Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Война как двигатель прогресса кто сказал

Война как двигатель прогресса кто сказал

В рамках паблик-тока, предварившего показ фильма, эксперты обсудили роль интеллектуальной собственности в технологическом прогрессе. В дискуссии приняли участие председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, продюсер фильма «Война токов» Тимур Бекмамбетов, редакционный директор Forbes Russia Николай Усков и журналист Тим Скоренко.

Мероприятие было организовано Комитетом Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности совместно с Ассоциацией IPChain и Фондом «Сколково», при поддержке первого IP-блога «Чувство собственности», агентства комплексных коммуникационных решений PROPHET, компании Okko Studios и Forbes Russia.

В приветственном слове гость показа, генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности Фрэнсис Гарри подчеркнул, что интеллектуальная собственность всегда находится в центре конкуренции: «Этот фильм о конкуренции великих умов. Думаю, каждый великий изобретатель в какой-то момент задумывается об ответственности за свое изобретение».

Председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский также отметил, что фильм «Война токов» реалистично передает дух новаторства и конкуренции технологий: «Сейчас происходят похожие процессы. Просто мы как современники их не видим, но они есть, они важные и меняют мир».
В свою очередь, председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов подчеркнул, что в эпоху глобальных изменений как никогда важно технологическое предпринимательство, и кинематограф – лучший инструмент для его продвижения. «Идея организовать этот показ возникла потому, что задача «Сколково» – как раз рассказать широкой аудитории, почему так важно заниматься технологическим предпринимательством. Наш выбор не зря пал на фильм «Война токов». Главная тема здесь – конкуренция, гонка технологий».

О важности смелости и инновационного драйва рассказал и известный бизнесмен, советник председателя совета директоров Фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен: «Хороший предприниматель – тот, кто готов к новому дню. Сейчас мир стоит на пороге инноваций, и, как и в другие великие моменты истории, идет борьба между технологиями, формирующими наше будущее».

В рамках паблик-тока участники обсудили свое отношение к инновациям и объяснили, как гонка технологий формирует будущее. По словам модератора дискуссии, редакционного директора Forbes Russia Николая Ускова, «конкуренция в разных форматах всегда стоит в центре развития. Столкновение умов, идеологий, харизм. Сейчас популярность набирает бизнес-стратегия, при которой можно найти выгоду в работе с конкурентами, сделав их своими партнерами».

Председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов согласился, что конкуренция – это очевидный двигатель прогресса. «Без конкуренции ничего не может получиться. Замечательно, когда в «Сколково» появляется несколько команд, занимающихся похожими вещами. Конкурируя между собой, они подгоняют и обогащают друг друга. Конечно, стоит сделать разграничение между технологической и правовой конкуренцией. Можно быть замечательным изобретателем, придумать что-то первым, но найдется другой человек, который на твоей идее заработает деньги. Поэтому существует «Сколково», которое позволяет небольшим компаниям конкурировать с гигантами и подталкивать их что-то менять», – сказал он.

Как объяснил продюсер фильма Тимур Бекмамбетов, фильм «Война токов» повествует не столько о конкуренции, сколько все-таки о коллаборации. «Для меня важна сама тема инноваций, это что-то из личных переживаний, воспоминаний. С другой стороны, я всегда хотел сделать фильм про Николу Теслу – он вышел за границы нашего с вами понимания мира. Первооткрывательство, инновации всегда связаны с огромным риском сотворить не только добро, но и посеять зло. И фильм этот именно о переживаниях такого человека. Вестингауз как был хорошим человеком, так и остался, Тесла как был гениальным сумасшедшим, так им и остался. Эдисон же прошел путь от любопытства до открытий – я бы хотел, чтобы этот путь зрители прошли вместе с ним», – поделился Бекмамбетов.

Также в рамках паблик-тока и интервью, предваряющего показ, Тимур Бекмамбетов рассказал о последних технологиях и проектах, над которыми он сейчас работает: технологией имитации чужого голоса и «скринлайф» – новым форматом кино, где действия разворачиваются не перед камерой, а на экране мобильного телефона или компьютера.

Новые технологии, в том числе искусственный интеллект, не должны пугать людей, считает Андрей Кричевский. «В каком-то смысле мы построили общество на основе принципа, что весь мир принадлежит человеку. И даже всплеск инноваций не изменил того факта, что иного субъекта права, чем человек, нет. Законы пишутся людьми и для людей. И пока мы живем в человекоцентричном обществе, нет никого и ничего кроме человека, кто может быть обладателем прав».

Как минимум в ближайшие 70 лет технологии не заменят человека, и этого не стоит бояться – история, показанная в фильме «Война токов», тому пример, заключил Тим Скоренко.

Фильм режиссера Альфонсо Гомес-Рехонта «Война токов», продюсерами которого выступили Тимур Бекмамбетов и Мартин Скорсезе, рассказывает историю о гонке технологий электрического тока через призму личного конфликта между изобретателем Томасом Эдисоном, предпринимателем Джорджем Вестингаузом и визионером Николой Теслой. Главные роли исполнили Бенедикт Камбербэтч, Майкл Шеннон, Николас Холт и Том Холланд.

Команда : Форум

Сообщения
1. Penetralia» 21.02.2008 01:04

Давайте обсудим причинно-следственные связи.
Во второй половине 20-го века, а точнее в 50х – 80х годах человечество добилось ограмного продвижения во многих областях науки и техники.
Преимущественная заслуга достижений в области авиации и космонавтики стимулировалась военной промышленностью. Кроме того что было реально достигнуто была еще масса проектов которые либо небыли доведены до конца (постройка и эксплуатация экранопланов 70-е гг.), либо слишком обогнали свое время и не получили признания («воздушный старт» космических аппаратов 50-е гг.), либо о которых вообще ничего неизвесно (. ). Причем это же касается и других областей естествознания – химии, биологии, медицины и пр.
И все это развивалось в бешеном темпе, т.к. постоянно была угроза быть остатся позади потенциального противника.
После окончания Холодной войны прогресс не остановился конечно, но продолжался и продолжается по сей день в тех областях , в которых возможно извлечение из него прибыли.
Не стоит забывать и тот факт, что все то время человечество стояло на грани 3-й мировой, которая могла окончится в течении дня и унести с собой практически все.

Смысл дисскусии в следующем
1) Был бы у человечества нынешний научно-технический уроветь если бы небыло Холодной войны
2) Плюсы и минусы гонки сверхдержав за превосходство друг над другом
3) Победы и пораджения сторон, или кто в чем все-таки был впереди.

П.С. прошу не путать содержание данной темы с этой.

2. Striker» 21.02.2008 14:53

_______________
очень рекомендую прочитать книгу «Прибыли без производства».

3. Dampfschifffahrer» 21.02.2008 17:03

Прогресс начался задолго до холодной войны. Более того, холодная война явилась следствием прогресса – не уверен, что, если бы не пресловутое «ядерное сдерживание», то холодная война не переросла бы в открытый глобальный конфликт. Да, появление атомного оружия стало следствием второй мировой войны, но, однако, мировые войны тоже стали возможны благодаря прогрессу – если бы не быстроходные корабли и современные средства связи (такие, как телеграф), то глобальные конфликты вряд ли были бы возможны.
Для меня символ начала эпохи прогресса – это, пожалуй, паровая машина. А изобретение это в своей основе мирное, коммерческое.
То, что участие в гонке вооружений не было обязательным условием для прогресса показывает, например, Япония второй половины 20го века – они оставались в стороне от всего, но, по сути, были общепризнанными лидерами по внедрению хайтековых технологий.

4. Blackbird» 21.02.2008 22:28

Совершенно верно.. это период конца XIX – начала XX века.. Это был просто прорыв.. практически во всех сферах жизнедеятельности человека..

Насчёт Японии думается, что всё жэ ты немного лукавиш 🙂 В стороне от конфликтов ей позволял оставаться явственный протекторат со стороны США.. он имхо и был движущей силой их небывалого прогресса.. не будь его, Японии пришлось бы тратить намного бОльшие средства на оборонку.. со всеми вытекающими.. у них, насколько я знаю, расходы на оборону одни из самых маленьких в мире (среди развитых стран естессно 🙂 )..

Читать еще:  Горит значок двигателя тахометр не работает
5. Penetralia» 21.02.2008 23:50

я и не пытался утверждать что до нее прогресса не было, был конечно, просто темпы развития.

И еще какой прорыв!
У СССР например была разработка такого самолета как Т-4, развивавшего скорость 3000 км/ч. пердставляете какая это скорость. Это от Крыма до Москвы за 20 мин. долететь можно. И он летал. Правда сериино выпускать не начали (из-за советских же внутренних кулуарных интриг : < ), вместо него в серию пошел Ту-160, разгоняющийся максимально до 2230 км/ч. Сомневаюсь что теперь когда-нибудь человечество "разгонится" до 3000км/ч 😀

По поводу Японии – конечно в плане развития наукоемких технологий их недогнать на сегодняшний день никому, но вот ни авиации ни космонавтики серьйозной у них нет.

6. Dampfschifffahrer» 22.02.2008 11:25

Если уж говорить о военных прорывах, то они начались еще в первую мировую.

Ну так ведь речь и идет о том, что прогресс в условиях малых затрат на оборонку движется быстрее 🙂

А как ты будешь измерять темпы развития? Тебе не кажется, что развитие и так шло по гиперболе с пятнадцатого века (с изобретения печатного станка и аркебузы)? Почему ты считаешь, что во второй половине двадцатого века темпы были выше, чем в первой?

Не до конца уверен, что они были им нужны 🙂

7. metropolis» 23.02.2008 02:08

Сомневаюсь что теперь когда-нибудь человечество «разгонится» до 3000км/ч 😀

Перехватчики давно освоили эту скоростьРаботы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 велась в ОКБ им. А.И.Микояна с 1968 года. К МиГ-31 было предъявлено требование поражения широкой номенклатуры воздушных целей, летящих на больших и малых высотах, а также на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником маневра и активного противодействия. Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с фазированной антенной решеткой. МиГ-31 строился по схеме самолета МиГ-25, но имел экипаж из двух человек – летчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». На самолете были установлены два двухконтурных двигателя Д-30Ф6 с тягой по 15500 кг, обеспечивающих высокую максимальную скорость, соответствующую числу М=2,83 (на малой высоте – 1500 км/ч), и большую дальность полета. Прототип МиГ-31 впервые поднял в воздух 16 сентября 1975 года летчик-испытатель А.В.Федотов. В 1977 году на испытания поступил первый самолет МиГ-31 постройки Горьковского авиационного завода, отличавшийся рядом конструктивных доработок. В 1981 году самолет был принят на вооружение. Вооружение самолета включает ракеты большей дальности класса «воздух-воздух» Р-33 с радиолокационными головками самонаведения, Р-40 с тепловыми ГСН, ракеты Р-60 ближнего боя и 23-мм шестиствольную пушку ГШ-6-23. В состав системы перехвата «Заслон» входит радиолокационная станция ФАР, теплопеленгатор и индикатор тактической обстановки. Она обеспечивает сопровождение и перехват до 10 целей и позволяет вести огонь сразу по нескольким целям, летящим на разных высотах с различными скоростями и курсами. Истребитель МиГ-31 состоит на вооружении ВВС России и Казахстана. Построено более 500 самолетов МиГ-31 всех модификаций.

Размах крыла, м 13,46
Длина самолета, м 22,69
Высота самолета, м 5,15
Нормальная взлетная масса, кг 41 000
Максимальная взлетная масса, кг 46 200
Двигательная установка (число, тип двигателей) два Д-ЗОФ6 (2х9300 кгс)
Максимальная скорость, км/ч:на высоте 3000 у земли 1500
Практический потолок, м 20 600
Дальность полета, км 3000
Вооружение пушка калибра 23 мм, управляемые ракеты класса «воздух-воздух»

9. metropolis» 23.02.2008 02:18

пошел Ту-160,
Еще один маразм-Ту-160-стратегический бомбардировщик.С хрена ли он должен пыжиться как истребитель?

10. Penetralia» 24.02.2008 22:58

Чтобы уменьшить время подлета к территории вероятного противника.
Ту-160 конечно серьйозная машина, когда Буш старший увидел разверданные с ее ТТХ он сказал чтото типа «теперь я вижу что мы проиграли», но Т4 все равно круче был бы
:
Размах крыльев – 22,0 м
Длина – 44,0 м
Высота – 11,2 м
Площадь крыла – 295,7 кв.м
Масса, кг
– пустого самолета – 55600
– нормальная взлетная – 114000 кг
– максимальная взлетная – 135000 кг
Тип двигателя – 4 х РД36-41
Тяга – 4 х 16000 кгс
Максимальная скорость – 3200 км/ч
Крейсерская скорость – 3000 км/ч
Дальность полета – 7000 км
Разбег – 950-1050 м
Пробег – 800-900 м
Практический потолок – 18000 м
Экипаж – 2 чел

11. foandgeld» 24.02.2008 23:12

пошли от прародителя Д-30. Еще есть Д-30 КП(КП-2, КП-3 ожидает испытаний)
стоят на Ил-76, А-50, А-52.
Д-30КУ(КУ-2) Ил-62
Д-30КУ154 Ту-154
а так явыше перечислные двигатели ремонтиру, спрашивайте много чего расскажу 😀

12. Dampfschifffahrer» 25.02.2008 12:38

А по цене как? А по надежности? А по легкости обслуживания? А по удобству использования?
ТТХ еще отнюдь не все решают.

Но это, вообще говоря, оффтопик. Тема, как я понимаю, о другом 🙂

Война как двигатель прогресса

Вы сидите сейчас в Интернете и читаете эту статью только благодаря тому, что полвека назад США и СССР нацелили друг на друга свои ядерные ракеты, для чего им понадобилась такая полезная вещь, как ЭВМ…

Однако по заказу военных была созданы не только компьютеры. К великому негодованию пацифистов, следует признать, что вся наша технологическая цивилизация и потребительское общество в основном обязаны своим существованием такому пороку человечества, как агрессивность и кровожадность.

Пожалуй, если бы не было войн и люди изначально бы мирно уживались между собою, то наш мир напоминал бы что-то вроде сказочной страны хоббитов. Уютные хаты с колодцами и вишневыми садками вместо городов, куда в древности людей загнала угроза нападения супостата, заставив селиться друг над другом в многоэтажных домах.

А вокруг этой идиллии располагались бы вспахиваемые мотыгами поля, домотканая одежда. Из транспорта – лошади и велосипеды, вместо больниц — лечащие травами и заговорами знахари.

Причем велосипеды были бы, скорее всего, деревянными. Поскольку именно гонка вооружений тысячелетиями способствовала развитию металлургии – как в количественном, так и качественном отношении.

Со времен седой Античности и до XIX века мирные орудия труда представляли собою все те же простые молоты, топоры, серпы, гвозди и кухонные ножи. Какое там развитие – кузнец приобретал куски меди, бронзы, железа (весьма недешевых) и выковывал точно такой же серп, которым пользовались еще его прадеды. Нужно ли было ему изобретать для этого новые технологии, сплавы?

Оружие и доспехи требовали другого подхода. Стремясь изготовить более прочный меч, оружейники изобрели сталь, открыли закалку, придумали булат. Наверное, не стоит даже сравнивать технологии изготовления японского меча и простой косы – между ними целая пропасть.

Или возьмем такой, казалось бы, совершенно мирный инструмент, как токарный резец со специальной напайкой. Появившийся на свет благодаря (плачьте, господа толстовцы!) огнестрельному оружию: ружейным стволам и артиллерийским снарядам, которые он вытачивал.

И вообще, подавляющее большинство прочных и специальных сплавов, которые сегодня используются в промышленности и строительстве, были созданы именно в военных целях. В качестве брони, в качестве снаряда или как детали для изготовления боевой техники.

Кстати, о броне и снарядах. Уже в XIX веке их извечное противостояние привело к появлению мощных орудий и броненосцев. Однако последние требовали столько железа (стальные появились позже), что их массовое строительство смогли начать только после того, как промышленность начала увеличивать производство металла в геометрической прогрессии. Побочным полезным эффектом этого стало удешевление железа и стали, которые начали массово использовать и для других, в том числе мирных целей.

А вот фантасты начала ХХ века мечтали о высоких домах из новомодного тогда алюминия – легкого, не боящегося коррозии. Но массовое производство этого чудо-металла стало возможным только тогда, когда им заинтересовались производители боевой авиации. Точно так же появился в нашем мире его вызывающий уважением собрат титан , которого требует аэрокосмическая промышленность и верфи боевых субмарин.

Читать еще:  Шум от стартера при работе двигателя

Что же касается химии, к которой у большинства из нас отрицательное отношение, то тут мало у кого возникнет сомнение, что и она является злокозненным порождением милитаристов. Действительно, своим стремительным развитием химическая промышленность была обязана производством порохов и взрывчатки, а затем ее щедро финансировали заказчики химического оружия. А в итоге у химиков появились деньги на создание синтетических красителей, лекарств, парфюмерии.

Синтетический материал нейлон – тоже военное изобретение, которым пытались заменить парашютный шелк. Сюда же отнесем кевлар , а также добавим еще синтетическое топливо (как ответ на нехватку бензина в воевавшей Германии).

Интересно, что даже свекольный сахар своим возникновением обязан войне: во время Наполеоновских войн поставки тростникового сахара в Европу резко снизились, и тогда его решили производить из свеклы.

Французского императора следует благодарить и за то, что сегодня в нашем распоряжении есть полки магазинов, заставленные консервами , громоздящимися банками с маринадами и соками. Потому что именно он организовал конкурс на лучшую технологию приготовления продуктов долгого хранения – дабы улучшить продовольственное снабжение своей армии.

Теперь зайдем в ближайший бутик. Казалось бы, армией тут и не пахнет: джинсы, дубленки, кофточки. Но вы ошибаетесь. Потому что изготовление готовой одежды по стандартным размерам началось именно тогда, когда потребовалось быстро одеть в мундиры десятки и сотни тысяч солдат. Ведь не могли же всех их индивидуально обслуживать закройщики и портные.

Консервы не спасли Бонапарта – как известно, казаки гнали его до самого Парижа. Где стали с нетерпением требовать у местных шинкарей закусок, заставив французов организовать первые рестораны быстрого питания «бистро» .

А тем временем война требовала не только оружия и снаряжения. Тысячи раненых отчаянно взывали о помощи – и на помощь им пришли доктора. Именно армейские «лепилы», вырезавшие стрелы и пули, отпиливающие руки и ноги, зашивающие раны, внесли самый большой вклад в хирургию.

Среди них был и профессор Николай Пирогов , который в ходе Крымской войны впервые организовал массовую помощь раненым с применением эфирного наркоза, гипсовых повязок, сортировки пострадавших. Его методы впоследствии стали применять и при разворачивании госпиталей во время стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Мы с содроганием вспоминаем садистские опыты гитлеровского доктора Менгеле, которые он проводил над живыми людьми: замораживая их, нанося им страшные увечья и ожоги, обливая едкими химреактивами, заражая болезнями, помещая в разреженную атмосферу. Однако мало кто знает, что все скрупулезно записываемые Менгеле результаты страшных опытов были бесценны для медицины, и после войны за ними развернулась настоящая охота.

Результаты чудовищных опытов еще одних садистов в погонах – японского «Отряда 731», стали сокровищем для микробиологов. Не случайно их работы поторопились выкрасть американцы – что помогло им создать свой знаменитый Центр по контролю и предотвращению эпидемий ( Centers for Disease Control and Prevention ).

Лечение раненых требовало не только мастерства хирурга, но и новых лекарств, прежде всего антисептиков. И Александр Флеминг, проработавший в Первую мировую военным врачом, посвятил свою дальнейшую работу поиску препарата, который бы спасал их от коварных инфекций. В 1928 году она увенчалась открытием пенициллина .

Теперь выйдем из аптеки и подойдем к проспекту, глядя на бесчисленные автомобили, коптящие воздух наших городов. Как вы уже догадались, в наш мир их тоже привели военные. Самый первый самодвижущийся экипаж с паровой тягой был построен французом Кюньоном в 1769 году и предназначался для транспортировки пушек. Спустя сто лет эту идею реанимировали в виде автомобилей, которые тут же начали использоваться в военных целях.

Скоростные моторные катера , ставшие сегодня развлечением богачей, ведут родословную от своих прадедов-торпедоносцев. Подводная лодка, открывшая нам тайны морских глубин, была чисто военным изобретением. И даже свой акваланг Жак Ив Кусто собрал в 1943 году для того, чтобы с его помощью совершать диверсии против оккупировавших Францию гитлеровцев.

Снова вспомним авиацию. До 1914 года были аэропланы с хрупкими крыльями для отважных чудаков – а затем начали стремительно увеличивать размеры, мощность двигателей, прочность конструкции. И пассажирские самолеты , созданные с учетом опыта постройки бомбардировщиков, показали, что расстояния между европейскими столицами могут измеряться всего несколькими часами полета.

Кстати, турбореактивный и турбовинтовой двигатели, без которых немыслимы современные самолеты, тоже являются военными разработками. Ну а то, что космические ракеты , унесшие человека на орбиту и дальше к Луне, являются прямыми потомками боевой ФАУ-2, знают, пожалуй, все.

Радар появился как средство обнаружения вражеских кораблей и бомбардировщиков. Эти «глаза и уши» армии, использовавшиеся уже во Вторую мировую, сегодня помогают спокойно плавать мирным судам и функционировать сети воздушного сообщения.

Не менее важной составляющей боеспособности любой армии всегда была связь, без которой воевать так же невозможно, как и без боеприпасов. От конных вестовых, размахивания флагами и подачи сигналов дымом, в ХХ веке военные совершили резкий скачок к телефону и рации.

Необходимость держать связь как с каждым экипажем броневой машины или разведотрядом (сейчас – даже отдельным бойцом), так и между штабами, находящимися друг от друга в сотнях и тысячах километров, заставила военные КБ искать новые концепции и технологии. Мирным применением которых стали спутниковое телевидение, FM-радио и мобильная связь .

Но и этого засевшим в бункерах генералам было недостаточно. И вот в 60-х годах прошлого столетия Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США ( DARPA ) задалось вопросом разработки концепции децентрализованного управления военными и гражданскими объектами в условиях ядерной войны. Так появился ARPANET , ставший прообразом современного Интернета .

Мною перечислены только уже работающие на мирные нужды военные разработки. Однако милитаризм готовит преподнести нам еще немало удивительных и полезных изобретений.

Например, в ближайшие годы миллионы инвалидов наверняка смогут обрадоваться специальным электронно-механическими корсетам и протезам , которые помогут им снова ходить и работать. Это произойдет, если американские инженеры закончат разработки своего боевого суперскафандра с т.н. «мускульными усилителями».

Не будем забывать, что и такими очень перспективными направлениями, как нанотехнологии и генетика, в основном занимаются тоже по заказу военных.

Поэтому хотя борьба за мир во все мире – дело нужное, однако в нем, наверное, стоит соблюдать некоторую меру. Ведь сокращение расходов на военные разработки грозит сворачиванием многих проектов, которые в будущем могут быть обращены на пользу мирному развитию человечества. Такой вот парадокс…

Оружие прогресса: как военные технологии изменяли мирную жизнь

Военные технологии в древности

Военные технологии в древних обществах развивались опережающими темпами, заметно превосходя достижения гражданской инженерии. Если посмотреть, насколько примитивными, например, были у древних греков торговые корабли по сравнению с продвинутыми и разнообразными военными, или на обилие разновидностей метательных машин, то становится ясно, что в этом направлении конструкторская мысль работала активнее. В обычной жизни древних цивилизаций граждан вполне устраивал физический труд рабов и волов в качестве источника энергии. Но на войне, особенно в походе, такая возможность была далеко не у всех армий и не всегда, и это обстоятельство подстегивало к созданию сложных и эффективных механизмов, требующих меньшей мускульной силы. Быть технически развитым означало в первую очередь быть развитым военно-технически.

На войне нужно быть быстрее противника, значит, необходимо решать проблемы передвижения — и вот римляне создают систему дорог, предназначенных в первую очередь для переброски войск из одной части империи в другую. Этим же целям служили и понтонные мосты, которые использовали не только римляне, но и китайцы, и персы (царь Ксеркс, к примеру, вторгаясь в Грецию в 480 году до н. э., возвел через пролив Геллеспонт два понтонных моста длиной по 1 300 метров). Понятно, что сам мост как таковой — не военное изобретение, но военные довели конструкцию до совершенства.

Жизненно необходимо было заранее узнавать о приближении противника, и гонцов было уже недостаточно. Греки постоянно пытались усовершенствовать систему сигнальных огней, но она оставалась примитивной и не позволяла даже различать типы сообщений. Однако изобретатели не сдавались и в конце концов философы Клеоксен и Демокрит, как рассказывает Полибий, дошли в 450 году до н. э. до идеи передачи букв.

Читать еще:  Ваз лада калина какой двигатель лучше

Система была достаточно громоздкой — алфавит делился на ряды, и нужно было на двух передаточных пунктах поднимать количество факелов, соответствующее номеру ряда и номеру буквы в нем; передача одной фразы занимала, по оценкам исследователей, до получаса. Но тем не менее это был уже прототип телеграфа — сама идея быстрой передачи на расстояние подробной информации получила техническое воплощение.

Питание на поле боя

Уникальность состояния, в котором люди оказывались на войне, предъявляла необычные требования к обычным вещам. То, что используется для военных нужд, должно быть максимально компактным, быстрым и простым в использовании и приготовлении, позволяющим существовать автономно.

Одной из важных проблем всегда было обеспечение питания большого количества людей, изолированных от привычных источников пищи на неопределенно долгий срок. Хорошо известна история изобретения консервов для нужд армии. Сначала француз Николя Аппер предложил в 1809 году консервировать продукты в стеклянных сосудах, за что получил награду лично из рук Наполеона Бонапарта (и бронзовый бюст после смерти — от благодарных сограждан). Годом позже Питер Дюран из враждебной французам Британии запатентовал уже жестяную консервную банку.

И хотя первые армейские консервы были дороги, массивны и трудоемки в изготовлении, идея шагнула в массы. Но, опять же, еще Филон Византийский (280 год — 220 год до н.э.) оставил рецепты изготовления специальных продуктов на случай осады: например, он рекомендовал растирать вместе мед, кунжут, мак и лук, а полученную массу разрезать на кусочки размером с маслину. Если съедать один такой кусочек рано утром, а другой днем, то и голод не причинит вреда, уверял Филон, фактически описывая современные фитнес-батончики. С целью создания «осадных» фондов древние греки предусматривали размещение небольших садов и огородов в черте города. Когда в XX веке советские власти решили наделять граждан дачными участками за городом, военными соображениями это, конечно, прямо не обосновывалось, хотя такая версия позже высказывалась. Но даже если это не было задумано нарочно на случай войны, сама по себе затея приучения горожан к экстремальному самообеспечению — по сути вполне милитаристская.

Ядерный пар

Архимед, по легенде античных историков, во время осады Сиракуз римлянами сжег их корабли при помощи системы зеркал, сфокусировавших солнечный луч. И хотя в наши дни эксперименты вроде бы не подтвердили реальность этой легенды, сама идея «смертельного луча», очевидно, была рождена, и ее вполне можно считать визионерским прототипом, например, лазера.

Изобретение пороха, точнее, начало его применения в военных целях, не только тут же сказалось на технологиях сноса зданий и взрыва скал для строительства — огнестрельное оружие, по сути, было первой формой теплового двигателя, где химическая энергия преобразовывалась в механическую работу. Уже в XVII веке именно по этому принципу Христиан Гюйгенс и Дени Папен пытались построить, по сути, двигатель внутреннего сгорания, помещая в цилиндр (как бы пушечный ствол) вместо ядра поршень, используя в первых экспериментах точно такой же порох. В дальнейшем, перейдя на пар, Папен предназначал изобретение и для промышленных целей, и для передвижения судов, и в качестве «паровой баллисты».

Впрочем, еще до массового использования пороха в Европе высказывалась идея применения силы пара для стрельбы. Леонардо да Винчи описывает в своих записях эту идею как воплощенную будто бы тем же Архимедом: «Есть машина из тонкой меди, изобретение Архимеда. Ее употребляют следующим образом: третья часть инструмента находится внутри большой массы горящего угля, и, когда она им хорошо нагреется, завинчивают винт, который находится под резервуаром с водой. Когда винт ввинчен вниз, он открывает проход, и, после того как вода вытекла, она течет в нагретую часть инструмента и внезапно превращается в пар, так что, по-видимому, происходит чудо, такая видна сила и слышен шум. Она бросает ядра, весящие один талант, на шесть стадий расстояния». Таким образом, одно из важнейших изобретений в истории человечества было индуцировано во многом преследованием военных целей.

Специфика военных технологий далеко не всегда делала их сразу же востребованными в гражданском обществе. Нередко они пропадали на века, но успевали оплодотворить коллективную память — и если людям в какой-то момент приходила в голову мысль, допустим, о защите тела и головы, то сразу всплывала идея доспехов. Сложно не заметить сходства первых пожарных касок с их латунными гребнями со шлемами античных времен.

Строительные же каски получили распространение уже в начале XX века, опять же вдохновленные практикой Первой мировой войны. Любопытно, что пожарные шлемы появились на сто лет раньше (в эпоху Наполеона), но защищать строителей почему-то долгое время не приходило в голову — то ли их ценность представлялась значительно ниже, то ли дело в большей связи с военными профессии пожарных, нежели строителей.

Медицинские открытия

Военные вносили значительный вклад в развитие медицины еще с античных времен. Солдаты — ограниченный ресурс, который следует беречь, и если для этого нет условий, значит, их нужно придумать. В римской армии существовали отделения военно-полевых хирургов, которые применяли инновационные для своего времени приспособления, такие как зажимы для остановки кровопотери. Инструменты кипятили в горячей воде — заново Европа изобретет антисептические меры только через несколько веков.

Нужно было что-то делать и с увечьями, которых на войне гораздо больше, чем в мирной жизни. Протезирование известно с древнейших времен, его применяли еще египтяне, но чаще оно упоминается именно в связи с военными. Плиний Старший, живший в I веке, писал о «железной руке» военачальника Марка Сергия Сила. Железный же протез велел изготовил для себя и немецкий рыцарь Гёц фон Берлихинген в XV веке — он сохранился до наших дней, это вполне механическое приспособление с подвижными пальцами. С серебряной рукой взамен оторванной в бою ходил знаменитый пират и султан Алжира Арудж Барбаросса.

Амбруаз Паре, которого считают родоначальником современного протезирования, был именно армейским цирюльником и хирургом во французской армии в XVI веке. Он разработал множество медицинских приемов, изучая лечение именно огнестрельных ран. В наполеоновской же армии появилась и первая «скорая помощь» с санитарами, благодаря чему солдатам уже не надо было отвлекаться на перетаскивание раненых товарищей.

Войны XX века и не только

По-настоящему массово военные технологии начали проникать в гражданскую жизнь после Первой мировой войны, которая при всей своей кровавости стала для человечества и кладезем технологических инноваций в самых разных отраслях. Это была война принципиально нового уровня, с небывало масштабными армиями, с оружием массового поражения, и как следствие она требовала и изобретательского напора, и умения приспосабливать под военные цели вполне мирные новинки. Бритвенный станок, банк крови (и многие другие новшества, изначально предназначенных для госпиталей), нержавеющая сталь, застежки-молнии, беспилотные летательные аппараты, ныне развившиеся до дронов, и многое другое — полный перечень изобретений будет очень длинным; еще длиннее он стал после Второй мировой войны и постоянно пополняется в наши дни. Во второй половине XX века военное дело обогатило человечество множеством инноваций — от микроволновой печи до GPS и интернета.

Наконец, влияние военной мысли на гражданское общество не ограничивалось одними только инженерными достижениями — не менее важны и социальные технологии. Убеждаясь, что организация дела у военных позволяет добиваться целей максимально быстро и эффективно, «гражданские» перенимали у них такие практики, как дисциплина, муштра, известная еще в античности и переизобретенная Морицем Оранским в начале XVII века, или униформа, появившаяся еще в древней Персии, где впервые стали отделять подразделения по цвету одежды. Эти атрибуты, некогда считавшиеся сугубо армейскими, в наши дни составили основу корпоративной культуры на всех крупных предприятиях — и порой она не отличается от армейской по строгости требований.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector