Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Брак в двигателях «Протон-М» стал толчком для включения Воронежского мехзавода в холдинг двигателестроения

Брак в двигателях «Протон-М» стал толчком для включения Воронежского мехзавода в холдинг двигателестроения

Воронеж. 01.03.2019. ABIREG.RU – Брак произведенных на Воронежском механическом заводе (ВМЗ; филиал АО «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева») ракетных двигателей для «Протон-М» послужил поводом для включения предприятия в состав холдинга космического двигателестроения. Об этом сообщил глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин в ходе визита на завод.

«В 2016 году, когда происходили все эти события, во-первых, подняли зарплаты на 17%, что позволило сразу нормализовать ситуацию, во-вторых, приняли меры по совершенствованию контроля качества и надежности космической техники, – пояснил господин Рогозин. – Также было принято волевое решение, необходимое в такой ситуации – чтобы ВМЗ стал де-факто и де-юре частью формируемой корпорации двигателестроения. Вчера это решение было официально поддержано членами наблюдательного совета «Роскосмоса», куда входят члены правительства. Поэтому, можно сказать, что ВМЗ – уже неотъемлемая и естественная часть формируемого холдинга».

Однако, по словам главы госкорпорации, сложившаяся ситуация значительно пошатнула позиции России в космической отрасли. «В конце 2018 года был восстановлен серийный пуск ракет «Протон-М». Из-за безобразной ситуации на Воронежском мехзаводе не летали год. Свято место пусто не бывает, естественно, этот рынок заняли американцы, и мы потеряли те позиции, которые занимали до 2016 года. Теперь восстанавливаем утраченное: в декабре успешно провели запуск, и в этом году у нас шесть «Протонов» с воронежскими двигателями полетят с Байконура. Надеемся, что всё будет. Постучим по дереву», – отметил Дмитрий Рогозин (постучав по лбу – прим. ред.).

Губернатор Воронежской области Александр Гусев выразил надежду, что ВМЗ продолжит свое развитие. «Нас радует то, что в планах Воронежского мехзавода достаточно много инвестиций, мы полагаем, что это позволит предприятию, сохранив профиль, искать себе другие ниши для развития нефтехимического кластера на территории области. Мы готовы оказать необходимую господдержку», – заверил глава региона.

Напомним, вопросы о качестве производимой на мехзаводе продукции возникли в декабре 2016 года, после аварийного запуска грузового корабля «Прогресс МС-04». В дальнейшем при проведении проверок был выявлен брак при производстве 71 двигателя для ракет-носителей «Протон-М». Генеральный директор ВМЗ Иван Коптев подал в отставку по собственному желанию сразу после выяснения причин крушения «Прогресса».

О включении ВМЗ в российский холдинг космического двигателестроения, интегрирующей компанией которого станет «Энергомаш», стало известно в ноябре 2018 года. На базе активов КБХА и ВМЗ в Воронеже будет создана единая научно-производственная площадка.

Воронежский механический завод с 2008 года входит в состав ГКНПЦ им. М. В. Хруничева – базового предприятия ракетно-космической промышленности, обеспечивающего создание, серийное производство и эксплуатацию ракет-носителей легкого и тяжелого классов, разработку и создание космических аппаратов (космических систем) дистанционного зондирования Земли и связи, создание и изготовление космических модулей пилотируемых станций. Гражданская продукция завода дает 25% выручки предприятия. С июля 2018 года завод возглавляет Сергей Ковалев. Объем выпуска товарной продукции на ВМЗ в 2018 году составил 4,9 млрд рублей.

Воронежский механический завод

Год основания: 1928

В составе ГКНПЦ им.М.В. Хруничева: с 2007 года.

Направления деятельности: Серийное производство и поставка жидкостных ракетных двигателей II и III ступеней РН «Протон-М», маршевые ЖРД I, II. III ступеней РН семейства «Ангара» (серийное изготовление), поршневые авиационные двигатели, агрегаты и узлы для железнодорожного и автомобильного транспорта, оборудование нефтегазового и сельскохозяйственного назначения.

Правительственные награды: 16 сентября 1945 г.-Орден Трудового Красного Знамени, 24 февраля 1976г.-Орден Октябрьской Революции

Адрес: 394055, г.Воронеж, ул.Ворошилова, 22

Тел. (4732) 348-234, (4732) 348-232

Факс: 8 (4732)726267

Руководство: Грицюк Василий Григорьевич — Руководитель филиала АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» в городе Воронеж — директор ВМЗ

3 февраля 2007 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал указ №127 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева».В соответствии с указом к ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» присоединяются четыре федеральных государственных унитарных предприятия ракетно-космической промышленности: «Воронежский механический завод», «Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М.Исаева» (г. Королев Московской области), «Московское предприятие по комплектованию оборудования «Длина», «Производственное объединение «Полет» (г. Омск).

Функции и основная тематическая специализация Воронежского механического завода в составе ГКНПЦ имени М.В.Хруничева:

  • серийное производство и поставки жидкостных ракетных двигателей II и III ступеней РН «Протон-М»
  • маршевые ЖРД 1-й, 2-й, 3-й ступеней РН семейства «Ангара» (серийное изготовление)

История предприятия

Воронежский механический завод — уникальный производственный комплекс с полным технологическим циклом создания и серийного производства жидкостных ракетных двигателей и оборудования для различных отраслей промышленности.

Официальной датой рождения завода считается 1 октября 1928 года.

До 1931 года завод производил зерноочистительные машины и элеваторное оборудование.

В ноябре 1931 г. он переименован в «Дизельный завод» и перепрофилирован на выпуск дизелей для малой энергетики и речного флота.

С июля 1940 года форсированными темпами начался выпуск авиадвигателей М-11 для самолетов ПО-2.

В начале Великой Отечественной войны завод эвакуируется в Андижан, где продолжает производство и ремонт авиационных моторов М-11 для самолетов По-2.

В 1946 году завод возрождает производство авиадвигателей в Воронеже. Наряду с производством авиационных двигателей для самолетов По-2, Ан-2, Ли-2, Як-50, Як-52, Су-26, Су-29, вертолетов Ка-26 и других, завод производит товары народного потребления.

С 1957 г. завод производит жидкостные ракетные двигатели РД-0109 (РН «Восток»), РД-0110 (РН «Союз»), РД-0210, РД-0212, РД-0213, РД-0114 (РН «Протон»), РД-0120 («Энергия-Буран»), РД-58М (РН «Зенит SL»), ЖРД для космических ракет стратегического назначения. ВМЗ также выпускает поршневые авиационные двигатели М-14П, М-9Ф для самолетов Як-18, Як-52, Як-54, Як-55, СМ-92, Су-26, Су-29, Су-31 и М-14В26 для вертолетов Ка-26, Ми-34.

В 1961 году завод стал именоваться «Воронежский механический завод» (ВМЗ).

В начале 90-х годов в сотрудничестве с ОАО «Газпром» предприятие освоило производство нефтегазового оборудования, соответствующего мировым стандартам качества API (Американского Нефтяного Института) и ISO (Международной организации стандартизации).

С 1998 г. ВМЗ преобразован в Федеральное государственное унитарное предприятие. Система управления качеством, принятая на заводе, сертифицирована по стандарту ISO-9001.

Основные направления деятельности:

  • производство жидкостных ракетных двигателей для РН «Протон», «Протон-М», «Союз», «Зенит SL »
  • производство поршневых авиационных двигателей
  • производство нефтегазового оборудования:
    • комплекс оборудования для полного обустройства скважин
    • комплекс оборудования для подземных хранилищ газа
    • комплекс для одновременной эксплуатации двух скважин на многопластовых месторождениях
    • оборудование для газлифтного способа добычи нефти
    • грузоподъемное оборудование
    • станции управления фонтанной арматурой и противовыбросовыми устройствами
    • противовыбросовое оборудование
    • оборудование подземное
    • стенды для испытаний нефтегазового оборудования, комплекс для испытания буровых труб
    • оборудование для бурения скважин
    • запорно-регулирующая арматура
    • переводники для насосно-компрессорных труб
    • технологическое оборудование для профилактических работ
    • пневмо-гидравлические устройства
    • оборудование, комплексы по индивидуальным заказам для эксплуатации в химически активных средах, широком диапазоне температур и при заданных перепадах давлений.
  • производство оборудования для агропромышленного комплекса:
    • комплект оборудования для колбасного цеха
    • вакуумные куттеры
    • тестоделительная машина
  • производство топливораздаточных колонок «Россиянка»
  • производство турбокомпрессорных агрегатов для легковых автомобилей и тракторов мощностью 50-125 л.с.

    Два года никто не замечал, что на «Протоны» поставляют бракованные двигатели второй и третьей ступеней

    Браком не назовут?

    С мая ГКНПЦ им. Хруничева начнет поставлять на Воронежский механический завод пересобранные двигатели для второй и третьей ступеней ракет типа «Протон-М». Причина для того, чтобы собирать заново уже готовую продукцию, крайне неприятна: все двигатели, выпущенные в 2015-2016 годах, признаны дефектными.

    «Халатное отношение к своему делу на заводе позволило зайти проблеме очень далеко», – говорит генеральный директор Научно-производственного объединения «Энергомаш» (головной структуры ракетного двигателестроения в России) Игорь Арбузов. По словам руководителя НПО, бракованными следует признать «практически весь задел по второй и третьей ступеням», это 71 двигатель. Согласно уже составленному графику, пересборка займет весь 2017-й год. «Какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год», – добавляет Арбузов. При этом еще раз просчитаться нельзя: любой промах может означать срыв запусков по Федеральной космической программе, проектов Минобороны или коммерческих пусков, что тоже немаловажно.

    Дефекты в двигателях марки РД-0210/0211 и РД-0213/0214 связаны с нашумевшей историей о том, как на предприятии нарушали правила хранения припоя, а также использовали при пайке форсуночных головок газогенераторов припой, не предусмотренный утвержденной технологией. Привело это, в частности, к аварии ракеты «Союз-У» в декабре минувшего года и, как следствие, потере корабля «Прогресс МС-04», на котором доставлялись грузы для экипажа Международной космической станции. Расследовавшая причины аварии госкомиссия пришла к выводу, что наиболее вероятная причина случившегося – вскрытие бака третьей ступени «Союза-У» из-за того, что в насос окислителя при сборке попали посторонние частицы.

    Была выявлена недостача партии одной из марок припоя, группа товарищей дружно подписала акты списания и не стала вникать, куда девался списанный припой нужной марки.

    Из интервью главы НПО «Энергомаш» Игоря Арбузова агентству РИА-Новости

    «Поразительно, что все это было ясно еще в 2015 году», – продолжает Игорь Арбузов. О намеренном «вредительстве», полагает топ-менеджер, речь не идет. Обычное раздолбайство, на которое с 2015 года закрывали глаза. «По моему мнению, марки припоя были просто перепутаны, и я далек от мысли, что это было вредительство, сознательный злой умысел», – говорит глава НПО.

    Напомним, история с припоем вскрылась в январе, во время огневых испытаний двигателей 2-й и 3-й ступеней ракет-носителей «Протон-М». Итогом разразившегося скандала стала смена руководства Воронежского механического завода. Генеральный директор предприятия, Иван Коптев, был отправлен в отставку «в связи с неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции». С 1 марта предприятием руководит Игорь Мочалин, ранее работавший первым заместителем генерального директора ПАО «Пролетарский завод» в Санкт-Петербурге. Первоочередная его задача, говорит Игорь Арбузов, – «восстановить авторитет предприятия и дать уверенность в будущем его работникам». После истории с бракованными двигателями сделать это будет непросто.

    Воронежский механический завод (ВМЗ) производит ракетные двигатели для ракет «Союз» и «Протон-М».

    Конструкторское бюро химавтоматики

    АО «Конструкторское бюро химавтоматики» (АО КБХА) — российское предприятие ракетно-космической промышленности в Воронеже.

    Содержание

    • 1 История
      • 1.1 Создание ракетного двигателя РД-0105
      • 1.2 1960-е — 1980-е
      • 1.3 Период Российской Федерации
    • 2 Продукция
    • 3 Социальная и благотворительная деятельность
    • 4 Руководители
    • 5 Интересные факты
    • 6 См. также
    • 7 Ссылки
    • 8 Примечания

    История [ править | править код ]

    В июле 1940 года на Московском авиационном карбюраторном заводе № 33 (Москва) было создано конструкторское бюро (КБ-2) [2] , которое начало заниматься разработкой агрегатов непосредственного впрыска (НВ) топлива в цилиндры авиационных моторов. Его начальником был назначен заместитель главного конструктора завода С. Косберг.

    13 октября 1941 года карбюраторный завод был эвакуирован в город Бердск, где были продолжены разработка агрегатов непосредственного впрыска [3] . Директором предприятия стал С. А. Косберг.

    В 1946 году предприятие было переведено в Воронеж. Впоследствии [ когда? ] оно было переименовано в КБХА («Конструкторское Бюро Химавтоматики»).

    С 1954 года КБХА разрабатывает и производит жидкостные ракетные двигатели, из которых около 30 выпускало серийно, например, для ракет-носителей «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», «Протон» и др.

    С 2016 года в КБХА одновременно разрабатывается рекордное за всю историю предприятия (в том числе и за советский период) количество ракетных двигателей. Основными предпосылками к этому послужили то, что КБ Горохова осталось единственным, способным проектировать и создавать принципиально новые ЖРД в стране для целей как пилотируемой, так и непилотируемой космонавтики.

    После слияния, в ноябре 2019 года, КБХА с Воронежским механическим заводом общая структура объединённого предприятия перешла в АО КБХА.

    Создание ракетного двигателя РД-0105 [ править | править код ]

    Для выведения трёх первых искусственных спутников Земли были использованы двухступенчатые ракеты-носители Р-7. Тем не менее, для достижения второй космической скорости необходимо было применить третью ступень. Двигатель (РД-0105) для неё разрабатывался в ОКБ-154 (КБХА), которое смогло выполнить поставленную задачу за 9 месяцев [4] ; двигатель получил внутрифирменное название РО-5.

    2 января 1959 года двигатель РД-0105 в составе третьей ступени позволил автоматической межпланетной станции «Луна-1» впервые в истории космонавтики достичь второй космической скорости [5] [6] . При этом сам двигатель стал первым в мире двигателем, который запускался в космическом пространстве. 4 января 1959 станция «Луна-1» пролетела на расстоянии 5—6 тыс. км от лунной поверхности и стала первым искусственным спутником Солнца [7] .

    14 сентября 1959 двигатель РД-0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-2» [6] [8] , которая впервые в мире достигла лунной поверхности и доставила на неё вымпел с изображением Государственного герба СССР.

    4 октября 1959 года двигатель РД-0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-3», облетевшей естественный спутник Земли и сделавшей фотографии его обратной стороны.

    1960-е — 1980-е [ править | править код ]

    В 1960-е — 1980-е годы сотрудниками КБХА впервые в СССР были созданы: ядерный ракетный двигатель, мощный газодинамический лазер (для воздушной военной системы А-60) и кислородно-водородный ЖРД для ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран».

    В 1961 году предприятие было награждено орденом Ленина [3] , а в 1976 году — орденом Октябрьской революции [3] .

    Период Российской Федерации [ править | править код ]

    В сложные 1990-е годы воронежское «Конструкторское Бюро Химавтоматики» сохранило научно-технический потенциал. Несмотря на то, что в эти годы основными источниками финансирования были только зарубежные контракты, ряд конверсионных разработок, а также банковские кредиты, предприятие изыскивало возможность для научно-исследовательских работ по новым ракетным двигателям, заканчивающихся обязательным изготовлением и огневыми испытаниями экспериментальных образцов, анализом и устранением конструкторских, технологических и производственных дефектов по результатам испытаний. К работам, которые позволили развиваться предприятию в 1990-е годы, относятся:

    • разработка трёхкомпонентного ракетного двигателя РД-0750 тягой 200 тонн с применением компонентов топлива кислород, керосин и водород (экономическая целесообразность такого двигателя была доказана ведущими зарубежными и российскими НИИ, первый вариант РН «Ангара» предусматривал применение двигателя РД-0750) [9] ;
    • создание кислородно-водородного двигателя РД-0126 с тарельчатым соплом, применённым специалистами КБХА на практике впервые в мире (этот двигатель успешно прошёл огневые испытания на стенде предприятия);
    • перевод серийных двигателей межконтинентальных баллистических ракет, работающих на экологически «грязных» компонентах на экологически чистое топливо кислород-керосин, также с успешными испытаниями;
    • разработка гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя, успешно испытанного в 1998 году в полёте на скорости 6,5 Махов (впервые в мире сгорание водорода проходило в сверхзвуковом потоке);
    • исследовательские работы и огневые испытания экспериментальных ЖРД [когда?] , работающих на сжиженном природном газе и кислороде для перспективной многоразовой ракетно-космической системы;
    • В начале 2003 года из-за задержки зарплаты сотрудниками предприятия была устроена забастовка[10]
    • В 2005 году предприятие посещал руководитель Федерального космического агентстваА. Н. Перминов[11] . По его мнению, качество менеджмента предприятия на тот момент было очень низкое.
    • В августе 2008 года КБХА успешно провело испытания нового водородного парогенератора многоцелевого назначения [12] .

    По данным июня 2009 года предприятию было выделено из Федерального бюджета 290 млн рублей в обмен на дополнительные акции на сумму 2,9 млн рублей единственному акционеру КБХА «Росимущество» [13] . В августе 2009 указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева акциями КБХА стал распоряжаться Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева [14] . [15] .

    На конец 2013 года: только два ракетных двигателя, разработанных в КБХА в постсоветский период, доведены до этапа лётных испытаний и эксплуатации в составе ракет-носителей: РД-0124 и РД-0110Р.

    В ноябре 2017 года КБХА завершило разработку технического предложения и эскизного проекта на опытный образец кислородно-метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн [16] .

    1.11.2019 г. в состав АО КБХА вошёл ВМЗ [17] [18] .

    Продукция [ править | править код ]

    Двигатели: ЖРД космических ракет-носителей [19]

    • РД-0105 — двигатель третьей ступени ракеты-носителя «Луна»
    • РД-0109 — двигатель третьей ступени ракеты-носителя «Восток»
    • РД-0107, РД-0108, РД-0110 — двигатели третьей ступени ракет-носителей «Молния», «Восход», «Союз»
    • РД-0120 — двигатель второй ступени ракеты-носителя «Энергия»
    • РД-0208, РД-0209 — двигатель ракеты-носителя «Протон»
    • РД-0210, РД-0211, РД-0212, РД-0213, РД-0214 — двигатели ракет-носителей «Протон-К», «Протон-М».
    • РД-0225 — двигатель космической станции «Алмаз».
    • РД-0124 — двигатель второй ступени ракеты-носителя «Союз-2-1в».
    • РД-0124А — двигатель третьей ступени ракеты-носителя «Ангара»

    ЖРД для боевых ракет [20] :

    • РД-0106 — двигатель второй ступени МБР Р-9А
    • РД-0200 — маршевый двигатель ЗУР РЗ-25/5В11 «Даль»
    • РД-0203, РД-0204, РД-0205, РД-0206, РД-0207 — двигатели первой и второй ступеней МБР УР-200
    • РД-0216, РД-0217 — двигатели первой ступени МБР РС-10 (УР-100)
    • РД-0228, РД-0229, РД-0230, РД-0255, РД-0256, РД-0257. Двигатели вторых ступеней МБР РС-20А, РС-20Б, РС-20В (Р-36М)
    • РД-0233, РД-0234, РД-0235, РД-0236, РД-0237 — двигатели первой, второй и третьей ступеней МБР РС-18
    • РД-0242 — двигатель разгонной ступени КР «Гром» П-750 («Метеорит-М»; Индекс ГРАУ 3М25)
    • РД-0243, РД-0244, РД-0245 — двигатели первой ступени БРПЛ РСМ-54

    Перспективные разработки [21] :

    • РД-0410 — единственный разработанный в СССР действующий ядерный ракетный двигатель. Двигатель для перспективных космических аппаратов.
    • ГДЛ РД-0600 — газодинамическийлазер.
    • РД-0146. Для верхних ступеней перспективных ракет-носителей («Ангара», «Протон-М», «Союз-2-3»)
    • РД-0750 — двухрежимный трёхкомпонентный (кислород-керосин-водород) ЖРД на базе РД-0120 для перспективных ракет-носителей и многоразовых КА.
    • ГПВРД58Л — экспериментальный осесимметричный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель на водороде. (для летающей лаборатории «Холод»). Разработка совместно с ЦИАМ им. П. И. Баранова
    • РД-0110МД, РД-0162 («Волга»), РД-0162М — ЖРД на метане для перспективных многоразовых ракет-носителей [источник не указан 967 дней] .

    Исследовательские проекты [22] :

    • РД-0126Э — ЖРД с тарельчатым соплом, для перспективных ракет-носителей
    • РД-0126 — ЖРД с соплом Лаваля, для перспективных ракет-носителей
    • Кислородно-водородный ЖРД с регулируемой площадью критического сечения (за счёт выдвижения центрального тела)
    • ЖРД для РН «Энергия» с изменяемым в процессе работы соотношением компонентов топлива.
    • Модель лазерного ракетного двигателя (ЛРД). Разработана совместно с Исследовательским Центром им. М. В. Келдыша и НИИ оптико-электронного приборостроения. Тяга создаётся за счёт плазменной вспышки, инициированной лазером.

    Социальная и благотворительная деятельность [ править | править код ]

    Сотрудники КБХА, включая руководство предприятия, активно разрабатывают программы для привлечения молодёжи в отрасль, участвуют в мероприятиях, способствующих воспитанию подрастающего поколения, помогающих заинтересовать техникой вообще и космонавтикой в частности, выбрать дальнейший жизненный путь, с этой целью оказывают помощь ряду учебных заведений [23] .

    Руководители [ править | править код ]

    • Косберг Семен Ариевич — первый руководитель КБХА [4]
    • Конопатов Александр Дмитриевич — главный конструктор с 1965 года[24] . В 1970 году Александру Дмитриевичу была присвоена Государственная премия СССР за участие в разработках технологий доставки лунного грунта на Землю.
    • Рачук Владимир Сергеевич — гендиректор и генеральный конструктор КБХА [25][26] ; в 2006 году стал почётным гражданином города Воронежа[27] .
    • Камышев Алексей Васильевич — исполнительный директор с октября 2015 по август 2017 года, Белоусов Игорь Иванович — исполнительный директор с октября 2017 года.
    • Горохов Виктор Дмитриевич — главный конструктор с октября 2015 года [28]

    Интересные факты [ править | править код ]

    После открытия уголовного дела на бывшего руководителя КБХА Рачука В. С., его должность журналисты прочили бывшему мэру Москвы Ю. Лужкову. Последний вынужден был давать на этот счёт комментарии, опровергающие указанное предположение [29] .

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Что такое драйвер для шагового двигателя
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector