Vikupautomsk.ru

Выкуп Авто МСК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

DARPA выбрала троих подрядчиков для программы DRACO – создания ядерной силовой установки для ближнего космоса

DARPA выбрала троих подрядчиков для программы DRACO – создания ядерной силовой установки для ближнего космоса

Поделитесь в соцсетях:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)

Управление DARPA объявило о заключении контрактов на первую фазу программы DRACO (Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations). Заявленная цель программы — продемонстрировать ядерную тепловую двигательную установку на низкой околоземной орбите к 2025 году. В тройку главных подрядчиков, выбранных DARPA, входят General Atomics, Blue Origin и Lockheed Martin.

DARPA заявляет, что быстрое маневрирование является основным условием для современных операций Министерства обороны США на суше, на море и в воздухе. Однако быстрое маневрирование в космосе было сложной задачей из-за используемых сегодня электрических и химических космических силовых установок. Эти системы имеют ограничения по соотношению тяги к весу с точки зрения электрического и топливного КПД для химических силовых установок. Ядерная тепловая двигательная установка DRACO обладает потенциалом для высокого отношения тяги к массе, аналогичным космической химической двигательной установке, при этом приближаясь к высокой топливной эффективности электрических систем.

Такое сочетание эффективности позволило бы космическому кораблю DRACO быть более манёвренным. Это, в свою очередь, позволило бы реализовать основной запрос Министерства обороны – быстрое маневрирование в космосе между Землёй и Луной. Менеджер программы DRACO майор Натан Грейнер из ВВС США говорит, что три команды уже продемонстрировали возможности в разработке и развёртывании усовершенствованных реакторных, двигательных и космических систем. Ядерная тепловая импульсная технология, которую стремятся разработать и продемонстрировать в рамках данной программы, должна стать основой для будущих операций в космосе.

Первая фаза программы DRACO длительностью 18 месяцев состоит из двух направлений. Направление А включает эскизный проект ядерного теплового реактора и концепцию двигательной подсистемы. Направление B имеет цель создать концепцию оперативного системного космического корабля, предназначенного для достижения целей миссии. Также в рамках направления B планируется разработать демонстрационную систему. Грейнер говорит, что первая фаза программы включает в себя усилия по снижению риска, чтобы позволить демонстрацию на орбите на более поздних этапах программы.

General Atomics выполняет работы по разработке реактора в рамках направления A. В то же время Blue Origin и Lockheed Martin будут независимо друг от друга выполнять работы по направлению B. Первая фаза программы DRACO повлияет на последующие этапы проектирования, изготовления и демонстрации на орбите. DARPA будет продвигать все последующие этапы в будущем.

Буксир в невесомость

  • О компании
  • Производство
  • Новости
  • Статьи
  • Сертификаты

Буксир в невесомость

Многие советские ученые и инженеры мечтали о создании мощной энергодвигательной установки для продолжительных космических полетов и эффективной работы на орбите. Скоро их мечты осуществятся. Глава Роскосмоса, Владимир Поповкин, заявил, что уже в 2017 году в России был выпущен образец ядерной энергетики мегаваттного класса, который будет применен для межпланетных миссий. В 2018 году уже прошли первые испытания ядерного редактора для последующего его использования в этих целях. Далее мы остановимся на краткой предыстории этого вопроса и этапах развития.

В 2010 году вышло распоряжение президента Российской Федерации Дмитрия Медведева продолжать разработке по проекту космического транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) на базе ядерной энергетической установки мегаваттного класса. Было запланировано несколько десятков мероприятий в этой сфере, и выделено свыше 17 миллиардов рублей на реализацию поставленных целей в период с 2010 по 2018 год. Около 7,2 миллиардов рублей отдано на разработку реактора, 4 миллиарда – на создание ядерно-энергетической системы, и почти 6 миллиардов – на окончательное формирование рабочей установки и всего транспортно-энергетического модуля. Как видим, на этот проект возлагались особые надежды.

Руководство «Росатома» считает этот проект весьма успешным. Того же мнения придерживались и другие видные деятели космической отрасли. А как оценивают ситуации непосредственные участники, все те, кто работают над созданием реактора и ядерно-энергетической установки? Особенно сейчас, когда в Интернете ходят слухи о кризисе и неудачах Роскосмоса? Чтобы ответить на эти вопросы, мы встретились с гендиректором РАН Анатолием Коротеевым. Он исполняет функции лидера проекта ТЭМ, а также является главой этого направления – под его руководством проводятся основные работы по формированию конечного облика транспортно-энергетического модуля.

Совместная работа

— Анатолий, можете уточнить, кто и за какие аспекты отвечает в этом проекте?

— Лично я руковожу «Центром Келдыша», который отвечает за создание ядерной энергодвигательной установки. Мы работаем по основным производственным и инженерно-техническим вопросом, а также решает все возникающие в ходе работ проблемы. Также есть головной центр, занимающийся разработкой ядерного реактора, НИКИЭИ и Ракетно-космическая корпорация «Энергия», специализирующаяся на самом транспортном модуле.

— Я так понимаю это три главных звенья. А кто еще работает над данным проектом, может быть какие-то дополнительные структуры или научные центры?

— Одним из ключевых принципов всего этого проекта является кооперация предприятий «Росатома», которые отвечающая за создание реактора, а также научно-исследовательских центров Роскосмоса, которым поручена разработка и производство генераторов, двигателей и турбокомпрессоров. Проект базируется на научных наработках прошлых лет. Так, например, в изготовлении реактора применяются достижения Подольского научно-исследовательского института и Курчатовского центра. Для замкнутого контура были использованы наработки «Центра Келдыша» и воронежского КБ химической автоматики. Также для создания генератора привлекаются специалисты и научные работники Института электромеханики.

— Анатолий, вы руководите межведомственной рабочей группой. Какие вопросы она решает и как часто возникают проблемы при реализации данного проекта?

— Встречи проводятся один или два раза в месяц, в зависимости от необходимости. Мы стараемся решать вопросы сразу же, однако бывает и так что приходится дожидаться результатов других исследований. В прошлом месяцы важным вопросом было изучение преимуществ и недостатков разных видов конструкции холодильника-излучателя, необходимого для отвода тепла от реакторной установки в процессе полета, а также в безвоздушном пространстве. В результате мы договорились провести несколько натурных испытаний реактора.

Новая рабочая схема

— Всем известно, что разработки ядерных ракетных двигателей в СССР и США выдвигались еще в 60-х годах XX века. Чего удалось достигнуть за это время? Какие проблемы и неудачные проекты были? И есть ли варианты усовершенствования существующих систем?

Читать еще:  Что такое ресивер для двигателя 2112

— В СССР были предприняты первые попытки использования ядерной энергии в космосе. Да, успешные наработке в этой отрасли были и в 60 и в 70-е годы прошлого века, причем как у нас, так и за рубежом. Однако многие из них требовали пересмотра, что и было сделано. В первую очередь было необходимо создать ракетный двигатель, у которого использовался бы нагрев водорода до 3000 градусов. Сделать это оказалось не так просто, как ожидалось. Добиться большей тяги удается лишь на короткое время, при этом потом мы выбрасываем струю, которая при нештатной работе чаще всего радиоактивно заражена. За все это время ни в России, ни в США не было разработано действительно надежного двигателя. Также возникли экологически проблемы, так как при испытании двигателей радиоактивные струи выходили в атмосферу. Раньше такие работы проводились в Семипалатинском полигоне в Казахстане.

— Получается, что основные проблемами были запредельная температура и выброс радиации?

— В принципе, да. В любом случае работы были прекращены, либо же приостановлены на неопределенный срок. По моему мнению, возвращаться к старой программе и возобновлять испытания со всеми их минусами было бы неразумно. Мы стали работать по совершенно иной схеме. Для сравнения приведем отличия гибридного автомобиля от обычного. В обычной машине двигатель крутить колеса, а в гибридной – двигатель выбрасывает электроэнергию, которая уже приводит колеса в движения.

То есть появляется еще один, дополнительный компонент, промежуточная электростанция. По нашей схеме космический реактор не нагревает струю, а вырабатывает электричество. Поступающий из реактора газ приводит в движение турбины, которая в свою очередь задействует компрессор и электрогенератор – получается, так называемая циркуляция рабочего объекта по замкнутому контуру. Генератор при этом создает электричество для плазменных двигателей с удельной тягой в разы больше (в 15-20 раз в зависимости от версии двигателя) чем для химических.

— Какая-то сложная схема, напоминающая мини-АЭС в космическом пространстве. Каковые ее преимущества и есть ли недостатки по сравнению с прямоточным ядерным двигателем?

— Преимущество состоит в том, что воспроизводящаяся струя не радиоактивная, так как реактор пропускает иное рабочее тело, расположенное в замкнутом контуре. Помимо этого, не требуется нагревание водорода до максимально возможных температур – инертное рабочее тело в реакторе нагревается до 1500 градусов. Это более упрощенная система, которая к тому же позволяет увеличить удельную тягу в целых 20 раз в сравнении с химическими аналогами. Еще одним плюсом является то, что больше не нужны финансово затратные и сложные в организации натурные испытания. Все испытания можно проводить в Российской Федерации, не задействуя другие регионы и страны постсоветского пространства.

Финансирование и организация проекта

— Для реализации такого масштабного проекта нужно довольно много времени, сил и, конечно же, денег. Чтобы выполнить поставленные задачи точно в срок, используются ли какие-либо дополнительные организационные и финансовые средства? Может быть от Роскосмоса, правительства РФ или коммерческих структур?

— Как известно, на реализацию проекта в период с 2010 по 2018 год было выделено 17 миллиардов рублей. В результате поступила сумма в меньше размере, однако ее вполне достаточно для научно-технических разработок в ближайшие пять лет.

— Есть ли подобные проекты в других странах? И насколько успешные американские разработки?

— Несколько месяцев назад я встречался с заместителем главы НАСА, мы обсудили актуальные вопросы развития отрасли, а также проблемы, связанные с началом работ по ядерной энергии в космосе. Представитель НАСА заявил, что для США заинтересованы в возобновлении старых проектов. Однако больше узнать не удалось. Возможно, что в Китае ведутся аналогичные нашим разработки. Поэтому тянуться с реализацией этого проекта точно не стоит. Эффективной была бы международная кооперация, но о ней еще рано говорить. Вероятнее всего, будет созвана международная рабочая группа по ядерно-космической энергоустановке, подобная существующей сейчас программе «управляемого термоядерного синтеза».

Взгляд со стороны

По мнению Эдварда Кроули, главным вкладом российских ученых и инженеров при подготовки международной экспедиции к Марсу является создание мощных и надежных ядерных двигателей, а также современных подходы ускоренной адаптации космонавтов к суровым условиям. Как и многие отечественные специалисты, Кроули уверен, что только кооперация международных экспертов в этой области позволит осуществить полет на Марс. Совместные силы США, России, Европейского Союза и Китая дают возможность говорить о технологическом прорыве. Российский опыт в сфере создания ядерных двигателей был бы очень полезен, не менее важным также считаются наработки в освоении ядерных технологий.

Важно

Разрабатываемый транспортно-энергетический модуль на базе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса позволяет увеличить уровень энергообеспечения космических аппаратов в 30 раз, а также существенно сэкономить на расходе топлива маршевой двигательной установки. С помощью новейшей космической установки можно решить целый спектр научных задач современности. Это и защита земли от астероидов, и доставка грузов на орбиту, и изучение поверхности Луны и многие другие научно-исследовательские миссия в космосе.

Пессимистический взгляд

— Это просто невероятно! За тридцать лет СССР и США не смогли закончить свои испытания ядерного двигателя, потом был долгий этап затишья, и сейчас все сразу ринулись сотрудничать, и во главе всего этого Роскосмос, который обещает всего за три года открыть путь к Марсу и другим планетам. Что же нам остается делать? Или уже сейчас копить деньги, чтобы переехать на Марс, как это обещает Илон Маск?

Дополнение к истории вопроса

Первые идеи использования ядерных двигателях в космических аппаратах появились в 60-е годы прошлого века. Под руководством академиков Сергея Королева, Игоря Курчатова и Мстислава Келдыша были созданы космическая и атомная программа, которая специализировалась на решении данной задачи. Подобные разработки были начаты и в США. Однако ракеты с ядерными двигателями так и не появились. Известно, что за 20 лет работы советские специалисты провели более 30 испытаний космических аппаратов с ядерными энергоустановками. Такие установки имели свои недостатки, в частности недостаточную мощность и небольшой срок эксплуатации.

В конце 80-х годов было принято решение не запускать больше подобные спутники. Однако за последние несколько лет ситуация изменилась, и возможно усилиями Роскосмоса и «Росатома» старые запреты будут сняты. Так, например, глава РКК «Энергия» Виталий Лопота отметил, что подобные космические корабли должным быть испытаны на орбитах, где нет возможности их падения. Он уверен, что создание термоэмиссионных энергоустановок с мощностью от 150 киловатт требует лишь времени, а все необходимые научные разработки уже существуют, то есть подготовка к выпуску орбитальных спутников идет полным ходом.

Читать еще:  В гольф какой можно воткнуть двигатель

Испытан ключевой элемент космического ядерного двигателя

В России завершились наземные испытания системы охлаждения космической ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса, сообщается на сайте госзакупок. «Работы выполнены в полном объеме. Результаты соответствуют требованиям технического задания», — говорится в акте приемки работ. Отмечается, что система охлаждения — один из самых важных элементов ЯЭДУ.

Как следует из материалов, испытания указали закономерности работы элементов и узлов систем отвода тепла в условиях, максимально приближенных к космическому пространству.

Кроме того, «изготовлены и испытаны экспериментальные образцы генератора капель и элементов заборного устройства, выполнена программа экспериментальных исследований модели капельного холодильника-излучателя».

Заказчик работ — госкорпорация «Роскосмос», головной исполнитель — ГНЦ «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша».

Ядерные энергодвигательные установки, способные обеспечить полеты в космосе на дальние расстояния, сильно нагреваются, поэтому им требуется эффективная система охлаждения. При этом тепло от них нужно отводить во внешнее космическое пространство — и только в виде излучения.

Традиционным способом решения этой задачи стали выносимые во внешнюю часть корабля панельные радиаторы, по трубам которых циркулирует жидкость-теплоноситель, «сбрасывающая» лишнее тепло в космос. Но такие радиаторы, как правило, слишком большие и тяжелые. Кроме того, они никак не защищены от попадания метеоритов.

Российские специалисты разработали новое решение в виде так называемого капельного холодильника-излучателя. Это установка, похожая на душ, в которой жидкость (смесь гелия и ксенона) не циркулирует в трубах, а распыляется в виде капель прямо в открытое космическое пространство, там отдает тепло, а затем улавливается заборным устройством и проходит цикл заново.

Из-за большей площади поверхности капель жидкость охлаждается гораздо быстрее, а конструкция становится значительно легче, вдобавок повышается ее живучесть: метеорит, пролетевший через жидкость, никак не повредит систему охлаждения.

«Успешное испытание системы охлаждения означает, что российским ученым удалось решить ключевую проблему на пути создания ЯЭДУ. Дело в том, что у атомной силовой установки один большой недостаток — она очень сильно нагревается. Если на Земле ядерный реактор охлаждается под напором воды, то в космосе такая возможность отсутствует», — рассказал младший научный сотрудник НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ Василий Петров.

ЯЭДУ — перспективный двигатель для космических аппаратов, который позволит совершать межпланетные полеты в несколько раз быстрее, чем сейчас. С его помощью Россия получит возможность проводить исследования Луны, Марса, дальних планет Солнечной системы и создавать там автоматические базы, пишет RT.

«Принцип работы ЯЭДУ заключается в том, что компактный ядерный реактор вырабатывает тепловую энергию, которая с помощью турбины преобразуется в электрическую. Она нужна для того, чтобы питать энергией ионные электрореактивные двигатели и оборудование», — пояснил Василий Петров.

Инициатором создания ЯЭДУ считается академик отделения физико-технических проблем энергетики РАН, бывший генеральный директор Исследовательского центра имени М. В. Келдыша Анатолий Коротеев. Головной разработчик атомной энергодвигательной установки — Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н. А. Доллежаля (НИКИЭТ).

Создание ЯЭДУ ведется в рамках запущенного в 2010 году проекта транспортно-энергетического модуля (ТЭМ), над которым работают предприятия «Росатома» и «Роскосмоса». Согласно графику Комиссии по модернизации при президенте РФ, опытный образец ядерного реактора мегаваттного класса должен появиться до конца 2018 года. В материалах «Росатома» подчеркивается, что проект не имеет аналогов в мире.

Как сообщил ранее генеральный конструктор НИКИЭТ доктор технических наук Юрий Драгунов, в основу ЯЭДУ лег накопленный с 1960-х годов опыт создания ядерных ракетных двигателей, термоэлектрических энергоустановок и эксплуатации всевозможной космической техники. Мощность первого образца ядерной энергодвигательной установки он оценил в 1 МВт.

Однако, как заявил Драгунов, в недалеком будущем Россия сможет производить 10-мегаваттные установки, «что подразумевает практически неограниченные возможности энергетики для космоса». По его словам, ЯЭДУ будет обладать более высоким коэффициентом полезного действия, так как тепловая энергия реактора не будет направляться на разогрев газовой смеси.

В процессе работы над космической атомной установкой специалисты НИИ НПО «Луч» (Подольск) впервые в мире разработали промышленную технологию создания монокристаллических длинномерных трубок из тугоплавких металлов (молибден, вольфрам, тантал, ниобий) и сплавов. Это изобретение позволяет изготавливать агрегаты двигателей, способных работать при температуре 1500 °C.

Василий Петров рассказал, что достижения при разработке ЯЭДУ и ТЭМ позволят создать управляемый с Земли необитаемый космический аппарат, который сможет быстрее и эффективнее транспортировать различные грузы на другие планеты и выполнять функции межорбитального буксира. Сегодня для аналогичных целей используется разгонный блок «Фрегат».

«Надо понимать, что “Фрегат” — это одноразовый аппарат, расходующий гигантское количество топлива. После выполнения своей задачи он сгорает. Конечно, это недешевое удовольствие. Гораздо экономичнее иметь в космосе многоразовое транспортное средство, которое человек будет использовать по необходимости, причем на протяжении десятков лет. Это будет по-настоящему революционная разработка», — отметил Василий Петров.

Как полагает эксперт, ядерная энергодвигательная установка не несет опасности для окружающей среды. Отработавший свой ресурс реактор может быть отправлен на «орбиту захоронения», куда уводятся аппараты после выхода из строя. Василий Петров также не исключает, что через десятки лет человечество изобретет технологию утилизации ЯДЭУ.

Ядерный двигатель для космоса принцип работы

Владимир Долгих, ветеран атомной энергетики и промышленности, журналист

В Северске прошло одно мероприятие, тихо, почти незаметно. Хотя по уровню его участников и актуальности обсуждаемых вопросов о нём надо бы «протрубить» на весь горол. Ведь не каждый же год к нам наезжает фактически второе лицо компании ТВЭЛ Михаил Зарубин. Причем не с обычным рабочим визитом: цеха там посмотреть или местное начальство заслушать. На сей поднимались вопросы взаимодействия ТВЭЛ и СХК с территорией присутствия, их вклад в развитие социальной сферы Северска!

Василий Ковалев, Санкт-Петербург

Говорят, на грани веков русскими овладевает безумная страсть к разрушению. Охваченные жаждой перемен, русские своими руками дробят свою страну, на несколько десятилетий отбрасывая назад экономику. Куда сегодня движется страна? На этот вопрос нет ответа. Постреволюционной России было отмерено всего 70 лет — это исторический миг, сравнимый с жизнью человека. Для сравнения: династия Романовых правила страной три века, а цивилизация Древнего Египта существовала 40 веков!

Читать еще:  Аппаратная замена масла двигателя что это такое

В.Н. Комлев, инженер-физик, пенсионер, Апатиты

Цель моих публикаций – инициировать плодотворное обсуждение ситуации вокруг чрезвычайно важного объекта — федерального пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО). Этому могла бы поспособствовать направленная в уважаемый геологический журнал (для рубрики «Гипотезы, сообщения, дискуссии») статья. С публикацией не сложилось, бывает.

Что можно сделать с радиоактивными отходами ядерной энергетики

Август объявлен месяцем экологии. Одной из наиболее сложных экологических проблем считается обращение с радиоактивными материалами. Институт физической химии и электрохимии РАН (ИФХЭ РАН) с самого начала существования атомной отрасли в СССР — в прошлом году ей исполнилось 75 лет — вел исследования, связанные с делящимися материалами.

Бурное развитие возобновляемых источников энергии отодвинуло на задний план внимание к проектам создания термоядерного реактора. Но безуглеродный термояд по-прежнему находит финансирование. Продолжается строительство знакового для термоядерной энергетики международного демонстрационного термоядерного реактора ИТЭР во Франции. Федеральное правительство США выделило 4,7 миллиарда долларов на развитие новой технологии и связанные с ней научные разработки.

Концерн «Росэнергоатом» (входит в «Росатом») застрахует от катастрофических рисков все атомные станции России на два года, сумма страховки составит 2,044 трлн руб. Согласно протоколу на сайте госзакупок, победителем торгов стала компания «Согаз». Она получит страховую премию в размере 3,3 млрд руб.

Г.Ю. Никольский

Физики расходятся в интерпретациях квантовой механики и в мнениях о корпускулярно-волновом дуализме. Характерные названия физических моделей: абсолютно чёрные тела, черные дыры и темная материя говорят об отсутствии ясного представления оприроде материальных объектов. Наука отметает духовное начало и превосходит религию, представляя сотворение мира, как большой взрыв, взяв за основу гипотезу веселого физика.

«Закрываемую Игналинскую атомную электростанцию ожидает самый большой вызов в истории электростанции – демонтаж ядерных реакторов типа РМБК. Физические демонтажные работы активной зоны реактора (R3), которые начнутся в 2027 году, являются уникальным проектом, не имеющим аналогов в мире. Демонтаж двух самых мощных в мире реакторов типа РБМК – первый в мировой практике проект по снятию с эксплуатации такой атомной электростанции».

Б.И.Нигматулин, д.т.н., профессор

24 сентября 1941 лондонское радио сообщило о ноте правительства Англии правительству Финляндии, в которой говорилось о недопустимости для финской армии продвижения за границу 1939 г. на территорию Советского Союза.

Президент России Владимир Путин дал понять, что он определенно хочет, чтобы на финской земле была построена атомная электростанция российского дизайна и частично находящаяся в собственности России. Первоначально предполагалось, что атомная электростанция «Фенновойма» будет производить электроэнергию в 2020 году. Теперь совместное финско-российское предприятие поставило цель запустить ядерный реактор в 2028 году.

Необходимые меры

VII. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ

Необходимо оптимизировать эксплуатацию природных ресурсов, на ко­торых в значительной степени держится экономика России. Для их сохране­ния будущим поколениям следует принять следующие меры.

Ушёл из жизни Геннадий Петрович Хандорин. «Сибирский славный Хан», как пелось в одной самодеятельной песне, рождённой в Северске.

Д.Л. Подушков, депутат Удомельской городской Думы, фракция КПРФ

Кандидаты в различные органы власти от «Единой России» продолжают злоупотреблять, по моему мнению, административным, информационными и бюджетными ресурсами, нарушают принципы «честных выборов», что В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ обещают россиянам и «гарант Конституции РФ» Президент РФ В.В.Путин, и лидеры партии. ЛИБО соответствующие надзорные органы саботируют указания Президента!

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) проанализировал итоги работы российской промышленности в июле 2021 года. По оценкам института, в июле продолжается значительный рост производства и спроса на промышленную продукцию, при этом темпы прироста постепенно замедляются. Основными локомотивами роста снова становятся отрасли ТЭК.

Ядерное топливо третьего поколения для ВВЭР-440

На энергоблоке № 4 Кольской АЭС успешно завершился пятый цикл облучения российского ядерного топлива поколения РК-3 для реакторов ВВЭР-440. Телевизионный осмотр облученного топлива с помощью специализированного оборудования показал, что после пяти циклов облучения все сборки РК-3 сохраняют свою изначальную геометрию, и все тепловыделяющие элементы — герметичны: «повреждений и формоизменений элементов рабочих кассет не выявлено».

Необходимые меры

Концепция подготовлена рабочей группой с учетом решений Форума, про веденного в мае 2019 г. Российской академией наук совместно с Вольным эко номическим обществом. Руководили работой академик РАН Р.И.Нигматулин, д.т.н. Б.И.Нигматулин. В рабочей группе работали академики РАН А.Г.Аганбегян, В.И.Осипов, Г.А.Папцов, А.В.Петриков, И.Г.Ушачев, П.А.Чекмарев, члены-кореспонденты РАН А.Р.Бахтизин, В.А.Цветков, д.э.н. Е.Б.Ленчук, д.э.н. В.В.Локосов, д.э.н. С.В.Чернявский, к.ф.-м.н. К.Х.Зоидов, к.э.н. Е.В.Моргунов, к.г.н. Ю.А.Симагин, а также сотрудники неакадемических учреждений: к.т.н. М.Д.Абрамов, д.э.н. В.А.Кашин, д.э.н. В.М.Симчера.

Е.П.Велихов, д.ф.-м.н, профессор, академик РАН; В.Д.Давиденко, д.т.н; В.Ф.Цибульский, д.т.н. НИЦ «Курчатовский институт»

В статье рассматривается вопрос развития ядерной энергетической системы в текущем столетии. Значимость этого вопроса как для перспективы, так и для выбора способов решения текущих энергетических задач высока, что в большой степени обусловлено нарастающими ограничениями экологического характера.

В.Путин: Алексей Евгеньевич, компания «Росатом» относится к числу наиболее крупных компаний России, многопрофильных, в неё входят 350 организаций и 300 тысяч работающих. Как Вы оцениваете ситуацию в компании?

В.Н. Комлев, инженер-физик, пенсионер, Апатиты

Настоящая статья, как оценочное профессиональное суждение автора для попытки понимания долговременного будущего, посвящена анализу опубликованной в открытых источниках информации по теме захоронения особо опасных радиоактивных отходов (РАО) в России. Хоронить РАО, безусловно, нужно. Но где и как?

Владимир Долгих, ветеран атомной энергетики и промышленности, журналист

Было время, когда в обществе сформировалось мнение, что для депутата как муниципального, так и федерального уровня, необходим диплом юриста или экономиста. А лучше оба сразу! Если, конечно, он намерен быть парламентарием полноценным. Но познакомившись с ответом за подписью исполняющей обязанности прокурора Северска госпожи Блинниковой, направленным в адрес депутата тамошней думы Владимира Петрова, понимаешь – двух будет маловато. Нужен ещё один – филолога.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector