видно при закрытом капоте, значительно мешает эффективной работе мотора. Избежать внутреннего перегрева, вызываемого всевозможными отложениями в двигателе, можно, правильно используя качественную автохимию, проблем с приобретением которой сейчас нет.

Симптомы перегрева двигателя

Первые автомобили имели воздушную систему охлаждения – их моторы охлаждались потоками забортного воздуха – сегодня подобное можно увидеть у мопедов, бензопил и прочих подобных механизмов. Но подавляющее большинство современной техники (не только автомобилей, но и локомотивов, тракторов, комбайнов) оснащено жидкостной системой охлаждения двигателя. Присутствует она даже у электромобилей и части мотоциклов.

Плюсы жидкостного охлаждения (иногда, по старинке, называемого водяным) налицо:

равномерное охлаждение всех узлов двигателя и, при необходимости, прочих агрегатов;

низкий уровень шума (водяная рубашка выступает как шумоизоляция);

возможность отбора теплоносителя для обогрева салона/кабины;

более корректная система контроля нагрева двигателя.

Последнее качество важно особенно – как для правильной работы автомобильной электроники, так и для ресурса двигателя вообще. Но, несмотря на очевидные плюсы, жидкостная система охлаждения имеет и минусы, главные из которых – сложность и наличие множества узлов и деталей, требующих ухода и контроля.

НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ К ПЕРЕГРЕВУ


Говоря о неисправностях, приводящих к чрезмерному нагреву двигателя, нужно выделить две группы неполадок:

способствующие снижению уровня охлаждающей жидкости;

препятствующие нормальной циркуляции ОЖ по системе.

В жидкостных системах охлаждения автомобилей сегодня преимущественно используются антифризы. Эти жидкости, хотя и состоят примерно наполовину из воды, имеют более низкую температуру замерзания, и более высокую – кипения. Антифриз менее подвержен испарению, поэтому основной причиной снижения его уровня в системе являются его течи. Причинами утечки охлаждающей жидкости могут стать:

повреждения патрубков/шлангов, по которым протекает ОЖ;

неплотное прилегание элементов системы;

нарушение эластичности уплотнений (сальников, прокладок;

механические повреждения элементов системы охлаждения: трубок радиаторов (в том числе, отопителя), расширительного бачка, прокладки ГБЦ, рубашки в блоке цилиндров.

В нарушении проходимости жидкости по системе чаще всего виноваты:

Помпа (водяной насос). Прекращение циркуляции по вине насоса (или обрыва приводящих его в движение ремня или цепи) очень опасно и быстро приводит к перегреву двигателя.

Термостат. Охлаждающая система автомобиля имеет два контура. По малому кругу (рубашка двигателя, радиатор отопителя, некоторое навесное оборудование и подводящие патрубки) антифриз циркулирует сразу после запуска мотора до достаточного прогрева. По достижении рабочей температуры термостат открывает для ОЖ доступ в основной радиатор охлаждения, находящийся, как правило, в передней части автомобиля. Несвоевременное открытие клапана термостата, как и его неисправность, ведет к неправильному температурному режиму. Если клапан зависает в открытом состоянии – это недостаточный нагрев двигателя, в закрытом – перегрев из-за невозможности качественного охлаждения жидкости.

Засорение элементов системы – чаще всего, трубок основного радиатора или радиатора отопителя салона. Происходит из-за накопления в узких местах отложений: ржавчины, грязи, продуктов разложения антифриза.

Кроме того, причиной перегрева двигателя во время движения может быть недостаточное охлаждение жидкости, вызванное наружным засорением основного радиатора (при попадании в соты грязи, пыли, насекомых), радиатора кондиционера, поскольку он обычно находится перед основным, а также пространства между ними.

Неисправность вентиляторов радиатора тоже ухудшает охлаждение, следовательно, способствует перегреву двигателя.

КАК ОБНАРУЖИТЬ ПЕРЕГРЕВ

Главным признаком, указывающим на перегрев двигателя, являются показания датчиков охлаждающей жидкости. Их данные поступают как на указатель температуры на панели приборов, так и в блок управления двигателем. Водителю необходимо постоянно контролировать термометр: при повышении температуры стрелка поднимается вверх. Нормальным является ее среднее положение, приближение к красной зоне должно насторожить, переход в красную зону – стать сигналом принять меры. В некоторых автомобилях предусмотрена аварийная лампочка перегрева двигателя или даже звуковой зуммер.

Контролировать температуру двигателя можно и через табло бортового компьютера, и через приложение в смартфонах или мультимедиа, подключенных через OBD-сканер.

Однако бывают ситуации, когда проконтролировать температуру аппаратно не представляется возможным:

при отказе датчиков температуры;

обрыве в их цепи;

если уровень ОЖ опустился ниже места вкручивания датчика (на автомобилях устаревшей конструкции с одним датчиком в радиаторе).

Кроме указателя температуры, о перегреве свидетельствуют:

пар из-под капота;

слишком горячий или, наоборот, слишком холодный воздух из отопителя;

белый дым из выхлопной трубы;

металлические звуки из двигателя.

КАК ПОСТУПИТЬ ПРИ ПЕРЕГРЕВЕ


Поскольку последствия перегрева могут серьезно сказаться на состоянии двигателя – привести к разрушению головки блока цилиндров и самого блока, привести к заклиниванию и дорогостоящему капитальному ремонту, игнорировать симптомы перегрева, не выяснив его причины, категорически запрещается.

Нужно заметить, что чаще всего среднего характера перегрев – без выкипания антифриза, когда стрелка поднялась лишь в начало красной зоны, не приносит фатальных последствий для мотора. В этом случае можно, дав двигателю остыть, продолжить движение к месту ремонта, соблюдая меры предосторожности.

Читать еще:  Что свистит в двигателе на ладе

Остановитесь в безопасном месте. Если из двигателя не слышно посторонних звуков, не глушите его сразу, дайте поработать минуту-две на холостых.

В теплое время года откройте капот сразу, в холодное – подождите несколько минут, чтобы не вызвать трещин разницей температур.

Осмотрите двигатель, патрубки, пространство под машиной и салон на предмет течи охлаждающей жидкости.

Не открывайте радиатор или расширительный бачок сразу – это чревато ожогами от пара или минимум – потерей внушительного количества ОЖ. Подождите, пока двигатель остынет (руки смогут терпеть температуру патрубков).

Помните, антифриз, особенно на основе этиленгликоля – сильный яд. Попадание его внутрь организма даже в форме паров вызывает отравление.

Проверяйте уровень жидкости и в бачке, и в радиаторе.

Не доливайте в систему простую водопроводную воду, тем более – из луж или водоемов. Если подходящего антифриза нет, лучше залить дистиллированную воду, или антифриз другого класса, но тогда его нужно будет как можно быстрее заменить.

Если удалось восстановить уровень ОЖ, течи и явных неисправностей не обнаружено, двигайтесь со средней скоростью, избегая высоких оборотов, объезжая заторы и постоянно контролируя температуру. В противном случае не предпринимайте попыток запустить двигатель, отбуксируйте автомобиль к месту ремонта – например, на любую СТО сети умных автосервисов Wilgood.

Причины перегрева двигателя

Даже элитная автошкола не поможет водителю в случае перегревания двигателя. Эта опасность становится особенно острой, когда автомобиль уже имеет срок эксплуатации длиной в несколько лет. На определенном уровне износа двигателя порой бывает достаточно малейшей, даже самой незначительной мелочи, работающей не так, как нужно, в системе охлаждения автомобиля, чтобы полностью вывести ее из строя. Естественно, опасность перегрева многократно увеличивается в летнее время года, когда помимо механических причин перегрева имеют место еще и объективные – повышение температуры воздуха. Любой частный инструктор знает – в системе охлаждения автомобиля есть определенные факторы риска, которые являются первопричинами ее выхода из строя. Речь пойдет о мелких неполадках, которые в сочетании с жарой могут принести серьезный убыток владельцу автотранспортного средства в качестве капитального ремонта двигателя.

1) Дефицит жидкости

Если в системе охлаждения недостаточно жидкости – это приведет к печальным последствиям. Следует очень внимательно проверять систему на предмет утечки и следить за ее достаточным количеством. Как узнать, что имеет место течь в системе? По характерным следам подтекания на поверхности двигателя и под машиной, если она стояла длительное время. Чтобы устранить проблему, необходимо заменить все негерметичные детали системы.

2) Неисправности в радиаторе

При механическом приводе вентилятора – может ослабиться натяжение ремня. При электрическом – необходимо регулярно проверять датчик температуры. Необходимо контролировать надлежащую работу этих элементов. Еще имеет значение чистота ребер радиатора. Если на них слой загрязнений – это гарантированно вызовет перегрев. Следует как минимум раз в год отмывать радиатор от налипшей на него грязи.

3) Неисправный термостат

Загрязнения опасны и для термостата – по мере их наслоения он теряет подвижность и перестает правильно определять температуру тосола. Если он, вследствие неправильной реакции на температуру, начнет гонять жидкость по малому кругу – перегрев наступит очень скоро. Очень плохо термостат реагирует на воду из водопровода или водоемов – в ее составе содержится большое количество тяжелых химических соединений, солей и минералов, которые моментально откладываются в виде налета на стенках системы. Если уже и заливать воду в систему для охлаждения, то исключительно дистиллированную. Это очень важно!

Если термостат не в порядке, его нужно срочно менять. Процедура эта не из дешевых, поэтому в интересах самого же водителя максимально продлить жизнь этой важной детали системы охлаждения. Для этого его нужно регулярно промывать. Делается это так: в систему заливается такая простая смесь: горячая вода с лимонной кислотой. Также для очистки можно использовать любое бытовое химическое средство для устранения засоров и очистки налета для водопроводных труб. Эти средства прекрасно очищают стенки термостата, растворяют все отложения, не оставляя следов и не откладываясь в системе охлаждения автомобиля.

Точка кипения: жаркая погода может привести к трагедии на дороге

Аномальная жара возвращается в Московский регион. В ГИБДД предупреждают, что такая погода может представлять опасность для автомобилистов. Как не попасть в ДТП и на что обратить внимание, отправляясь в дальнюю поездку, выясняли «Известия».

Что говорят синоптики

После гроз и ливней погода снова установилась стабильно засушливая, а столбик термометра стремится за 30 градусов. Ведущий специалист центра погоды Фобос Евгений Тишковец уверен, что нынешний июль попадет в метеоисторию как один из самых засушливых за последние 55 лет, уступая лишь самым катастрофическим засухам 1972 и 2010 годов, а также 1997 и 2014 годам. Такая засуха в среднем случается не чаще одного раза в 8–10 лет.

— По долгосрочным прогнозам, во второй половине июля вероятность осадков возрастет, но дожди ожидаются кратковременные и мозаичные, в общей сложности выпадет всего около 50% от положенной нормы, или примерно 17–22 мм осадков, — отмечает Тишковец.

Читать еще:  Белое масло в двигателе причины

В связи с погодными условиями ГИБДД предупреждает автомобилистов о возможных опасностях:

— В эти дни нужно быть предельно внимательными и осторожными на дороге. Прежде всего следует заблаговременно проверить техническое состояние автомобиля, особенно если планируется дальняя поездка. Заранее посмотреть, как работают системы кондиционирования и электроника, проверить состояние аккумулятора, чтобы избежать его «закипания» на дороге.

Как спастись от перегрева

По словам работников автосервисов, самые частые причины обращений к ним сейчас — это диагностика и заправка кондиционеров.

— К сожалению, многие вспоминают про систему кондиционирования, когда температура летом начинает бить рекорды, а потом опять забывают на пару лет, что кондиционер нужно обслуживать. Впрочем, как и про замену салонного и воздушного фильтра, — отметил технический директор международной сети автосервисов Fit Service Алексей Рузанов.

По словам специалистов, также автомобилисты приезжают на замену тормозных колодок и обслуживание тормозных суппортов. В городских условиях колодки работают в режиме постоянного перегрева и изнашиваются довольно быстро. Нередки и случаи заклинивания тормозных суппортов.

Среди других распространенных причин обращения на сервис — мойка радиатора, диагностика системы охлаждения автомобиля, замена охлаждающей жидкости и термостата. Двигатель начинает закипать, например, из-за плохо работающей помпы, неисправного термостата, нехватки антифриза в системе, что приводит к росту температуры двигателя. Перегрев грозит уже серьезной поломкой вплоть до капитального ремонта.

Стоит отметить, что летом также рекомендуется прогревать автомобиль в пределах одной–полутора минут. Этого будет достаточно, чтобы масло разошлось по системе, а прогревочные обороты двигателя снизились. И хотя в плюсовую температуру нет чрезмерного загустевания масла, опасного для мотора, всё же стоит помнить, что у двигателя есть расчетная рабочая температура, при которой тепловые зазоры выходят на заданные значения, а также гидрокомпенсаторы, натяжители, фазовращатели и прочие системы, работающие от давления масла, функционируют корректно только при рабочей температуре масла около 100 градусов. Соответственно, эксплуатировать авто в полную силу лучше тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигла рабочей зоны 80–90 градусов, — объясняет Рузанов.

Как правильно выбрать ГСМ

Генеральный директор маркетплейса по продаже автозапчастей Autodoc.ru Владислав Соловьев отмечает важность правильного выбора смазочных материалов, так как именно от них зависят не только безопасность, но и жизнь водителя и его пассажиров.

— В теории воспламенение моторных масел происходит при подъеме температуры в моторе до 230 градусов — такие показатели декларируют ведущие производители смазочных материалов для автомобилей. Однако на практике масло может закипеть и при температуре в 150 градусов в связи с тем, что там могут образовываться пары, способствующие более раннему воспламенению. Воспламенение масла в моторе обычно не приводит к пожару, самый верный признак этой неполадки — дым из-под капота, ранее этому предшествует черный дым из выхлопной трубы. Если это произошло, то следует немедленно заглушить мотор и затем уже вызывать эвакуатор. Очень сильно повышает риск закипания использование поддельных смазочных материалов, которые всё еще очень распространены у нас на рынке, — предупредил Тишковец.

Как уберечь свой разум

Жара разрушительно действует не только на автомобиль, но и на человека. Причем многие автомобилисты даже не задумываются о том, насколько негативно влияет на них жаркая погода.

«Действие жары на организм похоже на действие алкоголя — скорость реакции человека уменьшается, что увеличивает опасность ДТП», — предупредили в ГИБДД. За рулем в такую погоду нужно быть предельно сконцентрированным — от высокой температуры асфальт «плывет», снижаются его сцепные качества, появляется колейность.

Госавтоинспекция рекомендует водителям обязательно брать с собой прохладительные напитки, лучше — минеральную воду, которая хорошо утоляет жажду. Следует внимательно следить за состоянием своего здоровья: при появлении головокружения, слабости, сильной головной боли лучше остановиться — продолжать движение с подобными симптомами опасно. В жару замедляется скорость реакции и появляется сонливость, повышается риск внезапно уснуть за рулем. Кроме того, такая погода может спровоцировать обострение различных хронических заболеваний.

Врачи поддерживают рекомендации полицейских и напоминают о важности правильного режима питания.

— Во-первых, нужно держать всегда с собой запас прохладной воды. Необязательно забивать всю машину, но несколько бутылок под рукой держать нужно. Второе — не наедаться плотно перед выездом, так как кровь отливает от мозга к желудку, и сразу теряется концентрация и хочется спать. И, разумеется, обязательно должен работать кондиционер. Если есть какие-то проблемы с сердцем и давлением — всегда с собой нужно иметь таблетки, назначенные врачом, чтобы быстро их принять, — рекомендует врач скорой помощи Михаил Коневский.

Мыть машину придется чаще

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков обращает внимание на неочевидные вещи, которые помогут сохранить автомобиль в хорошем состоянии и пережить жару без серьезных потерь.

Важно поддерживать кузов в чистоте. Как ни странно, в жару приходится машину мыть чаще, так как всё, что попадает на лакокрасочное покрытие, быстрее застывает и прикипает. В итоге птичий помет, листву, пыльцу, битум из горячего асфальта и прочее очень сложно отмыть, — отметил Кадаков. Он рекомендует по возможности ставить автомобиль в тень или использовать специальные отражающие экраны — они помогут сохранить пластиковые детали интерьера и уменьшат температуру в салоне.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector